Рабочая программа составлена на основе Комплексной программы ОБЖ под редакцией Смирнова "Просвещение" 2010 год. в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента:
1.Федеральный компонент-устанавливается РФ.
2.Региональный компонент -устанавливается субъектом РФ.
3.Компонент образовательного учреждения -устанавливается образовательным учреждением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
6.Контроль и оценка деятельности учащихся стр.32 – 33
6. Контрольно – измерительные материалы стр.34-39
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Комплексной программы ОБЖ под редакцией Смирнова « Просвещение» 2010 год., в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента:
1.Федеральный компонент- устанавливается Российской Федерацией.
2.Региональный компонент – устанавливается субъектом РФ.
3.Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.
При составлении рабочей программы учитывался Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ. Место предмета в учебном плане: в учебном плане образовательного учреждения в вариативной части выделены: 1 час в неделю в 8 классе, и 0,5часа (2 полугодие) в 9 классе. Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса. Рабочая программа составлена на основании Приказа№610, от 14.07.2011 года министерства образования РО «Примерное региональное положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Основными целями изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Греково-Степановская средняя общеобразовательная школа являются:
1.освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; здоровье и здоровый образ жизни человека государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства.
2.воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике. Патриотизма и долга по защите Отечества.
3. развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайной ситуации и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни.
4.овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайной ситуации; использовать средства индивидуальной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.
Программа предусматривает формирование у занимающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение причинно- следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельное определение учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
-соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
-использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий используемые при обучении основам безопасности жизнедеятельности следующие:
1. учебные и учебно-практические занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций.
2.семинары и круглые столы.
3.учебно – практические занятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах.
4.внеклассная и внешкольная работа.
Тематически содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя пять основных разделов:
Основы здорового образа жизни.
Безопасность и защита человека в основных и чрезвычайных ситуациях.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Современный комплекс проблем безопасности.
Основы военной службы.
Все разделы взаимно связаны и взаимообусловлены не только между собой, но и с другими общеобразовательными предметами, прежде всего с биологией, физической культурой, обществознанием, технологией и др.
Все разделы планирования (за исключением первого и последнего) заполняются в печатном варианте. Разделы «Дата» и «Домашнее задание» заполняются от руки.
Календарно-тематическое планирование состоит из 7 разделов:
1.Дата
2.№ урока
3.Темы программы и темы уроков
4.Количество часов
5.Региональный компонент
6.ИКТ , наглядные пособия, учебно-методическая литература.
7. Домашние задания.
На региональный компонент в 8 классе отводится 8 уроков (по15 минут на каждом уроке, уроки №3,№8,№11,№12, №14, №15, №19, №22).
На региональный компонент в 9 классе отводится 3 урока (по 15 минут на каждом уроке, уроки №3, №5, №15)
Методическое обеспечение курса ОБЖ
Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности». Сборник нормативных документов по организации и осуществлению государственного пожарного надзора. Полиграфлес, 1995 год.
Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении (нормативные документы, инструкции) составитель О.В. Павлова, Волгоград ,Учитель, 2006 год.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. Инфра-М, 2004 год.
Педагогам и родителям о пожарной безопасности .Учебное пособие(составитель коллектив специалистов Федерального государственного учреждения «Всероссийский ордена «Знак почёта» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России». ФГУ ВУИИПО, 2004 год.
Скрипник Л,Ю. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие Айрис-пресс, 2006 год.
М.П. Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т. Смирнов ОБЖ учебник для 11 класса, АСТ, 2008 год.
М.П. Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов, И.Ф. Богоявленский, ОБЖ учебник 10 класса Астрель,2008 год, допущено министерством образования РФ.
М.П Фролов, Е.Н.литвинов, А.Т.Смирнов, Ю.Ю. Корийчук ОБЖ учебник для 8 класса Астрель, 2008 год, допущено Министерством образования РФ.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования .
Основы безопасности жизнедеятельности.
Основы здорового образа жизни.
Здоровье человека: индивидуальное и общественное, духовное и физическое. Здоровый образ жизни. Основные показатели индивидуального здоровья. Резервы здоровья. Режим дня человека и его значение для здоровья. Особенности режима труда и отдыха в подростковом и юношеском возрасте. Биологические ритмы и работоспособность человека.
Значение двигательной активности в жизни человека. Закаливание организма. Рациональное питание и здоровье. Особенности питания при различных физических и умственных нагрузках. Школьная патология, причины возникновения. Значение режима дня и двигательной активности для профилактики школьной патологии.
Взаимоотношения полов, профилактика болезней, передающихся половым путём. СПИД и его профилактика. Инфекционные заболевания, механизм их передачи. Профилактика инфекционных заболеваний.
Вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя, наркомания и токсикомания), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного, природного и социального характера. Правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Вынужденная автономия человека в природных условиях. Последовательность действий в условиях вынужденной автономии. Сигналы бедствия и сигнальные средства.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ч.с. (РСЧС).История её создания, предназначение и задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона-составная часть системы безопасности населения во время ведения военных действий или вследствие этих действий. Структура гражданской обороны и её задачи.
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Правила поведения населения в зоне вооружённых конфликтов. Основные мероприятия по защите населения от средств поражения. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации, международное гуманитарное право в области безопасности жизнедеятельности. Государственные органы, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Виды травм. Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, ушибах, растяжении связок, переломах, отравлении, тепловом и солнечном ударах, ожогах и отморожениях, поражении электрическим током и молнией.
Правила наложения повязок и оказание первой медицинской помощи при переломах. Применение подручных средств для транспортировки на месте происшествия.
пострадавших. Проведение комплекса сердечно-лёгочной реанимации
Основы военной службы.
Основы обороны государства и её организации. Законодательство Российской Федерации в области обороны. Правовые основы военной службы. Вооружённые силы РФ-государственная военная организация, составляющая основу обороны страны, их предназначение. Виды Вооружённых Сил, рода войск, их предназначение. Вооружённые Силы Российской Федерации на современном этапе. Вооружённые Силы и порядок подготовки граждан к военной службе в ряде разных стран. Боевые традиции и история Вооружённых Сил России, символы воинской чести.
Воинская обязанность граждан и воинский учёт. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Виды добровольной подготовки к военной службе.
Призыв на военную службу. Прохождение военной службы по призыву. Пребывание в запасе. Виды воинской деятельности и их особенности. Общие требования, предъявляемые воинской деятельностью к духовным и физическим качествам, уровню образования призывников.
Права и свободы военнослужащих. Альтернативная гражданская служба. Военные аспекты международного права. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность военнослужащих и их семей на период прохождения военной службы
Учебно-тематический план по ОБЖ
в 8 – 9 классах
8 класс
№
п/п
Наименование темы.
Количество
часов.
Дата проведения.
Примечание.
1.
Правила безопасного поведения в быту.
8
5.
Основные мероприятия ГО по защите населения, проводимые в мирное время
2
6.
Аварии с выбросом СДЯВ.
3
7.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
5
8.
Гидродинамические аварии.
2
9.
Выживание в автономных условиях
5
10.
Правила дорожного движения.
5
8.
Стихийные бедствия
4
Всего часов: 34
9класс
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Дата проведения
Примечание
1.
Организация единой гос. системы предупреждения и ликвидации ч. с (РСЧС).
6
2.
Профилактика травм в старшем школьном возрасте.
4
3.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
2
4.
Физиологические и психологические особенности подростка.
1
5.
Факторы, нарушающие здоровье.
1
6.
Правила дорожного движения.
1
7.
Итоговый контроль
2
Всего часов: 17
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ
8 класс 2013-2014 уч.год.
Дата
№ урока
Темы программы и темы урока
Количество
часов
Региональный компонент
ИКТ, наглядные пособия, учебно-методическая литература.
Домашние задания
Всего
1
2
3
4
5
6
7
Тема 1. Правила безопасного поведения в быту.
8
1
Урок 1.
Опасные вещества применяемые в быту.
1
2
Урок 2.
Оказание первой медицинской помощи при отравлении. Опасность. Виды опасности.
1
Журнал «ОБЖ Основы безопасности жизни» №3, 2005 г. «Первая мед.помощь при отравлении»
3
Урок 3.
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.
1
Криминогенная обстановка в Ростовской области, в Чертковском районе.
4
Урок 4. Безопасность на улице.
1
Диск 1
5
Урок 5.
Правила купания в открытых водоёмах.
1
Презентация
6
Урок 6.
Ядовитые змеи и насекомые.
1
7
Урок 7.
Причины возникновения пожаров и взрывов. Пожары и взрывы. Общие сведения.
1
Диск 2
8
Урок 8.
Правила безопасного поведения при пожаре.
1
Пожарная обстановка в Ростовской области на текущий год.
Ресурсы Интернет
Тема 2.
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения, проводимых в мирное время.
2
9
Урок 9.
Средства индивидуальной защиты.
1
Презентация
10
Урок 10.
Защитные сооружения гражданской обороны.
1
Презентация
Тема 3.
Аварии с выбросом СДЯВ.
3
11
Урок 11.
Опасность химических производств.
1
Возможные последствия при авариях на химически опасных объектах Ростовской области.
Диск 3
12
Урок 12.
Характеристика и поражающие факторы наиболее распространённых СДЯВ.
1
Химически опасные объекты Ростовской области.
Презентация
13
Урок 13.
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом СДЯВ.
1
Тема 4.
Аварии с выбросом радиационных веществ.
5
Материалы ИНТЕРНЕТА
14
Урок 14.
Радиация вокруг нас.
1
Радиационно-опасные объекты Ростовской области
15
Урок 15.
Виды аварий на радиационно-опасных объектах. Последствия.
1
Возможные последствия при авариях на радиационно-опасных объектах Ростовской области (Волгодонская АЭС).
Ресурсы Интернет
16
Урок 16.
Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС.
1
Раздаточный материал
17
Урок 17.
Характер поражения людей и животных.
1
Ресурсы Интернет
18
Урок 18.
Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Защита населения при радиационных авариях.
1
Диск 4
Тема 5.
Гидродинамические аварии.
2
Презентация
19
Урок19.
Причины и виды гидродинамических аварий
1
Гидродинамические сооружения Ростовской области.
Раздаточный материал
20
Урок 20.Проверочная работа по теме «Основные мероприятия гражданской обороны, по защите населения, проводимых в мирное время»
1
Тема 6.
Стихийные бедствия.
4
Ресурсы Интернет
21
Урок 21
Из истории оползней. Лавины.
1
Презентация
22
Урок 22.
Ураган. Селевые и грязевые потоки.
1
Краткая характеристика состояния окр. среды в Ростовской обл. и Чертковском районе.
Диск 5
23
Урок 23
Вулканы. Происхождение и виды вулканов.
1
24
Урок 24.
Обвалы.
1
Ресурсы Интернет
Тема7. Выживание в автономных условиях
5
25
Урок 25
Сигналы бедствия.
1
Раздаточный материал
26
Урок 26
Факторы выживания в природных условиях.
1
27
Урок 27.
Лекарственные растения. Поиск и приготовление пищи.
1
Презентация
28
Урок 28
Лесные ягоды. Съедобные и несъедобные грибы.
1
Презентация
29
Урок 29
Основные правила поведения в экстремальной ситуации.
1
Тема 8: Правила дорожного движения
5
Презентация
30
Урок30.
История появления правил дорожного движения
1
Раздаточный материал
31
Урок 31
Правила дорожного движения для велосипедиста.
1
32
Урок 32
Дорожная разметка. Дорожные знаки.
1
Презентация
33
Урок 33
Ответственность за нарушение правил дорожного движения.
1
Ресурсы Интернет
34
Урок 34
Обобщающий урок по курсу 8 класса.
1
Ресурсы Интернет
35
Повторение по теме «Правила безопасного поведения в быту».
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 9 класс 2013-2014 уч.год.
Дата
№ урока
Темы программы и темы уроков
Количество часов
Региональный компонент
ИКТ, наглядные пособия раздаточный материал
Домашние задания
Всего
1
2
3
4
5
6
7
Тема 1.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Международное гуманитарное право.
6
1
Урок № 1.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1
Ресурсы Интернет
2
Урок № 2.
Цели и задачи РСЧС.
1
3
Урок № 3.
Структура РСЧС.
1
Служба спасения 060
4
Урок № 4
Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права. Международное гуманитарное право.
1
Презентация
5
Урок №5
Понятие преступления. Защита жертв вооружённых конфликтов.
1
Криминогенная обстановка в Ростовской области.
Презентация
6
Урок № 6
Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.
1
Ресурсы Интернет
Тема 2.
Профилактика травм в старшем школьном возрасте.
4
7
Урок 7
Безопасное поведение дома, в школе, на улице, на занятиях физкультурой и спортом.
1
Презентация
8
Урок 8
Профилактика осложнения ран.
1
Раздаточный материал
9
Урок 9
Травмы головы, позвоночника, спины.
1
Комплект плакатов: «Первая медицинская помощь»
10
Урок 10
Искусственная
вентиляция лёгких.
1
Комплект плакатов «Азбука
выживания»
Тема 3.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
2
11
Урок11
Современные методы оздоровления. Факторы риска во внешней среде и внутренней среде организма человека. Их влияние на здоровье.
1
Презентация
12
Урок 12
Личная гигиена.
1
Раздаточный материал
Тема 4.
Физиологические и психологические особенности организма подростка.
1
13
Урок 13
Управление чувствами и эмоциями. Суицид и подросток.
1
Материалы ИНТЕРНЕТа
Тема 5.
Факторы, разрушающие здоровье человека.
1
14
Урок 14
Влияние на организм человека алкоголя и табака, наркомании и токсикомании.
1
Ресурсы Интернет
Тема 6.
Правила дорожного движения..
1
Диск 5
15
Урок 15
Правила дорожного движения и история их создания.
1
Акция «Дорога и дети в Ростовской области»
презентация
16
Урок 16
Полугодовая контрольная работа по курсу 9 класса
1
17
Урок 17
Итоговый контроль. Обобщающий урок.
1
Раздаточный материал
18
Повторение по теме «Правила дорожного движения»
1
Презентация
19
Повторение по теме «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни».
1
Презентация
Контроль и оценка деятельности учащихся по ОБЖ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы
по ОБЖ
в 8-9 классах.
Полугодовая контрольная работа по ОБЖ
по курсу 9 класса.
1.Назови структуру РСЧС
2.Международное гуманитарное право. Дать определение.
3.Что такое травма? Дать определение.
4.Назови виды травматизма.
5.Обморожения. Дать определение
6.Что такое вывих? Первая медицинская помощь.
Итоговый контроль.
Обобщающий урок.
ОБЖ 9 класс
1.Где нужно переходить улицу?
2.С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам города?
3.Дайте общее название автобуса, трамвая, троллейбуса.
4.Часть улицы, предназначенная для пешеходов.
5.Как называется короткая улица?
6.Назовите последовательность сигналов в трехсекционном светофоре.
7.Какая часть улицы предназначена для транспорта?
8.Как надо обходить стоящий на остановке автобус?
9.Где следует ожидать автобус, троллейбус, трамвай?
10.Почему проезжую часть улицы называют мостовой?
11.Каким дорожным знаком обозначено место для перехода улицы пешеходами?
12.Как называется широкая и длинная улица?
13. Подземный вид городского транспорта.
14.Человек пользующийся транспортом.
15. Какие машины могут ехать на красный свет?
16.Для чего постовому нужен жезл?
17.На какой свет светофора можно переходить дорогу?
18. Где устанавливается знак «Дети»?
19. Расшифруй ГАИ.
20.Для чего служат дорожные знаки?
ОБЖ 8 класс
Проверочная работа по теме:
«Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения, проводимых в мирное время»
1.Что такое аварийно химически опасное вещество (АХОВ).
2.Что такое химически опасный объект (ХОО).
3.Какое газообразное АХОВ отличается зеленовато- желтым цветом?
А) сероводород;
Б) аммиак;
В) сернистый ангидрид;
Г) хлор.
4.Кроссворд «Взрыв» (по горизонтали).
1.Аварии со взрывами чаще всего происходят на тех предприятиях, где в больших количествах применяются газы (метан, этан, пропан). Какое соединение входит в их состав?
2.Природное вещество, используемое в быту. Его утечка может привести к взрыву.
3.Взрывчатое вещество, изобретённое ещё в древнем Китае для фейерверков.
4.Вид травм, возникающих при поражающем воздействии взрыва на людей.
5.Немецкий монах, в 13 веке изобретший порох в Европе. По иронии судьбы был убит за своё изобретение- взорван на бочке с порохом. Звали его- Бертольд ………….