Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуального обучения по ОБЖ 9 класс ФГОС»
Пояснительная записка.
к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности индивидуального обучения………………………………, обучающегося 9 класса
Рабочая программа для 9 класса написана на основе следующих нормативных документов:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Октябрьского сельского лицея.
Учебный план индивидуального обучения основного общего образования МОУ Октябрьского сельского лицея на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных .организаций / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников/Под ред.А.Т.Смирнова;-3-е издание. , издательство «Просвещение».-М.: Просвещение, 2016.
Примерные программы по учебным предметам. Рабочие программы. Предметная линия учебников . 5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2016
Место предмета в учебном плане
Учебный план индивидуального обучения основного общего образования МОУ Октябрьского сельского лицея на 2016-2017 учебный год. предусматривает объём учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности » в 9 классе 0,5 часа в неделю (17 часов в год), за счет части формируемой участниками образовательных отношений.
Количество часов по плану:
Всего: 17 ч.
В неделю: 0,5 ч.
Формы аттестации учебных результатов и достижений обучающихся регламентируются Положением о промежуточной и итоговой аттестации лицея.
Текущий контроль предусматривает пятибалльное оценивание уровня знаний по предмету. Текущие отметки ежедневно заносятся в классный электронный журнал и в дневник обучающегося.
Виды и формы текущего контроля:
- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, декламация стихов и т.п.)
- письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, практических работ, написание диктанта, изложения, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов, комплексной контрольной работы и др.);
- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий);
- контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);
- самоанализ, самооценка и взаимооценка.
Периодичность осуществления текущего контроля определяется в соответствии с учебной программой предмета, графиком контрольных работ. Отметка за устный ответ выставляется в ходе урока и заносится в классный электронный журнал и дневник обучающегося. Отметка за письменную работу заносится в классный электронный журнал в течение недели. Отметки выставляются по итогам каждой четверти, годовая (итоговая) отметка выставляется с учетом четвертных отметок. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в форме:
• комплексной контрольной работы;
• итоговой контрольной работы;
• письменных и устных экзаменов;
• тестирования;
• защиты индивидуального/группового проекта;
• иных формах, определяемых образовательными программами МОУ Октябрьский сельский лицей и (или) индивидуальными учебными планами.
Планируемые результаты освоения программы ОБЖ в 9 классе
Выпускник научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
оказывать первую помощь при отравлениях;
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения учебного предмета.
Результаты освоения содержания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностнымирезультатами являются:
-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих -защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного ,бережного отношения к окружающей среде
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять -правила безопасности жизнедеятельности;
-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному -здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
-осознание значения семьи в жизни человека и общества , принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам свой семьи
-формирование антиэкстримистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметнымирезультатами являются:
-овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природногоо и социального характера;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметнымирезультатами являются:
В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Распределение учебного времени по разделам и темам
программы Основы безопасности жизнедеятельности 9 класса
№
п/п
Раздел, тема
Авторская программа
Кол-во часов
Причина изиенения количества часов
М-I
Основы безопасности личности, общества и государства
24
13
В связи с Учебным планом индивидуального обучения основного общего образования МОУ Октябрьского сельского лицея на 2016-2017 учебный год, который предусматривает объём учебного предмета «основы безопасности жизнедеятельности » в 9 классе 0,5 часа в неделю (17 часов в год)
Р-I
Основы комплексной безопасности
8
4
Тема 1
Национальная безопасность в России и современном мире.
4
2
Тема 2
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.
4
2
Р-II
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
7
4
Тема 3
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
3
2
Тема 4
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
4
2
Р-III
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
9
5
Тема 5
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия.
2
1
Тема 6.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
3
2
Тема 7.
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
2
1
Тема 8.
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.
2
1
М- II.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
11
4
Р-IV.
Основы здорового образа жизни.
9
3
Тема 9
Здоровье — условие благополучия человек.
3
1
Тема 10
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.
3
1
Тема 11
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
3
1
P-V
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
2
1
Тема 12
Оказание первой помощи
2
1
всего
35
17
Учебно-тематический план
№
п/п
Раздел, тема
Кол-во часов
В том числе
Теория
практика
М-I
Основы безопасности личности, общества и государства
13
13
Р-I
Основы комплексной безопасности
4
4
Тема 1
Национальная безопасность в России и современном мире.
2
2
Тема 2
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.
2
2
Р-II
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
4
4
Тема 3
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
2
2
Тема 4
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
2
2
Р-III
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
5
5
Тема 5
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия.
1
1
Тема 6.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
2
2
Тема 7.
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
1
1
Тема 8.
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.
1
1
М- II.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
1
1
P-V
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
1
1
Тема 12
Оказание первой помощи
1
1
Всего
17
16
1
МОДУЛЬ I: Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Национальная безопасность в России и современном мире.
Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России.
РАЗДЕЛ II.: Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
МЧС России — федеральный орган управления в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Раздел III Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Тема 5 Терроризм и экстремизм: их причины и последствия
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления
Тема 6.Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Обшегосударственное противодействие терроризму. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.
Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации
Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости
.Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости
МОДУЛЬ II: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел IV:Основы здорового образа жизни
Тема 9. Здоровье — условие благополучия человека
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие . Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации.
Раздел V.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 12 Оказание первой помощи
Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя)
Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ
Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы
№ урока
Тема урока
Количество часов
Модуль I Основы безопасности личности, общества и государства
13
Раздел IОсновы комплексной безопасности
4
Тема I. Национальная безопасность России в современном мире
2
1
Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире
1
2
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.
1
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России
2
3
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины
1
4
Угроза военной безопасности России
1
Pаздел 2 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
4
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
2
5
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны
1
6
МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
2
7
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1
8
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
1
Раздел 3 Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
5
Тема 5. Общие понятия о терроризме и экстремизме
1
9
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления
1
Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
2
10
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Общегосударственное противодействие терроризму
1
11
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму
1
Тема 7. Организационные основы противодействие терроризму и наркотизму в Российской Федерации
1
12
Организационные основы противодействие терроризму в Российской Федерации. Организационные основы противодействие наркотизму в Российской Федерации
1
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости
1
13
Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости
1
Модуль 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
4
Раздел 4 Основы здорового образа жизни
3
Тема 9. Здоровье – условие благополучия человека
1
14
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России