Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса составлена на основе программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).
Учебник для 7 класса знакомит с чрезвычайными ситуациями природного характера (геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения) и излагает правила поведения в таких ситуациях. Большое внимание уделено вопросам воспитания психологической уравновешенности, взаимодействия подростка с окружающими людьми. Тема первой медицинской помощи представлена практическими занятиями.
Программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 7 классе в течение 34 часа учебного времени. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1.
Программа обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.
Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания об окружающей среде и здоровье человека; безопасное поведение в экстремальных ситуациях в повседневной жизни; безопасное поведение в быту: знакомство с правилами пожарной безопасности в помещениях, электробезопасность и безопасное пользование средствами бытовой химии; изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни; правила безопасного поведения на улицах и дорогах; знакомство с стихийными бедствиями природного характера и и соблюдение правил безопасности при их возникновении. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
Дата проведения урока | Номер раздела, темы, урока |
Наименование раздела и темы урока | Часы учебного времени | Параграф учебника |
| Глава 1 | Окружающая среда и здоровье человека | 7 | |
| 1.1 | Экстремальные ситуации в повседневной жизни | 1 | |
| 1.2 | Безопасное поведение в быту: средства бытовой химии | 1 | |
| 1.3 | Безопасное поведение в быту: пожарная безопасность в помещениях, электробезопасность. | 1 | |
| 1.4 | Среда жилого помещения | 1 | |
| 1.5 | Человек и транспорт | 1 | |
| 1.6 | Социальные опасности | 1 | |
| 1.7 | Контрольная работа по теме: Окружающая среда и здоровье человека | 1 | |
| Глава 2 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 5 | |
| 2.1 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. | 1 | |
| 2.2 | Психологическая уравновешенность | 1 | |
| 2.3 | Стресс и его влияние на человека | 1 | |
| 2.4 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. | 1 | |
| 2.5 | Контрольная работа по теме «Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека» | 1 | |
| Глава 3 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 11 | |
| 3.1 | Общие правила оказания первой медицинской помощи | 1 | |
| 3.2 | Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях | 1 | |
| 3.3 | Первая помощь при ранениях | 1 | |
| 3.4 | Наложение повязок | 1 | |
| 3.5 | Наложение повязок | 1 | |
| 3.6 | Первая помощь при синдроме длительного сдавлении | 1 | |
| 3.7 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, вывихах и переломах | 1 | |
| 3.8 | Первая помощь при травматическом шоке | 1 | |
| 3.9 | Искусственная вентиляция легких и наружный массаж сердца | 1 | |
| 3.10 | Общие правила транспортировки пострадавших. | 1 | |
| 3.11 | Контрольная работа по теме «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» | 1 | |
| Глава 4 | Стихийные бедствия и безопасность человека | 1 | |
| 4.1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 1 | |
| Глава 5 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия | 3 | |
| 5.1 | Землетрясения. Причины землетрясения и его возможные последствия | 1 | |
| 5.2 | Вулканы, извержения вулканов. | 1 | |
| 5.3 | Обвалы и снежные лавины | 1 | |
| Глава 6 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия | 3 | |
| 6.1 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | 1 | |
| 6.2 | Смерчи, причины их возникновения, возможные последствия | 1 | |
| 6.3 | Контрольная работа (промежуточная аттестация) | 1 | |
| Глава 7 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | 3 | |
| 7.1 | Наводнения. Виды наводнений и их причины | 1 | |
| 7.2 | Сели и их характеристика | 1 | |
| 7.3 | Цунами и их характеристика | 1 | |
| Глава 8 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения | 1 | |
| 8.1 | Лесные, степные и торфяные пожары и их характеристика | 1 | |
| Всего часов: | 34 | |
№ | План | Факт | Тема | Тип урока | Планируемые результаты | Оборудование |
Глава 1. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч.) | |
1 | | | Экстремальные ситуации в повседневной жизни | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать какие могут возникнуть экстремальные ситуации. | Учебник, тетрадь |
2 | | | 1.2 Безопасное поведение в быту: средства бытовой химии | | Знать способы защиты от неблагоприятного воздействия среды | Учебник, тетрадь |
3 | | | 1.3 Безопасное поведение в быту: пожарная безопасность в помещениях, электробезопасность. | Комбинированный | Знать правила безопасного поведения при пожарах в помещении и правильно пользоваться электроприборами | Учебник, тетрадь |
4 | | | 1.4 Среда жилого помещения | Комбинированный | Знать меры по ослаблению вредного воздействия среды; знать меры предосторожности при нападении собак | Учебник, тетрадь |
5 | | | 1.5 Человек и транспорт | Комбинированный | Знать правила участников дорожного движения пешехода, велосипедиста; знать правила безопасности в метрополитене, при пользовании общественным транспортом (автобус, троллейбус, трамвай), и железнодорожном транспорте. | Учебник, тетрадь |
6 | | | 1.6 Социальные опасности | Комбинированный | Знать правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях. | Учебник, тетрадь |
7 | | | 1.7 Контрольная работа по теме: Окружающая среда и здоровье человека | | | |
Глава 2. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (5 ч.) | |
8 | | | 2.1 Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. | Урок открытия нового знания | Знать ряд определений здоровья, характеристика уровня здоровья, что является главной составляющей здоровья человека. Знать, что такое индивидуальное/ физическое/социальное здоровье, что значит фактор наследственности | Учебник, тетрадь |
9 | | | 2.2 Психологическая уравновешенность | Комбинированный | Дать характеристику психологической уравновешенности в системе здоровья | Учебник, тетрадь |
10 | | | 2.3 Стресс и его влияние на человека | Комбинированный | Дать характеристику общего понятия о стрессе и узнать его влияние на человека | Учебник, тетрадь |
11 | | | 2.4 Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. | Комбинированный | Знать особенности физического, психического и социального развития человека. | Учебник, тетрадь |
12 | | | 2.5 Контрольная работа по теме «Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека» | Комбинированный | | |
Глава 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (11 ч.) | |
13 | | | 3.1 Общие правила оказания первой медицинской помощи | Урок открытия нового знания | Знать предназначение первой помощи, последовательность оказания первой помощи, подручные средства, которые можно использовать при оказании первой помощи. | Учебник, тетрадь |
14 | | | 3.2 Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях | Комбинированный | Знать типы кровотечений, правила наложения жгута, способы остановки при различных видах кровотечения | Учебник, тетрадь |
15 | | | 3.3 Первая помощь при ранениях | Комбинированный | Знать виды ранений, разновидности ран; Знать как оказывать помощь при ранении. | Учебник, тетрадь |
16 | | | 3.4 Наложение повязок | Урок - практикум | Знать методы наложения повязок: лейкопластырные, коллоидные, клеоловые, косыночные, пращевидные. | Учебник, тетрадь |
17 | | | 3.5 Наложение повязок | Урок - практикум | Знать правила бинтования повязок | Учебник, тетрадь |
18 | | | 3.6 Первая помощь при синдроме длительного сдавления | Комбинированный | Знать последствия длительного сдавления на организм, уметь правильно оказать 1 помощь. | Учебник, тетрадь |
19 | | | 3.7 Оказание первой медицинской помощи при ушибах, вывихах и переломах | Урок - практикум | Знать правила оказания первой помощи при переломах, вывихах, ушибах. | Учебник, тетрадь |
20 | | | 3.8 Первая помощь при травматическом шоке | Комбинированный | Знать причины и последствия травматического шока, уметь оказывать помощь. | Учебник, тетрадь |
21 | | | 3.9 Искусственная вентиляция легких и наружный массаж сердца | Урок - практикум | Знать технику проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца. | Учебник, тетрадь |
22 | | | 3.10 Общие правила транспортировки пострадавших. | Урок - практикум | Знать способы транспортировки пострадавшего | Учебник, тетрадь |
23 | | | 3.11 Контрольная работа по теме «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» | | | |
Глава 4. Стихийные бедствия и безопасность человека (1 ч.) | |
24 | | | 4.1 Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | Урок открытия нового знания | Знать, что относится к чрезвычайным ситуациям природного характера | Учебник, тетрадь |
Глава 5. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия (3 ч.) | |
25 | | | 5.1 Землетрясения. | Урок открытия нового знания | Знать причины землетрясения и его возможные последствия; знать правила безопасного поведения при землетрясении. | Учебник, тетрадь |
26 | | | 5.2 Вулканы, извержения вулканов. | Комбинированный | Иметь представление об извержении вулкана; знать правила безопасного поведения при извержении вулкана. | Учебник, тетрадь |
27 | | | 5.3 Обвалы и снежные лавины | Комбинированный | Знать об последствия при обвалах и снежных лавинах; меры безопасности при возникновении обвалов. | Учебник, тетрадь |
Глава 6. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия (3 ч.) | |
28 | | | 6.1 Ураганы, смерчи и бури. | Урок открытия нового знания | Знать причины возникновения и последствия ураганов, смерчей и бурь; знать меры безопасности при возникновении ураганов, смерчей и бурь | Учебник, тетрадь |
29 | | | 6.2 Грозы, молнии, град, засуха | Комбинированный | Знать угрозу и опасность атмосферных явлений; знать меры безопасности при возникновении гроз, молний и града.. | Учебник, тетрадь |
30 | | | 6.3 Контрольная работа (промежуточная аттестация) | Комбинированный | | |
Глава 7. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (3 ч.) | |
31 | | | 7.1 Наводнения. Виды наводнений и их причины | Урок открытия нового знания | Знать, как подготовиться к наводнению, как действовать во время/после наводнения. | Учебник, тетрадь |
32 | | | 7.2 Горные обвалы, оползни, селевые потоки. | Комбинированный | Иметь представление о горных обвалов, оползней, селевых потоков; знать правила безопасного поведения при этих видах чрезвычайной безопасности. | Учебник, тетрадь |
33 | | | 7.3 Цунами. | Комбинированный | Знать причины и характеристику и последствия цунами; Знать правила безопасного поведения при цунами. | Учебник, тетрадь |
Глава 8. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (1 ч.) |
34 | | | 8.1 Лесные, степные и торфяные пожары. | Урок открытия нового знания | Знать причины возникновения лесных, степных и торфяных пожаров; знать виды пожаров; знать меры безопасности при нахождении в лесу во время пожара. | Учебник, тетрадь |