kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные представления о здоровье человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция раскрывает понятия "здоровье" и "болезнь", виды здоровья, факторы, влияющие на здоровье человека и современные представления о здоровье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные представления о здоровье человека»

Лекция 2
Современные представления о здоровье человека


Учебные вопросы:


1. Определение понятия здоровья, болезни и промежуточных состояний человека

2. Показатели индивидуального здоровья человека.

3. Факторы, оказывающие влияние и влияющие на здоровье человека. Факторы риска для здоровья человека.

4. Понятие о популяционном здоровье и основные подходы к его оценке.

5. Значение формирования, сохранения и управления здоровья в жизни человека.


  1. Определение понятия здоровья, болезни и промежуточных состояний человека.


Выдвижению проблемы здоровья человека в число самых приоритетных задач развития общества в последние годы способствовало резкое ухудшение демографической ситуации в стране, а также выраженные отрицательные тенденции в здоровье подрастающего и взрослого поколения. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи примерно около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья, сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости, сохраняются тенденции роста по ряду заболеваний по таким формам как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства, аллергические заболевания. Вызывает тревогу увеличение числа детей, находящихся в состоянии болезненной алкогольной, наркотической и токсикоманической зависимости, а это значит, что и взрослые страдают такими же заболеваниями. И это не полный перечень проблем здоровья молодежи и населения в целом. Данные результаты указывают на низкий уровень гигиенической культуры подрастающего поколения, свидетельствуют о малой эффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания и просвещения, и соответственно, большого количества болеющих среди взрослого населения.

Одно из важных условий прогресса общества – всестороннее развитие и совершенствование человека, которое немыслимо без сохранения и укрепления его здоровья. Еще древние утверждали, что - здоровье – это всё, но всё без здоровья это ничто!

В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 году было предложено следующее определение здоровья: «Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие индивидуума, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Состояние здорового организма постоянно изменяется, он приспосабливается, адаптируется к условиям окружающей среды, следовательно, это состояние динамично. Данное свойство обеспечивает человеку максимальную продолжительность жизни и возможность полностью реализовать его духовные и социальные потребности.

Таким образом, категория здоровья рассматривается как комплексное и единое динамическое состояние, которое изначально закладывается на уроне генома, а затем реализуется в конкретных условиях жизнедеятельности человека (экологических, социальных, исторических и т.д.). Благодаря именно этому своему свойству и состоянию человек может осуществлять свои биологические, психологические и социальные функции и удовлетворять различные потребности.

Социальное здоровье следует понимать как систему ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Физическое здоровье отражает текущее состояние функциональных возможностей органов и систем органов. Психическое здоровье – это состояние психической сферы человека, характеризующееся общим духовным комфортом, обеспечивающим адекватным регуляцию поведения и определенное потребностями биологического и социального характера. Социальные и психологические аспекты определяют гармонические процессы развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой) и взаимоотношения с окружающими (адаптация в социуме). Поэтому возможно рассмотрение единого социально-психологического аспекта. Физическое здоровье можно рассматривать как результат совершенства саморегулирования и гармонии физиологических процессов, оптимальную адаптацию к окружающему миру.

Также нельзя забывать тот факт, что полное рассмотрение категории здоровья человека невозможно без учета индивидуальных, возрастных, экологических, социально-исторических и других аспектов. Так, например, в меняющихся условиях среды обитания происходит постоянная адаптация - различные нагрузки – физические, эмоциональные, социальные и т.д. Это изменяет возможности человека, но при этом у индивидуума не отмечается никаких нарушений функционирования и жизнедеятельности.

Другим важным вопросом для современной науки является обоснование понятия болезни. Категория «болезнь» носит конкретный, осязаемый характер. Говоря о болезни, прежде всего, мы четко себе представляем определенную ситуацию, которая имеет особые причины возникновения, специфику проявления, стадии развития, распространение и т.п. Таким образом, болезнь представляется как конкретный патологический процесс (patoscтрадание). Больной человек теряет активную самостоятельность в реализации своей жизненной установки, оптимальную связь со средой и окружающим его социумом, общество также воспринимает этого человека как больного со всеми вытекающими последствиями (оплата больничных листов, изменение распорядка дня, предоставление социальных льгот и т.п.).

