kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование транспортной культуры в условиях общеобразовательной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой опыт работы по формированию транспортной культуры школьников в системе образовательного учреждения. Большую роль в этом играет деятельность отряда юных инспекторов движения. Практическую значимость в формировании безопасного поведения детей на дорогах имеет использование велогородка и автоплощадки, созданных на территории школы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование транспортной культуры в условиях общеобразовательной школы »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бадажковская основная общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области






















Гостева Алёна Николаевна, учитель ОБЖ

МКОУ Бадажковской основной общеобразовательной школы

Барабинского района Новосибирской области

















Во всем мире одной из важнейших социально-общественных проблем является проблема травматизма детей на транспорте и в первую очередь в сфере дорожного движения. Ее обострение вызвано «взрывной» автомобилизацией, ярко проявившейся в последние два десятилетия. Однако в самом катастрофическом положении среди развитых стран оказалась Россия. Количество погибших из года в год увеличивается, а большинство из пострадавших становятся инвалидами.

Профилактика детского транспортного травматизма возможна не только при условии специальной подготовленности детей и подростков к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде, но и сформированности у них транспортной культуры.

Сохранение жизни и здоровья юных участников транспортных процессов имеет социальные, технико-экономические, экологические, психологические, культурологические, правовые, этические, эстетические и педагогические аспекты. Что следует понимать под транспортной культурой школьника? Это часть общей культуры учащегося, включающая качества и ценностные отношения транспортнобезопасной личности, знания в области безопасности на транспорте, умения и навыки поведения в транспортной среде. Формирование транспортной культуры школьников является педагогической системой, направленной на снижение уровня детского транспортного травматизма путем подготовки детей к безопасному участию в транспортных процессах и безопасной жизнедеятельности в транспортной среде за счет реализации в единстве и взаимосвязи трех функций: обучающей, воспитывающей и развивающей.

Первопричины дорожно-транспортных происшествий по вине или неосторожности детей и подростков убедительно показывают, что только выполнение требований ПДД без знания причинно-следственного механизма возникновения ДДП и безопасного, безошибочного, верного действия в каждой конкретной ситуации не может гарантировать безопасность участников дорожного движения в полной мере. В этой связи можно говорить о безопасном и правопослушном поведении в транспортной среде. Однако акцент необходимо сделать на понятие «участие», которое означает переход на совместную деятельность и сотрудничество и исключает эгоистичное поведение каждого участника транспортного процесса.

Работа с детьми в общеобразовательной школе интегрирует следующие модели:

  • Подготовка школьника к безопасному участию в транспортных процессах, а также воспитание у учащихся необходимых качеств: самостоятельность, активность, внимательность, ответственность и др.

  • Обеспечение школьником личной безопасности и окружающих в условиях возникших чрезвычайных ситуаций различного происхождения на транспорте или с его участием.

  • Воспитание у учащихся правопослушного и культурного участия в транспортной среде и процессах, происходящих в ней, с учетом возрастных особенностей.

  • Развитие школьника как безопасной личности в транспортной среде путем решения специальных задач и тренингов.

При формировании транспортной культуры у школьников формируется гражданская и правовая ответственность в области транспортных отношений. Появление и повышение такой ответственности происходит не только у самих школьников. Она одновременно повышается и у их родителей, учителей и педагогов, которые в тесном содружестве являются непосредственными участниками непрерывного педагогического процесса формирования транспортной культуры школьников. При этом обязательно учитывается то, что составной частью этого процесса является не только специальная подготовка детей к безопасной жизни и деятельности в транспортной среде, но и формирование у них «транспортнобезопасного» правосознания, дисциплинированности, высокого уровня нравственных норм поведения в указанной среде и норм общегражданского этикета.

Формирование готовности школьников к прогнозированию появления предаварийных ситуаций на транспорте, выявлению условий их появления, а также предупреждению и профилактике аварийных ситуаций и предотвращению их решают следующие задачи:

а) не провоцировать своим поведением появление аварийных ситуаций на транспорте, которые часто переходят в аварии, происшествия и катастрофы;

б) грамотно противостоять возникающим опасностям в транспортной среде;

в) в случае попадания в опасные (аварийные) ситуации или в происшествия на транспорте самостоятельно или во взаимодействии с окружающими его людьми выходить из них с минимальными потерями для себя и окружающих, сохранив при этом свои жизнь и здоровье.

Нормативно-законодательная база формирования транспортной культуры школьников является правовой основой всей деятельности общеобразовательных учреждений, направленной на интеграцию воспитывающей среды по формированию транспортной культуры школьников. Она включает в себя требования следующих правовых документов, действующих на территории Российской Федерации:

1) Конвенция ООН «О правах ребенка»;

2) Конституция Российской Федерации;

3) Закон Российской Федерации «Об образовании»;

4) Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»;

5) Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»;

6) Правила дорожного движения Российской Федерации.

Обучая детей транспортнобезопасной деятельности, можно использовать различные транспортные ситуации. Процесс обучения проходит как на уроках в классе, так и в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий, посвященных изучаемым темам безопасности детей в транспортной среде. Создание различных ситуаций, направленных на специальную подготовку школьников к безопасному участию в транспортных процессах, происходит с помощью применяемых схем, плакатов; специальных стендов и моделей транспортных средств, средств регулирования дорожного движения, горизонтальной и вертикальной разметки дорог; фигурок людей и моделей зданий и сооружений; компьютерных обучающих программ. Проблемные ситуации возможно создавать вербальным путем (в виде абстрактного или виртуального образа) на основе обозрения и видения ребенком модели прообраза дорожной ситуации.

Применение и использование разнообразных форм, методов и средств каждой из рассмотренных технологий во взаимодействии между собой обеспечивает эффективное выполнение программы.

В нашей школе также запланирована и ведётся работа по профилактике ДТП, предусмотрено ежегодное проведение месячника по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. В течение учебного года проводятся консультации для педагогов по проведению профилактических бесед по ПДД для учащихся до и после каникул, а также “минутки безопасности”. В 1 классе организованы занятия внеурочной деятельности «Азбука безопасности».

В рамках курса ОБЖ для каждой параллели четко определено необходимое количество часов на изучение раздела ПДД. Так, на первой ступени образования обучающиеся получают знания и закрепляют их, используя от 21% до 42% общего времени, отведенного на уроки ОБЖ. Большое количество часов обусловлено тем, что в этот период времени закладываются основы не только знаний, но и поведенческих навыков в различных дорожных ситуациях.

На второй ступени образования в соответствии с программой на изучение ПДД отводится один урок в четверть (4 урока в год). Наиболее распространенными формами проведения уроков являются беседы и рассказ учителя в сочетании с практическими упражнениями, методы ситуативного обучения. В дошкольной группе и в начальных классах успешно применяем игровые технологии (ролевые игры), так как игра - один из основных видов деятельности учащихся первой ступени. Кроме того, применяется разнообразный дидактический материал: дорожные задачи, контрольные вопросы, загадки Светофора Светофорыча, кроссворды и т.д. На уроках ПДД в старших классах используются возможности ИКТ: учебные фильмы, как документальные, так и мультипликационные.

Основной способ формирования у детей навыков поведения - наблюдение, подражание поведению взрослых и прежде всего своих родителей. Для отработки практических умений и навыков поведения детей в дорожных ситуациях предлагаю домашние задания для совместного выполнения их родителями с учащимися 2-5-х классов. Домашние задания включают тему уроков и описание конкретных действий родителей с детьми по отработке навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Контроль выполнения домашних заданий осуществляется методом опроса учащихся. Также с участием родителей дети разрабатывают индивидуальные маршруты “дом - школа - дом” с указанием наиболее безопасного пути для школьника из дома до школы и обратно. Для родителей классными руководителями проводятся собрания, где отмечается ответственность и роль взрослых в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Интересно прошло общешкольное родительское собрание «Дорожно-транспортный травматизм», на котором педагоги рассказали родителям о причинах дорожно-транспортного травматизма и о роли взрослых в его профилактике, а дети показали музыкальную инсценировку «Правила дорожного движения».

На предметной неделе ОБЖ кроме традиционных профилактических бесед, включаем в свои занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и специальные элементы: читаем стихи, прозу, разучиваем музыкальные произведения о светофоре, дорожных знаках, проводим викторины «Наш друг – светофор», «Дорога и пешеход». Традиционным стал в школе конкурс рисунков «Мы и дорога». Школьники принимали участие в конкурсе сочинений «Если бы я был начальником ГИБДД», а также «Сказка, которая сохраняет жизнь».

Вопросы формирования транспортной культуры рассматривались на педагогическом совете школы: доклад «Непрерывное обучение безопасности дорожного движения»; а так же на педагогическом совещании: доклад «Дорожно-транспортный травматизм – одна из социальных катастроф страны». В школе организуются встречи с работниками ГИБДД, на которых ребята повторяют правила, разбирают ошибки в поведении пешеходов. Учащиеся школы участвуют в районном фестивале «Зелёная волна».


Одной из наиболее эффективных форм обучения детей безопасному поведению на дорогах является проведение массовых мероприятий, которые вызывают большой интерес среди подростков, содержание и формы работы постоянно совершенствуются. Результативным способом привития детям навыков безопасного поведения на дорогах являются детские городки и площадки по безопасности дорожного движения. Очевидно, что занятия на автоплощадке, а именно активное и непосредственное участие детей в событиях и действиях, максимально приближенных к обстановке на улицах города, побудит детей к обдумыванию ситуаций, заставит почувствовать свою причастность к происходящему и поможет сформировать у них основы правильного поведения на улице и дороге. Поэтому очень важно, чтобы обучение ПДД носило практико-ориентированный характер. В связи с этим занятия на школьной автоплощадке запланированы в теплое время года (осень, весна, лето).

Таким образом, целью работы автоплощадки является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. Решаются следующие задачи:

  • сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

  • обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

  • привитие умения пользоваться общественным транспортом;

  • ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

  • воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

  • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.

В весенне-летний период происходит наибольшее число дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. В связи с этим ежегодно в мае для учащихся 3-8-х классов проводятся соревнования “Безопасное колесо”, которые способствуют:

- изучению и закреплению ПДД;

- закреплению навыков вождения велосипеда;

- изучению правил оказания первой медицинской помощи;

- изучению велотехники.

Соревнования состоят из нескольких этапов: это и знание ПДД, которое проверяется с помощью электронных викторин, и трасса велофигур, и оказание первой медицинской помощи. Данные мероприятия являются для ребят одними из самых значимых и интересных. Школьный этап соревнования проходит на школьной автоплощадке.

Наши ребята ежегодно участвуют на районном этапе. Практически каждый год районный этап является для нас результативным: не один раз ребята становились дипломантами II, III степени, занимали призовые места в номинациях «Фигурное вождение велосипеда», «Агитбригада», «Социальная реклама», «Знание ПДД».

С 2003 года в школе функционирует отряд юных инспекторов движения (ЮИД). Юидовцы занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждением их нарушений. Члены отряда используют различные формы работы: театрализованные представления для дошкольной группы и начальных классов “Знайте правила движения”, выпуск материалов “Дорожная азбука”, проведение викторин, изготовление листовок для обучающихся и их родителей и т.д.

С целью обеспечения социальной защиты детей и подростков ежегодно составляется программа “Лето”, одним из направлений которой является работа оздоровительного учреждения дневного пребывания (ОУДП). В свою очередь, в программу работы оздоровительного лагеря включаются мероприятия по ПДД: конкурсы рисунков на асфальте “Перекресток”, фантазийные занятия “Сказочные дорожные знаки”, КВН “Мы и дорога”, соревнования “Образцовый пешеход”, “Колесо истории ПДД” и т.д.

Польза от проведения мероприятий такого рода для детей, как в течение года, так и в каникулярное время очевидна. Результаты работы: знание и выполнение правил дорожного движения учащимися школы, а самое главное – это отсутствие дорожно-транспортных происшествий с участием учеников школы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование транспортной культуры в условиях общеобразовательной школы

Автор: Гостева Алёна Николаевна

Дата: 10.10.2014

Номер свидетельства: 117847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа внеурочной деятельности в первом классе "Азбука дорожного движения""
    ["seo_title"] => string(98) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-piervom-klassie-azbuka-dorozhnogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "337537"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1468558690"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Пояснительная записка к рабочей программе по социально-бытовой ориентировке 5 класс коррекционной школы-интерната VIII вида "
    ["seo_title"] => string(137) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-sotsial-no-bytovoi-oriientirovkie-5-klass-korriektsionnoi-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "153959"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421082685"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект классного часа "Караидель-мой край родной". "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-klassnogho-chasa-karaidiel-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "137527"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417363932"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока с презентацией по теме : "Изучаем ПДД в 1 классе" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-po-tiemie-izuchaiem-pdd-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "110225"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405697700"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства