Деятельность педагога по профилактике детского дорожного транспортного травматизма. "Цель учителя - настоящего профессионала (какой бы предмет он преподавал)- готовить человека и выживанию; учить его быть здоровым, ответственным и счастливым гражданином своей планеты". Разработка и организация выпуска учебных и методических пособий для проведения занятий по изучению ППД.
разработка рекоменации по оформлению кабинетов по ПДД и организация выпуска наглядных посбий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«основы деятельности »
Деятельность педагога по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
«Цель учителя – настоящего профессионала
(какой бы предмет он не преподавал) –
готовить человека к выживанию;
учить его быть здоровым,
ответственным
и счастливым гражданином своей планеты» .
Направления деятельности педагога по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах
Информационное
формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным
Развивающее
формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере
Воспитательное
методическое обеспечение деятельности педагогов по профилактики ДДТТ
Методическое
система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
Контрольное
Комплекс мероприятий по профилактике ДДТТ
1. Разработка и организация выпуска учебных и методических пособий для проведения занятий по изучению ПДД
2. Разработка рекомендаций по оформлению кабинетов по ПДД и организация выпуска наглядных пособий
3. Организация оформления кабинетов по ПДД
4. Разработка и организация выпуска методических и раздаточных материалов для проведения тестирования по ПДД
5. Создание информационных рубрик на радио, кабельных телеканалах телевидения, в муниципальных газетах ( Примечание: выпуск видеороликов с учетом сезонности)
Комплекс мероприятий по профилактике ДДТТ
6. Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов) в подъездах жилых домов, на остановочных пунктах, поликлиниках, в местах с массовым пребыванием детей
7. Комплектование библиотек литературой по ПДД
8. Разработка настольных и компьютерных игр по ПДД
9. Создание мультипликационных фильмов по ПДД
10. Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД
Развивающее направление
Мероприятия
1. Создание автогородка на территории округа участка для проведения тренировочных занятий
2. Создание тренировочных автоплощадок при школах для отработки навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах
3. Организация экскурсий по микрорайонам с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения
Воспитательное направление
Мероприятия
1. Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников
2. Проведение акций, смотров, фестивалей, выставок, массовых мероприятий во время школьных каникул
3. Организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности
4. Проведение родительских собраний совместно с детьми
5. Проведение специальных смен в оздоровительных лагерях
Методическое направление
Мероприятия
1. Организация и проведение семинаров по вопросам профилактики ДДТТ с участием руководителей образовательных учреждений, представителей администрации округа и сотрудников ГИБДД
2. Создание методического центра по переподготовке преподавателей школ, работников детских дошкольных учреждений
3. Обобщение опыта работы школ по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке примерных планов общешкольных мероприятий по профилактике ДДТТ на предстоящий учебный год
4. Проведение педагогических советов школ и других образовательных учреждений по данной тематике, проведение занятий с классным руководителями
5. Проведение социологического исследования и доведение его результатов до руководящего и педагогического состава образовательных учреждений
Контрольное направление
Мероприятия
1. Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы
2. Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД
Основные принципы планирования занятий
корпускулярное планирование
тематический принцип
Применяется в том случае, если уроки по безопасности дорожного движения совмещены с различными формами воспитательной работы школы, имеется возможность пригласить специалистов (сотрудников ГИБДД) или осуществить коллективные и групповые выезды детей на специальные площадки.
Отдельно составляется график (даты указываются по фактам договорённости или возможности использования площадок), в зависимости от которого планируются остальные уроки.
Некоторые темы уроков рекомендуется связать с временами года (опасность при катании на санках, коньках, лыжах в зимнее время года, на велосипедах, роликовых коньках – в теплое время и т.п.).
Используется
при изучении разделов «Правила дорожного движения»
Основные принципы реализации обучения
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
Предполагает учёт
личностных, возрастных особенностей учащихся
и уровня их психического и физического развития.
На основе
индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения
можно воспитать у них положительные привычки,
приучить к дисциплине,
культуре поведения в сфере дорожного движения
Основные принципы реализации обучения
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”
Чем меньше возраст школьников,
тем легче формировать у них
социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых,
обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие.
Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Основные принципы реализации обучения
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия
Учащиеся должны знать,
какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Основные принципы реализации обучения
4. Принцип возрастной безопасности
У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам.
С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка.
С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки
безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями.
Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге.
Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды , показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Основные принципы реализации обучения
5. Принцип социальной безопасности
Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе,
где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения.
Соблюдение этих правил на дорогах контролирует
Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Инспектор дорожно-патрульной службы
выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов
и наказывает их:
предупреждает или штрафует.
Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге
опасны и для него самого, и для окружающих.
Основные принципы реализации обучения
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками,
замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми
и часто не понимают и возмущаются,
почему те поступают рискованно и не соблюдают правила.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Основные методы реализации обучения
1. Внушение
Дети младшего школьного возраста легко внушаемы,
воспринимают все на веру.
Внушением можно приостановить опасные действия ребенка
на улице и дороге и, наоборот,
стимулировать правильные действия.
Эффект внушения усиливается, если педагог использует
яркие образные формы, приводит наглядные примеры.
Чтобы не притуплялась восприимчивость,
одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
.
Основные методы реализации обучения
2. Убеждение
Это доказательство истинности того или иного положения.
На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение.
Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить,
достаточно показать образное отражение реальности,
например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.
Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя.
Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым.
Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии.
Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей.
Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Основные методы реализации обучения
3. Пример
Воспитательное значение примера состоит в том,
что он быстро запоминается.
Психологическая основа примера – подражание:
дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог,
значит, это можно делать, и они поступают так же.
Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).
Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами.
Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Основные методы реализации обучения
4. Упражнение
Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения.
Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма.
В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки.
В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно,
при повторении одних и тех же действий.
Закрепившись в сознании, она становится устойчивой.
Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения
в дорожной среде.
Основные методы реализации обучения
5. Поощрение
Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах.
Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность.
В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника.
Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями.
Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности.
Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Обстоятельства, негативно влияющие
на результаты обучения
Обучение правилам и безопасности дорожного движения не стало обязательным во всех образовательных учреждениях города и области.
2. В образовательных учреждениях, в которых обучение проводится, его объем и качество значительно ниже требуемого уровня.
3. Качество обучения страдает во многом из-за неверных установок, искажения требований и других ошибок, допускаемых учителями, преподающими ПДД.
Психолого-педагогические требования
к содержанию, формам и методам обучения в области профилактики безопасного поведения детей на дорогах
Психологические основы безопасного поведения детей и подростков на дорогах определяют требования к содержанию, формам и методам обучения
профилактики безопасного поведения детей на дорогах,
1. формирования внутренней мотивации ребенка и подростка, т.е. чтобы он выполнял правила дорожного движения не под внешним давлением, а через осознание и "прочувствование" необходимости их точного соблюдения;
2. учет специфики психологических причин попадания детей и подростков в ДТП;
3. опора на психологические основы безопасного поведения детей и подростков на дороге;
4. оказание ненавязчивого, но всестороннего воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка;
5. избегание формализма, использование нестандартных форм и методов, учитывающих специфику социального окружения современных детей: воздействие рекламы, повсеместное использование мобильных телефонов, компьютерных игр и пр.
Эффективность форм, методов, средств обучения определяется тем,
в какой мере они способствуют формированию тех или иных
элементов психологического механизма,
определяющего безопасное поведение ребенка на дороге.
Формы, средства и методы обучения обладают различными возможностями в формировании данного психологического механизма,
поэтому нет необходимости в том,
чтобы каждый метод, или форма обучения реализовывали все элементы.
Важно, чтобы при применении целенаправленно и максимально использовались их возможности в формировании того или иного элемента психологического механизма,
определяющего безопасное поведение ребенка на дороге.
Реализация психологического механизма
формирования БДД направлена на:
• развитие понимания у детей того, какие проблемы и опасности могут быть сопряжены с дорогой и автомобилями на этой дороге;
• развитие понимания у детей, насколько важно их правильное поведение на дороге;
• развитие понимания у детей чувства ответственности при решении проблем, связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Рекомендуемые формы и методы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах
В образовательных учреждениях обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах строится в основном в игровой форме в специально созданной предметно-развивающей среде.
Проводятся тематические, интегрированные занятия, музыкальные, театрализованные инсценировки, организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры.
В школах создаются отряды юных инспекторов движения (ЮИД).
Интересной формой работы отделов и групп пропаганды ГИБДД с привлечением отрядов юных инспекторов движения стали рейды по выявлению нарушителей ПДД.
1.
Рекомендуемые формы и методы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах
Устройство детской психики таково, что к советам взрослого человека подросток зачастую относится пренебрежительно, а слово, сказанное сверстниками или ребенком возрастом постарше, воспринимается как непреложная истина.
На этом основывается педагогический прием , который уже много лет используют в работе многие школы.
В любое время года, даже в дни школьных каникул, юные инспекторы движения устраивают встречи с детьми в школах и садиках.
Их цель - уберечь товарищей от неприятностей и опасностей на дорогах.
Практический метод обучения применяется для закрепления пройденного материала:
- письменное, устное, компьютерное упражнение по разводке дорожной ситуации;
- использование площадок «Безопасности дорожного движения»;
- программированное обучение и его контроль.
Наиболее эффективный метод обучения как учителей, так и учащихся является компьютерная программа «Обучающая энциклопедия по безопасности жизнедеятельности». Первая часть программы «Безопасность на улицах и дорогах» посвящена изучению правил дорожного движения и содержит в себе учебный информационный материал, который дает возможность преподавателю, даже не имеющему большого опыта работы, провести занятие на должном уровне.
Ребята, не выходя из класса, могут виртуально оказаться на улице и при помощи анимационных моделей освоить правила дорожной грамматики.
Ни для кого не секрет, как в настоящее время дети увлечены компьютерными играми. Именно так и проходит индивидуальное обучение.
Выбирая для анимационного человека тот или иной способ перехода улицы, можно набрать определенное количество баллов. Таким образом, ребенок учится находить самый эффективный выход из разных дорожных ситуации.
СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТА ПДД
Дорожное движение едино для всех — для детей и для взрослых.
И кроющиеся в нем опасности угрожают как взрослым, так и детям.
И Правила дорожного движения едины для взрослых и для детей.
Но написаны они без всякого расчета на детей, таким суконным языком и с такими формулировками, что даже не каждый взрослый способен в них разобраться.
В некоторых пунктах ПДД или вовсе отсутствуют указания о том, как должны вести себя пешеходы в той или иной конкретной ситуации или даются очень расплывчатые указания.
Адаптировать и дифференцировать ПДД для детей разного возраста – задача не из простых.
Ответ на вопрос «Что из ПДД надо знать первокласснику,
а что – одиннадцатикласснику?» однозначен –
и тому, и другому необходимо знать все.
Все, что относится к безопасности пешехода на дороге.
Учитель, преподающий правила и безопасность дорожного движения, должен сочетать в себе знание этого предмета со всеми его особенностями, умение преподнести его учащимся и заинтересовать ими их, должен знать возрастные и психофизиологические особенности учащихся,
знать и учитывать их способности воспринимать предлагаемый материал.
О ЯЗЫКЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Правила дорожного движения являются основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения.
Естественно, что они написаны соответствующим такого рода документам сухим казенным языком. Однако принимать текст ПДД приходится таким, какой он есть.
Задача учителя — донести содержание ПДД до учеников, сохранив суть их содержания.
