Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ для 5-9 классов»
Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета «ОБЖ» в 5 - 9 классах осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
-Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8.04.2015 г. №1/15 в ред. протокола N 3/15 от 28.10.2015);
- Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”;
- Программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы» А.Т Смирнова 5-9 классы, Москва, «Просвещение»., 2012.
- Постановления Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ;
- Федерального перечня учебников, рекомендованного к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253. (с изменениями и дополнениями от 8 июня, 28 декабря 2015., 26 января,21 апреля 2016 г.,8,20 июня, 5 июля 2017.);
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ с.Комаровка.
-Учебного плана. Календарного учебного графика и положения о рабочей программе МКОУ СОШ с.Комаровка.
Цели и задачи учебного предмета.
Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности:
овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций. влиянии их последствий на безопасность личности, общества, государства;
формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, индивидуальной системы защищенности жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз и умения оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из разных источников, в том числе из Интернета;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формирование умений принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки индивидуальных возможностей.
формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения.
Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" основной школе , а именно в 5-9 классах строится так ,чтобы были достигнуты следующие цели:
повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;
снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
формирование антитеррористического поведения;
формирование отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач в 5-9 классах:
формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Учебно-методический комплект.
Учебник ОБЖ.: (5 класс) Учебник для общеобразоват. учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Воробьева- М.Астрель, 2012.
(6 класс) Учебник для общеобразоват. учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Воробьева- М..Астрель, 2012.
(7 класс) Учебник для общеобразоват. учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Воробьева- М..Астрель, 2012.
(8 класс)Учебник для общеобразоват.учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Воробьева- М..Астрель, 2015.
(9 класс)Учебник для общеобразоват.учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Воробьева- М..Астрель, 2015.
Место курса в учебном плане.
Рабочая программа курса ОБЖ для учащихся 5-х - 9-х классов рассчитана на 34 часа учебного времени в год (количество учебных часов в неделю – 1), всего 170 часов.
II. Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС.
Предметные результаты:
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера;
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества, государства;
Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
Умение оказать первую помощь пострадавшим;
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Выпускник научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Учащиеся должны знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
Учащиеся должны уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Учащиеся должны знать:
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
вредные привычки и способы их профилактики;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера,
права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Учащиеся должны уметь:
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;
безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Учащиеся должны знать /понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
Учащиеся должны уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявление бдительности при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности
Учащиеся должны знать /понимать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;
о здоровом образе жизни;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
правила поведения населения при авариях;
классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;
организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Учащиеся должныуметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе
Учащиеся должны знать /понимать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
Учащиеся должныуметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
соблюдения норм здорового образа жизни.
III.Содержание учебного предмета.
5 класс-34ч.
РАЗДЕЛ 1 ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ -30ч
Опасные и чрезвычайные ситуации. Главные правила ОБЖ. Как научиться выявлять и предвидеть опасность. Как научиться выявлять и предвидеть опасность. Какие службы защищают людей (население). Опасные ситуации в жилище. Пожары в жилище. Оповещение при пожаре и эвакуация. Средства тушения пожаров. Опасные газы. Затопление жилища. Разрушения зданий. Опасные вещества в быту. Опасные ситуации на дорогах. Безопасность в общественном и личном транспорте. Правила поведения в метро. Правила поведения на железнодорожном транспорте. Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте. Опасный лёд. Аварийные ситуации на воздушном транспорте. Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. Криминальные ситуации на улице и в других местах. Как защитить себя при угрозе террористического акта. Нарушение экологического равновесия. За чистый воздух. Вода - формула жизни. Загрязнение почвы. Продукты под контролем. Безопасный компьютер
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ -5 ч.
Что следует знать об оказании первой помощи. Помощь при термических и химических ожогах. Правила здорового образа жизни.
6 класс-34ч.
Раздел 1. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях 21ч
Глава 1 Экстремальные ситуации в природе и первоочередные действия человека,
попавшего в нее 3ч
Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит?
Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций
Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией
Глава 2 Пребывание человека в различных климатических условиях 2ч
Влияние климата на человека
Общие правила успешной акклиматизации
Глава 3 Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде 16ч
Если ты отстал от группы.
Если ты заблудился в лесу.
Авария транспортного средства в безлюдной местности.
Способы подачи сигналов бедствия.
Ориентирование по компасу.
Ориентирование по Солнцу, Луне, звездам.
Ориентирование по местным признакам.
Как находить дорогу к жилью.
Устройство временных укрытий.
Добывание огня, разведение костра.
Обеспечение бытовых потребностей.
Обеспечение водой.
Организация питания.
Личная гигиена, уход за одеждой и обувью.
Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению.
Раздел 2 Основы медицинских знаний 14ч
Глава 4 Оказание первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях 14ч
Общие принципы оказания самопомощи.
Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему.
Аптечка, природные лекарственные средства.
Потертости и мозоли. Ссадины и порезы.
Закрытые травмы.
Опасные животные.
Отравления.
Первая помощь утопающему.
Тепловые и солнечные удары.
Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаз, уха, носа.
Переноска пострадавшего без носилок.
Правила здорового образа жизни.
7 класс-34ч.
Раздел 1 Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека
Глава 1 Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий (21 ч)
Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Наводнения и причины их возникновения. Поражающие факторы наводнений и их последствия. Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнений. Ураганы, бури, смерчи и причины их возникновения. Поражающие факторы опасных метеорологических явлений и их последствия. Мероприятия по защите от опасных метеорологических явлений. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. Землетрясения и причины их возникновения. Поражающие факторы землетрясений и их последствия. Мероприятия по защите от землетрясений. Действия населения при угрозе и во время землетрясения. Цунами и причины их возникновения. Поражающие факторы цунами и их последствия. Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами. Обвалы, оползни, сели и причины их возникновения. Поражающие факторы опасных геологических явлений и их последствия. Мероприятия по защите от опасных геологических явлений, действия населения при угрозе возникновения обвалов, оползней и селей и во время их проявления. Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения. Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров и их последствия. Мероприятия по защите от природных пожаров. Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров. Общие рекомендации учащимся по поведению при опасных явлениях природы. Урок повторения по теме: Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.
Глава 2 Опасные и экстремальные ситуации социального характера и безопасность человека (3 ч)
Основы безопасного поведения в толпе. Паника. Терроризм и безопасность человека
Глава 3 Дорожное движение и безопасность человека (4 ч)
Дорога и её элементы. Участники дорожного движения. Дорожно-транспортное
раны. Правила наложения повязок. Первая помощь при переломах. Тепловые и солнечные удары, обморожение
Урок повторения происшествие. Движение во дворах и жилых зонах
Урок повторения по теме: Дорожное движение и безопасность человека.
Раздел 2 Основы здорового образа жизни. Оказание первой помощи
Глава 4 Оказание первой помощи (4 ч)
Первоначальная обработка по теме: Оказание первой помощи.
Глава 5 Основы здорового образа жизни (3 ч)
Человек и его здоровье. Факторы, разрушающие здоровье.
8 класс-34 ч.
Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Безопасность и защита человека
Глава 1 Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера
Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера. Их классификация. Краткая характеристика основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.
Глава 2Пожары и взрывы
Пожары. Взрывы. Условия возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.
Глава 3 Аварии с выбросом опасных химических веществ
Опасные химические вещества и объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ.
Глава 4 Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Радиоактивность и радиационно-опасные объекты. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.
Глава 5Гидродинамические аварии
Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.
Глава 6Нарушение экологического равновесия
Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России.
Раздел II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
Глава 7 Безопасное поведение на улицах и дорогах
Правила для велосипедистов. Правила для роллинга. Снаряжение. Как научиться кататься на роликовых коньках без травм и увечий. Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. Как уберечь себя от преступлений. Безопасность в общественных местах. Как получить помощь со стороны. Как себя вести, когда избежать силового контакта невозможно. Самозащита в общественном транспорте. Самозащита в замкнутом помещении. Особенности схватки на лестнице.
9 класс-34ч.
Раздел 1 Основы безопасности личности, общества, государства (19ч)
Глава 1 Национальная безопасность России в современном мире (6ч)
Россия в мировом сообществе и национальные интересы.
Национальные интересы России .
Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения ее безопасности
Организация обороны Российской Федерации.
Правовые основы обороны государства и воинской обязанности граждан.
Обобщающий урок по 1 главе
Глава 2 Организация защиты населения и территории от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера (10ч)
МЧС России — федеральный орган в ГО и чрезвычайных ситуаций.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС),
ее структура и задачи.
Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности.
Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны.
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.
Основные мероприятия по ГО, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени.
Защитные сооружения Гражданской обороны
Чрезвычайные ситуации мирного времени.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Обобщающий урок по 2 главе.
Глава 3 Терроризм как угроза национальной безопасности РФ (3ч)
Терроризм и безопасность человека.
Международный терроризм и безопасность России.
Обобщающий урок по 1 Разделу
Раздел 2 Основы формирования Здорового образа жизни (15ч)
Понятие о здоровье.
Глава 4 Факторы разрушающие здоровье (5ч)
Табакокурение и его вред.
Алкоголь и его вред.
Наркотики и их вред
Обобщающий урок по 4 главе
Глава 5 Факторы формирующие здоровье человека (7ч)
Рациональное питание.
Основы подбора продуктов питания
Советы, как выбрать безопасные продукты.
Гигиена одежды.
Занятия физической культурой
Туризм как вид здорового отдыха.
Обобщающий урок по 5 главе
Подведение итогов за курс ОБЖ основной школы (3ч)
Рекомендации специалистов МЧС по действиям в чрезвычайных ситуациях.