Для безопасности детей вблизи дорог, в силу их психофизиологических особенностей регулярно нужно напоминать о безопасности. Для этого учителям в конце учебных занятий необходимо проводить минутки безопасности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как провести минутку безопасности»
По статистике, лишь одна из 200 ошибок ребенка при переходе дороги «наказывается» испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в его сознании, как правильные действия. Формируются ложные навыки и привычки. В среднем одна из 4000 ошибок ведет к гибели или серьезной травме под колесами. Ребенок, оставленный взрослыми без помощи в изучении скрытых опасностей дорожного движения, ежедневно ставит эксперимент на себе.
При самообучении ребенка его знания и навыки целиком и полностью зависят от случайных факторов.
«Минутка безопасности» дорожного движения в школе — это попытка заменить ребенку плачевный опыт проб и ошибок квалифицированной помощью в постижении скрытых опасностей, неявных закономерностей современного городского дорожного движения. Она призвана показать ему, что надороге не все так просто и очевидно, как ему кажется в силу возраста. «Минутка» настраивает ребенка на внимательное наблюдение за дорогой, предупреждает его о таких «ловушках» для пешехода, о которых, к сожалению, почти не имеют представления многие взрослые, в том числе и старшие члены семьи, родители подавляющего большинства школьников.
Уроки правил дорожного движения по обычной школьной программе не заменяют «минуток» по безопасности движения на последнем уроке.
КАК ПРОВЕСТИ «МИНУТКУ»
В отличие от «большого» урока, игры или викторины по правилам дорожного движения, «минутка» не требует от учителя специальной подготовки либо каких-то особенных знаний предмета. Такое условие специально ставилось при её разработке. Дело в том, что «минутку» проводит любой учитель, чей урок приходится – независимо от предмета и темы – на конец школьного дня. Ведь одна из главных целей, ради которой проводится это ежедневное экспресс-занятие с детьми, - настроить их по дороге домой на мысли об опасности и «ловушках» в движении транспорта.
Обратите, пожалуйста, внимание на слово «ежедневное» в предыдущей фразе. Именно так: «минутку» надо проводить каждый день. В этой непрерывности залог того, что у детей появятся спасительные навыки и привычки в результате урока, а не риска на мостовой. Добрая воля педагога и его моральные качества — не последняя гарантия успеха в этом деле. Со своей стороны, разработчики методики сделали все возможное, чтобы «минутка» не отнимала у учителя ценного времени его предмета, не прибавляла перегрузок и в без того нелегком труде.
Техника проведения «минутки»: в конце урока (последнего в этой смене) Вы задаете ученикам один вопрос и, выслушав ответы нескольких детей, в случае необходимости поправляете их ошибки. При этом можно дать краткие дополнительные объяснения, почему следует поступать так, а не иначе.
Помимо всего прочего, «минутка» способствует выработке у ребенка критического отношения к поступкам сверстников и взрослых, нарушающих правила перехода улицы, воспитывает «иммунитет» к подражанию им.
Опыт показал, что добросовестно и ежедневно проводящиеся сверхкратковременные уроки этого типа существенно повышают осведомленность ребят об уличных неожиданностях. А что должен знать сам педагог? Видимо, прежде всего то, что к моменту его работы с юными пешеходами у них уже создались определенные ложные навыки, рефлексы и стереотипы, зачастую в буквальном смысле толкающие ребенка под колеса транспорта. Поэтому, вот еще несколько заметок для памяти:
Формальное знание правил дорожного движения, по мнению многих специалистов, обеспечивает ребенку лишь около 10% желаемой безопасности. Остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке.
Нужно, чтобы с Вашей помощью ребенок осознавал шаг с тротуара, как переход некой безопасной границы и мобилизовался, переключался на специфическое поведение осторожного участника дорожного движения. Это относится и к проезжей части улиц с редким движением транспорта.
Из каждых 100 пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях пешеходов-детей примерно 60 стали жертвой неумения правильно вести себя в условиях закрытого обзора, когда осмотру дороги мешало какое-то препятствие — стоящий или движущийся автомобиль, иной предмет. При этом не мог своевременно видеть выбегающего из-за препятствия ребенка и водитель движущегося транспортного средства.
У детей обычно не выработан рефлекс боязни предмета, закрывающего обзор при переходе улицы. Даже напротив, такой предмет внушает ему ложное чувство защищенности, безопасности.
Зачастую ребенок бессознательно подражает взрослому, переходящему дорогу, в пользовании боковым зрением, т. е. не поворачивает голову при осмотре улицы. Между тем, ребенку необходимо это делать, поскольку поле зрения его примерно на 20% уже, чем у взрослого человека.
Ребенок, как правило, еще не умеет перераспределять и даже просто распределять свое внимание между несколькими предметами и событиями. Единственное средство против этой постоянной опасности для него — внушить ему приоритет наблюдения за движением непосредственно угрожающих транспортных средств (в том числе и предполагаемых, скрытых).
При сильном эмоциональном возбуждении, которое может возникнуть у ребенка от пустячных, с точки зрения взрослого, обстоятельств, он нередко полностью забывает все, что было внушено ему о правилах поведения на дороге в теории. Всплывают ранее полученные, неподходящие для транспортной среды навыки и рефлексы. Педагог должен добиться, чтобы ненужные рефлексы, реакции, привычки были своевременно вытеснены необходимыми для безопасности.
Необходимо достичь того, чтобы разумное чувство осторожности у ребенка не перерастало в панический страх перед автомобилями, дорожным движением. В частности, ребенка следует отучить, находясь на проезжей части, делать от испуга неконтролируемые движения (например, пятиться назад, не осмотревшись).