Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по ОБЖ 2004 г. и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Для отбора элементов содержания и формулирования требований к уровню подготовки выпускников было соотнесено содержание учебного материала авторских программ с Госстандартом и Примерной программой, определен недостающий и избыточный информационный материал, уточнены требования к подготовке в отношении проверяемых видов деятельности.
Дополнительно в рабочие программы для изучения включен материал программы подготовки обучающих по ПДД .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Дубенцовская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНАУТВЕРЖДЕНА
Руководитель ШМО Директор школы
_______________ ______________
Т.Н.Лирник
протокол от 29.08.2014 приказ от 30.08.2014
№ 1 №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ для 5 класса
на 2014 - 2015 учебный год
РЕКОМЕНДОВАНА
к утверждению на заседании
педагогического совета
протокол от 30.08.2014
№1
РАЗРАБОТАЛА
учитель ОБЖ
Валько И.В
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы явились следующие документы:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 « О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (Вестник образования №11 или сайт http:/www. Vestnik.edu.ru).
Приказ Министерства образования науки от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ МО ПОРО от 30.04.2014 года № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений РО на 2014-2015 учебный год».
Место предмета в базисном учебном плане: в учебном плане ОУ на изучение ОБЖ в 5 классе на 2014-2015 уч.год за счет школьного компонента в учебный план введен 1 час в неделю, согласно графика-календаря ОУ-34 часа в год.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по ОБЖ 2004 г. и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Для отбора элементов содержания и формулирования требований к уровню подготовки выпускников было соотнесено содержание учебного материала авторских программ с Госстандартом и Примерной программой, определен недостающий и избыточный информационный материал, уточнены требования к подготовке в отношении проверяемых видов деятельности.
Дополнительно в рабочие программы для изучения включен материал программы подготовки обучающих по ПДД .
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направленно на достижение следующих целей:
Освоение знаний о здоровом образе жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечении безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты, оказать первую медицинскую помощь.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а так же элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как ИКТ, развивающее обучение.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде самостоятельных работ и тестирования.
Содержание учебного курса включает:
Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни-32 ч.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Как научиться выявлять и предвидеть опасности.Город как источник опасности. Системы обеспечения безопасности. Сигналы оповещения.Опасные ситуации в жилище. Правила обращения с животными. Пожар. Причины возникновения пожара. Электричество. Если загорелся телевизор. Правила поведения при пожаре. Эвакуация. Средства тушения пожаров. Опасные газы. Затопление жилища. Разрушение здания. Средства бытовой химии. Отравления опасными веществами. Современный транспорт - зона повышенной опасности. Общественный транспорт. Метро. Правила безопасности. Правила поведения в местах большого скопления народа. Толпа. Железнодорожный транспорт. Опасности на воде и водном транспорте. Безопасное поведение на льду. Воздушный транспорт. Опасные ситуации криминального характера. Как защитить свой дом. Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах Террористический акт. Как защитить себя. Нарушение экологического равновесия. Шумовое загрязнение. Радиоактивное загрязнение, небезопасный компьютер
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи - 1 ч
Первая медицинская помощь при ранениях, отравлениях, ожогах.
Требования к уровню подготовки:
Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Учащиеся должны
Знать: правила безопасного поведения, способы безопасного поведения, обеспечивать личную безопасность, соблюдать меры предосторожности, проявлять бдительность.
Уметь: действовать, использовать подручные средства, пользоваться средствами индивидуальной защиты, вести себя в криминогенных ситуациях.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Учащиеся должны
Уметь: оказывать первую медицинскую помощь, пользоваться домашней аптечкой, действовать по сигналу «Внимание, всем!», комплектовать набор документов, вещей, продуктов питания.
Система оценки планируемых результатов:
Контроль (текущий, рубежный, итоговый) за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных и тестовых работ.
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в традиционной и тестовой формах в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Критерии и нормы оценки знаний, обучающихся:
1. Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка тестовых работ
Тесты, состоящие из 5-10 вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании теста по отдельному уроку используется следующая шкала:
• 91-100% выполнения заданий — оценка «5»;
• 81-90% выполнения заданий — оценка «4»;
• 70-80% — оценка «3»;
Для теста тематического используется следующая шкала:
• 91-100% выполнения заданий — оценка «5»;
• 81-90% выполнения заданий — оценка «4»;
• 60-80% — оценка «3»;
3. Оценка письменных работ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Дата
Тема урока
Содержание учебного материала
Мат.-техн. оснащение
Основные виды учебной деятельности
план
факт
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни-32 ч, с 06.09 по 23.05
Город как источник опасности (5 ч)
1
05.09
Опасные и чрезвычайные ситуации.
Основные понятия и определения: безопасность; опасная ситуация; экстремальная ситуация; чрезвычайная ситуация. Инструктаж по Т.Б.
Виды транспортных средств. Классификация транспортных средств. Механические транспортные средства.
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.
Учебник, тетрадь.
Индивидуальный опрос, беседа.
3
19.09
Город как
источник
опасности.
Роль трамваев, троллейбусов, автомобилей, сельскохозяйственных машин и самоходного шасси в экономике страны. Транспортные и специальные автомобили. Немеханические транспортные средства, роль иназначение их.
Особенности города (поселка) как среды обитания человека (нарушение межличностных связей, скопление людей, профессиональное деление людей). Наличие зон повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей). Нарушение экологического равновесия, связанного с деятельностью человека.
Учебник, тетрадь, пл.№20,
през.№12.
Беседа, игра.
4
26.09
Системы обеспечения безопасности. Сигналы оповещения.
Государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности (милиция, пожарная охрана, скорая помощь и др.), их задачи и возможности. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях.
Учебник, тетрадь, плакат №34.
Беседа, самостоятельная работа.
5
03.10
Обобщающий урок 1 «Город как источник опасности»
Учебник, тетрадь.
Самостоятельная работа с учебником.
Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище (12 ч)
6/1
10.10
Опасные
ситуации в жилище. Обязанности пассажира. Порядок ожидания транспорта. Посадка и высадка пассажиров на маршрутные транспортные средства.
Современное жилище, его конструкции и особенности жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, канализация, освещение и др.). Возможные ситуации аварийного характера в жилищах (пожар, затопление, повреждение конструкций, разрушение). Правила безопасного пользования лифтом.
Учебник, тетрадь,
пл.№34.
Беседа, самостоятельная работа.
7/2
17.10
Правила обращения с животными.
Правила обращения с животными. Заболевания, передаваемые животными. Первая помощь при укусах животных.
Учебник, тетрадь.
Беседа, практикум.
8/3
24.10
Пожар.
Причины возникновения пожара.
Поведение в троллейбусе, трамвае и автобусе. Перевозка группы детей в автобусе, трамвае. Порядок перевозки детей грузовыми автомобилями и другими видами транспорта.
Пожар в жилище. Возможные причины возникновения пожаров (неполадки или нарушения правил эксплуатации электросети, возгорание телевизора, утечка газа, нарушение правил топки печей, нарушение правил эксплуатации нагревательных приборов, обращения с огнем и др.). Особенности горения синтетического материала. Огнестойкость строений. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище: при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Соблюдение мер пожарной безопасности в школе.
Учебник, тетрадь,
през.№10, пл.№27-31, кинофрагменты.
Беседа, игра.
9/4
07.11
Электричество. Если загорелся телевизор.
Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Правила тушения электроприборов (если загорелся телевизор).
Учебник, тетрадь.
Беседа, практикум.
110/5
14.11
Правила поведения при пожаре. Эвакуация.
Правила безопасного поведения человека при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из многоэтажных зданий.
Средства пожаротушения и правила пользования ими. Подручные средства пожаротушения (вода, песок и др.) Огнетушители, их типы, особенности их использования.
Учебник, тетрадь,
през.№10 ,пл.№27-31,
кинофрагменты.
Беседа, самостоятельная работа, демонстрация плакатов, просмотр кинофрагментов.
12/7
28.11
Опасные газы.
Угарный газ. Бытовой газ: причины и признаки утечки газа. Правила безопасного поведения при утечке газа. Первая помощь при отравлении газом.
Учебник, тетрадь.
Беседа, практикум.
13/8
05.12
Затопление жилища.
Сигналы транспортных светофоров с дополнительной секцией и пешеходных светофоров. Порядок движения транспорта и пешеходов на регулируемых перекрестках со светофором с дополнительной секцией.
