Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МАОУ СОШ №10
Ст. Придорожной
2017 – 2018 уч г.
Краснодарский край, Каневской район, ст. Придорожная
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от августа 2017 года
Председатель педсовета
_________ С.В.Харченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По : Кружок « ЮИД «
Класс 8-9
Количество часов : 38 часов
Учитель Шмигельский Виталий Владимирович
Программа разработана на основе
Программ общеобразовательных учреждений среднее полное
Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» МБОУ СОШ №10
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии
2017-2018г
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» МБОУ СОШ №10 |
Основание для разработки программы | В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их. |
Цель Программы | Создать условия для непрерывного воспитательного процесса юных участников дорожного движения |
Задачи Программы | выработка у школьников активной жизненной позиции; закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах; привлечение школьников к участию в пропаганде БД на улицах и дорогах сверстников; расширение технического кругозора детей, реализация их творческих способностей; участие отрядов ЮИД в проведении городских соревнований «Безопасное колесо»; активизация деятельности школы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах; создание системы общешкольных мероприятий по профилактики дорожно-транспортного травматизма среди учащихся; развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с родителями, подразделениями ГИБДД и общественными организациями по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. |
Сроки реализации программы | Два года |
Перечень разделов программы | Содержание проблемы и обоснование необходимости принятия программы. Направления программы. Этапы и сроки реализации программы. Ожидаемые результаты. |
| |
Контроль за реализацией программы | Контроль осуществляется один раз в четверть в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа – дом»; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ). Контрольно-диагностические материалы и диаграммы результативности реализации программы |
Ожидаемые результаты | Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИДД . Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ). Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения) |
Приложение № 1 КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
| Кадровый состав | Основной функционал |
| Директор МАОУ «СОШ № 10» | Осуществляет общее руководство реализацией данной программы (в соответствии с планом мониторинга). |
1 | Заместитель директора, курирующий работу классных руководителей в области ПДДТТ | Планирование, контроль и организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в соответствии с целью и задачами МОАУ «СОШ № 11» |
2 | Классные руководители | Классный руководитель выполняет следующие функции: Планирование и организация учебно– воспитательного процесса. Ведение занятий по ПДД. Подготовка и проведение праздников по данному направлению. Проведение родительских собраний по профилактике дорожно-транспортного травматизма; Координация воспитательной работы и деятельности учащихся. Отслеживание положительной динамики по реализации программы. Привлечение родителей к организации работы по данному направлению. Ведение необходимой документации. |
3 | Педагог дополнительного образования, курирующий деятельность отряда ЮИДД | Планирование работы отряда ЮИДД; Руководство работой отряда ЮИДД; Координация совместной деятельности с инспектором ГИБДД; Разработка экскурсий; составление графика экскурсий для учащихся школы; Ведение занятий по ПДД; Подготовка к конкурсам по данному направлению; Освещение деятельности отряда ЮИДД в школьных средствах массовой информации. Ведение необходимой документации; Отслеживание положительной динамики по реализации программы. |
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТРЯДАХ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ
1. Общие положения
Отряды юных инспекторов движения – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой обшей культуры, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего возраста.
Основными задачами отрядов юных инспекторов движения являются:
активное содействие школе в воспитании учащихся, выработке у школьников активной жизненной позиции.
изучение правил, безопасного поведения на дорогах, овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организация этой работы среди детей.
овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Отряд юных инспекторов движения создается из числа школьников в общеобразовательной школе.
2. Основные направления работы юных инспекторов движения
1. Воспитание у членов отряда ЮИД преданности своей Родине на героических, боевых и трудовых традициях милиции, формирование у них правосознания, гуманного отношения к людям, чувства товарищества.
2. Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожною движения.
3. Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения в школе.
4. Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах, организация деятельности школьных площадок безопасности движения.
5. Организация работы с юными велосипедистами.
3. Структура и организация работы отрядов юных инспекторов движения.
Членами отрядов юных инспекторов движения могут быть учащиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда ЮИД.
Отряд создается при наличии не менее 6 человек.
Прием в члены отряда юных инспекторов движения производится на основе устного заявления на сборе отряда.
4. Обязанности и права юного инспектора движения
Юный инспектор движения обязан:
Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания командира отряда.
Изучать Правила дорожного движения и быть примеров в их исполнении.
Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде Правил дорожного движения.
Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.
Укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.
5. Юный инспектор движения имеет право:
Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения.
Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы милиции и Госинспекции.
Участвовать в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы по соблюдению Правил дорожного движения, организации разумного досуга детей и подростков.
Юный инспектор движения может награждаться за активную работу в отряде грамотами, направляться на городские, областные слеты юных инспекторов движения.
Введение
Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах и, особенно в крупных городах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.
Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что ежегодно на дорогах планеты погибает около 350 тысяч человек и 7 млн. получают ранения. В России эти цифры соответственно — 25—30 тысяч и 900 тысяч.
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.
Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное — неуклонно выполнять.
Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы российские дети. Перед фактом продолжающегося увеличения автотранспорта на дорогах крайне необходимо единение государственных органов, общественных институтов, семьи в борьбе с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Общеизвестно, что «детей учат в школе». Даже песня такая есть. Школе принадлежит решающая роль не только в изучении Правил дорожного движения, но и предупреждении детского дорожного травматизма в соответствии с Законом о дорожном движении.
1.Общие положения программы
1.1 Программа рассчитана на проведение мероприятий по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в МАОУ СОШ № 11 г. Тюмени;
1.2 Участниками программы являются учащиеся 1 – 11 классов, педагоги, родители, работники ГИБДД, медицинский работник.
2. Цели и задачи программы:
Цель:
Создать условия для непрерывного воспитательного процесса юных участников дорожного движения.
Исходя из данной цели, основными задачами программы являются:
выработка у школьников активной жизненной позиции;
закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;
привлечение школьников к участию в пропаганде БД на улицах и дорогах сверстников;
расширение технического кругозора детей, реализация их творческих способностей;
участие отрядов ЮИД в проведении городских соревнований «Безопасное колесо».
активизация деятельности школы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах;
обобщение и распространение современных педагогических технологий, опыта наиболее эффективной работы классных руководителей по организации образовательного процесса в области безопасности движения;
создание системы общешкольных мероприятий по профилактики дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
организация методической помощи классным руководителям и родителям по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с родителями, подразделениями ГИБДД и общественными организациями по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
3. Концептуальные подходы
Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни в городе навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения Правил дорожного движения.
Исследования психологов показали, что улица и транспорт – это элементы окружающей среды и освоение их детьми имеет свои особенности. Для детей важен личный опыт. Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия. И в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.
Познавательные программы, турниры, олимпиады, соревнования, развлекательные, занимательные и подвижные игры являются важным звеном в методиках интенсивного обучения детей Правилам дорожного движения. Их основная цель – смена деятельности, обучение и общение на новом уровне, полноценный и эффективный психологический отдых.
Особое внимание в работе с детьми следует уделять моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровыми формами в целях лучшего усвоения и закрепления получаемых знаний
Главным в воспитательном процессе безопасного поведения на дорогах и улицах города является формирование у детей уважительного отношения к Закону дороги, осознания объективной целенаправленности и необходимого выполнения правил и требований дорожного движения и выработки у них стереотипов безопасного поведения.
4 .Нормативно правовая база программы
Закон РФ « О безопасности дорожного движения»
Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
Конституция РФ (1993 г.)
Правила дорожного движения. Российской Федерации – Москва, Издательский Дом Третий Рим, 2001 г.
Устав МАОУ СОШ № 11 г.Тюмени
Федеральная целевая программа «Дети России»
Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения»
5. Методическое обеспечение программы
1.CD- диск «Правила дорожного движения для школьников». Теория и практика поведения на дороге. Тесты.
2.CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного движения.
3.Компьютерная игра «Не игра» разработана в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2012 - 2016 годах». ООО «АБТ», ООО «Росполитехсофт», разработка и дизайн компьютерной игры.
4.»Азбука пешехода». Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов начальной школы. Москва, 2007
5.Методические рекомендации для органов управления образованием и образовательных учреждений по формированию и функционированию системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.
6. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов учреждений дополнительного образования. Москва, 2007.
7. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений. Москва, 2007.
8 . Методическое пособие. «Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма». Москва «Третий Рим», 2007.
9. Азбука Пешехода, Москва 2007.
10. Учебное пособие «Дорожная безопасность» Москва «Третий Рим», 2007.
11.В. Л. Шмундяк «Комментарии к правилам дорожного движения» Москва «Центр пропаганды», 2007.
12. ЮИД – это серьёзно! Руководителям отрядов ЮИД. Методическое пособие. Составители: Л. П. Оривенко, Г. Л. Зубкова.
13. Тесты по ПДД для учащихся старших классов. Москва «Центр Пропаганды», 2007.
14. Басенки-безопасенки. Оренбург, 2010
6.Ожидаемый результат
Выполнение задач стоящих перед программой позволит:
Сокращение количества ДТП с участием обучающихся МАОУ «СОШ № 11».
Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИДД .
Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ).
Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения;
повысить дорожную грамотность учащихся;
сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.
7. Работа с педагогами
«Искусство и мастерство педагога заключается в умении
сочетать сердечность с мудростью»
В.А. Сухомлинский 7.1. Учет возрастных особенностей в программе воспитания
Естественно, что Программа профилактики ДТТ рассчитана на весь контингент учащихся с 1 по 11 класс. Но, работая в коллективе школьников, мы строим воспитательную работу с учетом возрастных особенностей детей. Подростковому возрасту присущи постоянная борьба и процесс становления личности. Поэтому на данном возрастном этапе проводятся мероприятия, позволяющие учащемуся проявить свои способности в творчестве, организации и проведения дела, утвердиться в среде сверстников, заняв соответствующую позицию, которая бы соответствовала личным желаниям личности. КТД, участие в спортивных состязаниях, конкурс «Безопасное колесо» и многое другое, - вот именно то, что способствует социализации подростка. В старшем школьном возрасте - это конкурсы - КВН, участие в работе агитбригады, шефская работа позволяют наиболее полно раскрыться и проявить свои способности. Педагогический коллектив в целом является одним из важных звеньев. Именно учителя осуществляют основную деятельность по пропаганде правил дорожного движения, профилактике ДТП. В работе с учителями мы используем такие формы:
1.Проведение семинаров с учителями по теме ПДД
теоретических
практических
«Круглые столы» с привлечением работников ГИБДД, ОКБ.
Совещания после несчастных случаев и ДТП с участием учащихся.
Инструктивно-методическая работа.
Обмен опытом.
Выставки методической литературы.
7.2. Повышение квалификации педагогов
Классный руководитель – это педагог, непосредственно работающий с детьми, их родителями. Именно от него зависит, как будет осуществляться работа по профилактике ДТП, пропаганде ПДД. Будет ли налажен контакт и взаимодействие с родителями. Классный руководитель организует коллективную деятельность в классе, взаимодействие с родителями, социальным педагогом, психологами, работникам ГИБДД. В МОУ организована деятельность методического объединения классных руководителей, проводятся семинары по наиболее актуальным темам, совещания по решению текущих проблем, по обмену опытом. Совместно с ГИБДД ведется работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Разработана программа работы с классными руководителями по профилактике ДТТ. Проводятся встречи, «круглые столы» с инспекторами ГИБДД.
8. Работа с родителями
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Главенствующую роль в обучении безопасному движению должна играть семья. Прежде всего, потому, что модель грамотного, безопасного для него самого и окружающих поведения на улице и дороге ребенок усваивает в дошкольном возрасте, когда рядом с ним самые близкие люди — родители. В первую очередь — мама. Но практика показала, что и сами родители часто не знают элементарных правил дорожной безопасности, возрастных особенностей детской психики. Как и чему научат они детей?
Возможно, нам сегодня может пригодиться зарубежный опыт борьбы с детским дорожно-транспортным травматизмом. Стоит изучить достижения английских и японских детских клубов безопасного движения, где еще с дошкольного возраста начинают воспитывать будущих грамотных участников движения. В Японии такие клубы создаются по месту жительства матери и малыша (материал см. «ДДД» № 7, 2003 г.).
Во-первых, повторимся, потому, что именно в дошкольном и школьном возрасте ребенок наиболее восприимчив и готов к формированию устойчивых привычек. Во-вторых, потому, что учитель ежедневно встречаясь с ребенком и часто с родителями, имеет больше возможности работать с ними даже несколько минут («Минутки безопасности») А это значит, ему проще найти время для методически грамотного обучения детей и их родителей.
Мы должны научить и детей, и родителей безопасному поведению на дороге — а это возможно при условии знания и выполнения ими Правил дорожного движения, а также умения правильно оценить дорожную ситуацию.
В настоящее время проблема детского дорожно-транспортного травматизма весьма серьезна, и то, что необходимо прививать детям навыки поведения на дорогах, понимают многие родители. Но для детей заучивать любые правила — занятие довольно скучное, поэтому обучать правилам дорожного движения наиболее актуально в игровой познавательной форме, на практике, т.е. – на улице с вовлечением в конкретную дорожную ситуацию: когда ребенок идет в школу, с родителями в гости, в магазин и т.д.Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями также должна проводиться определенная работа: беседы, рекомендации, советы, анкетирование, заседания «круглого стола», диспуты, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.
Родители – важные союзники в Программе оздоровления детей. Вовлечение родителей в работу по Программе «Здоровье» предусматривает следующие виды деятельности:
Родительские собрания по вопросам ПДД.
Привлечение родителей к участию в УВП.
Совместные походы и экскурсии.
Пропаганда среди родителей правил дорожного движения.
Выступление перед родителями инспектора ГИБДД, врача-травматолога.
Профилактика вредных привычек др.
9. Наглядные пособия, оборудование и инвентарь,
используемые в работе с учащимися
9.1. Наглядные пособия:
макет светофора;
наглядная агитация для родителей и детей;
фланелеграфы, плакаты, сюжетные картинки;
переносные знаки ДД;
детский педальный транспорт (велосипед)
светофоры, игрушки транспортные;
конструкторы (строительный, металлический)
9.2. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
9.3. Дорожные знаки нагрудные и переносные
9.4. Дополнительные материалы:
слайдовые презентации, видеофильмы;
раздаточный материал по теме;
детская художественная, методическая литература
9.5. Имидж Юных инспекторов движения
Отряд Юных инспекторов движения может иметь название, девиз, песню, эмблему, текст клятвы, «личную книжку роста», законы организации жизнедеятельности, режим дня. Члены отряда – удостоверения.
Наша речевка.
- Раз, два! - Три, четыре!- Три, четыре!- Раз, два!- Кто шагает дружно в ряд? - Это мы – ЮИД отряд! ПДД мы изучаем и ребятам объясняем, Что такое переход, Знать что должен пешеход. К знаньям всех мы призываем, Никогда не унываем!
Наш девиз.
До всех мальчишек и девчонок По ПДД мы знания донесем! Мы – за безопасное движение И школу мы не подведем!
Наша песня.
I. В нашей школе есть ЮИД,
В нашей школе есть ЮИД,
Мы гордимся этим.
Изучаем ПДД,
Изучаем ПДД,
И зимой, и летом.
Пр.: Вот увидел светофор,
И по «зебре» перешел,
Значит правила учел.
Близ дороги не играй,
На неё не выбегай,
ПДД ты твердо знай!
ЮИД
КЛЯТВА
Я, (фамилия, имя), вступая в члены юных инспекторов движения, клянусь:
- быть достойным членом отряда ЮИД и примером для всех ребят;
- непримиримо относиться к нарушителям правил дорожного движения;
- всегда приходить на помощь тому, кому трудно;
- хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения, пропагандировать их среди ребят.
Для выполнения возложенных на меня обязанностей постоянно совершенствовать:
- свои знания, посещать школьный клуб ЮИД;
- вырабатывать и закалять волю;
- активно участвовать в работе отряда ЮИД;
- знать о славных и героических делах государственной автомобильной инспекции, государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Быть верным помощником работников ГИБДД, с честью и достоинством носить звание члена отряда ЮИД.
№ занятий | Теоретическая часть | кол- во часов | Дата |
1 | Введение | 2 | |
2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка | 2 | |
3 | Правила дорожного движения | | |
4 | Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД | 2 | |
5 | Права и обязанности и ответственность участников дорожного движения. | 2 | |
6 | Дорожные знаки и дополнительные средства информации | 2 | |
7 | Правила движения пешехода. | 2 | |
8 | Где и как переходить улицу? | 2 | |
9 | Элементы улиц и дорог. | 2 | |
10 | Регулируемый перекрёсток | 2 | |
11 | Нерегулируемый перекрёсток | 2 | |
12 | Правила движения велосипедистов, мотоциклиста. | 2 | |
13 | Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте | 2 | |
14 | Движение группы пешеходов и велосипедистов | 2 | |
15 | Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду. | 2 | |
16 | Фигурное вождение велосипеда. | 2 | |
17 | Дорожная разметка. | 2 | |
18 | Правила пользования транспортом | 2 | |
19 | На железной дороге. | 2 | |
20 | Движение по загородной дороге | 2 | |
21 | Дорожные ловушки | 2 | |
22 | Первая медицинская помощь | 2 | |
23 | Ожоги, обморожения | 2 | |
24 | Виды кровотечений. Остановка кровотечений | 2 | |
25 | Транспортировка пострадавших | 2 | |
26 | Переломы | 2 | |
№ | Теоретическая часть | Общее кол- во часов | Дата |
27 | Введение. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка ЮИД. | 2 | |
28 | Правила дорожного движения | 2 | |
29 | Основные понятия и термины ПДД | 2 | |
30 | Права, обязанности ответственность участников дорожного движения. | 2 | |
31 | Дорожные знаки и дополнительные средства информации | 2 | |
32 | Правила движения пешехода | 2 | |
33 | Где и как переходить улицу | 2 | |
34 | Элементы улиц и дорог | 2 | |
35 | Регулируемый перекрёсток | 2 | |
36 | Нерегулируемый перекрёсток | 2 | |
37 | Правила движения велосипедиста, мотоциклиста. | 2 | |
38 | Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте | 2 | |
Преподаватель-организатор ОБЖ В.В. Шмигельский
Список литературы
Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.
«Добрая дорога детства» 20010-2012 гг
Жук Л.И. Защитим детство. - Оригинал маркет. 2001.- 127 с.
Извекова Н.А . Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с.
Кузьмина Т.А. Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении – Волгоград. «Учитель» - 2010
Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. – Волгоград: Учитель, 2010. – 104 с.
)
.