ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Безопасность детей в Интернете
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию – это одна из задач основ безопасности жизнедеятельности.
Правовая база.
Законы
Документы РФ
- Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»
- Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» (извлечения)
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (извлечения)
- Федеральный закон "О праве на информацию"
- Проект федерального закона “О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера”
- Федеральный закон “О Высшем совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации”
Международные документы
- Конвенция о правах ребенка
- Декларация принципов, принятая на Всемирном Саммите по Информационному обществу (Женева 2003 г. - Тунис 2005 г.)
- План действий, принятый на Всемирном Саммите по Информационному обществу (Женева 2003 г. - Тунис 2005 г.)
- Окинавская Хартия глобального информационного общества
- Европейская Конвенция по киберпреступлениям (преступлениям в киберпространстве)
- Рекомендация № R (91) 11 комитета министров государствам-членам относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли детьми и несовершеннолетними
- Рекомендация № R (97) 20 комитета министров государствам-членам по вопросам "разжигания ненависти"
- Декларация Комитета министров Совета Европы о свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом (2005)
- Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1706 (2005) "Средства массовой информации и терроризм"
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права.
Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве.
ФЗ РФ№ 436-ФЗ от 29.12.2010 г. "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.
Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
ФЗ РФ от 21.07.2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" , направленный на защиту детей:
- от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации;
- от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.
Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований, размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.
Статистика
По последним данным, в России:
средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;
30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).
Ежедневная детская аудитория Рунета:
46% (13-14 лет),
54% (15-16 лет);
самые "любимые" детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.
Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений:
- сетевые игры;
- просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
обмен файлами;
- использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;
- ведение блогов и пр.
- 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией
- 40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Возрастная динамика изменения значимости
источников важной и полезной информации (%)
Мотивация обращения
мальчиков и девочек к Интернету (%)
Мотив
Общее
общаться
64,7
Мальчики
скачивать музыку
Девочки
54,6
63,2
получить необходимую информацию
74,4
53,2
готовиться к урокам
58,7
50,0
38,7
67,8
играть в сетевые компьютерные игры
56,4
38,5
быть в курсе последних событий
31,6
29,0
55,9
уйти от проблем, отвлечься
45,3
21,8
17,2
30,7
повысить свой образовательный, культурный уровень
убить время
27,5
17,1
16,3
14,9
18,2
18,4
делать покупки, заказывать услуги
выместить злость
19,5
5,5
15,7
4,6
10,4
зарабатывать деньги
5,2
5,9
6,5
2,8
2,9
4,9
0,7
Перспективы развития Интернета
Среднесрочный период:
- развитие высокоскоростного (≥ 30 Мбит/с) и ультраскоростного (≥ 100 Мбит/с) доступа в Интернет;
- развитие беспроводного доступа в Интернет;
- непрерывный рост числа Интернет-пользователей и времени пользования сетью.
Долгосрочный период:
- создание новой ниши человеческого существования – так называемого КИБЕРПРОСТРАНСТВА
Риск – это возможное в будущем качественное или
количественное ухудшение состояния какого-либо объекта
Источники Интернет-рисков: 2 основные группы
Деструктивная
деятельность
в сети
Вредоносный
контент
#
Контентные риски (статистика)
материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы ), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую, расовую ненависть, пропаганду ан о рексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
Электронные риски (статистика)
кибердеятельность по отношению к пользователю, которая включает в себя: вирусн ую атак у , спам минг, взлом страниц, онлайн-мошенничество и т.д.
Коммуникационные риски (статистика)
связаны с межличностными отношениями Интернет-пользователей ,
включают в себя незаконные контакты, киберпреследования, киберунижения и др. через различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Googletalk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д.)
Угроза персональным данным в Интернете
Фи́шинг (англ. phishing , от fishing — рыбная ловля, выуживание) — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям .
Фарминг — это процедура скрытого
редиректа (перенаправления)
пользователя на ложный IP-адрес.
Самосуд в Интернете Секстинг ( от англ. sex + texting - процесс отправки SMS-сообщений сексуального характера)
Терроризм в Интернете
- По данным Национального антитеррористического комитета РФ, в настоящее время в мире действует около 5 тысяч интернет-сайтов, активно используемых террористами.
