Валеологическая направленность в деятельности воспитателя в детском доме
Валеологическая направленность в деятельности воспитателя в детском доме
Валеология - наука о здоровье. «валео» - быть здоровым, «логос» - наука о здоровье
Концептуальными основами деятельности детского дома являются валеологические положения о формировании здорового образа жизни человека, приобщение ребенка к культуре семейных и общественных отношений, культуре здоровья, общечеловеческим ценностям. Основные направления деятельности по решению данных задач отражено в программе детского дома: «Подготовка воспитанников детского дома к семейной жизни».
Формирование валеологической культуры - это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и изучения разных приемов работы с детьми, а также пропаганды валеологических знаний среди воспитанников.
В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимает проведение занятий с детьми познавательного характера: знакомлю детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей валеологической культуры, задачи валеологического воспитания решаю во всех видах детской деятельности.
Также положительную роль в сохранении и укреплении здоровья является психологический климат в д/д, это успех от участия в системе дополнительного образования, реализация своих способностей…. Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды. В нашем детском доме есть большие возможности для воспитания у детей валеологической культуры: музыкальный зал, мед. кабинет; есть тренажерный зал: беговая дорожка, большое внимание мы уделяется механической стимуляции подошвы ног детей. Тренажер «Апекс», Коррекционные мячи-фитболы, упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний как сколиоз, остеохондроз, невроз., велотренажеры, боксерская груша, разнообразные приспособления для самомассажа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Валеология - наука о здоровье. «валео» - быть здоровым, «логос» - наука о здоровье
Концептуальными основами деятельности детского дома являются валеологические положения о формировании здорового образа жизни человека, приобщение ребенка к культуре семейных и общественных отношений, культуре здоровья, общечеловеческим ценностям. Основные направления деятельности по решению данных задач отражено в программе детского дома: «Подготовка воспитанников детского дома к семейной жизни».
Одна из целей программы является систематизация деятельности педагогического коллектива детского дома по валеологизации педагогического процесса. Ее задачи: создание благоприятных условий для здорового образа жизни воспитанников; обеспечение социальной защиты, медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; охрана здоровья детей; формирование у воспитанников интереса к проблеме «образа жизни», стремление к здоровому образу жизни: помощь им в осознании смысла «здоровья», «здорового образа жизни»; знакомство с основными понятиями, связанными с ЗОЖ; знакомство с особенностями образа жизни русского человека, проявляющимися в старинных русских традициях, обычаях, обрядах, укладе жизни; знакомство с образом жизни, присущим современному цивилизованному обществу; осмысление и оценка своего образа жизни, образа жизни окружающих и близких людей; формирование чувства долга и ответственности за свое здоровье и образ жизни; отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности; формирование умений и навыков ведения ЗОЖ; формирование здоровых и культурных привычек, борьба с вредными, выработка стремления с детства заботиться о своем здоровье и здоровье близких людей; формирование отношений в детском коллективе, соответствующих «здоровому образу жизни», создание атмосферы, благоприятной для здоровых человеческих отношений; пропаганда ЗОЖ
Формирование валеологической культуры - это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и изучения разных приемов работы с детьми, а также пропаганды валеологических знаний среди воспитанников.
В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимает проведение занятий с детьми познавательного характера: знакомлю детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей валеологической культуры, задачи валеологического воспитания решаю во всех видах детской деятельности.
Здоровьесберегающая деятельность в д/д ведется по трем взаимосвязанным направлениям: педагогическому, медицинскому и психологическому.
Педагогическое направление достаточно объемно: включает в себя социально-бытовые, санитарно - гигиенические, эстетические условия не только воспитания, но и проживания. Воспитанники детского дома занимаются в учебных комнатах, которые соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Но большее внимание уделяется среде проживания воспитанников. Комнаты на 4 -6 человек, санузлы, ванные комнаты, кухни, холлы с мягкой мебелью, видео - экранными средствами. Цветовая гамма мебели, стен, напольного покрытия гармонично сочетаются. Наличие живых комнатных растений создают необходимый эстетический и эмоциональный комфорт.
Правильное питание – важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста и развитие организма, условие сохранения здоровья воспитанников. Рацион воспитанников составлен на основе принципов здорового образа жизни и гигиены питания.
Состав продуктов разнообразен и сбалансирован.
Качество удовлетворительное.
Количество соответствует нормам.
Режим и организация питания четко выполняемы.
В условиях детского дома организованно трехразовое горячее питание в столовой. Прекрасное оформление зала улучшают усвоение пищи и формируют культуру питания. Немаловажным фактором является правильно составленный режим дня. Типичный ритм жизни детского дома, темп его жизнедеятельности и объем нагрузок в работе педагогов и воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями школьника.
Физиологическое направление здоровьесберегающей деятельности детского дома обеспечивает просветительскую работу среди воспитанников, Согласно этому проводится:
Систематические беседы в течение года о правилах санитарии, гигиены, техники безопасности на занятиях в тренажерном зале и в других чрезвычайных ситуациях;
Цикл лекций для воспитанников по проблемам охраны здоровья, профилактике вредных привычек, травматизма, факторов риска заболеваний с привлечением медицинских работников.
2 раза в год проводятся углубленные медицинские осмотры.
По плану воспитательной работы намечены и проводятся воспитательные мероприятия, способствующие профилактике здорового образа жизни, например:
Основы правильного образа жизни; заболевания, передающиеся половым путем;
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в воспит. процесс)
Также положительную роль в сохранении и укреплении здоровья является психологический климат в д/д, это успех от участия в системе дополнительного образования, реализация своих способностей….. Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды. В нашем детском доме есть большие возможности для воспитания у детей валеологической культуры: музыкальный зал, мед. кабинет; есть тренажерный зал: беговая дорожка, большое внимание мы уделяется механической стимуляции подошвы ног детей. Тренажер «Апекс», Коррекционные мячи-фитболы, упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний как сколиоз, остеохондроз, невроз.., велотренажеры, боксерская груша, разнообразные приспособления для самомассажа. Такое оборудование позволяет проводить профилактику и коррекцию отклонений в здоровье детей в игровой форме. Благодаря этому повышается эффективность лечебного воздействия на детский организм, улучшается эмоционально-психическое состояние воспитанников.
Кроме того, в группе дети каждое утро делают зарядку, выполняют физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии (середина занятия) по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения; наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями, наличие и выбор места на занятии методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих воспитанников. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (воспитанники в роли воспитателя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия,); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки); общеразвивающие упражнения по коррекции осанки, зрения и т.д.. Мы ведем свою работу в тесном сотрудничестве со специалистами (медсестра, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования: музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания).
Важным условием педагогической поддержки является диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю и поощряю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощряя его действия.
Так, шаг за шагом ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее.
Об эффективности разработанных мною мероприятий по воспитанию валеологической культуры свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии воспитанников: сформировались представления о своем теле и организме, повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма, появилось умение у детей определять свое состояние и ощущение, сформировались навыки ведения здорового образа жизни, снизился уровень заболеваемости на 0,8%.
В заключении, хочется отметить, что на мой взгляд, важнейшей целью валеологизации в воспитательном процессе является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Все вместе составляет единое целое – дорогу к здоровью.