униципальное казённое общеобразовательное учреждение «Стенковская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на совещании при директоре | Заместитель директора по УВР | Директор МКОУ Стенковская ООШ |
Протокол №1 | __________________________ | ___________В.Ю. Рудакова |
от «__» __________ 201_ г. | «__» _____________ 201_ г. | Приказ от |
Рабочая программа Наименование учебного предмета - ОБЖ Класс - 5 Учитель - Маркитанов Александр Сергеевич Срок реализации программы, учебный год - 2014-2015 Количество часов по учебному плану - всего 34 часа в год; в неделю 1 час Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности; авторской Программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Смирнов А.Т., Хренников Б.О... // Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 5 -11 кл. / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009. Учебник - Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. Рабочую программу составил____________________________________________________ Маркитанов А.С. |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности; авторской Программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Смирнов А.Т., Хренников Б.О... // Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 5 -11 кл. / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
Программа рассчитана на 1 час в год – всего 34 часа.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
• усвоение знаний:
o об опасных и чрезвычайных ситуациях,
o о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
o о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
o об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
o о здоровом образе жизни,
o об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
o о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
• развитие умений:
o предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
o принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Контроль результатов обучения
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа , тест, устный опрос.
Содержание программы:
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.
Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения. Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе.
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные аварийные и спасательные службы города, предназначенные для защиты населения.
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера.
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.
Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход – участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода, его безопасность на дороге.
Пассажир, общие обязанности пассажира, его безопасность при следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Транспортное средство и водитель. Общие обязанности водителя (велосипедиста), правила его поведения на дороге. Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда.
Пожар в жилище и причина его возникновения. Правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.
Тема 3. Опасные ситуации природного характера.
Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель). Правила безопасного поведения при их воздействии.
Водоемы в черте города, их состояние в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.
Тема 4. Опасные ситуации социального характера.
Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Правила безопасного поведения во дворе и дома, при разговоре по телефону. Воры в квартире. Нападение в лифте, в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделений милиции, постов ГИБДД и т.п.). Правила безопасности в общественных местах, в толпе, при обнаружении взрывного устройства.
Тема 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Характеристика ЧС природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС природного характера.
Характеристика ЧС техногенного характера: аварии на радиационно-опасных объектах, на взрывопожароопасных объектах, на химических объектах, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера.
Организация защиты населения от ЧС. Действия населения при оповещении об угрозе возникновения ЧС. Организация эвакуации населения.
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные составляющие ЗОЖ. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основные составляющие ЗОЖ.
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Правила закаливания организма.
Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества. Гигиена питания.
Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для совершенствования духовных и физических качеств.
Тема 7. Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на здоровье и организм человека. Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего человека и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.
Алкоголь – наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.
Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 8. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практическое занятие).
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию ПМП.
Ситуации, при которых необходимо немедленно вызывать «скорую помощь», правила ее вызова.
Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.
Последовательная практическая отработка навыков в оказании ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении, при отравлениях медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином, угарным газом.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | в том числе |
| | | уроки | лабораторные или творческие работы (практические работы) | контрольные работы |
1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | 5 | - | - |
2 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | 6 | - | - |
3 | Опасные ситуации природного характера | 2 | 2 | - | - |
4 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 2 | 2 | - | - |
5 | Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение | 3 | 3 | - | - |
6 | Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства | 4 | 4 | - | - |
7 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 3 | 3 | - | - |
8 | Факторы, разрушающие здоровье | 2 | 2 | - | - |
9 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 7 | 4 | 2 | 1 |
| | 34 | 31 | 2 | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Учащийся должен:
знать:
• основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
• предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;
• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Основные вопросы, понятия | Планируемые результаты предметные | Домашнее задание |
1-5 | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | | | | | |
1 | Город как среда обитания | 1 | 03.09.14 | | Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе | Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.1.1 |
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 | 10.09.14 | | Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище и меры по их профилактике | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.1.2 |
3 | Особенности природных условий в городе. | 1 | 17.09.14 | | Природные и антропогенные факторы формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.1.3 |
4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность | 1 | 24.09.14 | | Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения. Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе | Применять правила безопасного общения с окружающими людьми в городе | п.1.4 |
5 | Безопасность в повседневной жизни | 1 | 01.10.14 | | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.1.5 |
6-11 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | | | | | |
6 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | 1 | 08.10.14 | | Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.2.1 |
7 | Пешеход. Безопасность пешехода | 1 | 15.10.14 | | Пешеход- участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.2.2 |
8 | Пассажир. Безопасность пассажира | 1 | 22.10.14 | | Пассажир, общие обязанности пассажиров. Меры безопасного поведения пассажира | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.2.3 |
9 | Водитель. Проверочная работа. | 1 | 05.11.14 | | Транспортное средство и водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедист – водитель транспортного средства. Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге | Обязанности велосипедиста, правила поведения на дороге | п.2.4 |
10 | Пожарная безопасность | 1 | 12.11.14 | | Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре | Использовать приобретенные знания при пожаре | п.2.5 |
11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | 19.11.14 | | Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.2.6 |
12-13 | Опасные ситуации природного характера | 2 | | | | | |
12 | Погодные явления и безопасность человека | 1 | 26.11.14 | | Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.3.1 |
13 | Безопасность на водоемах | 1 | 03.12.14 | | Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.3.2 |
14-15 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 2 | | | | | |
14 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | 10.12.14 | | Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения ,наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика ЧС природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС природного характера | Обеспечить личную безопасность в условиях ЧС природного характера | п.4.1 |
15 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | 17.12.14 | | Чрезвычайные ситуации техногенного характера: радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасные объекты, химически опасный объект. Их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера | Обеспечить личную безопасность в условиях ЧС техногенного характера | п.4.2 |
16-18 | Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение | 3 | | | | | |
16 | Антиобщественное поведение и его опасность | 1 | 24.12.14 | | Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.5.1 |
17 | Обеспечение личной безопасности дома | 1 | 14.01.15 | | Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире Нападение в лифте. Нападение в подъезде у дома | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.5.2 |
18 | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | 21.01.15 | | Безопасность на улице. Знание города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе. Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице | выбрать безопасный маршрут движения по городу, соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. | п.5.3 |
19-22 | Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства | 4 | | | | | |
19 | Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения | 1 | 28.01.14 | | Основные понятия экстремизма и терроризма. . Причины возникновения. Современный терроризм и его сущность. Соблюдение мер личной безопасности против террористической деятельности. | Использовать приобретенные знания в случае террористических актов | п.6.1 |
20 | Виды экстремистской и террористической деятельности | 1 | 04.02.15 | | Извлечения из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму». Виды террористической деятельности. | Использовать приобретенные знания в случае террористических актов | п.6.2 |
21 | Виды террористических актов и их последствия | 1 | 11.02.15 | | Виды террористических актов, и их последствия | Использовать приобретенные знания в случаях террористических актов | п.6.3 |
22 | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности | 1 | 18.02.15 | | Особенности уголовной ответственности и наказание несовершеннолетних | Контроль знаний по данной теме | п.6.4 |
23-25 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 3 | | | | | |
23 | О здоровом образе жизни | 1 | 25.02.15 | | Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ | п.7.1 |
24 | Двигательная активность и закаливание организма -необходимые условия укрепления здоровья | 1 | 04.03.15 | | Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ | п.7.2 |
25 | Рациональное питание. Гигиена питания | 1 | 11.03.15 | | Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки. Гигиена питания. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ | п.7.3 |
26-27 | Факторы, разрушающие здоровье | 2 | | | | | |
26 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 1 | 25.03.15 | | Вредные привычки(курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ | п.8.1 |
27 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические вопросы) | 1 | 01.04.15 | | Беседа на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек» | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ | п.8.2 |
28-34 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 7 | | | | | |
28 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | 1 | 08.04.15 | | ПМП, общее положение по оказанию ПМП. Ситуация, при которой следует немедленно вызвать «скорую помощь» | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.9.1 |
29-31 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практическая работа – 1 час) | 3 | 15.04.15 22.04.15 29.04.15 | | Последовательная отработка навыков в оказании ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.9.2 |
32 | Итоговая контрольная работа за курс ОБЖ в 5 классе | 1 | 06.05 | | Контроль ЗУН по изученным темам в курсе ОБЖ | | |
33-34 | Первая медицинская помощь при отравлениях (практическая работа – 1 час) | 2 | 13.05.15 20.05.15 | | Отравления, пути попадания токсичных веществ в организм человека. Общие правила оказания ПМП при отравлении | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | п.9.3 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Смирнов А.Т., Хренников Б.О... // Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 5 -11 класс. / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.