Между состояниями здоровья и болезни выделяют переходное состояние, названное еще древнегреческим врачом Галленом, третьим состоянием. Это состояние имеет свои специфические признаки и проявления. Из субъективных проявлений этого состояния следует отметить периодически повторяющиеся недомогания, повышенную утомляемость, некоторое снижение качественных и количественных показателей работоспособности, одышку при умеренной физической нагрузке, неприятные ощущения в области сердца, склонность к запорам, боль в спине, повышенную нервно-эмоциональную возбудимость и т. п. Объективно могут быть зарегистрированы тенденция к учащению пульса, неустойчивый уровень АД, похолодание конечностей и т.п. Границей перехода от состояния здоровья к третьему состоянию является тот уровень здоровья, который не может компенсировать происходящие в организме под влиянием негативных факторов изменения, и вследствие чего формируется тенденция к саморазвитию патологических процессов. В качестве начала болезни принято считать появление признаков развивающегося патологического процесса, т.е. момент наступления или утраты способности к полноценному выполнению функций.


  1. Показатели индивидуального здоровья человека.


Чтобы понять и оценить состояние человека следует учитывать как внутренние, так и внешние аспекты его функционирования и жизнедеятельности.

Для оценки уровня физического или телесного здоровья обращается внимание на характер и особенности органов и систем органов, что находит свое отражение в различных показателях. Антропометрические данные (рост, вес, окружность груди, головы и т.п.) позволяют оценить степень физического развития. Величина артериального давления, сердечный пульс, характер дыхания, мышечная сила и т.д. отражают работу различных систем организма, т.е. представляют собой функциональные показатели. С помощью разнообразных психологических тестов можно получить информацию о темпераменте человека, его уровне тревожности, внимании, памяти и других психологических характеристиках. Важными также являются и социальные показатели: семья, социальный статус, уровень образования, жилищные условия и т.д.


Обобщенная характеристика показателей индивидуального здоровья приведена в таблице 1.


п/п

Название групп показателей

Характеристика показателей

1.

Генетические

Генотип, отсутствие наследственных дефектов

2.

Биохимические

Показатели биологических жидкостей и тканей

3.

Метаболические

Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок

4.

Морфологические

Уровень физического развития, тип конституции (морфотип)

5.

Функциональные

Функциональное состояние органов и систем:

а) норма покоя;

б) норма реакции;

в) резервные возможности, функциональный тип

6.

Психологические

Эмоционально-волевая, мыслительная интеллектуальная сферы: доминантность полушария, тип ВНД; тип темперамента; и т.д.

7.

Социально-духовные

Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и реализации потребностей, степень признания

8.

Клинические

Отсутствие болезней, различных повреждений и травм


Таблица 1. Показатели индивидуального здоровья (по Р.И. Айзману, 1996 г.)


Для решения конкретных практических задач, например, лечебных, профилактических, прогностических, используются определенные методики, которые включают отдельные показатели.


  1. Факторы, формирующие и оказывающие влияющие на здоровье человека. Факторы риска для здоровья.


Эксперты ВОЗ определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения индивидуального здоровья человека, выделив в качестве основных 4-е производные, которые приведены в таблице 2.


п/п

Сфера влияния фактическая (в РФ)

Факторы укрепления здоровья

Факторы, ухудшения здоровья

1.

Генетические 5-10% (20%)

Здоровая наследственность, отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность.

2.

Окружающая среда 20-25% (20%)

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятный климат природы и т.д.

Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические, экологические условия.

3.

Медицинское обеспечение 15-20% (8%)

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полная медицинская помощь

Отсутствует постоянный медицинский контроль за динамикой здоровья: низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание

4.

Условия и образ жизни 50-55% (52%)

Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватные двигательные акты, социальный образ жизни и т.д.

Нездоровый образ жизни


Таблица 2. Факторы, формирующие здоровье


Установлено, что развитие многих соматических заболеваний связано с негативным действием факторов окружающей среды. Эти факторы называют факторами риска. Так, гиперхолестеринемия (увеличение уровня холестерина в крови) повышает риск развития ИБС у людей в возрасте 35-64 лет в 5,5 раза, повышенный уровень АД – в 6, курение – в 6,5, малоподвижный образ жизни – в 4,4, чрезмерная масса тела – в 3,4 раза. При сочетании нескольких факторов риска вероятность развития заболевания увеличивается (в данном случае в 11 раз). Лица, у которых отсутствуют признаки заболеваний, но выявлены перечисленные факторы риска, формально относятся к группе здоровых, но у них возможность развития ИБС в ближайшие 5-10 лет весьма вероятна.

Климатогеографические особенности места обитания человека (жара или холод, сухие или влажные грунты, перепады температуры и т.д.), всегда были важнейшим фактором, формирующим заболеваемость и смертность.

Человечество в своей деятельности сформировало еще комплекс, так называемых, антропогенных факторов риска, таких как урбанизация, загрязнение окружающей среды и т.д. С их действием связано распространение различных заболеваний, например, ИБС, бронхит, эмфизема, болезни пищевода, желудка, спонтанные аборты, врожденные пороки, воспалительные заболевания глаз и другие. Значимыми факторами риска являются курение, употребление алкоголя, наркотиков и т. п. В таблице 3 приведены некоторые группы факторов риска для здоровья человека.


Климатогеографические

Лабильность атмосферного давления

Гипо- и гипертонические кризы, инфаркт

миокарда, инсульт

Длительность воздействия солнечных лучей, сухой воздух, ветры, пыль

Злокачественные опухоли кожи, нижней губы,

органов дыхания

Воздействие холодного воздуха, ветра, переохлаждения

Ревматизм, рак кожи

Жаркий климат, высокая минерализация воды

Болезни почек

Избыток или недостаток микроэлементов в почве или воде

Болезни эндокринной системы,

системы кровообращения

Экологические

Загрязнение атмосферного воздуха (пыль, химические вещества)

Злокачественные новообразования, болезни системы кровообращения, женских половых органов, системы пищеварения, мочеполовых органов, эндокринной системы

Загрязнение почвы, водоемов, продуктов питания

То же

Состояние дорог, транспорта,

транспортных средств

Травматизм дорожный

Урбанизация


Условия труда

Химические факторы (газы и химически активная пыль)

Злокачественные новообразования легких, кожи, болезни женских половых органов. Мочеполовой системы, системы пищеварения

Физические факторы (шум, вибрация, сверхвысокие частоты, ЭМП и др.)

Болезни системы кровообращения, вибрационная болезнь, болезни эндокринной системы

Напряжение органов чувств

Болезни системы кровообращения

Гиподинамия

Болезни системы кровообращения

Вынужденное положение тела

Болезни периферической нервной системы, органов кровообращения

Социальный микроклимат

Напряженный микроклимат, стрессы

Болезни нервной системы, системы кровообращения

Генетические факторы

Наследственная предрасположенность к заболеваниям

Болезни системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения, злокачественные новообразования

Групповая принадлежность крови А(II) и

0 (I)

Злокачественные новообразования органов дыхания, пищеварения, кожи

Патофизиологические и биохимические факторы

Артериальная гипертензия

ИБС, гипертоническая болезнь, атеросклероз, болезни нервной системы

Психоэмоциональная неустойчивость

ИБС, гипертоническая болезнь, атеросклероз, болезни нервной системы

Родовые травмы, аборты

Болезни женских половых органов, злокачественные новообразования


Таблица 3. Факторы риска возникновения заболевания


Объединение многочисленных факторов риска в качественно однородные группы позволило определить относительную значимость каждой группы в возникновении и развитии патологии у населения (табл. 4).


