1.Пояснительная записка
1.1.Вклад учебного предмета в общее образование
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности стали одной из самых насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года отмечено «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски развития личности, общества и государства. Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни.
1.2. Особенности рабочей программы по предмету (для какого УМК, основные идеи)
Предлагаемая рабочая программа предназначена для 8 классов и разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классы и авторской программы (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов), / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
1.3. Общие цели учебного предмета для основного общего уровня обучения
Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Цели курса:
- безопасное поведение учащихся в ЧС природного, техногенного и социального характера;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценности семьи, справедливости судов и ответственности власти;
- отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Задачи курса:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в ЧС природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
1.4. Приоритетные формы и методы работы с учащимися – приоритетные виды и формы контроля
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Методы обучения включают устное изложение материала (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция), обсуждение объясняемого материала (беседа, классно-групповое занятие, семинар), демонстрация, упражнение, самостоятельная работа. Виды интерактивных методов используемых в обучении - мозговая атака, обучение в малых группах, метод учебных центров, деловая игра, метод проектов.
Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.
Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.
Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам. Основные виды - объяснительно-иллюстративный, проблемный, телеурок, лекция и т.д.
Контроль результатов обучения
Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные ответы учащихся на теоретические вопросы. Письменный контроль предлагается осуществлять в форме тестирований. Тесты по содержанию вопросов и уровню их сложности позволяют учителю осуществить проверку знаний, а учащимся дают возможность подготовиться к опросу, зачетам и самостоятельно проверить правильность усвоения материала. Итоговая контрольная письменная работа проводится после изучения программы курса ОБЖ в конце учебного года. Контрольные работы служат для контроля за качеством усвоения учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На основании выполнения этих работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных учащимися знаниях и приобретенных ими навыках и умениях.
1.5. Сроки реализации рабочей программы: один год.
1.6. Структура рабочей программы:
-титульный лист;
-пояснительная записка;
-основные понятия курса;
-материально-техническое обеспечение;
-календарно-тематическое планирование;
-лист корректировки.
1.7. Общая характеристика учебного предмета на основном общем уровне образования
1.7.1. Особенности содержания и методического аппарата УМК
Компоненты УМК
Учебник
Рабочая тетрадь
CD для работы в классе
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
· обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
· оказание первой медицинской помощи;
· основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
1.7.2. Структура и специфика учебного предмета
За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Раздел II.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III . Основы здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
1.7.3. Целевые установки для класса
Обеспечение безопасности в обществе
Обучающийся научится:
- разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания;
- анализировать и характеризовать причины и последствия загрязнения окружающей природной среды;
- анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации;
- описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации;
- объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства;
- моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Обучающийся научится:
- классифицировать и описывать потенциально опасные объекты экономики, расположенные в районе проживания;
- классифицировать и описывать чрезвычайные ситуации техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
- анализировать и характеризовать причины и последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП), чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- разрабатывать план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
- руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
- характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
- анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
- описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Первая помощь
Обучающийся научится:
- характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Основы здорового образа жизни
Обучающийся научится:
- классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье;
- характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
- систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества;
- формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, составляющих.
- использовать знания о здоровом образе жизни для выработки осознанного негативного отношения к употреблению алкоголя и наркотиков.
1.8. Описание места учебного предмета в учебном плане
1.8.1. Классы: 8.
1.8.2. Количество часов для изучения предмета в классе: 34.
1.8.3. Количество учебных недель: 34.
1.8.4. Количество тем регионального содержания: 0.
1.8.5.Количество практических работ -10, контрольных работ: 3.
1.9. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.
ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
ценность человечества – осознание человеком себя как части морового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир. Сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
1.10. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 8 классе и на основном общем уровне обучения
Данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной,
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственною поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понимать, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и зашиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание учебного курса:
МОДУЛЬ I
Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I.
Основы комплексной безопасности
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
Права, обязаности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
Велосипедист — водитель транспортного средства
Тема 3. Безопасность на водоемах
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
Безопасный отдых на водоемах
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Тема 4.Экология и безопасность
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Тема 5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
РАЗДЕЛ IIЗащита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема6.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения
Обеспечение радиационной безопасности населения
Обеспечение химической защиты населения
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Тема7.Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Эвакуация населения
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
МОДУЛЬ II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ III
Основы здорового образа жизни
Тема8. Здоровый образ жизни и его составляющие
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
Вредные привычки и их влияние на здоровье
Профилактика вредных привычек
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
РАЗДЕЛ IV
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Тема 7. Здоровье человека и факторы на него влияющие
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.
2. Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Под общ. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2015
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь: 8 кл.: пособие для учащихся обшеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников, под ред. А. Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2015.
ОБЖ. Тесты.5-11 кл.: Учебно-метод. Пособие-М.: Дрофа,2003
Нормативная и правовая литература
Конституция Российской Федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «О гражданской обороне»
Закон «Об образовании»
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон «О противодействии терроризму» Периодические издания
Стенды, плакаты
Стенды
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Безопасность на улицах и дорогах Криминогенные ситуации
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи Правила поведения при землетрясениях
Пожары, взрывы Наводнения и затопления
Правила оказания первой помощи
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федера-
ции
Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
Дорожные знаки
Пожарная безопасность Безопасность в быту
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях Активный отдых на природе
Опасные ситуации в природных условиях Безопасность на воде
Технические средства обучения:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Мультимедийные средства обучения
Основные Интернет-ресурсы
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН Р
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖ материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
3. Календарно-тематическое планирование.