- Официальный сайт ФСБ - www.fsb.ru/fsb/supplement.htm
Самоубийства (суицид) в Интернете
Секты в Интернете
Секта – религиозное течение (община), отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее. «Толковый словарь русского языка».
Игровая зависимость
- 30% игроков проводят за компьютером слишком много времени.
- 10% находятся в сильной психологической зависимости от своей любимой игры.
- Поведение человека можно контролировать при помощи простых стимулов и системы вознаграждений.
- В Китае и Корее, Японии компьютерная зависимость считается серьезнейшим заболеванием.
Признаки компьютерной зависимости:
1. Когда родители просят отвлечься от игры на компьютере,
но ребенок начинает демонстрировать острый эмоциональный протест;
2. Ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
3. Ребенок не может самостоятельно спланировать окончание игры на компьютере;
4. Ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
5. Сбивается режим дня, режим питания и сна;
Признаки компьютерной зависимости :
6. Прием пищи у ребенка происходит без отрыва от игры на компьютере;
7. Ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
8. Общение со сверстниками имеет только определенную тематику « компьютер » ;
9. Сильное желание быстрее оказаться дома и сесть за любимую игру.
Доказано, что при появлении подобных признаков могут возникнуть нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, могут появиться болевыми ощущениями в области позвоночника, запястий рук. Регулярное раздражение глазных яблок может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Развивается бессонница , нервное истощение. Ребенок начинает грубить родителям и окружающим.
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Возрастная динамика изменения ежедневных затрат времени на компьютерные игры с учетом гендерной специфики (%)
Экстремизм
Экстремизм в Интернете – это пропаганда комплекса целей и ценностей, которые исповедуют экстремисты, доказывается их «прогрессивность» и «неизбежность», обличаются противники и несогласные.
Взгляды, учения или системы ценностей, категорически отрицающие существующий и общепринятый комплекс ценностей и при этом выступающие за насильственную смену ценностного комплекса в обществе.
Взгляды и учения эти могут быть политические, социальные (культурные), а могут быть и религиозные.
Признаки подпадания под влияние экстремистской идеологии:
- манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;
- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;
- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант – нацистская символика), предметы, могущие быть использованы как оружие;
- он\она проводит много времени за компьютером и\или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному\вузовскому обучению, художественной литературе\фильмам, компьютерным играм;
- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;
- псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.
Торговля наркотиками
Израильская полиция недавно задержала группу из 11 подростков от 14 до 18 лет, которые подозреваются в активной торговле через сеть Интернет различными видами наркотических веществ.
Интернет-пейджер ICQ служил малолетним наркоторговцам основным инструментом для поиска потенциальных клиентов.
Все сделки оговаривались так же с помощью этой программы.
Домашний компьютер отрицательно сказывается на школьной успеваемости
В масштабном исследовании, проводимом в России, приняли участие более 150 тысяч школьников в возрасте от 10 до 14 лет. Социологи изучили информацию о новоиспеченных владельцах компьютеров и сравнили годовые отметки по основным дисциплинам, таким как чтение и математика, до и после покупки домашнего компьютера
Исследователи также уделили внимание успеваемости подростков, у которых всегда был домашний компьютер и их ровесников, не имеющих доступа к ПК. Негативный эффект, вызванный доступностью компьютера, был признан «умеренным, но вполне заметным».
Также было обнаружено, что наиболее заметное снижение успеваемости наблюдается у детей из бедных и неблагополучных семей, получивших доступ к компьютеру. Причина такого положения дел вполне ясна. Немногие школьники используют компьютер для решения задачек и поиска в Интернете полезной информации. Большинство подростков предпочитают проводить время на развлекательных сайтах, играть в игры и общаться с друзьями.
Ученые утверждают, что компьютеры чаще используются «по назначению» в благополучных семьях, в которых родители уделяют достаточное внимание воспитанию и контролю детей. В свою очередь, подростки из неблагополучных семей чаще бывают предоставлены сами себе, никто не объясняет им, что компьютер можно использовать не только для игр, но и для выполнения домашних заданий.
БЕЗОПАСНОСТЬ
АНКЕТА
ПРОВЕРЬ СЕБЯ.
Я и ИНТЕРНЕТ.
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Свод правил безопасного Интернета.
- Памятка по безопасному поведению в Интернете.
- Основные правила для учащихся старших классов.
- Правила безопасности в социальной сети.
… то, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно.