Научно-методические основы деятельности образовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса
Научно-методические основы деятельности образовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет…» Наше будущее – это наши дети. Меняется государство, меняется общество, бесспорно, должна меняться система взглядов на происходящие в стране процессы. Так как образование определяет успех страны, роль его актуализируется, что требует новых форм работы в подготовке и переподготовке педагогов, повышении их профессиональной компетентности.
В современной социокультурной ситуации, порождённой переходом от индустриального к информационному обществу, меняются требования к образованному человеку. Ему необходимо не столько овладеть определённой суммой знаний, сколько сформировать умения применить их для решения возникающих жизненных проблем. «Образование в течение всей жизни» – вот девиз сегодняшнего дня. Только в этом случае, постоянно повышая свою квалификацию, а зачастую и осваивая новые пласты знаний, человек сможет добиться желаемых результатов. Для этого образование должно выйти за пределы стандартных типовых задач. Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире.
Для получения новых результатов образования нужно менять самого себя, ибо частичное совершенствование прежней сути при старых знаниях и взглядах имеет существенные ограничения. Роль курса «Научно-методические основы деятельности образовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса» направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов, изменение у них сложившихся стереотипов мышления, взглядов и методов работы с учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно-методические основы деятельности образовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса »
Приложение 3
Департамент образования
администрации городского округа город Рыбинск
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов
«Информационно-образовательный Центр»
СОГЛАСОВАНО
на заседании Совета Центра
Протокол № _________
от « ______» _______________ 200 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ДПО «Информационно-
образовательный Центр»
______________С.О. Шувалова
«______ » _______________ 200 г.
Дополнительная профессиональная программа
(повышения квалификации)
Научно-методические основы деятельности образовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса
Разработчики программы:
Маллер Ольга Геннадьевна, методист учебно-методического отдела МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр»
Караченина Наталия Адольфовна, учитель физической культуры МОУ СОШ № 17, Заслуженный учитель РФ
Рыбинск
2013
Введение
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет…» Наше будущее – это наши дети. Меняется государство, меняется общество, бесспорно, должна меняться система взглядов на происходящие в стране процессы. Так как образование определяет успех страны, роль его актуализируется, что требует новых форм работы в подготовке и переподготовке педагогов, повышении их профессиональной компетентности.
В современной социокультурной ситуации, порождённой переходом от индустриального к информационному обществу, меняются требования к образованному человеку. Ему необходимо не столько овладеть определённой суммой знаний, сколько сформировать умения применить их для решения возникающих жизненных проблем. «Образование в течение всей жизни» – вот девиз сегодняшнего дня. Только в этом случае, постоянно повышая свою квалификацию, а зачастую и осваивая новые пласты знаний, человек сможет добиться желаемых результатов. Для этого образование должно выйти за пределы стандартных типовых задач. Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире.
Для получения новых результатов образования нужно менять самого себя, ибо частичное совершенствование прежней сути при старых знаниях и взглядах имеет существенные ограничения. Роль курса «Научно-методические основы деятельности образовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса» направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов, изменение у них сложившихся стереотипов мышления, взглядов и методов работы с учащимися.
Паспорт дополнительной профессиональной программы
Область применения дополнительной профессиональной программы
Категории слушателей – учителя физической культуры, заместители директоров по УВР и ВР, педагоги дополнительного образования, курирующие образовательный процессии и спортивно-оздоровительное направление работы школы.
Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний: организация и анализ эффективности образовательного процесса, включающего внеурочную деятельность обучающихся, проектирование образовательной деятельности учителя физической культуры в условиях реализации требований ФГОС на разных ступенях образования.
Характеристика подготовки по дополнительной профессиональной программе
Нормативный срок освоения программы – 18 часов
Режим обучения – 4-6 часов в неделю.
Форма обучения – очная.
Цели и задачи - требования к результатам освоения дополнительной профессиональной программы
Цель: оказание методической помощи педагогам в создании модели здоровьесберегающей среды, способствующей формированию разносторонне физически развитой личности.
Слушатель, освоивший программу, должен:
обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя:
ПК 1. Компетентность в использовании современных средств и систем организации образовательного процесса.
ПК 2. Компетентность в педагогическом оценивании.
В результате изучения содержания программы слушатель должен:
Владеть:
-мотивационной готовностью к педагогической деятельности в ситуации изменившихся требований к системе общего образования;
- современными технологиями, обеспечивающими построение интерактивного образовательного процесса и создание здоровьесберегающей образовательной среды;
- методикой построения образовательного процесса с позиции здоровьесбережения;
- инновационными образовательными технологиями, способствующими реализации ФГОС.
Уметь:
- проектировать образовательный процесс на основе технологий деятельностного типа;
- проектировать и отслеживать уровень сформированности универсальных учебных действий на разных ступенях образования;
- осуществлять контрольно-оценочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО;
Знать:
- основные направления государственной политики в области образования, назначение и функции ФГОС на разных ступенях образования;
- сущность системно-деятельностного подхода, способы его реализации: современные образовательные технологии деятельностного типа;
- характеристику системы оценивания планируемых результатов освоения обучающимися ООП на разных ступенях образования.
III Учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы
№ п/п
Наименование
разделов,
тем
Всего часов
В том числе
Формы контроля
Лекции
Выездные
семинары
Практика
Научно-методические основы деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса
18
8
8
2
Разработка карты-схемы двигательного режима учащихся.
Разработка теста для определения уровня мотивации учащихся к здоровьесбережению
1. «Основы законодательства Российской Федерации в области образования».
Научные основы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении
4
2
2
2.Здоровьесберегающие технологии в современной системе образования
4
2
2
3.Гуманитарная составляющая физической культуры
4
2
2
4.Физическая культура как категория оптимального состояния физического совершенства
4
2
2
Анализ результативности модуля
2
2
IV Содержание дополнительной профессиональной программы
Наименование разделов и тем модуля
Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы
Научно-методические основы деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса
1. «Основы законодательства Российской Федерации в области образования».
Научные основы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении
Лекция.Здоровье как компонент содержания общего образования. Модель здоровьесберегающей среды. Основные подходы к формированию здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении. Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования. Минимизация влияния неблагоприятных факторов образовательной среды в условиях образовательного учреждения.
Выездной семинар. Определение объема двигательной активности школьников, разработка карты - схемы двигательного режима учащихся, построение графика динамики активности в течение учебной недели. Аэробика для старшеклассниц.
2.Здоровьесберегающие технологии в современной системе образования
Лекция. Современные оздоровительные системы физического воспитания. Физиология осанки и психология позы. Критерии адекватности социального и физического здоровья.
Выездной семинар. «Детская йога» для учащихся начальной школы. Лечебная гимнастика пилатес для старшеклассниц
3. Гуманитарная составляющая физической культуры
Лекция. Формирование позитивного отношения к физическому сомосовершенствованию в процессе обучения в образовательном учреждении. Мотивационно-ценностный, операционно-практический и эмоционально-волевой компоненты.
Выездной семинар. Занятия с группой гиперактивных учащихся
4. Физическая культура как категория оптимального состояния физического совершенства
Лекция. Мониторинг физического развития и физической подготовленности – перспективное направление инновационной деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Выездной семинар. Профилактика плоскостопия для учащихся 1-4 классов
V Условия реализации дополнительной профессионального программы модуля
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Аудитории, оборудованные мультимедиа для лекционных занятий.
Наличие учебной и справочной литературы для практикумов.
Видеоматериалы для анализа уроков и внеклассных занятий.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 класс: проект. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 61 с. – (Стандарты второго поколения).
Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. – М.: АРКТИ, 2008.
Учебное издание из серии «Стандарты второго поколения»: Примерные программы начального общего образования - в 2 частях, часть 2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Формирование культуры здоровья в современной образовательной среде: Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федерации» - М.: Федеральный институт развития образования, 2007;
Дополнительные источники
1. Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов. – Волгоград: Учитель, 2009;
2. Здоровьесберегающее образование №1, 2009
3. Харисов Ф.Ф. Образование и здоровье.- М.: ООО Издательство «Весь мир», 2003
Общие требования к организации образовательного процесса, используемые образовательные технологии
Технологии, основанные на принципах андрагогики.
Технологии деятельностного типа.
ИКТ-технологии.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Программа может быть реализована преподавателем или методистом, который должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; общие и частные технологии преподавания; принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности; систему организации образовательного процесса в образовательном учреждении; принципы и порядок разработки учебно-программной документации, современные формы и методы обучения учащихся; основы трудового законодательства; методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические здоровьесберегающие технологии обучения, технологии реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием; основные требования к аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката; содержание фонда учебных пособий; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
VI Формы и методы контроля и оценки результатов освоения дополнительной профессиональной программы модуля
Оценка достижения обучающимися (слушателями) планируемых результатов освоения образовательной программы осуществляется по результатам текущего контроля знаний и умений, итоговой аттестации обучающихся.
Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, проверки выполнения практических заданий.
Итоговая аттестация проводится в форме презентации образовательного продукта
Темы зачётных заданий
Образовательный продукт
Разработка карты-схемы двигательного режима учащихся с учётом возрастной физиологической потребности
Разработка теста для определения уровня мотивации учащихся к здоровьесбережению