В современном обществе, по статистическим данным, выявлено снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни. У многих детей отсутствуют навыки социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, элементарное неумение оказывать помощь себе и окружающим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Если хочешь быть здоров!»»
Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида п. Матвеева Кургана (ГКОУ РО школа-интернат VIII вида п. Матвеева Кургана)
по формированию культуры
здорового и безопасного образа жизни
«Если хочешь быть здоров!»
Разработчик: Фоменко Оксана Леонидовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе, по статистическим данным, выявлено снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни. У многих детей отсутствуют навыки социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, элементарное неумение оказывать помощь себе и окружающим. Это результат ослабление здоровья нации, которая ведет к гибели большого количества людей в экстремальных ситуациях.
Воспитание и обучение детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.Предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.Проблемы сохранения здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Нужно обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания,умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, будущее детей, поэтому перед педагогами, родителями и обществом стоит задача воспитания здорового поколения.
По медицинской статистики и научных наблюдений
выявляется резкое ухудшение в последние годы состояния здоровья у большинства детей школьного возраста и особенно обучающихся в новых видах образовательных учреждений. Этому способствует большой объемов учебной нагрузки и постоянного психоэмоционального дискомфорта на занятиях учителей, создающих невротизирующую среду обитания для обучающихся в школе.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
• Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их
остается не более 10-12%);
• Быстрый рост функциональных нарушений и хронических
заболеваний, которые регистрируются более чем у 50% обучающихся;
• Резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-
двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
• Увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов
(у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).
Эта Программа определяет основные направления деятельности ГКОУ школы-интерната № 8 на 2015-2018 учебный год по укреплению и оздоровлению всех участников образовательного процесса. Проблема
здоровья обучающихся обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников.Ведь охрана здоровья педагога является важным фактором укрепления здоровья ученика. Мыобязаны ответственно относится к своему здоровью, быть примером для воспитанников, вести здоровый образ жизни.
В данной программе уделяется особое внимание воспитания культуры здоровья в среднем и старшем школьном возрасте, необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста.
Важным компонентом в работе является просветительская работа с родителями (законными представителями) воспитанников, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке мероприятий с целью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.Разработка данной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится в школе-интернате на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Здоровьесберегающая технология – целостная система воспитательно-
оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий,
которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога,
ребёнка и родителей, ребёнка и врача.
При грамотном использование этих технологий можно достичь максимальных возможностей успехов.
Так же, на мой взгляд, нужно уделять большое внимание основам безопасности жизнедеятельности, куда входят: правила дорожного движения, предупреждение бытового травматизма, безопасность человека.
Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблемусохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся.
Нормативно-правовая база
Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан”, определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения;
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными;
Закон Российской Федерации «Об образовании от 29.12.2012 года № 273
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г.;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
Приказ Министерства образования российской федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования « О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» № 2712/227/166/19 от 16.07.2002 г.;
Участники:
обучающиеся
педагогическое сообщество
родители
Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса:
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Не один год воспитатели, учителя и учащиеся работают по программе “Здоровье детей с ограниченными возможностями”. При этом главным в рамках реализации программы является создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и учителей специальных (коррекционных) классов VIII вида.
Программа здоровьесбережения конкретизируется в виде годового плана работы на учебный год, в течение которого решаются следующие вопросы:
1. Четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния классов;
2. Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
3. Планомерная организация питания учащихся;
4. Активизация двигательной активности учащихся, лечебная физкультура, теневой театр;
5. Выезды на природу, экскурсии, поездки, Дни Здоровья.
Творчески подходя к решению оздоровительных задач, педагоги нашей школы применяют различные здоровьесберегающие технологии, в том числе элементы методики В.Ф.Базарного, адаптируя ее согласно статуса нашего учреждения.
Кабинет лечебной физкультуры оборудован современными тренажерами, занятия на которых способствуют коррекции и компенсации нарушений физического развития.
Работая не один год , я убедились, что теневой театр может все. Он учит, лечит и всесторонне развивает детей, развивает творческое мышление и воображение. Для этого педагоги школы используют элементы теневого театра. Занимаясь этой работой мы обнаружили, что сопровождение действия речью усиливает психотерапевтические эффекты
Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса:
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Воспитатели, учителя и учащиеся работают по программе “Здоровье детей с ограниченными возможностями”.При этом главным в рамках реализации программы является создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и учителей специальных (коррекционных) классов .
Программа здоровьесбережения конкретизируется в виде годового плана работы на учебный год, в течение которого решаются следующие вопросы:
1. Четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния классов;
2. Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
3. Планомерная организация питания учащихся;
4. Активизация двигательной активности учащихся, лечебная физкультура, теневой театр;
5. Выезды на природу, экскурсии, поездки, Дни Здоровья.
Творчески подходя к решению оздоровительных задач, педагоги нашей школы применяют различные здоровьесберегающие технологии, в том числе элементы методики В.Ф.Базарного, адаптируя ее согласно статуса нашего учреждения.
Кабинет лечебной физкультуры оборудован современными тренажерами, занятия на которых способствуют коррекции и компенсации нарушений физического развития.
Работая не один год , я убедились, что теневой театр может все. Он учит, лечит и всесторонне развивает детей, развивает творческое мышление и воображение. Для этого педагоги школы используют элементы теневого театра. Занимаясь этой работой, мы обнаружили, что сопровождение действия речью усиливает психотерапевтические эффекты
Активизация двигательной активности
Работа по активизации двигательной активности учащихся ведется в нескольких направлениях:
1. Большое значение в предупреждении утомления у обучающихся на занятиях принадлежит физкультминуткам,которые благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки.
2. Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторикиучащихся. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это стимулирует действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.
3. Занятия лечебной физкультуройявляются важнейшим компонентом лечения. Например, это касается таких заболеваний, как гипотрофия, рахит и пр., в этих случаях ЛФК нормализует и улучшает процессы обмена веществ, предотвращает деформацию опорно-двигательного аппарата, отставание в росте и развитии и т.д. Кроме того, регулярные занятия ЛФК препятствуют возникновению у детей многих распространенных заболеваний: сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки, искривления ног, расстройства желудочно-кишечного тракта, бронхиты и т.д. Важность ЛФК в детском возрасте также обусловлена тем, что длительное заболевание может привести не только к отставанию в росте и развитии, но и к функциональным нарушениям. Своевременно начатые занятия лечебной физкультурой помогут избежать всех этих проблем.способствует формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Урок как основа сохранения здоровья школьника
В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках c детьми, нуждающихся в коррекционной помощи, можно выделить несколько направлений:
1. Чередование различных видов учебной деятельности (устный опрос, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, выполнение письменных заданий).
2.Обстановка и гигиенические условия в классе (температура, свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски).
3.Физкультурные минутки - их место, содержание и продолжительность.
4. Психологический климат на уроке.
5. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, поговорок, афоризмов, музыкальных минуток.
6. Темп урока, особенности окончания урока.
Оптимизация домашнего задания
Отдельное внимание педагоги школы уделяют объему и сложности материала, задаваемого на дом. Основные его пункты разбираются на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить.
Срок реализации:4 года
Цель:
Формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.
Задачи:
- сформировать представление о позитивных и негативных факторах,мвлияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Направления деятельности:
Работа программы проводится по 5 направлениям:
Медицинское направление предполагает:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
проведение физкультминуток;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
планомерную организацию питания учащихся;
обязательное медицинское обследование.
Просветительское направление предполагает:
организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление предполагает:
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
предупреждение проблем развития ребенка;
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся ;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
Проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Просмотрев медицинские карты детей я выявила самые распространенные хронические заболевания – 13обучающихся имеют диагноз умственная отсталость, 1 обучающийся - нарушение осанки, 3 обучающегося - болезни ЦНС, у 1 воспитанника болезнь ЖКТ, , 1- болезни ЛОР- органов, 2 - плоскостопие, заболевания головного мозга - 1 человек, болезни мочеполовых органов-3 воспитанника.
Анализфизического и психологическогосамочувствияподрастающегопоколениявыявилвзаимосвязьмеждувозрастом исостояниемздоровьяобучающихся. Чемстаршевозрастшкольников, темчащеотдельныенедомоганияпсиховегетативного и невропатическогохарактера, тембольшедоляребят, имеющиххроническиезаболевания, темсильнеепроявляетсячувствонеуверенности в себе,ощущениеодиночества, беспокойства и психологическийдискомфорт.
Таким образом, укрепление и сохранение здоровья учащихся является особенно актуальным в настоящее время. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. Перед общеобразовательной школой и учреждением дополнительного образования стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей, активизации их мыслительной и двигательной деятельности и в целом по формированию культуры здорового образа жизни. Реализация основных направлений программы:
1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
6. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
7. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
8. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
11. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
12. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
13. Организация оздоровления детей при помощи фито чая и кислородных коктейлей.
Принципы реализации:
Сознательность и активность– чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Индивидуальная доступность– дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
Систематичность и последовательность– непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
Психологическая комфортность– получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительной тренировки.
Творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культуры– постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления средствами физической культуры.
Ожидаемые результаты:
Снижение показателей заболеваемости детей.
Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.
Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.
Повышение качества и уровня обучения школьников.
Повышение уровня воспитанности детей и подростков.
Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.
Критериями эффективности реализации Программы являются:
- положительная динамика состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в школе;
- сформированность у всех категорий педагогических работников единых ценностных подходов к сохранению и укреплению здоровья учащихся.
- сформированность ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья у детей и подростков, наличие навыков здорового образа жизни;
- удовлетворённость организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны учащихся и их родителей;
- организация в школе здоровьесберегающего целесообразного режима функционирования и организации образовательного процесса.
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку;
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма.
Система организации контроля за выполнением программы:
проведение заседаний методических объединений школы;
посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;
создание методической копилки опыта;
мониторинг состояния здоровья учащихся и
морально-психологического климата в классе ;
сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;
контроль за организацией учебного процесса, распределением
учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной
образовательной деятельностью учащихся в свете формирования
здорового образа жизни.
План мероприятий по реализации программы:
№
Мероприятия
Ответственные исполнители
1.
