Рекомендации организации работы по формированию культуры безопасного поведения у подростков
Рекомендации организации работы по формированию культуры безопасного поведения у подростков
Статистические данные о возрастании числа гибели подростков на пожарах, при ДТП, от употребления алкоголя и наркотиков, курения, жестокого обращения с детьми и т.д. говорят о необходимости проведения профилактической работы по формированию культуры безопасного поведения.
Подростковый возраст противоречив: с одной стороны подростки сами являются источником опасности, безответственно относятся к своей безопасности, с другой стороны – этот возраст наиболее благоприятен для формирования культуры безопасного поведения, так как подростки готовы осознавать поступки, анализировать, высока роль в умении самопознания, самовоспитания, саморазвития.
Цель lданной разработки : Формирование культуры безопасного поведения у подростков
Ожидаемые результаты: повышение уровня культуры безопасного поведения у подростков, ответственного отношения к своей жизни и здоровью.
Работа по формированию культуры безопасности будет эффективна, если использовать различные методы(приведены в работе).
Приведен примерный план мероприятий, направленных на воспитание культуры безопасного поведения подростков
Методические рекомендации составлены с учетом психологических, особенностей подростков, с применением эффективных методов и могут быть использованы учителями, классными руководителями, психологами, социальными педагогами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации организации работы по формированию культуры безопасного поведения у подростков »
Автор: Федотова Марина Владимировна,
учитель ОБЖ, заместитель директора по безопасности МКОУ «Нурменская СОШ»
Рекомендации по организации работы с подростками
по формированию культуры безопасного поведения
Статистические данные о возрастании числа гибели подростков на пожарах, при ДТП, от употребления алкоголя и наркотиков, курения, жестокого обращения с детьми и т.д. говорят о необходимости проведения профилактической работы по формированию культуры безопасного поведения.
Подростковый возраст противоречив: с одной стороны подростки сами являются источником опасности, безответственно относятся к своей безопасности, с другой стороны – этот возраст наиболее благоприятен для формирования культуры безопасного поведения, так как подростки готовы осознавать поступки, анализировать, высока роль в умении самопознания, самовоспитания, саморазвития.
Цель: Формирование культуры безопасного поведения у подростков
Задачи:
Формировать у подростков потребность в безопасном поведении;
воспитывать ответственное отношение подростков к своей жизни и безопасности;
повысить уровень знаний подростков по правилам безопасного поведения, используя различные эффективные методы;
создать условия для формирования стремления к самопознанию, самопониманию, развивать уверенность в своих силах и способностях;
отрабатывать умения действовать в различных опасных ситуациях, планируя свою деятельность, анализируя ситуации, принимая правильные решения;
мотивировать подростков на формирование поведения безопасного типа, здорового образа жизни;
развивать творческие способности, используя индивидуальные особенности подростков.
Участники: администрация ОУ, учителя – предметники, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, учащиеся, родители, педагоги дополнительного образования, представители служб и организаций (МЧС, полиция, наркоконтроль, медики, ГИБДД и др.).
Принципы: гуманизм, системность, индивидуальный подход, последовательность (от простого к сложному), комплексное использование эффективных методов.
Ожидаемые результаты: повышение уровня культуры безопасного поведения у подростков, ответственного отношения к своей жизни и здоровью.
Процесс формирования культуры безопасного поведения длительный, многогранный, целенаправленный.
Основными требованиями к социально-педагогической деятельности в связи с реализацией задач формирования культуры безопасного поведения являются следующие:
профессионально-этическая ответственность специалистов за профилактику и охрану физической, психологической, социальной безопасности личности;
способность педагога самому являться образцом культуры безопасного поведения и обучать этому подростков;
позитивное отношение к личностному росту подростка, поощрение в нем чувства собственного достоинства в отношениях с людьми, деятельности, поведении;
учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности;
организация совместной коллективно-творческой деятельности с подростками с привлечением организаций дополнительного образования, для формирования нравственных, мировоззренческих, правовых взглядов и убеждений по проблемам безопасности, формированию ценностного отношения у подростков к своему здоровью и безопасности.
Систематизация деятельности, которая включает в себя: диагностику, планирование, стимулирование, организацию, коррекцию воспитания культуры безопасности позволит достичь положительных результатов.
Педагог как лицо, заинтересованное в повышении культуры безопасного поведения подростков является координатором деятельности, осуществляет посредническую функцию. Ему необходимо:
- изучить документацию (нормативные документы образовательного учреждения, план работы школы и классных руководителей и др.);
- провести диагностику уровня культуры безопасного поведения с помощью тестов (Мошкина В.Н. , которая характеризует способность к успешной деятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях, Р.Л.Оксфорд, И.Г. Юдина «Умеете ли Вы планировать свою деятельность?», Л.А. Александрова, С.Г. Морозова «Умеете ли Вы принимать решения?», С.Г. Щербакова «Умеете ли Вы проектировать свою деятельность?»), наблюдение за поведением подростков, беседы с детьми и их родителями;
- организовать планирование деятельности с привлечением педагогов школы, дополнительного образования, учреждений и служб МЧС, полиции, медицины и т.д.;
- осуществлять контроль за проведением мероприятий. При необходимости вносить изменения в план работы с учетом индивидуальных особенностей подростков, внешних условий. Проводить индивидуальную работу с участниками образовательного процесса;
- повести повторную диагностику, обсудить полученные результаты с подростками, родителями, классными руководителями, педагогами;
- определить дальнейшую работу с учетом полученных результатов и пожеланий участников образовательного процесса.
Работа должна строиться по направлениям:
создание здоровьесберегающей инфраструктуры учреждения;
образовательный процесс (педагоги, учащиеся, родители);
внеурочная деятельность (школьная - кружки, секции, соревнования, беседы и т.д.;)
учреждения дополнительного образования – интерактивные мероприятия, тренинги, лекции, экскурсии и т.д.)
Для создания комфортной, безопасной обстановки в школе необходимо привлекать не только педагогов, но и подростков, создавая сектор дисциплины, организовывая дежурство на переменах, привлекать подростков к анализу травмаопасных ситуаций, нарушений правил поведения в школе, планированию работы по их предупреждению и т.д.
Во время проведения образовательного процесса необходимо на каждом уроке учебного плана уделять внимание формированию безопасного поведения.
Например, на уроках русского языка и литературы можно использовать примеры из произведений для анализа безопасных ситуаций. Интересен подросткам вид работы как синквейн. (Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.) За основное слово можно взять: пожар, здоровье, безопасность и т.д.
Необходимо использовать возможности уроков как системы по формированию культуры безопасного поведения. Так уроки истории, обществознания можно использовать для формирования мировоззренческих и нравственных установок. Воспитывать у подростков любовь к Родине, чувство долга, толерантность, уважение к старшему поколению, ответственное отношение к принятию решений и т.д. На уроках математики можно считать калории для здорового питания, правильно распределять нагрузку, скорость безопасного движения или тормозной путь автомобиля и т.д. На уроках анатомии изучая особенности строения организма, особое внимание уделять формированию здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью.
Самыми травмоопасными уроками в школе является физическая культура, трудовое обучение, физика, химия, биология, информатика. Учителям самим на уроках важно соблюдать безопасные условия и формировать безопасные навыки у учащихся, проводя инструктажи, беседы, контролируя правильность выполнения упражнений, заданий и т.д.
Предмет ОБЖ является основным по формированию у подростков личности безопасного типа. На уроках необходимо использовать решение проблемных ситуаций, отрабатывать практические умения и навыки безопасного поведения, анализировать опасные ситуации. Для мотивирования у подростков интереса к предмету использовать кроссворды, викторины, пословицы, поговорки, ребусы, конкурсы рисунков, творческих работ, проектов. С целью повышения познавательной активности на уроках использовать презентации, видеролики, мультфильмы по формированию безопасного поведения, компьютерные игры. Для подростков интересна и эффективна проектная деятельность. Подросток приобретает опыт творчества, умения работать с информацией. Например, конкурс проектов «Герой нашего времени», создание книги «Практические советы по выживанию в экстремальных условиях» и т.д.
Особое внимание следует уделить внеклассной деятельности по формированию у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, готовности к безопасному поведению.
Классному руководителю при построении внеклассной работы с подростками необходимо планировать следующие мероприятия:
- тренинги по формированию уверенного поведения, умения общаться, расширения знаний о чувствах и эмоциях;
- беседы, диспуты, брейн-ринги, классные часы с целью формирования у подростков потребности в безопасности;
- поощрять подростков, которые ведут активный, здоровый образ жизни;
- мотивировать подростков на самопознание, самообучение в области безопасности.
Работа с родителями строится на доверительных отношениях, с целью воспитания гармонично развитой личности. Привлечение родителей к участию во внеурочной совместной деятельности (родительские собрания, коллективные творческие дела) помогут сплотить семьи, создать комфортные условия для лучшего взаимопонимания (в этом возрасте родители теряют значимость для подростков, возникают конфликты в семье). Необходима индивидуальная работа с семьями, где не создаются безопасные условия для проживания, учебы, воспитания подростков. Важно родителям объяснить психофизиологические особенности подростка, дать необходимые рекомендации, привлекать родителей к совместной деятельности. Эффективны родительские собрания с приглашением на них психолога, социального педагога, медицинских работников, инспекторов ГИБДД, КДН; совместные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «День толерантности» и т.д.
Работа по формированию культуры безопасности будет эффективна, если использовать различные методы.
Словесные методы обучения: рассказ, лекция, беседа, круглый стол, дискуссионный клуб, использование фольклора, инструкции о правилах поведения и др.
При формировании культуры безопасного поведения рассказ педагога должен быть эмоциональный, затрагивать чувства учащихся. Можно использовать отрывки из произведений, собственных ситуаций, как наглядный пример.
Лекции целесообразно проводить с привлечением специалистов различных служб и ведомств (ГИБДД, МЧС, полиции, медиков и т.д.), с привидением статистических данных, конкретных опасных ситуаций.
При проведении беседы важно установить доверительные отношения, выбор темы должен быть актуален, понятен, интересен для подростков ( «О вредных привычках», «Наркотики – чума 21 века», «Здоровым будешь - все добудешь» и т.д.).
Круглый стол, как метод, требует определенной цели, умения выражать свое мнение, соблюдать правила общения в группе. Дискуссионный клуб помогает подростку развивать свои коммуникационные, социально-личностные, исследовательские качества. Тематику выбирают сами учащиеся под руководством педагога, классного руководителя.
Использование в работе народных традиций, фольклора способствует формированию духовных ценностей, смекалки, наблюдательности. Создание, например, каталога пословиц, поговорок и загадок по темам «Азбука дорожной безопасности», «Огонь друг-огонь враг» и др. способствует развитию познавательного интереса, умению вести исследовательскую деятельность, систематизировать материал, применять его на практике.
Привлечение подростков к изготовлению инструкций безопасного поведения требует от них умения поиска информации, вычленения главного, построения системы действий. Мотивирует на ответственное отношение не только к своей жизни, но и к жизни других участников образовательного процесса.
Сочетание словесных методов с наглядными оказывает наиболее эффективное воздействие. К наглядным методам относятся: наблюдение, видеоролики, презентации, компьютерные игры, мультфильмы, социальная реклама, экскурсии, брошюры, листовки и др.
Наблюдая за действиями других людей в опасной ситуации, подростки без ущерба для своего здоровья осмысливают ошибки, анализируют и запоминают правильные действия.
Использование видеороликов, мультфильмов, презентаций, социальной рекламы при формировании ценностного отношения к своей безопасности важно, так как подростки воспринимают информацию в таком виде легко, им она понятна, интересна и хорошо запоминается. Привлечение подростков к самостоятельному созданию презентаций, видеороликов, рекламы способствует развитию у них творческих способностей.
Использование в работе педагогами уже готовых брошюр и листовок и привлечение подростков к данной деятельности развивает познавательный интерес и творческие способности подростков.
Особое место в работе с подростками занимают практические методы. Часто мы знаем правила безопасного поведения, но правильно эти знания использовать не хватает практических навыков. Для формирования умения правильно действовать в опасной, сложной обстановке используются проблемно-поисковые задания. Подросткам необходимо рассмотреть возможные варианты событий, самостоятельно найти выход из опасной ситуации. Важно не только найти выход, но и обсудить возможности избежать данную ситуацию, оценить действия ее участников.
Использование различных игр (ролевых, деловых, активных, дидактических) помогает педагогу в увлекательной форме донести знания до подростков. Вовлечение подростков в подготовку и организацию таких игр способствует формированию организаторских, коммуникативных, творческих умений, умений обработки и выбора информации, чувства ответственности.
Игровые упражнения, викторины, кроссворды можно включать в учебную деятельность, они помогают лучше освоить материал, разрядить обстановку, способствуют мотивации на изучение предмета.
Подростки очень активны и энергичны, поэтому с удовольствием участвуют в различных соревнованиях и играх. К рекомендуемым играм можно отнести: игру по станциям «Безопасность - это важно», спортивно-туристическую игру «Зарничка», «Безопасное колесо», «Сильный, ловкий, смелый», и др.
Благотворно влияют на подростков экскурсии в пожарную часть, на станцию переливания крови, колонию для несовершеннолетних, музей гигиены и т.д. Эти экскурсии способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, воспитывают осознанное ценностное отношение к жизни и здоровью.
Неоценимую роль в формировании у подростков безопасного поведения играет привлечение таких специалистов и служб как библиотека, учреждения дополнительного образования, КДН, полиция, МЧС и т.д.
Учитывая психофизиологические особенности подросткового возраста, стремление к самопознанию работу по формированию культуры безопасного поведения целесообразно начинать с тренинга. Подростки с удовольствием принимают участие в тренингах, где пытаются осознать и принять себя, приобрести чувство уверенности в себе, в своих поступках.
Подростки требуют повышенного к себе внимания, не все намеченное удается реализовать с первого раза, поэтому требуется индивидуальная работа с ребятами. Необходимо дополнительно мотивировать подростков на участие в мероприятиях по формированию культуры безопасного поведения, используя убеждение, положительные результаты деятельности, личностные особенности каждого.
В работе можно использовать примерный план мероприятий, направленных на воспитание культуры безопасного поведения подростков
Ответственные
Мероприятия
Содержание деятельности
Социальный педагог
Диагностика культуры безопасного поведения
Обсуждение результатов
Разработка плана мероприятий
Беседы с подростками и родителями
Работа с педагогами школы и другими организациями
Социальный педагог
Педагогический совет «Формирование культуры безопасного поведения на уроках путем использования эффективных методов»
Ознакомление педагогов школы с эффективными методами формирования культуры безопасного поведения на уроках учебного плана
Социальный педагог
Тренинг позитивного самовоспитания и уверенного поведения
Отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции, анализ сильных и слабых сторон личности, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе
Социальный педагог, учитель рисования
Создание памяток для начальной школы, родителей
Привлечение подростков к изготовлению памяток для начальной школы «Здоровым будешь все добудешь» с использованием пословиц и поговорок
Координация деятельности и привлечение специалистов, индивидуальные беседы с подростками
Социальный педагог
Организация и проведение игры по станциям для 1-4 классов «Безопасность это важно»
Подростки самостоятельно подбирают материал для проведения игры, готовят реквизиты, проводят игру, обсуждают результаты
Медицинский работник
Беседа «Правильное питание – залог здоровья»
Рассуждение о необходимости правильного питания как фактора формирования гармоничной личности
Психолог
Тренинг
"Пойми себя" (Программа тренинга личностного роста для подростков)
Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Отработка с учащимися правил поведения в ЧС ситуациях
Учитель информатики
Создание презентаций и видеороликов «Вредные привычки»
Учитель оказывает помощь в создании социальной рекламы
Учитель физкультуры
Соревнования «Школа выживания» с элементами спортивной, туристической, пожарной направленности
Подростки ответственные за проведение данного соревнования
Библиотека
Выставка книг «Школа безопасности»
Создание брошюры пословиц и поговорок по направлениям
«Азбука дорожной безопасности»,
«В здоровом теле - здоровый дух», «Огонь друг-огонь враг»
Центр внешкольной работы
Посещение секции самообороны
Получают навыки самообороны
Классный руководитель
Родительское собрание «Физиологические и психологические особенности подростков
Ознакомление родителей с особенностями подростков и рекомендации по общению с подростками
Классный час «Толерантность»
Обсуждение умения принимать людей такими какие они есть, уважать интересы других.
Полиция
Дискуссионный клуб «Дорога без опасности»
С привлечением инспектора ГИБДД
МЧС
Экскурсия в пожарную часть
Знакомятся с особенностями работы пожарных, нравственное воспитание, профориентация
Социальный педагог
Итоговая диагностика
Проведение диагностики, анализ результатов, разработка рекомендаций
Вывод
Для формирования культуры безопасного поведения необходимо определить цель, задачи, принципы, ожидаемые результаты работы. Работа должна строиться системно и целенаправленно с привлечением большого числа специалистов.
Практические рекомендации составлены с учетом психологических, личностных и возрастных особенностей подростков, с применением эффективных методов. Рекомендации могут быть использованы в работе социальным педагогом, педагогам школы, классным руководителем.
Список литературы
Бабанский Ю.К. "Педагогика". "Просвещение", Москва, 1983 г.
Васильева Р.Е. Модель готовности студентов к формированию безопасного поведения подростков http://edu.tltsu.ru.
Воробьев Ю.Л., Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России Журнал Право и безопасность Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006
Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. – М.: Деловой экспресс, 2006.
Выготский, Л. С. Педология подростка: проблемы возраста. Собр. соч.: в 6 т. – М., 2003. – Т. 4.
Гафнер В.В. Культура безопасности и профессиональная деятельность педагога // Научное исследование и российское образование: идеи и ценности XXI века: Материалы VI междисциплинарной научно–практич. конф. аспирантов и соискателей, Москва, 3–4 апр. 2003г. / АПКиПРО. – Москва, 2003. – ч.2.
Гафнера В.Педагогика безопасности: наука и образование: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием г. – Екатеринбург, 2012. – Ч. 1,2.
Горина Л.Н., Модель системы оценки сформированности компетентности безопасности жизнедеятельности человека Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №3(3).
Горина Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма. Автореф. доктора пед. наук. Тольятти, 2002.
Кон И.С. Социализация детей в изменяющемся мире // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал, 2010. № 1(2).
Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера.
Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности как педагогическое явление // Образование: исследовано в мире. Международный научный педагогический Интернет журнал. − М.: OIM.RU, 2004.
Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография.- Барнаул. Издательство БГПУ, 2002.
Мошкин В.Н. Культура безопасности в содержании школьного образования // Ползуновский вестник. - 2003. - № 3-4. .
Мошкин В.Н. Подготовка подростков к выживанию (в экстремальных ситуациях криминального характера): Методические рекомендации. − Барнаул: АГИК, 1993.
Мошкин В.Н. Берегись бед пока их нет. Игры для подготовки к экстремальным ситуациям криминального характера // Основы безопасности жизни. − 1997. − № 1.
Мошкин В.Н. Нравственные качества как средство безопасности // Основы безопасности жизни. − 1998. − № 4.
Науменко Ю.Л. Модель формирования культуры безопасности личности учащегося. Вестник Университета Российской академии образования.-2009.-№2.
Науменко Ю.Л. Роль активного обучения в процессе формирования безопасного поведения личности. Материалы научного конгресса: Современные Технологии. –М., 2005.
Репин Ю.В. «Формирование единого образовательного пространства культуры безопасности – основа общенациональной идеи России, с.6
Самсоненко Л.С. Психолого-педагогическое условие формирования безопасного поведения у учащихся подросткового возраста. М., Просвещение, 1994.
Сорокина Л.А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни : диссертация ... кандидата педагогических наук :Педагогика безопасности: наука и образование, 12 декабрь 2011 г., часть 237
Социальная педагогика / под ред. М. А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2002.
http://elibrary.udsu.ru - Попков А. В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности Автореферат диссертации Ижевск 2007.
Приложение 1
Анкета для учащихся
Дорогой друг! Просим ответить на вопросы анкеты. Твои ответы помогут подготовить для школьников полезные и интересные учебники. Фамилию указывать не надо. Анкета будет использована в научных целях.
Ознакомься с вариантами мнений и отметь те ответы, с которыми ты согласен. Для этого на отдельном листочке напиши столбиком номера мнений (с 1 по 47). Рядом с номерами мнений напиши свои ответы. Если ты согласен с мнением, то напиши «да» (или поставь знак +), если не согласен – напиши «нет» (или поставь знак –), если затрудняешься ответить – поставь вопросительный знак «?».
1. Прежде чем переходить через дорогу, я выбираю безопасное место и слежу за приближением автомобилей, чтобы избежать беды.
2. На улице я стараюсь обходить места, где можно поскользнуться, упасть в траншею или яму.
3. Я замечаю приближение опасных собак и стараюсь держаться от них подальше.
4. Я знаю, где и когда можно столкнуться с хулиганами, грабителями, и стараюсь избегать этих мест.
5. Я читаю книги о безопасности, самозащите, выживании.
6. Я смотрю телепередачи о безопасности.
7. Я занимаюсь в спортивной секции: учусь самообороне и самозащите (в секции самбо, каратэ, у-шу, бокса и т.д.).
8. Я читаю газетные и журнальные статьи о безопасности.
9. От опасностей человек может и должен защищаться сам.
10. Если на меня нападет преступник, я позову на помощь.
11. Если я получу серьезную травму, то я обращусь за помощью.
12. Я не впускаю в квартиру посторонних и незнакомых людей.
13. Я впускаю людей в квартиру, не спрашивая, кто пришел.
14. Главная причина опасностей - ошибки и слабости самого человека.
15. Я могу сам позаботиться о себе. Во многих случаях я могу обезопасить себя, избежать травм, болезней, потерь.
16. Бывают случаи, когда предвидеть и избежать опасности невозможно, когда человек не может защитить себя от потерь.
17. Если на улице я увижу лежащего человека, на котором лежит электрический провод, я сам уберу с него электропровод.
18. Если на улице я увижу лежащего человека, на котором лежит электрический провод, я позову на помощь других людей.
19. Если рядом со мной упадет провод высоковольтной линии электропередачи, то я быстро убегу подальше от провода.
20. Если рядом со мной упадет провод высоковольтной линии электропередачи, то я буду на одной ноге прыгать подальше от провода.
21. Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.
22. Если на меня набросится злобный пес, то я буду действовать смело и решительно.
23. Если в незнакомой части города на меня нападут местные хулиганы, то я буду действовать смело и решительно.
24. Я перебегу по узкой доске через глубокую траншею, чтобы спастись от нападения крупной собаки.
25. Чтобы спастись от вооруженного грабителя, я остановлю автомобиль и уеду с незнакомым мужчиной.
26. Я не буду перебегать через дорогу вместе с товарищами, если это опасно (близко мчится автомобиль и т.д.).
27. Если укротитель скажет, что заходить в клетку со львами безопасно, то я войду в нее вместе с ним.
28. От беды не уйдешь. От человека ничего не зависит.
29. В случае опасности главная надежда на помощь взрослых, специалистов: охранников, пожарных, врачей и т.д.
30. Причины опасностей не зависят от нас, они вокруг человека: открытые люки, гололед, автомобили, собаки, ураганы и т.д.
31. От окружающих людей не жди помощи и поддержки в случае опасности. Каждый за себя.
32. Чтобы спастись от грабителей, я скажу им, где живут богатые люди.
33. Человек может обезопасить себя от любых опасностей и в любых условиях.
34. При опасности я могу растеряться, испугаться, не могу действовать правильно.
35. Я сам могу придумать выход в опасной ситуации.
36. Я слежу за тем, как другие действуют в случае опасности.
37. Если незнакомый человек позовет меня к своему автомобилю и попросит меня показать ему дорогу, то я поеду с ним, покажу путь.
38. Я знаю и не повторяю ошибки тех, кто попадает под колеса автомобилей на дорогах.
39. Я стараюсь не повторять своих и чужих ошибок, которые приводят к бедам, потерям, неприятностям.
40. При опасности бесполезно думать самому, надо вспомнить то, что когда-то узнал об опасностях и самозащите.
41. Основам безопасности я учусь на уроках ОБЖ.
42. Основам безопасности я учусь на других уроках.
43. Основам безопасности я учусь из художественных кинофильмов.
44. Основам безопасности я учусь, играя в компьютерные игры.
Приложение 2
Методика «Умеете ли Вы планировать свою деятельность?»
Авторы: Р.Л. Оксфорд, И.Г. Юдина
Инструкция. Оцени каждое умение по шкале от «1» до «5», поставив любой знак в столбце с соответствующей оценкой.
