Патриотическое воспитание как значимый вклад в формирование духовности
Патриотическое воспитание как значимый вклад в формирование духовности
Приоритетным направлением моей деятельности в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является возрождение у студентов традиционного чувства гражданской гордости, ответственности и инициативы, формирование готовности к созиданию на благо Отечества и к его защите.
Гражданско-патриотическое воспитание выступает неотъемлемой составной частью этой деятельности. Содержание гражданско-патриотического воспитания включает культурно-исторический, психолого-педагогический, военно-технический, духовный и физический компоненты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание как значимый вклад в формирование духовности»
Угарова Галина Николаевна
АУ «Сургутский политехнический колледж», г. Сургут,
преподаватель ОБЖ, руководитель ВПО "РОСИЧ"
Патриотическое воспитание как значимый вклад в формирование духовности
Приоритетным направлением моей деятельности в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является возрождение у студентов традиционного чувства гражданской гордости, ответственности и инициативы, формирование готовности к созиданию на благо Отечества и к его защите.
Гражданско-патриотическое воспитание выступает неотъемлемой составной частью этой деятельности. Содержание гражданско-патриотического воспитания включает культурно-исторический, психолого-педагогический, военно-технический, духовный и физический компоненты.
В процессе моей работы в колледже я ежегодно провожу социологическое исследование по теме: «Гражданско-патриотические качества личности студентов I курса Сургутского политехнического колледжа». Результаты проведенного анкетирования за последние пять лет свидетельствуют о том, что большая часть поступивших в колледж студентов пассивны к жизни общества, колледжа, группы. Преобладающими качествами, которые присущи большинству членов коллектива, являются леность, эгоизм и безответственность, более половины юношей не хотят служить в армии.
В ходе проведения социологического опроса юношей 1997 г.р., которые в 2014 г. прошли медицинское освидетельствование в городском военном комиссариате и стали на первичный воинский учет на вопрос: «Почему не хотите служить в армии?» ответили большинство: «Не хочу терять год», «дедовщина», «пустая трата времени, потеря здоровья». Вопрос: «Как вы понимаете слова «долг», «честь», «патриотизм?» 90% ответили, что «не знают», «слова, смысл которых не понимаю», «эти все слова используются в армии». Только 7% опрошенных смогли назвать 5 героев Великой Отечественной войны. На вопрос: «Хотели бы Вы уехать из России, если бы Вам предоставили такую возможность?», 65% ответили положительно.
Особую тревогу вызывает физическая подготовка наших студентов-первокурсников. Известно, что за годы учебы в школе, количество здоровых детей сокращается в 4-5 раз. Привычными стали не только понятия «наркомания», «табакокурение», «пивной алкоголизм», но и слова «насвай», «спайс», «игромания». Около 70% первокурсников не выполняют нормативы по физической подготовке. Из 160 шестнадцати-семнадцатилетних опрошенных, 75 человек ответили, что курят, сроки курения до 5 лет, количество выкуриваемых сигарет в день от трех штук до двух пачек (III стадия никотиновой зависимости)! На вопрос: «Употребляете ли Вы пиво? Если да, то как часто?», ответили положительно 72%, причем некоторые пьют пиво вместе с родителями. Вопрос: «Как Вы обычно проводите выходной день?», практически все респонденты (99%) ответили: «играю в компьютер», «сижу в Интернете», «сплю до обеда», «гуляю с друзьями, пью пиво». И только 1% проводят активно выходные с семьей, ходят на лыжах, в кино, в театр.
Актуальность моей темы «Организация и содержание гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в преподавании курса "Основы безопасности жизнедеятельности" определяется результатами проведенного мною исследования, вниманием государства и общества к формированию гражданско-патриотических чувств нового поколения России.
Цель моей деятельности: разработка и апробирование комплекса педагогических условий для формирования у студенческой молодежи качеств гражданина и патриота в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Задачи:
Проведение целенаправленной политики по созданию условий для социального, культурного, духовного и физического развития студентов;
Приобретение обучающимися знаний и навыков в рамках курса «ОБЖ», необходимых для успешного участия в социально-значимых проектах;
Подготовка студентов к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Организация и проведение мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность.
Участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях различного уровня, связанных с проблемами гражданско-патриотического воспитания и обеспечением личной безопасности.
Всю мою работу по изучению курса ОБЖ можно объединить в следующие 2 блока: 1) Учебный процесс; 2) Внеурочная деятельность
1 блок: Организация и содержание гражданско-патриотического воспитания на уроках ОБЖ
Значительное место в процессе формирования у студенческой молодежи качеств гражданина и патриота, личности безопасного типа занимает урочная деятельность курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Какие знания должны получить студенты при изучении курса ОБЖ, и какими навыками овладеть после его изучения? Анализ существующих программ по ОБЖ показал, что в них основное внимание уделяется изучению истории вопроса возникновения той или иной чрезвычайной ситуации, ее физическим основам и причинам возникновения. Безусловно, эти вопросы интересны и полезны, но есть целый ряд учебных дисциплин, в которых изучаются и должны изучаться эти вопросы (история, химия, физика, география и др.), а там, где надо действовать, надо учить тому, что надо делать и, самое главное, как делать, чтобы обеспечить собственную безопасность и безопасность окружающих людей .
Концепция моего преподавания курса ОБЖ направлена на понимание студентами общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости - действовать».
Для меня важно осознание обучающими целевой установки при изучении предмета, а именно курс ОБЖ поможет подготовиться к самостоятельной жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор, как человека, так и гражданина.
Основные методы, которые я применяю в преподавании курса ОБЖ – наглядные и практические. Считаю, что меньше в изучение этого курса следует уделять словесным методам. Большую часть учебного времени (а его очень мало!) стараюсь отводить на показ и отработку практических действий.
Большое место на своих уроках уделяю мотивации. «Что делать, если произошло короткое замыкание и в зале вспыхнули шторы? Что делать, если у вашей пожилой мамы остановилось сердце, а «скорая» вряд ли приедет через 5 минут? Как остановить кровь без аптечки? Что делать, если вы заблудились в лесу? Что делать, если на вас напали пьяные хулиганы? И что, наконец, делать в армии и более того, в горячих точках нашим юношам-выпускникам, чтобы остаться живыми и здоровыми?» На эти вопросы не могут порой ответить даже взрослые люди с высшим педагогическим образованием. Я начинаю уроки именно так (меняя примеры), и вряд ли кто-то из студентов продолжит после таких вопросов играть в «морской бой» или списывать домашнее задание по математике. Детей, пусть даже они уже студенты, надо увлечь.
Безусловно, уроки с применением ИКТ тоже повышают мотивацию к обучению предмета ОБЖ. Урок с применением ИКТ всегда нагляден, красочен, информативен.
Творческую деятельность учащиеся проявляют при составлении и написании рефератов, докладов, презентаций. Эта форма работы предполагает самостоятельное изучение дополнительной литературы, развивает познавательный интерес. Проводя самостоятельные исследования, учащиеся реализуют свои творческие возможности по предмету. Считаю важным показать студентам социальную значимость их творческой деятельности.
Важное место в преподавании основ безопасности жизнедеятельности занимает интеграция с другими предметами. Важным составляющим компонентом всесторонней подготовки студентов по основам безопасности жизнедеятельности является формирование умения мобильного использования знаний при изучении других учебных дисциплин.
Например, при изучении темы «Символы воинской чести и славы» акцентирую внимание учащихся на происхождение некоторых слов. Так, слово «прапор» пришло к нам из Древней Греции. На Украине это слово употребляется и в нынешние дни, в русском же языке оно звучит «знамя». А вот слово «прапорщик» в русском языке сохранилось и употребляется в значении воинского звания. В прошлом военнослужащие в звании прапорщика отвечали за сохранность боевого знамени воинской части. Почитание боевого воинского знамени ввел Николай I , а клятву перед боевым знаменем воинской части ввел ПетрI (с тех пор и до сегодняшнего дня знамя воинской части является святыней). При правлении Петра I знаменный взвод, не уберегший знамя, подлежал расстрелу, полк расформировывался. Нововведение Петра сохранилось до наших дней. Правда, в нынешнем Уставе Вооруженных Сил РФ это звучит немного по другому: при утрате боевого знамени воинская часть расформировывается, а военнослужащие, причастные к утрате боевого знамени, подлежат воинскому трибуналу. При такой подаче материала прослеживается прямая связь с историей и русским языком.
Гражданско-патриотическое воспитание студентов – это доминирующая и составляющая всех моих уроков. В этой связи, я стараюсь на каждом уроке ОБЖ разъяснять новый для учащихся материал, с максимальным его наполнением гражданственности и патриотизма. В каждую тему стараюсь внести нравственный и эмоциональный заряд общечеловеческой морали. Например, основным лейтмотивом раздела «Первая медицинская помощь» звучат заповеди: «Не пройди мимо пострадавшего!», «Прими чужую боль и страдание!», темы «Терроризм – угроза обществу» - «Умей преодолеть стрессовое состояние сам и помочь другим!»
Проводя уроки по основам военной службы (темы сложные, не очень любимые, особенно девушками), использую большое разнообразие наглядных пособий, видеофильмов о Вооруженных Силах РФ, о лучшем в мире оружии – Российском. А когда я зачитываю строки из писем наших выпускников, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил, не остается ни одного равнодушного взгляда, даже у «трудных» студентов. На уроках, считаю, просто необходимым использование музыкальных моментов (прослушивание песен или фрагментов песен, воспитывающих мужество, стойкость и героизм российских воинов), что совершенно точно даёт определённый настрой учащимся на восприятие темы, позволяет затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям: мать, Родина-мать, родное Отечество. Основной мой девиз при изучении раздела «Основы военной подготовки» известные слова Т.Рузвельта: «Не спрашивай, что тебе должна дать твоя страна, а лучше спрашивай себя – что ты можешь сделать для своей страны».
Итак, на первой стадии своей работы я стараюсь увлечь своим предметом.
2 блок: Организация и содержание гражданско-патриотического воспитания студентов во внеурочной деятельности
Моя внеурочная деятельность курса «Основы безопасности жизнедеятельности» представлена молодежным военно-патриотическим объединением «РОСИЧ (Россия, Отечество, Сургут и Честь)».
Между уроками ОБЖ и ВПО «РОСИЧ» есть своеобразная промежуточная массовая работа со студентами-первокурсниками, позволяющая получше их узнать и поглубже из вовлечь в практическую деятельность. С 2010 года внедряю проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Служу Отечеству», который способствует формированию патриотических чувств и гражданских качеств у студентов I курса. Данный проект разбит на несколько этапов и включает все основные компоненты городских Спартакиад по военно-прикладным видам спорта, окружных военно-спортивных игр «Орленок» и «Щит», Всероссийской военно-спортивной игры «Победа».
На первом этапе я провожу военно-спортивную игру «Зарница» между всеми учебными группами I курса. Цель данной игры - проверка уровня знаний, умений и навыков по основам военной службы, общей физической подготовке; развитие инициативы и самостоятельности участников на основе игровой деятельности. Идет большая подготовительная работа со студентами и кураторами, так как все соревнования по военно-прикладным видам спорта имеют свою специфику, что предполагает умения обращения с оружием, макетами автоматов, со средствами индивидуальной защиты не будет. В процессе подготовительной части работы "росичи"-старшекурсники выступают в роли наставников-помощников. Уже на этих первых соревнованиях стараюсь включать много разнообразных номинаций по прикладной физической и военной подготовке. В каждой из номинаций подвожу не только командные первенства, но и личные, отдельно по юношам и девушкам.
Второй этап - конкурс «И один в поле воин.... » (личное первенство между студентами I курса). На этих соревнованиях еще глубже видна личность студента, видно его отношение не только к соревнованиям, но и его отношение к группе, к окружающему миру. На следующем этапе формирую молодую команду первокурсников (вот они уже будущие «росичи»!) и начинаю с ними борьбу в ряде других соревнований с командами других структурных подразделений нашего колледжа. Через игровую и соревновательную деятельность подростки начинают думать и заботиться не только о себе, но и товарищах. На первых соревнованиях между структурными подразделениями моя команда-первокурсников, как правило, проигрывает. Я им объясняю, что в команды других структурных подразделений входит значительная часть воспитанников ВПО «Росич», которые имеют значительные навыки, соревновательный опыт, а главное - командный дух. Из-за проигрышей на первых своих соревнованиях первокурсники начинают понимать, что надо заниматься не только физически, но и, самое главное, работать над своим характером. Они уже задумываются, что взаимовыручка, стойкость, мужество, сила воли, умение собраться в сложной ситуации и принятие совместных коллективных решений пригодятся им не только в соревнованиях, но и в армии, и в дальнейшей жизни. Кроме того, не всякий бой можно выиграть, а игра учит их оценивать проигрыш не как поражение, а как полученный опыт.
Конечный результат этого проекта – вступление молодых студентов-первокурсников в военно-патриотическое объединение «Росич». «Росичами» ежегодно становятся 25-30 первокурсников юношей и девушек.
Объединение «РОСИЧ» имеет свою программу: «Молодежное военно-патриотическое объединение РОСИЧ (Россия, Отечество, Сургут и Честь), как форма организации патриотического воспитания студентов в рамках учреждения профессионального образования». Программа предполагает добровольное участие студентов I – IV курсов.
Результаты работы на каждой ступени программы определяются результативностью в выступлениях на соревнованиях и Спартакиадах по военно-прикладным видам спорта, на фестивалях и концертах городского, окружного и Всероссийского уровней.
Новизна программы состоит в том, что она синтезирует в единую систему знакомство с различными направлениями деятельности ВПО «Росич»: организация концертов и творческих вечеров, создание видеоклипов и фильмов, занятия летним и зимним полиатлоном (многоборье), огневая, строевая, тактическая, топографическая, медицинская подготовка, изучение истории Вооруженных Сил России, Уставов Вооруженных Сил РФ и др.
Принципиальным отличиемпрограммы является разностороннее обучение студентов, включающее в себя как теоретические, так и практические дисциплины. Работа ведется по различным направлениям и обучающиеся могут самостоятельно определиться, каким видом деятельности они хотят заниматься. Сильно развито в клубе студенческое самоуправление: младшая и старшая подгруппы, командиры, заместители командиров, за каждым старшекурсником – «росичем» закрепляется один, два первокурсника. Они следят не только, как их воспитанники посещают тренировки, но становятся своего рода «духовными» наставниками.
Творческо-музыкальное направление уже три года возглавляет самостоятельно моя ученица. Когда-то музыкальные ребята были частью команды «Росич» по военно-прикладным видам спорта. Старшие музыканты имеют разряды по пулевой стрельбе и значительные успехи на российских соревнованиях по военно-спортивному многоборью. Ребята росли на фестивалях военно-патриотической песни. Любители-самоучки выросли до профессионального уровня Всероссийских фестивалей. В настоящее время сформировался молодой музыкально-творческий коллектив «Росич», авторский стиль написания и исполнения песен. Все песни наполнены глубоким духовно-нравственным содержанием: о любви к своей семье, родному краю, о мужестве, героизме, благородстве, чести, о Вере.Теперь я уже с трудом помню этих же ребят, которые увлекались сначала тяжелым роком и зарубежным металлом.В музыкально-творческом направлении я уже давно выступаю, как руководитель, координатор, наставник. А вот в спортивно-прикладном направлении приходится и сейчас нелегко. У профессиональных военных я училась строевой и огневой подготовке, у врачей - осваивала медицину, у тренеров по легкой атлетике - училась премудростям этого вида спорта. Я все время чему- нибудь учусь вместе с ребятами. Читаю много методической литературы. Сама по себе профессия тренера (в клубе приходится быть руководителем - наставником и тренером) по любому из этих видов спорта очень сложная и ответственная. А у меня многоборье, мало знать самой, надо это все постараться вложить в одного человека. Любимый мой вид, и ребят тоже - это конкурсные «визитные карточки» команд. Тут уже приходится работать режиссером и все счастливы, когда получаются самые оригинальные и душевные «визитки». Вообще у тренера нет выходных. Тренер-педагог, это не просто профессия и не просто должность. Это призвание души, желание и способность отдать всего себя ученикам и быть рядом с ними. Современный тренер - это военноначальник, и если хотите, фантазер, это организатор и администратор, педагог и оратор. Тренер - это психолог, друг и отец и мать! Основная задача тренера - это воспитание гражданина, труженика, патриота нашей страны. Реализация программы предполагает выполнение спортивных разрядов и нормативов на звание «Кандидат в мастера спорта России» по летнему и зимнему полиатлону, пулевой стрельбе, военному многоборью, присвоение званий «Судья по полиатлону» и др. Итогом приобретения определенных навыков и умений являются участие воспитанников ВПО «РОСИЧ» на соревнованиях и фестивалях городского, окружного, областного, Всероссийского и Мирового уровней.
Формы организации моих занятий – экскурсии, встречи с ветеранами, дни памяти, уроки мужества, теоретические занятия, учебно-тренировочные занятия и сборы, соревнования, недели военно-прикладных видов спорта, военно-спортивные игры, турниры, конкурсные фестивали, концерты.