Первое , что должен сделать учитель, — это обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины
О ЯЗЫКЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
При обучении учащихся следует употреблять только указанные в этом пункте ПДД понятия и термины и не употреблять ни их синонимы, ни архаизмы.
К сожалению, на практике учителя употребляют термины и понятия уже десятки лет тому назад изъятые из ПДД.
Примеров тому предостаточно. Это:
«улица» вместо «дорога»;
«машина» вместо «автомобиль», «автобус», «троллейбус»,«транспортное средство»;
«мостовая» вместо «проезжая часть»;
«ряд» вместо «полоса движения».
Это и несуществующие «постовой», «островок безопасности» и т. п.
Иногда употребляют «Пешеходная дорожка» вместо «Пешеходный переход», имеющие самостоятельное значение, «стоянка» вместо «остановка» или наоборот, «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал» и т. д.
Употребление не существующих терминов и понятий, также как и использование одних вместо других, не только противоречит Правилам дорожного движения, но и приводит к размыванию и искажению правильных понятий, что в свою очередь чревато существенными ошибками в понимании требований ПДД и в практике их применения.
Что касается используемых в ПДД терминов, то более расширенные их пояснения, чем в самих Правилах, имеются в «Комментарии к Правилам дорожного движения РФ».
Учитель не только сам должен быть аккуратен и точен в использовании в своей речи терминов, применяемых в ПДД , но и должен требовать того же от учеников , которые должны не только их знать, но и понимать их значение.
Любые требования и установки Правил дорожного движения обязаны носить строго нормативный и ясно выраженный, а не либеральный и невнятный характер . Именно так учитель должен трактовать ПДД.
Некоторые учителя обращаются к детям (иногда даже не только к младшим, но и к школьникам средних классов) так называемым «детским» языком, состоящим из уменьшительных существительных и других ласкающих слух слов и выражений. Эти благие намерения не только не делают язык более доступным и понятным, но и искажают реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики.
Обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным, обычным языком . Таковы выводы психологов, которые считают, что общение учителей с учениками должно быть партнерским, предполагающим беседу взрослого со взрослым.
На уроках ПДД следует уделять особое внимание умению учащихся ясно и четко выражать свои мысли, добиваться точных формулировок в ответах на вопросы, в объяснениях своих действий, связанных с безопасным поведением на дороге.
ОШИБКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПДД
1. Светофор
Светофор регулирует движение пешеходов и всех транспортных средств.
На уроках, посвященных теме «Светофор», следует рассказать о разных типах светофоров,.
Особое внимание нужно уделить тем светофорам, сигналам которых должны подчиняться пешеходы.
Это два типа светофоров — пешеходный светофор с сигналами красного и зеленого цветов и трехсекционный транспортный светофор с сигналами красного, желтого и зеленого цветов, которыми пешеходы и должны руководствоваться (см. п. 6.5 ПДД).
Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. Зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов.
Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта велосипеда, то его действие распространяется только на велосипедистов. Зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение велосипедистов.
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200x200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
Зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение велосипедистов
Следует особо подчеркнуть, что
сигналы транспортных светофоров
не распространяются на пешеходов!!!
Пешеходы должны руководствоваться только сигналами пешеходных светофоров, независимо от других одновременно работающих сигналов, и лишь при отсутствии пешеходных светофоров — только сигналами трехсекционного транспортного светофора .
Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
Из года в год на уроках ПДД детям закладывается устаревшая установка, которой нет в Правилах дорожного движения:
красный — «стой»
желтый — «приготовься»
зеленый — «иди».
В таком изложении, отсутствующем в ПДД, это «правило» часто звучит в стихах, телепередачах, спектаклях и т.п., потому оно хорошо усваивается и запоминается.
Следуя такому «правилу», дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу.
А это очень опасно, так как это совсем не так!
Ведь в ПДД (см. п. 6.2.) сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение , зеленый его разрешает.
И не более!
При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения!
