kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету ОБЖ 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2009 год, в соответствии с примерной программой основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и программы «Основы безопасности жизнедеятельности», предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова, авторы: Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету ОБЖ 5 класс»

Комитет Администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лосихинская средняя общеобразовательная школа»





Принято:

Методическим советом школы

Протокол № __ от «__»__2016г

Согласовано:

Зам. директора по УВР

_________/Чигакова С.Л./

«__» __2016 г

Утверждаю:

Директор школы:

_______/ Копылова Л. И./

Приказ № ___ от «__»__2016 г





Рабочая программа

учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Образовательная область:

«Безопасность жизнедеятельности»

Основное общее образование

5 класс

Срок реализации: 2016 - 2017 учебный год





Разработчик:

Плотникова Татьяна Валентиновна

учитель ОБЖ





с. Лосиха 2016 г

Пояснительная записка


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2009 год, в соответствии с примерной программой основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и программы «Основы безопасности жизнедеятельности» , предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова, автораы: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. 2014.

Данная программа учитывает особенности детей с ОВЗ (ЗПР) и учитывает индивидуальный подход к обучению и оценке знаний данной категории обучающихся (для 7 вида).

Обоснование выбора УМК:

Учебно-методический комплект вошел в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 год.

  • Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2014.

  • Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь:5 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2015.

Рабочая программа имеет цели:

  • усвоение знаний:

  • об опасных и чрезвычайных ситуациях,

  • о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

  • о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

  • об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

  • о здоровом образе жизни,

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

  • развитие умений:


  • предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,

  • принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

  • выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Ценностные ориентиры содержания учебного процесса

Учебный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" предназначен для:

  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

  • приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом свойх возможностей;

  • формирование у учащихся представлений безопасного поведения не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.

Общая характеристика организации учебного процесса

Одной из главных технологий УМК является системно-деятельностный подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.

  • Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

  • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

  • Стимулирования и мотивации.

  • Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Режим занятий – 45 мин.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю, 35учебных недель).

Планируемые результаты

Личностные результаты:


  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;


  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;


  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;


  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;


  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;


  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;


  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;


  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;


  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:


  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;


  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;


  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:


  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;


  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;


  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Предметные результаты:


  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;


  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;


  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;


  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;


  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;


  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;


  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;


  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;


  • умение оказать первую помощь пострадавшим;


  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;


Содержание тем учебного курса



п/п


Наименование раздела и темы

Количество

часов

Виды учебной деятельности

I

Основы комплексной безопасности

15


1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

2

Опасные ситуации техногенного характера

6

Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

3

Опасные ситуации природного характера

2

Характеризуют основные опасные погодные условия в местах вашего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений(ветер, дождь, гололед). Различают состояние водоемов в различное время года. Объясняют правила поведения на водоемах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2

Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

II

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

7


5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

3

Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия.Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. Распознают признаки возникновения опаснной ситуации дома и на улице. Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

6

Эстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

4

Объясняют общие понятия экстремизма и терроризма и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористической деятельности. Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актоа и их характерные особенности. Характеризуют ответственность несовершенолетних за антиобщественное поведение. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

III

Основы здорового образа жизни

5


7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

8

Факторы, разрушающие здоровье

2

Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника. Вырабатывают отрицательное отношение к курению и алкоголю. Отвечают на вопросы и выполняют задания.

IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8


7

Первая медицинская помощь и правила её оказания

8

Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах, при отравлениях. Отвечают на вопросы и выполняют задания.


Всего часов:

35









Тематическое планирование уроков ОБЖ в 5 классе



урока

Тема урока

Тип урока

Комментарии учителя




I. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях — 15 часов




1. Человек, среда его обитания, безопасность человека — 5 часов



1

1.1 Город как среда обитания

Изучение нового материала


2

1.2 Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Комбинированный


3

1.3 Особенности природных условий в городе

Комбинированный


4

1.4 Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

Комбинированный


5

1.5 Безопасность в повседневной жизни


Урок обобщения систематизации знаний



2. Опасные ситуации техногенного характера-6 часов



6

2.1 Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

Комбинированный


7

2.2 Пешеход. Безопасность пешехода.

Комбинированный


8

2.3 Пассажир. Безопасность пассажира.

Комбинированный


9

2.4 Водитель.

Урок обобщения систематизации знаний


10

2.5 Пожарная безопасность.

Комбинированный


11

2.6 Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Урок обобщения систематизации знаний



3. Опасные ситуации природного характера — 2 часа



12

3.1 Погодные условия и безопасность человека.

Комбинированный


13

3.2 Безопасность на водоемах.

Комбинированный



4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера-2 часа



14

4.1 Чрезвычайные ситуации природного характера.

Комбинированный


15

4.2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Комбинированный



II. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации — 7 часов




5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение



16

5.1 Антиобщественное поведение и его опасность

Комбинированный


17

5.2 Обеспечение личной безопасности дома

Комбинированный


18

5.3 Обеспечение личной безопасности на улице

Комплексное применение ЗУН учащимися.



6. Эстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства — 4 часа



19

6.1Эстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения

Комбинированный


20

6.2 Виды экстремистской и террористической деятельности

Комбинированный


21

6.3 Виды террористических актов и их последствия

Комбинированный


22

6.4 Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

Комбинированный



III. Основы здорового образа жизни — 5 часов




7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни-3 часа



23

7.1 О здоровом образе жизни.

Комбинированный


24

7.2 Двигательная активность и закаливание организма- элементы здорового образа жизни.

Комбинированный


25

7.3 Рациональное питание. Гигиена питания.

Комбинированный



8. Факторы, разрушающие здоровье – 2 часа



26

8.1 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Комбинированный


27

8.2 Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

Комплексное применение ЗУН учащимися.



IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи — 8 часов




9. Первая медицинская помощь и правила её оказания — 8 часов



28

9.1 Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

Комбинированный


29

9.2 Первая медицинская помощь при кровотечениях.


Урок обобщения систематизации знаний


30

9.3 Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах.

Комплексное применение ЗУН учащимися.


31

9.4 Оказание первой медицинской помощи при вывихах.

Комплексное применение ЗУН учащимися.


32

9.5 Отравления бытовой химией

Комбинированный




33

9.6 Оказание первой медицинской помощи при отравлениях бытовой химией.

Комплексное применение ЗУН учащимися.


34

9.7 Отравление медикаментами

Комплексное применение ЗУН учащимися.


35

9.8 Отравление никотином, угарным газом.

Комплексное применение ЗУН учащимися.


















Библиографический список литературы:



  1. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  2. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.

  3. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.

  4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.

  5. Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.

  6. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.

  7. Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).

  8. Смирнов. А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2014.

  9. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 кл.: поурочные разработки.- М.: Просвещение, 2014

  10. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль. - М.: Просвещение, 2015.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету ОБЖ 5 класс

Автор: Плотникова Татьяна Валентиновна

Дата: 23.02.2017

Номер свидетельства: 394936

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа по ОБЖ 5 класс "
    ["seo_title"] => string(36) "rabochaia-proghramma-po-obzh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "114844"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411673253"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Рабочая программа для 5 класса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-dlia-5-klassa-po-priedmietu-osnovy-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "157141"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421560593"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рабочая программа по ОБЖ 6 класс (по учебнику ОБЖ. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников)"
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia-proghramma-po-obzh-6-klass-po-uchiebniku-obzh-a-t-smirnov-b-o-khriennikov"
    ["file_id"] => string(6) "249965"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446997803"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по ОБЖ 9 класс (ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaiaproghrammapoobzh9klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "316951"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460215543"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по ОБЖ 8 класс (ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaiaproghrammapoobzh8klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "316946"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460215019"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства