Комитет Администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи
с. Лосиха 2016 г
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2009 год, в соответствии с примерной программой основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и программы «Основы безопасности жизнедеятельности» , предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова, автораы: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. 2014.
Данная программа учитывает особенности детей с ОВЗ (ЗПР) и учитывает индивидуальный подход к обучению и оценке знаний данной категории обучающихся (для 7 вида).
Учебно-методический комплект вошел в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 год.
Одной из главных технологий УМК является системно-деятельностный подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Виды учебной деятельности |
I | Основы комплексной безопасности | 15 | |
1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
2 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
3 | Опасные ситуации природного характера | 2 | Характеризуют основные опасные погодные условия в местах вашего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений(ветер, дождь, гололед). Различают состояние водоемов в различное время года. Объясняют правила поведения на водоемах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
4 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 2 | Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
II | Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации | 7 | |
5 | Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение | 3 | Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия.Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. Распознают признаки возникновения опаснной ситуации дома и на улице. Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
6 | Эстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства | 4 | Объясняют общие понятия экстремизма и терроризма и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористической деятельности. Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актоа и их характерные особенности. Характеризуют ответственность несовершенолетних за антиобщественное поведение. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
III | Основы здорового образа жизни | 5 | |
7 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 3 | Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
8 | Факторы, разрушающие здоровье | 2 | Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника. Вырабатывают отрицательное отношение к курению и алкоголю. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 8 | |
7 | Первая медицинская помощь и правила её оказания | 8 | Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах, при отравлениях. Отвечают на вопросы и выполняют задания. |
| Всего часов: | 35 | |
№ урока | Тема урока | Тип урока | Комментарии учителя |
|
|
| I. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях — 15 часов | | |
| 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека — 5 часов | | |
1 | 1.1 Город как среда обитания | Изучение нового материала | |
2 | 1.2 Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | Комбинированный | |
3 | 1.3 Особенности природных условий в городе | Комбинированный | |
4 | 1.4 Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. | Комбинированный | |
5 | 1.5 Безопасность в повседневной жизни | Урок обобщения систематизации знаний | |
| 2. Опасные ситуации техногенного характера-6 часов | | |
6 | 2.1 Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. | Комбинированный | |
7 | 2.2 Пешеход. Безопасность пешехода. | Комбинированный | |
8 | 2.3 Пассажир. Безопасность пассажира. | Комбинированный | |
9 | 2.4 Водитель. | Урок обобщения систематизации знаний | |
10 | 2.5 Пожарная безопасность. | Комбинированный | |
11 | 2.6 Безопасное поведение в бытовых ситуациях. | Урок обобщения систематизации знаний | |
| 3. Опасные ситуации природного характера — 2 часа | | |
12 | 3.1 Погодные условия и безопасность человека. | Комбинированный | |
13 | 3.2 Безопасность на водоемах. | Комбинированный | |
| 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера-2 часа | | |
14 | 4.1 Чрезвычайные ситуации природного характера. | Комбинированный | |
15 | 4.2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера. | Комбинированный | |
| II. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации — 7 часов | | |
| 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение | | |
16 | 5.1 Антиобщественное поведение и его опасность | Комбинированный | |
17 | 5.2 Обеспечение личной безопасности дома | Комбинированный | |
18 | 5.3 Обеспечение личной безопасности на улице | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
| 6. Эстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства — 4 часа | | |
19 | 6.1Эстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения | Комбинированный | |
20 | 6.2 Виды экстремистской и террористической деятельности | Комбинированный | |
21 | 6.3 Виды террористических актов и их последствия | Комбинированный | |
22 | 6.4 Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности | Комбинированный | |
| III. Основы здорового образа жизни — 5 часов | | |
| 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни-3 часа | | |
23 | 7.1 О здоровом образе жизни. | Комбинированный | |
24 | 7.2 Двигательная активность и закаливание организма- элементы здорового образа жизни. | Комбинированный | |
25 | 7.3 Рациональное питание. Гигиена питания. | Комбинированный | |
| 8. Факторы, разрушающие здоровье – 2 часа | | |
26 | 8.1 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | Комбинированный | |
27 | 8.2 Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
| IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи — 8 часов | | |
| 9. Первая медицинская помощь и правила её оказания — 8 часов | | |
28 | 9.1 Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | Комбинированный | |
29 | 9.2 Первая медицинская помощь при кровотечениях. | Урок обобщения систематизации знаний | |
30 | 9.3 Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах. | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
31 | 9.4 Оказание первой медицинской помощи при вывихах. | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
32 | 9.5 Отравления бытовой химией | Комбинированный | |
33 | 9.6 Оказание первой медицинской помощи при отравлениях бытовой химией. | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
34 | 9.7 Отравление медикаментами | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
35 | 9.8 Отравление никотином, угарным газом. | Комплексное применение ЗУН учащимися. | |
Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.
Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).
Смирнов. А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2014.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 кл.: поурочные разработки.- М.: Просвещение, 2014
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль. - М.: Просвещение, 2015.