Затопление жилища. Возможные причины (лопнула батарея центрального отопления, поступает вода из канализации, забыли закрыть кран и т. д.). Правила поведения при затоплении и меры, которые необходимо предпринять для устранения причины затопления.
Учебник, тетрадь.
Самостоятельная работа, беседа.
14/9
12.12
Разрушение здания.
Причины разрушения зданий. Правила поведения в случае опасности разрушения здания. Правила поведения при нахождении в завале.
Учебник, тетрадь
Самостоятельная работа, беседа, опрос.
15/10
19.12
Средства
бытовой
химии.
Средства бытовой химии. Возможные опасности при нарушении правил пользования ими (отравления, ожоги), оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах.
Учебник, тетрадь.
Рассказ, работа с учебником.
16/11
26.12
Отравления опасными веществами.
Отравление пестицидами. Отравление ртутью. Отравление лекарствами. Отравление продуктами питания. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
Учебник, тетрадь.
Рассказ, работа с учебником.
17/12
16.01
Обобщающий урок 2 «Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище»
Учебник, тетрадь.
Самостоятельная работа с учебником.
Чрезвычайные ситуации в транспорте (9 ч)
18/1
23.01
Современный транспорт - зона повышенной опасности.
Регулировщик. Назначение жестов (сигналов) регулировщика. Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором.
Современный транспорт - зона повышенной опасности. Краткая характеристика видов современного транспорта -общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, водного и авиационного. Энергетика современного транспорта и условия безопасности. Основные правила безопасности поведения при пользовании транспортными средствами. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. Правила поведения в аварийных ситуациях, первая помощь пострадавшим.
Учебник, тетрадь.
Беседа, опрос, ситуационные задания.
19/2
30.01
Общественный транспорт.
Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта.
Учебник, тетрадь.
Беседа, опрос, ситуа-
ционные задания
20/3
06.02
Метро.Правила безопасности.
Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Назначение и роль дорожных знаков для регулирования движения.
Метро - общественный транспорт. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и. высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. Основные правила безопасности поведения при пользовании метро.
Учебник, тетрадь,
през.№13,33.
Беседа, опрос, ситуа-
ционные задания
21/4
13.02
Правила
поведения
в местах
большого
скопления
народа.
Толпа.
Правила безопасного поведения в толпе. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
Учебник, тетрадь,
през.№13,33.
Ситуационные задания.
22/5
20.02
Железнодорожный транспорт. Предупреждающие знаки и их предназначение. Дорожные знаки, связанные с железной дорогой, водными акваториями, дорожными работами.
Железнодорожный транспорт. Обеспечение безопасности пассажиров. Возможные чрезвычайные ситуации (крушение, пожар в вагоне, авария токоснабжения, экстренное торможение, отстали от поезда и др.), правила поведения при их возникновении. Краткая характеристика железнодорожного транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на железнодорожном транспорте.
Учебник, тетрадь.
Самостоятельная работа, тест.
23/6
27.02
Опасности на воде и водном транспорте.
Знаки приоритета – назначение и роль при очередности пересечений проезжих частей. Запрещающие знаки, их назначение в организации дорожного движения.
Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. . Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. Водный транспорт. Меры по обеспечению безопасности пассажиров. Коллективные и индивидуальные спасательные средства. Возможные чрезвычайные ситуации, способы покидания судна, правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Учебник, тетрадь.
Беседа, опрос.
24/7
06.03
Безопасное поведение на льду.
Опасность водоемов зимой. Меры пре досторожности при движении по льду водоемов, состояние льда, признаки, указывающие на возможность безопасного передвижения по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на льду водоемов.
Учебник, тетрадь.
Ситуационные задания, тест.
25/8
13.03
Воздушный транспорт.
Роль предписывающих знаков в организации движения. Назначение информационно-указательных знаков. Знаки сервиса. Назначение знаков дополнительной информации (табличек).
Авиационный транспорт. Обеспечение безопасности при полетах самолетов. Правила безопасного поведения пассажира в различных опасных ситуациях (при полете, посадке, возникновении пожара, вынужденной посадке и аварийном покидании самолета, при захвате самолета террористами). Безопасное расположение в салоне.
Учебник, тетрадь.
Игра, составление памятки.
26/ 9
20.03
Обобщающий урок 3 «Чрезвычайные ситуации в транспорте».
Учебник, тетрадь.
Самостоятельная
работа с учебником.
Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах (4ч)
27/1
03.04
Опасные ситуации криминального характера. Как защитить свой дом.
Назначение, роль дорожной разметки в организации дорожного движения. Виды дорожной разметки.
Общая криминогенная ситуация в городе (поселке), районе проживания, наиболее характерные случаи ее проявления. Возможные ситуации покушения на имущество и жилище, основные способы защиты жилища от проникновения посторонних. Правила поведения детей дома в различных криминогенных ситуациях. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте; Нападение в подъезде дома.
Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах.
Горизонтальная разметка и ее характеристика. Вертикальная разметка и ее характеристика.
Криминогенные ситуации в городе. Зоны повышенной криминогенной опасности (вокзалы, стадионы, рынки, киноконцертные залы, другие места массового скопления людей), правила поведения в криминогенной ситуации. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.
Учебник, тетрадь, през.№8,пл.31,32.
Пословицы и поговорки,
самостоятельная работа.
29/3
17.04
Террористический акт. Как защитить себя.
Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.
Учебник, тетрадь.
Самостоятельная работа с учебником.
30/4
24.04
Обобщающий урок 4 «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера».
Учебник, тетрадь.
Самостоятельная работа с учебником.
Нарушение экологического равновесия (2 ч)
31/1
15.05
Нарушение экологического равновесия. Понятие об организованной пешей колонне. Порядок движения групп детей в городе и за городом. Меры безопасности при организации пеших экскурсий с детьми.
Влияние деятельности человека на окружающую среду. Загрязнение воздуха, воды и почвы в местах проживания, возможные их причины. Недоброкачественность продуктов питания и возможные опасности для здоровья. Основные мероприятия по обеспечению безопасности человека при нарушении экологического равновесия в местах проживания (герметизация жилья, очистка воздуха в квартире, водоочистка, контроль за качеством продуктов и выдерживание сроков их хранения) и порядок их выполнения.
Учебник, тетрадь,
през.№12, пл.№13.
Игра, фронтальная беседа.
32/ 2
22.05
Шумовое загрязнение. Радиоактивное
загрязнение, небезопасный
компьютер.
Что такое шумовое загрязнение среды. В чем заключается опасность шумов и как от них защититься. Радиоактивное загрязнение. Компьютер и здоровье. Организация рабочего места у компьютера.
Учебник, тетрадь, таблица.
Фронтальная беседа,
самостоятельная работа,
анкета, исследования,
тест, работа по карточкам, решение ситуационных задач.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи- 1 ч, 30.05
33/1
29.05
Техника безопасности при пользовании персональным компьютером и телевизором. Железнодорожный переезд. Правила движения по ж/д переезду. Сигналы остановки поезда. Проверка знаний изученных тем.
Виды кровотечений. Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Правила наложения повязок. Как правильно пользоваться перевязочным пакетом.
1.Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс (Текст):учеб. Для общеобразоват. учреждений/М.П .Фролов(и др.); под ред. Ю.Л.Воробьева.-М.:АСТ:Астрель,2012.
2.Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. развернутое тематическое планирование по учебникам под ред.Ю.Л.Воробьева/авт.-сост.Т.А.Мелихова.-Волгоград:Учитель,2011.-90 с.
3.Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 5 класс (Текст):к учебнику М.П Фролова, Е.Н. Литвинова, А.Т. Смирнова(и др.) «Основы безопасности жизнедеятельнсти.5 класс» по ред. Ю.Л. Воробьева /А.Г.Малов-Гра.-М.:АСТ:Астрель,2008.
Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, педагогики, методики преподавания для ДОУ, школ, вузов (программы, учебники).
2. http://bobych.ru/ege/obg9
3. http://mykrevedki.ru/lib/Book-21-25.h
4. http://bank.orenipk.ru/str42.htm
5. http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm
Поурочные тематические календарные планы, разработки уроков, сценарии, правила, акты, приказы по ОБЖ.
6. http://school13.jino-net.ru/v1/daytb.php
7. http://www.zavuch.info/ Разработки уроков поурочные планы рекомендации
Сообщество учителей основ безопасности жизнедеятельности. Объединение преподавателей ОБЖ, использующих в своей работе ИКТ, желающих поделиться своим опытом с другими. Нормативно-правовое обеспечение работы преподавателя - организатора курса ОБЖ в школе.