Группа факторов

риска

Факторы риска, входящие в группу

Удельный вес группы факторов во влиянии на здоровье

I. Образ жизни

Курение, злоупотребление табака, алкоголя, наркотиков, лекарствами; нерациональное питание; адинамия и гиподинамия; вредные условия труда, стрессовые ситуации (дистрессы); непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный образ жизни; чрезмерно высокий уровень урбанизации.



49-53%

II. Генетические

Факторы

Предрасположенность к наследственным заболеваниям;

предрасположенность к дегенеративным болезням


18-22%

III.Окружающая среда

Загрязнение воды и воздуха канцерогенами. Другие загрязнения воздуха, воды почвы. Резкая смена атмосферного давления. Повышение гелиокосмических, магнитных и других излучений


17-20%

IV.Медицинские факторы

Неэффективность профилактических мероприятий. Низкое качество медицинской помощи. Несвоевременность медицинской помощи


8-10%


Таблица 4. Группировка факторов риска и их вклад в формирование уровня здоровья населения (Лисицын Ю.П.,1987)


Конечно, следует еще раз подчеркнуть, что влияние различных факторов на здоровье человека необходимо рассматривать в комплексе, учитывая при этом и особенности индивида (возраст, пол и т. п.), а также специфику конкретной ситуации, в которой находится человек.


  1. Понятие о популяционном здоровье и основные подходы к его оценке.


Освещение вопросов, связанных со здоровьем, происходит на различных уровнях: индивидуальном (здоровье отдельного человека – индивидуальное здоровье), родовом (проблемы здоровья семьи), популяционном (здоровье населения той или иной территории – популяционное здоровье).

Для оценки здоровья популяции наиболее приемлемыми являются следующие показатели: медико-демографические, заболеваемость и болезненность, инвалидность и инвалидизация населения.

Медико-демографические, в свою очередь, разделяются на показатели естественного движения населения: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, среднюю продолжительность предстоящей жизни и др. и показатели механического движения населения (миграция населения).

Рождаемость и смертность населения исчисляются на основе регистрации каждого случая рождения и смерти в отделах записи актов гражданского состояния. Показатель рождаемости или смертности – число рождений или умерших в год, приходящихся на 1000 человек. Если смертность в старческом возрасте является следствием физиологического процесса старения, то смертность детей есть явление патологическое. Поэтому детская смертность является показателем социального неблагополучия, неблагополучия здоровья населения.

Естественный прирост населения – это разность между рождаемостью и смертностью из расчетов на 1000 человек населения. В настоящее время в странах Европы наблюдается снижение естественного прироста населения за счет снижения рождаемости.

Средняя продолжительность предстоящей жизни – число лет, которое в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся, если предположить, что на протяжении их жизни смертность будет такой же, как в год их рождения. Исчисляется с помощью специальных статистических методик. В настоящее время высокими показателями считается 65…75 лет и более, 50…65 лет – средним, до 50 лет – низким.

Показатели механического движения населения отражают передвижение отдельных групп людей из одного района в другой или за пределы страны. К сожалению, в последнее время вследствие социально-экономической нестабильности в нашей стране миграционные процессы приобрели стихийный характер и стали все более распространенными.

Показатели заболеваемости имеют важнейшее значение в изучении состояния здоровья населения. Заболеваемость изучается на основании анализа медицинской документации: листков нетрудоспособности, карт больных, статистических талонов, свидетельств о смертности и др. Изучение заболеваемости включает в себя также количественную (уровень заболеваемости), качественную (структуру заболеваемости) и индивидуальную (кратность перенесенных за год заболеваний) оценку.

Различают: собственно заболеваемость - вновь возникшее заболевание в данном году; болезненность – распространенность заболевания, вновь возникшего в данном году или перешедшего из предыдущего на данный год.

Заболеваемость населения показывает уровень, частоту, распространенность всех болезней вместе взятых и каждой в отдельности среди населения в целом и его отдельных групп по возрасту, полу, профессии и т.д. Показатели заболеваемости определяются соответствующей цифрой на 1000, 10000 или 100000 человек населения. Виды заболеваемости следующие: общая заболеваемость, заболеваемость с временной утратой нетрудоспособности, инфекционная заболеваемость, детская заболеваемость и т.д.

Инвалидность – нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, врожденными дефектами, последствиями травм, приводящих к ограничению жизнедеятельности. Они выявляются путем регистрации данных медико-социальной экспертизы.


  1. Значение формирования, сохранения и укрепления здоровья в жизни человека.


Управление здоровьем предполагает сбор и осмысление информации, принятие решения и его реализацию. Управление здоровьем – это управление механизмами самоорганизации живой системы, обеспечивающими ее динамическую устойчивость. Реализация данного процесса подразумевает формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида.

Под формированием здоровья понимается создание гармонично развитого человека. Забота о здоровье человека начинается с доэмбрионального периода и выражается в профилактике гаметопатий (нарушения строения и функций половых клеток) и общем оздоровлении будущих родителей. Очевидно, что наиболее эффективным является как можно более раннее начало формирования здоровья. Также надо помнить, что человек постоянно меняется на протяжении всей жизни, особенно в критическое периоды жизни (половое созревание, климактерий и др.). От грамотной «настройки» организма зависит его дальнейшее функционирование. Формирование здоровья является одной из самых актуальных проблем нашего общества, в решении которой должны участвовать не только врач, педагог, но и каждый отдельный человек.

Сохранение здоровья включает в себя соблюдение принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) и возвращение утраченного здоровья (оздоровление), если уровень его приобрел тенденцию к снижению.

Оздоровление – это возвращение здоровья на безопасный уровень путем активизации его механизмов. Оздоровление можно проводить при любом исходном уровне здоровья. Важно провести оздоровление взаимоотношений организма с окружающей средой путем их оптимизации. Например: оценка региона проживания, его экологии, возможностей сохранения здоровья конкретного человека в данном месте; исследование экологии жилища, места работы, одежды, питания и д.т. с последующей коррекцией отрицательных моментов (шум, загрязненность среды и др.). Также нельзя игнорировать вопросы гармонизации человека внутреннего мира человека. Важнейшим компонентом в практике оздоровления является просветительная работа и формирование активной позиции по отношению к своему здоровью.

Под укреплением здоровья понимают преумножение его за счет тренирующих воздействий. Поскольку с возрастом уровень здоровья естественно снижается, то поддержание его в прежнем диапазоне требует дополнительной активности. Наиболее универсальными тренирующими воздействиями являются физическая и гипоксическая тренировки, закаливание. Воздействия, которые при этом используются, преимущественно являются естественными (без медикаментов). К ним относятся - очищение организма, оздоровительное питание, закаливание, двигательные и гипоксические тренировки, психоразгрузки, массаж и др.

Рассмотрим самые основные из них.


  1. Двигательная активность и ее значение для здоровья человека. 

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.

Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.

Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться к любому виду трудовой деятельности. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей. У крепкого, закаленного человека увеличиваются умственная и физическая работоспособность и сопротивляемость к различным заболеваниям.

Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармоничному и полноценному развитию организма.

Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.


  1. Закаливание.

Закаливание - это научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Закаливание — обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен.

Любое совершенствование — это длительная тренировка. Следовательно, закаливание — это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма.

Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой.

Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого человека. Необходимо соблюдать ряд правил: систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов. Постепенное увеличение дозы раздражающего действия. Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма человека. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры) и др.

Принципы закаливания:

а) Систематичность использования закаливающих процедур.

б) Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

в) Последовательность в проведении закаливающих процедур.

г) Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья.

д) Комплексность воздействия природных факторов.


Основные методы закаливания.

1.      Закаливание воздухом.

Воздух — это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей — непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.

а) Прогулки на воздухе.

Проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.

Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой — катанием на коньках, лыжах, а летом — игрой в мяч и другими подвижными играми.

б) Воздушные ванны.

Подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой. Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха.

2.      Закаливание солнцем.

Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары). Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе — 9-13 и 16-18 часов; на юге — 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18С. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа). Воздушных ванн время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

3.      Закаливание водой.

а) Обтирание — начальный этап закаливания водой. Это самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого.

б) Обливание — следующий этап закаливания. Оно бывает местное и общее. Местное обливание — обливание ног.

в) Душ — еще более эффективная водная процедура.

      4. Закаливание в парной.

Народный опыт, приобретенный веками, свидетельствует, что баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается работоспособность организма и его эмоциональный тонус, ускоряются восстановительные процессы после напряженной и длительной физической работы. В результате регулярного посещения бани возрастает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Таким образом, закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.


  1. Рациональное питание и его значение для здоровья человека.

Питание — один из факторов внешней среды, существенно влияющий на здоровье, работоспособность и продолжительность жизни человека.

Питание должно быть сбалансированным и рациональным, т. е. содержать в оптимальном соотношении компоненты пищи (белки, жиры и углеводы). В пищевой рацион должны обязательно включаться мясо, рыба, молоко (источники жиров и белков), овощи и фрукты (источники углеводов).

Важное значение в питании играют витамины, содержащиеся в мясе, яйцах, молоке, дрожжах, овощах, фруктах, крупах, а также минеральные вещества (калий, натрий, магний, кальций, фосфор, цинк, медь, фтор, иод и др.).

Вопросами полноценного и рационального питания занимается гигиена питания. Основными гигиеническими требованиями к питанию являются следующие:

  • пища должна быть безвредной для организма;

  • рацион питания должен соответствовать возрастным особенностям человека;

  • пища должна быть разнообразной и сбалансированной по содержанию различных веществ;

  • технология приготовления пищи и условия ее приема должны соответствовать санитарным нормам;

  • суточный рацион питания должен быть правильно распределен по калорийности между завтраком, обедом и ужином;

  • необходимо строго соблюдать время приемов пищи и промежутков между ними.


Вопросы для самоконтроля:


  1. Определение понятия здоровья, болезни и промежуточных состояний человека.

  2. Виды здоровья.

  3. Показатели индивидуального и популяционного здоровья человека.

  4. Факторы, оказывающие влияние и влияющие на здоровье человека.

  5. Факторы риска для здоровья человека.

  6. Значение формирования, сохранения и управления здоровья в жизни человека.


Рекомендуемая литература.


1. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И. Основы медико-биологических знаний. М.: Высшая школа, 2001 г.

2. Заготова С.Н. Валеология: Справочник школьника. М., 1999 г.

3. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. – М.: Владос, 2000 г.

4. Мартыненко А.В. Формирование здорового образа молодежи. – М.: Медицина, 1988 г.

5. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. 3-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1993 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Современные представления о здоровье человека

Автор: Паршутина Марина Алексеевна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 346030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Влияние животных на здоровье человека"
    ["seo_title"] => string(40) "vliianiiezhivotnykhnazdoroviechielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "280543"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453388480"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельности"
    ["seo_title"] => string(128) "formirovaniie-priedstavlienii-o-kul-turie-zdorov-ia-u-starshikh-doshkol-nikov-chieriez-ispol-zovaniie-proiektnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "314563"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459708272"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "«Человек и природа»   Программа воспитания и социализации обучающихся   по экологическому направлению   на ступени основного общего образования "
    ["seo_title"] => string(162) "chieloviek-i-priroda-proghramma-vospitaniia-i-sotsializatsii-obuchaiushchikhsia-po-ekologhichieskomu-napravlieniiu-na-stupieni-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "129622"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415728847"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Развитие мотивации подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры "
    ["seo_title"] => string(91) "razvitiie-motivatsii-podrostkov-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-sriedstvami-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "110367"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405954954"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Урок по теме «Здоровый образ жизни» "
    ["seo_title"] => string(36) "urok-po-tiemie-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "122105"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414154056"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства