ПОЗНАНИЕ МИРА 1 класс
Тема: Безопасность в помещении.
Цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока.
Задачи:
Образовательная: дать возможность учащимся самостоятельно вывести правила поведения в доме.
Развивающая: создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Воспитательная: выработка чувства гражданственности; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога.
Формы организации учебной деятельности:
групповая ;
индивидуальная;
фронтальная
Оборудование урока и ресурсное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, бинт, йод, вата.
ХОД УРОКА
Слайд 1
I. Организационный момент
II. Подведение к проблеме
- Вы конечно удивитесь, а что опасного может быть в помещении?
Слайд 2 - В этом нам помогут разобраться Смешарики.
Слайд 3
- Назовите сказки по иллюстрациям.
– Чем похожи картинки? (Русская народная сказка «Теремок» и украинская народная сказка «Рукавичка»)
- И Рукавичка, и Теремок в сказках являются домами для животных.
Слайд 4
- Давайте сейчас с вами прочитаем пословицы и объясним их значение.
1. В гостях хорошо, а дома лучше.
2. Дом красится хозяином.
3. Мой дом – моя крепость.
4. Плохо жить тому, у кого ничего нет в дому.
Слайд 5, 6, 7
- Смешарики хотят услышать от вас что такое дом и какие бывают дома?
Слайд 8
– Рассмотрите картинки и найдите отличие?
В первом случае животные собираются в доме, потому что стены дома защищают.
Во втором случае наблюдаем, что дом может оказаться опасностью.)
Слайд 9
- Перед Смешариками встала проблема
- Наш дом является крепостью или опасностью?
Слайд 10 - 11
- Давайте поможем объяснить Крошу значение слова КРЕПОСТЬ.
Слайд 12
- А какие опасности нас могут поджидать дома?
Слайд 13 – 14
- Посовещавшись, Смешарики составили план работы, чтобы доказать свои высказывания.
ПЛАН
-
1. Найти информацию.
-
2. Постараться ответить на поставленный вопрос.
-
3. Сделать вывод.
Слайд 15
РАЗМИНКА - НАЙДИ СООТВЕТСТИЯ
-
«Кошкин дом» слушай старших
-
«Кот, петух и лиса» нельзя играть со спичками
-
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» не открывай дверь чужим
«Волк и семеро козлят» не доверяй незнакомцам
Распределение работы в группах.
1 гр. - Огонь - друг и враг.
2 гр. - Как уберечься от ожогов.
3 гр. - Как дышать, если кругом дым.
4 гр. - Острые предметы - это опасно!
5 гр. - Как пользоваться газовой плитой.
По какому плану мы рассматриваем обычно опасные ситуации?
1. Причины опасностей.
2. Как вести себя?
Если потребуется, вы можете обратиться ко мне за помощью.
(Учащиеся работают в группах самостоятельно, распределяя функции.
Учитель осуществляет частичный контроль и направляет работу групп).
Слайд 16
– Примерно 2 миллиона лет назад на территории Африки появились первые люди. Сначала они не умели пользоваться огнем. Пожары, молнии, извержения вулканов вызывали у первобытных людей ужас, и они в страхе бежали от огня. Но со временем человеку удалось приручить огонь, подаренный природой (например, сохраненный после лесного пожара). Его берегли, постоянно поддерживали. Не удивительно, что того, по чьей вине костер затухал, ожидало суровое наказание.
Затем люди научились добывать огонь. Археологические раскопки показывают, что более миллиона лет назад люди уже могли получать огонь трением деревянных дощечек друг о друга или высекая искру ударом камня о камень.
– Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар. Чтобы избежать пожара, предупредить его нужно знать, каким же образом огонь вырывается на свободу
1) Когда огонь является другом, а когда огонь – враг.
2) Причины возникновения пожара.
3) Как вести себя во время пожара.
Просмотр презентации во время сообщения детьми материала.
- Если в доме возник пожар, сразу убегай.
- Выводи из горящего дома малышей.
- Не прячься в горящем доме.
- Не пытайся тушить пожар.
- Звони по телефону 01.
И еще хотелось бы добавить одно правило: не поддавайтесь панике и не теряйте самообладание. (Это правило положительно работает и в любой другой ситуации)
2. Как дышать, если кругом дым.
Приблизительный план.
1) Чем опасен дым во время пожара?
2) Как вести себя, если увидел дым.
Просмотр презентации после ответа.
- Немедленно покинь помещение.
- Если невозможно покинуть помещение, то плотно закрой дверь в комнату, в которой что-то горит.
- Заткни дверные щели любыми тряпками.
- Зови на помощь.
- Дыши через мокрую тряпку.
Слайд 17
1) Причина возникновения ожогов.
2) Как вести себя, чтобы не получить ожоги.
Просмотр презентации во время сообщения.
- Проходя мимо кухонной плиты, не зацепись рукой за ручку сковороды или кастрюли.
- Не снимай крышки с кастрюль, в которой кипит вода.
- Не переноси кастрюли с горячей жидкостью.
- Прежде чем входить в воду в ванне, проверь пальцем, не слишком ли она горячая.
- Открывая кран с водой, начинай с холодной, а потом постепенно добавляй горячую воду.
Дополнительная информация.
- Если получил ожог, подержи обожженное место под холодной водой.
Если на месте ожога оказался пузырь, почему его нельзя прокалывать? (Чтобы не занести инфекцию)
4. Острые предметы - это опасно.
Приблизительный план.
- Чем опасны острые предметы?
- Что нужно делать, если порезан палец или поцарапана рука?
Просмотр презентации.
- Место ссадины или ранки промой кипяченой водой.
- Вокруг ранки помажь йодом. (Саму ранку нельзя мазать, а почему? Можно получить еще и ожог).
- Наложи повязку или заклей специальным пластырем.
- Если кровь не останавливается, подними руку вверх.
- Покажи рану взрослым.
5. Как пользоваться газовой плитой и электроприборами
Загадки
Дети загадывают загадки.
И зимой, и летом
Холод в нем и лед.
Рыбу, суп, котлеты
Он нам сбережет. (Холодильник)
Она висит под потолком,
Ее подвески из стекла,
Ее мы включим вечерком,
И станет комната светла. (Люстра)
Он сосет и пыль и сор,
Чистит кресла и ковер.
В доме мусор собирает
И ни разу не чихает. (Пылесос)
Мокрые волосы после мытья.
Быстро сумею им высушить я. (Фен)
Соберу рубашки, майки,
И скажу ей: «Постирай-ка!
В барабане покрути,
Белье чистым возврати» (Стиральная машина)
Инсценировка стихотворения «Советы мамы»
1. На кухне газ у нас горит,
Меня он тянет, как магнит.
Как мама я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать,
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:
2. – К плите чтоб руки не совала!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай,
Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать,
А к газу ты не подходи –
Сперва немного подрасти!
3. Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз.
Запах чувствуя в квартире,
Позвоните 104.
- В домах есть электрические газовые плиты. Как пользоваться газовой плитой?
Приблизительный план.
- Зачем детям нужно уметь пользоваться газовой плитой?
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать неприятностей?
Просмотр презентации.
- Прежде чем зажечь плиту, закрой на кухне окно.
- Сначала зажги спичку, а затем открой газовую горелку
Лекарства и бытовая химия(стиральные порошки, средства для мытья посуды)
Дети читают стихотворения:
1. Витамины и вкусны,
И полезны, и важны.
Только помните, друзья.
Их без меры есть нельзя.
Должен доктор рассказать,
Как их нужно принимать.
2. Все маленькие детки
Обязаны узнать:
Пилюли и таблетки
Тайком нельзя глотать!
Когда вы заболели,
Тогда врача зовут,
И взрослые в постельку
Таблетки принесут!
3. Но если не больны вы,
В таблетках – только вред!
Глотать их без причины
Нужды, поверьте, нет!
Ведь отравиться можно
И даже умереть!
Так будьте осторожней –
Зачем же вам болеть?
Физминутка “Я однажды потерялся”
Я однажды потерялся - (изобразить испуг),
Только быстро догадался - (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться),
Посмотрел туда-сюда - (повороты),
Нету мамы - вот беда - (развести руки в стороны внизу),
Побежал направо я - (бег на месте),
Мама не нашлась моя - (руку “козырьком”),
Побежал налево я - (бег на месте),
Мама не нашлась моя - (руку “козырьком”),
Повернулся я вокруг - (поворот вокруг себя),
Может быть увижу вдруг - (руку “козырьком”),
Нету. Я решил стоять - (руки скрестить на груди),
И на месте маму ждать.
Ведущий: -Правильно сделал мальчик? Если вы потерялись, то не нужно ни куда бегать. Стойте и ждите. Вас обязательно найдут.
Ведущий:- А сейчас представьте, что вы на прогулке упали. И у вас на коленке ссадина.
Нужно из предложенных вам предметов (йод, вата, шприц, зеленка, градусник,
таблетки, бинт) выбрать те, которые нужны, для обработки раны.
Игровое упражнение “Окажи первую помощь при ссадине”.
Просмотр мультфильма «Азбука безопасности» – «Игры со спичками».
VIII. Итог урока.
- После нашего урока, что вам захочется рассказать дома?
выставку рисунков и плакат на тему «Спички - детям не игрушка