Здесь, как и на уроках ОБЖ использую разнообразные методы воспитательной деятельности: воспитание словом, воспитание делом, воспитание ситуацией, воспитание общением, воспитание отношениями.
Данная программа для города Сургута являетсяинновационной,т.к. кроме студентов колледжа в ней задействованы учащиеся школ и студенты другихучебных заведений. В объединении продолжают заниматься выпускники Сургутского политехнического колледжа, работая на различных предприятиях города. В ВПО «Росич» тесно связаны младший (возрастная категория 14-16 лет) и старший (возрастная категория 17 лет и старше) составы, идет постоянный обмен опытом, старшие обучают младших.
Ханты-Мансийский автономный округ – край нефтяников и газовиков. Воспитанники колледжа, занимаясь в объединении, посещают объекты данной категории организаций, встречаются с ветеранами и руководством предприятий города, изучают их историю, проходят практику и выступают после окончания колледжа на соревнованиях, фестивалях различного уровня уже в качестве работников этих предприятий.
Основные выводы и перспективы
В марте прошлого года Комитетом по молодежной политике ХМАО был организован учебно-методический семинар «Критерии, показатели и оценка результатов работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи».
Данный семинар показал (в очередной раз) высокую сложность измерения процесса и результатов (именно качественных показателей) такого вида деятельности, как гражданско-патриотическое воспитание.
Результатом моей работы, направленной на воспитание, прежде всего нравственных и духовных ценностей в молодых людях, стало признание клуба «Росич» с 2008 года в числе сильнейших клубов России по военно-прикладным видам спорта. С 2006 года команда принимает участие, как на городских и окружных соревнованиях, так на Всероссийских соревнованиях и на Мировых первенствах. На базе колледжа за последние пять лет подготовлено 34 Кандидата в Мастера спорта по полиатлону (многоборью), 58 человек - получили I спортивный разряд. Клуб удерживает первенство сильнейшего по военно-прикладным видам спорта в городе и округе уже 10 лет. В 2013 клуб становится победителем Первенства России по полиатлону (многоборью) среди ССУЗов в г. Калуге, с 2014 году успешно выступает на Всероссийской Спартакиаде по военно-спортивному многоборью в г. Москве и Чемпионате Мира по полиатлону (четырехборью), г. Тамбов. В марте 2025 года команда «РОСИЧ» представляла колледж, город и округ в Финале Всероссийской Спартакиады по военно-спортивному многоборью «Призывники России - 2025» в г. Москве. В данной Спартакиаде приняли участие 135 команд из 40 регионов России. Наша команда в составе 18 человек завоевала на данных соревнованиях общекомандное I место и 53 призовых места в личных первенствах в различных номинациях.
За эти годы вокально-инструментальный ансамбль «Росич» три раза был Лауреатом Российских фестивалей военно-патриотической песни «Димитриевская суббота», многократным победителем межрегиональных, окружных и городских фестивалей военно-патриотической песни «Дорогами поколений», «Это войны», фестивалей «Споем под гитару», «Студенческая весна». В клубе ежегодно занимаются более 50 юношей и девушек от 14 до 22 лет. Уже появились первые семьи и дети «росичей». Всего с 2004 по 2024 гг. в Сургутском политехническом колледже в различных проектах гражданско-патриотического направления приняли участие более 1070 человек.
Самый почетный диплом для меня - Диплом Победителя на Всероссийском фестивале военно-патриотической песни от членов Союза художников, певцов и композиторов России в номинации «Творить, любить и верить". Именно эти слова для меня самые главные в моей деятельности. Всю работу можно увидеть на примере одного конкретного человека. Этот пример не единичный случай. В 2013 году в клубе, в Сургуте появился первый Мастер спорта России по полиатлону, для меня это было большим событием, но не только в спортивном плане. Дело в том, что студент был из разряда «очень трудных». На протяжении пяти лет велась работа, направленная именно на духовно-нравственное воспитание. Любовь и вера творили чудо. Человек, не просто стал Мастером спорта, лидером, командиром сначала младшей, затем старшей группы, но и моим помощником. Кто-то из мудрецов сказал, что истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а правильном их применении во благо. Мой воспитанник усвоил вечные ценности: милосердие, сострадание, стремление к добру. А это и есть самый главный и почетный для меня результат.