Умения
Шкала оценки уровня развития
1
2
3
4
5
Могу планировать своё время
Хочу, чтобы мои действия по выбору профессии были обоснованы
Могу определить цель своей деятельности
Могу определить, при каких условиях цель будет достигнута
Могу выделить собственные качества, необходимые для достижения цели
Могу отобрать средства для достижения цели
Знаю, куда можно обратиться за помощью при планировании своей деятельности
Обладаю необходимыми навыками общения, необходимыми для обращения за помощью
Мне нравится поступательное движение к цели
Могу планировать свою деятельность
Могу организовать выполнение запланированного
Могу распределить запланированные действия по времени
Сопоставляю свои действия с намеченным планом
Приступаю к работе заранее или вовремя
Могу перестраивать свою деятельность, в случае необходимости
Заранее установленный срок окончания работы организует мой труд
Мне нравится структурировать свой труд
Реализую свой план поэтапно
Могу оценить собственные результаты и предложить возможные пути их улучшения
Чувствую ответственность за свои действия
Могу научить других делать или понимать что-то
Знаю, как использовать мои достижения, чтобы сориентировать других людей в моём опыте и потребностях
Могу работать в быстром темпе и соотносить своё время и возможности с сутью конкретной работы
Пониманию, что составление плана – это половина успеха в достижении результата выбора профиля обучения во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью
Интерпретация результатов.
Высокий уровень– 90–120 баллов
Средний уровень – 57–89 баллов
Низкий уровень –24–56 балл
Приложение 3
Методика «Умеете ли Вы принимать решение?»
Авторы: Л.А. Александрова, С.Г. Морозова
Инструкция. Оцени каждое умение по шкале от «1» до «5», поставив любой знак в столбце с соответствующей оценкой.
Умения
Шкала оценки уровня развития
1
2
3
4
5
Могу объяснить моё собственное мнение о выборе профессии
Могу отстоять свою точку зрения по поводу выбора профессии
Могу убедить других в собственной позиции
Мне не нужен контроль моих действий и решений
Могу узнавать стереотипы (прочно сложившиеся, постоянные образцы чего-нибудь, стандарты) и понимать их эффекты
Могу сам определить вопрос, проблему, которые требуют решения
Могу справиться с возникающими проблемами
Могу определить, какие проблемы смогу решить сам, а какие с посторонней помощью
Полагаюсь в решениях на проверенные сведения
При выборе решения пользуюсь различными источниками информации
Могу предложить различные решения по проблеме
Могу оценить варианты решения проблемы и выбрать лучшие
Проявляю инициативу, когда предоставляется возможность
Всегда обдумываю свои действия
Когда решаю предпринять какое-то действие, думаю, что смогу осуществить своё начинание
Интерпретация результатов.
Высокий уровень – 56–75 баллов
Средний уровень – 36–55 баллов
Низкий уровень –15–35 балла
Приложение 4
Методика «Умеете ли вы проектировать свою деятельность»
Автор: С.Г. Щербакова
Инструкция. Оцени каждое умение по шкале от «1» до «5», поставив любой знак в столбце с соответствующей оценкой.
Умения
проектирования
Умения
Шкала оценки уровня развития
1
2
3
4
5
Проблема-тизация
Могу выявлять проблемы выбора профиля обучения и будущей профессии
Умею выбирать из множества проблем главную
Умею решать проблемы самостоятельно
Выбираю проблемы путём согласования для совместного решения
Целеполагание
Могу ставить цели и добиваться их
Умею согласовывать цели с другими
Осуществляю поиск способов достижения цели
Планирование
Умею планировать свою деятельность
Могу организовать планирование в группе
Могу распределять обязанности и роди в группе
Поисковые,
Исследователь-ские
Умею проводить исследование
Владею компьютером
Умею пользоваться Интернетом
Умею отбирать нужную информацию
Умею работать самостоятельно
Могу достигать результатов в совместной деятельности
Коммуникативные
Умею дружить
Внимателен к людям
Обладаю хорошими манерами
Проявляю толерантность
Умею слушать и сопереживать
Умею конструктивно сотрудничать
Имею чувство юмора
Помогаю людям в трудных ситуациях
Презента-ционные
Умею публично выступать
Могу составить план выступления
Умею логически мыслить и выражать своё мнение
Могу сжато излагать свои мысли
Рефлек-сивные
Могу оценить вклад каждого участника проекта
Умею оценить результативность решения проблемы
Могу проявить самоанализ деятельности
Могу оценить результаты совместной деятельности
Интерпретация результатов. Высокий уровень – 108 – 160 баллов