Введение
Экологическое образование и воспитание молодежи - настоятельное требование времени. Чем быстрее растет производство, тем больше производится отходов, растет загрязнение воздуха, поверхностных и подземных вод, исчезают местообитания и отдельные виды животных и растений, теряются ценные экосистемы и ландшафты.
Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов - экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей - или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели - повышения экологической безопасности - необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса.
Цель проекта:
- реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;
- содействие улучшения экологической обстановки в Частинском районе;
- формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, Строгановского коллектива, жителей Пермского края Частинского района.
Задачи проекта:
- сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию;
- воспитание экологической культуры и экологического сознания студентов колледжа;
- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию студентов колледжа;
- усиление региональной направленности экологического образования;
- привлечение подростков к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;
-формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды;
- развитие инициативы и творчества студентов через организацию социально значимой деятельности;
- проведение информационно – просветительской работы по пропаганде экологической культуры студентов;
- исследование водных, воздушных, почвенных ресурсов Частинского района, анализ результатов, формирование мероприятий по их оптимальному использованию.
Ожидаемые результаты:
- решение задач государственной политики в области экологического, патриотического воспитания молодежи;
- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
- развитие организаторских, творческих, ораторских способностей обучающихся;
- благоустройство, восстановление и очистка лесопарковых зон Частинского района;
- ежегодная организация экологического отряда колледжа;
- повышение и пропаганда экологической культуры обучающихся;
- создание благоприятных условия для сохранения и укрепления здоровья студентов колледжа;
- привлечение внимания населения района к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.
Сроки реализации проекта: 2016 – 2017 год
Основные направления социально значимого проекта:
- Студенческая учебно-исследовательская работа, состоящая в оценке социальной значимости темы исследования, выполнения исследования, публичного выступления с освещением результатов работы и публикацией работы в специализированных изданиях;
- Участие студентов колледжа в различных мероприятиях и акциях по очистке территорий лесопарковых зон, парков и территорий, охране и посадке зеленых насаждений, благоустройство территории колледжа;
- Знакомство с работой экологических служб крупных предприятий района, изучение работы экологических лабораторий;
- Участие студентов в различных конкурсах экологической направленности районного, областного, регионального и международного масштабов.
Обоснование актуальности проекта.
«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - значит, пересесть из него просто некуда», писал Антуан де Сент-Экзюпери. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Охрана и защита природы позволяет ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
На нашу долю выпала нелёгкая судьба – принять участие в историческом процессе возрождения своей Родины. Новая Россия, должна быть страной не только демократической, но и экологически чистой: без загрязняющих атмосферу заводских труб, без варварской эксплуатации лесов и почв, с озёрами и реками, не отравляемыми неочищенными стоками.
Все мы без исключения дети одного большого царства Природы. Как сохранить ее для будущих поколений? Как жить с нею в согласии? Как научиться экологически мыслить и обрести экологическое самосознание?
Может, лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с юности? Осознавать необходимость чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки.
Нам кажется, что только заинтересовывая подростков, привлекая их к активной деятельности, можно в будущем рассчитывать на грамотных, компетентных специалистов-выпускников колледжа.
После изучения современной экологической обстановки в нашем районе, мы пришли к выводу о необходимости активизации пропаганды заботы об экологии, проведении определенных мероприятий, которые будут направлены на самый перспективный контингент – нашу молодежь.
Низкая заинтересованность подростков, на наш взгляд, объяснялась тем, что у них перед глазами не было конкретных действий, примеров, не просто слов о «улучшении экологической ситуации».
В начале работы над реализацией проекта нами вместе с коллективом колледжа были предложены несколько мероприятий, которые нашли живой отклик у студентов колледжа – стали проводить Экологические конференции. Направления конференций были разные – «Охрана водных ресурсов», «Охрана лесов» и т.д.
Студенты и преподаватели колледжа стали участвовать Международных образовательных проектах. (Выкладывание проектов на сайт)
Следующим этапом было проведено благоустройство кабинетов колледжа – Конкурс на «Самый зеленый кабинет».