Практика дорожного движения подтверждает опасность пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора,если пешеход сам не предпринимает необходимые меры.
Еще раз о сигналах трехсекционного светофора.
Кроме уже сказанного о сигналах транспортного светофора следует иметь ввиду еще и следующее:
«Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает. И вскоре будет включен запрещающий сигнал»...
Однако пользоваться разрешением движения по зеленому мигающему сигналу пешеходам при переходе дороги опасно,
тем более детям.
Этим разрешением допустимо воспользоваться, если пешеход видел, когда зеленый сигнал начал мигать, и уверен, что ширина проезжей части такова, что он успеет спокойно пересечь ее до включения запрещающего сигнала.
Детям не следует давать такую рекомендацию!
Будет правильным объяснить им, почему опасно переходить дорогу по зеленому мигающему сигналу и дать установку не начинать переход дороги по этому сигналу!
Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение пешеходов и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
Следует разъяснять детям опасность перехода дороги по этому сигналу ,
потому что в этот момент слева и справа могут двигаться транспортные средства,
спешащие закончить движение до включения для них запрещающего сигнала.
2. Регулировщик
Дорожное движение сейчас невозможно представить без светофора, но даже самые современные системы светофорного регулирования иногда не в состоянии справиться с управлением движением.
Поэтому возникает необходимость непосредственного вмешательства человека в регулирование движением и на смену светофору приходит регулировщик, сигналы которого обязательны для всех участников движения.
«Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки» (п. 6.15 ПДД).
Сигнал регулировщика – руки в стороны или опущены.
Со стороны правого и левого плеча регулировщика пешеходам РАЗРЕШЕНО переходить проезжую часть дороги.
Со стороны груди и спины регулировщика движение пешеходам ЗАПРЕЩЕНО
Сигнал регулировщика – правая рука поднята на уровне плеча и вытянута вперед.
За спиной регулировщика пешеходам РАЗРЕШЕНО переходить проезжую часть дороги.
3. Пешеходный переход
«Пешеходный переход» - участок проезжей части, обозначенной знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки (зебры) ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками.
О правилах перехода дороги (пересечение проезжей части)
Основные требования к пешеходам при переходе дороги изложены в ПДД.
«Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров и обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны» (ПДД п.4.3.).
«В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при отсутствии — транспортного светофора» (ПДД п.4.4.).
Эти требования надо выполнять неукоснительно, имея в виду, что это все-таки лишь основные правила пересечения проезжей части при переходе дороги.
Существует ряд других правил.
Часть из них изложены в тех же «ППД РФ» (п.п.4.5.— 4.7.), другие выработаны практикой, направлены на повышение безопасности пешеходов и не противоречат действующим правилам.
В то же самое время существует ряд ошибочных стереотипных правил, применение которых недопустимо, потому что они опасны.
4.5 На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.
Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
4.7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.
Так, например, имеющее место быть на практике правило для пешеходов: «...посмотри налево, дойдя до середины, остановись, и посмотри направо», как раз является именно такой опасной ошибкой, поскольку не обеспечивает безопасность пешехода.
Для устранения этой ошибки, в первую очередь, следует объяснить учащимся, что дороги бывают с двухсторонним движением и односторонним движением.
Это требует тщательного разъяснения и надежного закрепления.
Дорога с двухсторонним движением
На дороге с двухсторонним движением транспортные средства движутся по проезжей части навстречу друг другу, придерживаясь правой стороны.
Середину проезжей части определяет дорожная разметка — разделительная линия.
Разделительная линия может быть также условной, т.е. не нанесенной краской на проезжую часть.
Кроме разделительной линии еще существует разделительная полоса.
Часто считают, что разделительная линия и разделительная полоса — это одно и тоже, но это является ошибкой.
«Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов».
Отдельно следует сказать о так называемом «островке безопасности».
В ПДД нет ни определения, ни обозначения «островка безопасности», таким образом, он просто не существует, и поэтому имеющие место рекомендации пользоваться им является ошибочными.
Имеющиеся кое-где на дорогах «островки», а точнее — разделительные полосы не дают никаких оснований, чтобы ориентировать учащихся на их существование как на обязательные элементы безопасности. Это разделение потоков транспортных средств.
1.16.1-1.16.3 - обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков.
Правила перехода проезжей части
дороги с двусторонним движением
Остановись на краю тротуара, не наступая на поребрик (бордюр), и посмотри налево, т.к. при правостороннем движении транспортные средства движутся слева направо.
2. Посмотри направо, чтобы убедиться — нет ли близко транспорта на противоположной стороне.
Если он есть, то, пройдя половину пути до середины проезжей части дороги, тебе придется остановиться, чтобы его пропустить.
А стоять на середине проезжей части нежелательно, так как это небезопасно. Значит, начинать переход не следует.
3. Еще раз посмотри налево, чтобы быть уверенным в безопасности перехода.
Убедившись, что слева и справа путь безопасен, можно начинать переход.
4. Постарайся рассчитать время перехода таким образом, чтобы пересечь проезжую часть дороги за один прием. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется.
5. Идти следует быстрым, но спокойным шагом, наблюдая за дорожной обстановкой слева.
6. Дойдя до середины, обязательно обрати внимание направо, если транспортные средства на безопасном расстоянии, можно закончить переход.
7. Если не успел закончить переход, то необходимо остановиться на середине проезжей части дороги, на разделительной линии.
8. Стоя на середине, нельзя делать никаких резких движений, не отступать назад, не глядя. Когда путь освободится, можно закончить переход.
Следует особо подчеркнуть — практика убедительно доказывает, приостановка на разделительной линии опасна для пешехода!
Он остается межу двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками.
Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем.
Детям следует объяснить опасность остановки на разделительной линии, что она допустима только в крайних случаях при соблюдении очень большой осторожности.
Дорога с односторонним движением
На дороге с односторонним движением транспортные средства движутся в одном направлении, проезжая часть полностью по всей ширине используется для движения в каком-либо одном направлении (только налево или только направо).
Из сказанного следует, что существуют разные правила перехода проезжей части дороги с односторонним движением и с двусторонним движением.
Первостепенной задачей являются объяснение и закрепление основного правила, необходимого при любом переходе проезжей части: обязательно остановись на краю тротуара, не наступая на поребрик.
Это необходимо, чтобы внимательно осмотреть проезжую часть и определить, какой является дорога — с двусторонним или односторонним движением.
Правила перехода проезжей части дороги
с односторонним движением
1.Определи, в каком направлении движутся транспортные средства (налево или направо).
2.Постарайся рассчитать время перехода так, чтобы пересечь проезжую часть за один прием, т.к. остановка на середине дороги опасна! Практически невозможна!
3.Убедись, что нет машин, движущихся задним ходом (навстречу движению).
4.Начинай переход только тогда, когда транспортные средства находятся на достаточно безопасном расстоянии для пешехода.
5.Переходи быстрым, но спокойным шагом.
6.Не прекращая движения, наблюдай за той стороной дороги, откуда идет движение.
Пешеходные переходы на перекрестке
Перекресток является одним из самых опасных мест на дороге. Здесь пути движения транспортных средств пересекаются не только между собой, но и пересекают пути движения пешеходов.
В первую очередь, при объяснении темы «Перекресток», необходимо дать точное определение перекрестка.
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.
Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий».
Затем следует ознакомить учащихся с разными типами перекрестков.
Крестоообразный четырехугольный
Х-образный четырехсторонний
Многосторонний
перекресток
Перекресток
сложной формы
У-образный
трехсторонний
«Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым...»
При переходе дороги по пешеходному переходу, расположенному на перекрестке, пешеход всегда должен обращать внимание на сигналы, подаваемые при поворотах (световые указатели, соответствующего направления) транспортными средствами.
Сигналы поворотов установлены с каждой стороны автомобиля.
При повороте налево — включается левый сигнал поворота.
При повороте направо — правый сигнал поворота.
Правила перехода проезжей части дороги
по пешеходному переходу на нерегулируемом перекрестке
1. Остановись на краю тротуара, не наступая на поребрик, чтобы иметь возможность внимательно осмотреть проезжую часть.
2. Определи, в каких направлениях движутся транспортные средства. Не приближается ли транспорт, поворачивающий в сторону пешехода.
3. Пропусти весь приближающийся транспорт.
4. Убедившись, что поворачивающий транспорт пропускает пешеходов, можно начать переход.
5. Рассчитай время перехода так, чтобы пересечь проезжую часть за один прием.
6. Иди быстрым, но спокойным шагом, наблюдая за дорожной обстановкой слева.
7. Дойдя до середины, обязательно посмотри направо, если транспортных средств нет, можно закончить переход.
8. Идти по переходу надо, придерживаясь правой стороны, под прямым углом к тротуару.
При объяснении правил перехода на нерегулируемом перекрестке необходимо заострить внимание учащихся на том, что при переходе опасности могут возникнуть со всех сторон нерегулируемого перекрестка.
Правила перехода проезжей части дороги
на регулируемом перекрестке
1. Остановись на краю тротуара (не наступая на поребрик), чтобы внимательно осмотреть проезжую часть.
2. Дождись зеленого сигнала светофора.
3. Убедись, что все транспортные средства слева и справа остановились и пропускают пешеходов.
4. Обрати внимание на поворачивающий транспорт.
5. Переходи быстрым, но спокойным шагом.
6. Переходи под прямым углом к тротуару, а не наискосок.
7. Если при подходе к середине проезжей части загорелся желтый сигнал, остановись. Стоять на середине проезжей части надо, не делая шагов ни вперед, ни назад. Следи за проезжающими транспортными средствами справа и слева.
8. Заканчивай переход, только убедившись, что снова горит зеленый сигнал и транспортные средства справа стоят.
9. Если желтый сигнал загорелся на второй половине пути, то надо закончить переход, внимательно наблюдая за транспортными средствами справа.
4. Поездка в маршрутном транспорте
Эта тема включает в себя правила безопасного поведения на остановках маршрутного транспорта во время посадки в транспорт, при поездках в нем и при высадке из него.
Но, прежде чем стать пассажиром, каждый из нас является пешеходом и по окончании поездки опять становится им.
Большое внимание от пешехода требуется именно по пути на посадку в транспорт и после высадки из него, т.к. это связано, как правило, с пересечением проезжей части.
Как раз в этих ситуациях чаще всего возникают конфликты между водителями и пешеходами, идущими к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него.
Суть конфликта в том, что пешеходы считают, что водители, проезжающие мимо остановки маршрутного транспорта, обязаны их во что бы то ни стало пропускать. При этом пешеходы не учитывают (или не знают) требования Правил выходить на проезжую часть только после остановки маршрутного транспорта.
Водители обязаны уступить пешеходам, идущим к стоящему маршрутному транспортному средству!
И еще: после высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
Если маршрутное транспортное средство возобновило движение, то могут двигаться и транспортные средства, проезжающие мимо остановки.
Все это достаточно четко оговорено в п.4.8. и 14.6. Правил дорожного движения, которые следует тщательно изучить с учащимися.
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.
В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки.
После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4-4.7 Правил.
14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
Особое внимание следует обратить на безопасность пешехода после его высадки из транспорта при следовании на тротуар.
Формула «Обходи трамвай спереди, а автобус (троллейбус) сзади» давным-давно не соответствует требованиям ПДД, отсутствует в них, а главное — очень опасна.
Когда и для чего у пешехода может возникнуть необходимость в обходе трамвая или автобуса?
Тогда, когда ему надо перейти на другую сторону дороги.
Но порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения и он не связан с обходом маршрутного транспорта!