Параллельно с названными мероприятиями студенты колледжа ежегодно участвуют в акциях «Нам больше всех надо», помогают в уборке территории села, детских площадок, берега реки Кама и т.д.
Постепенно стал заметен большой интерес студентов к различным экологическим акциям, реализуемым в рамках Проекта. На данном этапе студенты сами предлагают принять участие в различных мероприятиях, совместно с преподавателями намечают направления исследовательских работ и мероприятий, проводимых в рамках Проекта.
В начале реализации социально значимого проекта экологической направленности нами совместно с преподавателями колледжа, участвующими в Проекте, был разработан план основных мероприятий проекта, который включает в себя несколько этапов.
Основные этапы реализации проекта.
I этап – Подготовительный.
1. Организация творческих групп, работающих по теме проекта, в которую входят все желающие студенты и преподаватели колледжа.
2. Определение цели и задач проекта.
3. Оценка экологической обстановки в Частинском районе.
4. Определение основных направлений учебно-исследовательской работы.
5. Определение основных направлений по благоустройству территорий, очистке лесопарковых зон и территорий района, колледжа.
6. Организация работы экологического и трудового отрядов.
II этап – Практический.
1. Выполнение учебно-исследовательских работ студентами под руководством преподавателей (Приложение 1);
2. Участие в конференциях, конкурсах, интеллектуальных викторинах;
2.1. Экологическая конференция - «Село без свалок» - январь;
2.2. Конференция «Лес – наше богатство» - февраль (Приложение 2);
2.3. Интеллектуальная викторина по Экологии – март,
(Приложение 3);
2.4. Интеллектуальная викторина «Ботаническая экскурсия» - апрель ;
3. Участие в акции «Очисти лес» - сентябрь 2016, (Приложение 4);
4. Участие в акции «Чистое село» - сентябрь 2016 (Приложение 5);
5. Участие в акции «Чистая детская площадка» – октябрь 2016(Приложение 6);
6. Поддержание в порядке территории колледжа – круглый год (Приложение 7);
9. Подведение итогов II этапа проекта.
III этап – Обобщающий.
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для определения направления дальнейших действий в сфере организации социально значимых проектов.
2. Издание материалов проектной деятельности и методических разработок преподавателей и студентов.
3. Использование собранного материала в учебном процессе.
4. Обобщение опыта работы.
IV этап – Информационно-просветительский.
Распространение в СМИ информации о деятельности студентов и преподавателей колледжа по реализации проекта - в течение срока реализации проекта.
Кадровое обеспечение проекта.
Руководитель проекта:
Панькова Ирина Михайловна, преподаватель экологии и мастер производственного обучения первой квалификационной категории, образование высшее, окончила Пермскую сельхоз академию в 2013 году, стаж педагогической работы 23 лет.
В рамках социального проекта «Твой след на Земле» осуществляет общее руководство и отвечает за организацию учебно-исследовательских работ и научно-практических конференций, участие в конкурсах.
В рамках социального проекта «Твой след на Земле» осуществляет общее руководство и отвечает за организацию воспитательной работы, проведение мероприятий практической направленности, организацию встреч со специалистами.
Автор.
Агафонова Ольга Викторовна, студенка первого курса по специальности: «Коммерция по (отраслям) группа № 25, в рамках проекта отвечает за проведение викторин и конкурсов, экологические акции.
Заключение
Результатом данного проекта, должна стать организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности студентов колледжа, с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности подростка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего образовательного учреждения, города, района.
В ходе реализации проекта «Твой след на Земле» предполагается достижение следующих результатов:
- Организация совместной деятельности обучающихся, преподавателей колледжа, жителей города и района по реализации основных мероприятий проекта;
- Повышение гражданской сознательности обучающихся, воспитание ответственности за состояние природы нашей страны;
- Повышение интеллектуального уровня обучающихся, заинтересованности в исследовательской деятельности, повышение общекультурного уровня;
- Мотивирование обучающихся к бережному отношению к окружающей природе, здоровому образу жизни;
- В итоге обобщения результатов проекта определяется направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.