Медицинское направление
1.1.
Медико-педагогическая экспертиза:
- анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе;
- выявление учащихся специальной медицинской группы; - ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям.
Мед.работники
1.2.
Проведение диспансеризации учащимся школы.
Врач школы
1.3.
Проведение медицинского осмотра учащихся 8-11-х классов.
Мед.работники
1.4.
Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья.
Врач школы
1.5.
Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся.
Врач школы, медсестра
1.6.
Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.
Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.
Классные руководители,
Воспитатели.
1.9.
Контроль за качеством питания и питьевым режимом.
Мед.работники
1.10.
Осмотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
проветривание;
освещение;
отопление
вентиляция
уборка
Зам. директора по АХР, воспитатели.
1.11.
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)
Заместитель директора по УВР
1.12.
Постоянный контроль за школьной столовой.
Зам. директора по УВР, медсестра, ответственный за организацию горячего питания
2.
Просветительское направление
2.1.
Организация просветительской работы с родителями (лекторий).
Заместитель директора по ВР, воспитатель
2.2.
Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни.
Заместитель директора по ВР
2.3.
Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей.
Администрация школы
2.4.
Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
Администрация школы
2.5.
Подготовка и проведение педагогического совета по вопросу «Формирование здорового образа жизни»
Заместители директора
2.6.
Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др. виды работ).
заместитель директора по ВР, классные руководители,воспитатели.
2.7.
Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.
заместитель директора по ВР
2.8.
Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры, обществознания.
учителя-предметники
3.
Психолого-педагогическое направление
3.1.
3.
Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
администрация школы
3.2.
Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам:
- определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей;
- изучение умственного развития учащихся с целью возможности продолжения обучения в профильных классах;
- изучение психологических возможностей и готовности детей к школе;
- выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения;
- разработка и внедрение системы медико-физиологического контроля за адаптацией учащихся к различным формам обучения
врач школы, классные руководители, психолог,воспитатели.
3.3.
Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Зам. директора по УВР, социальный педагог, психолог школы
3.4.
Конференция по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения»
заместитель директора
3.5.
Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.
учителя-предметники
4.
Спортивно-оздоровительное направление
4.1.
Организацию спортивных мероприятий. Проведение Дней здоровья.
учителя физической культуры, администрация,воспитатели.
4.2.
Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.
заместитель директора по ВР
4.3.
Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
заместитель директора по ВР
5.
Диагностическое направление
5.1.
Мониторинг состояния здоровья детей.
Мед.работники, зам. директора по УВР
5.2.
Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития».
психолог
Перечень основных мероприятий по реализации
программы по здоровьесбережению на 2015-2018 годы
8 класс
Цель:
первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Категория слушателей:обучающиеся 8 класса
Срок обучения: 1 года
Режим занятий:1 час в неделю(33 часа)
№
Мероприятие, форма
Цель
Срок
Ответственный
Воспитательные часы по программе здоровьесбережения
1.
Режим дня – основа жизни человека (беседа – игра)
Пробудить заботу о здоровье, осознать важность режима дня
Сентябрь
Воспитатель
2.
Скуку простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье (практикум)
Обучить навыкам выполнения правильного пробуждения, выполнения гимнастики, массажа, правильного питания
Октябрь
Воспитатель
3.
Хорошие зубы – залог здоровья.
Формировать гигиенические навыки
Ноябрь
Воспитатель
4.
Если хочешь быть здоров (классный час)
Гигиена тела, одежды и обуви
Расширить знания личной гигиены,
чистоты, аккуратности
Декабрь
декабрь
Воспитатель
Воспитатель
5.
Если хочешь быть здоров.
Зимушка – зима (час развлечений на прогулке)
Профилактика зимнего травматизма.
Формировать навыки игры на улице
Январь
Январь
Воспитатель
Воспитатель
6.
Зимние затеи (спортивный праздник)
Формировать подвижно-игровые навыки
Февраль
Воспитатель,
родители
7.
Мойдодыр (беседа)
Вредные привычки. Апрель
Вызвать интерес к вопросам здоровья, ответственность за состояние своего организма
Март
Воспитатель
8.
Самые полезные продукты.
Плох обед, если хлеба нет.
(беседа)
Формировать представление об основных питательных веществах и продуктах, их содержащих
Апрель
Воспитатель
9.
Профилактика летнего травматизма.
Растем здоровыми (музыкально – спортивный час)
Закаливание и физическое воспитание
Формировать навыки игровой деятельности
Май
Воспитатель
Используется учебно-методический комплект I части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 5-8 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Разговор о правильном питании»,М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г.
9 класс
Цель:культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
Категория слушателей:обучающиеся 9 классов
Срок обучения: 1 год
Режим занятий:1 час в неделю (34часа)
№
Мероприятие, форма
Цель
Срок
Ответственный
Воспитательные часы по программе здоровьесбережения
1.
Здоровье школьника
Осенний калейдоскоп (беседа о здоровой и полезной пище)
Как утолить жажду.
Пробудить заботу о здоровье, осознать важность правильного питания
Сентябрь
Воспитатель
2.
Как сохранить зрение (беседа)
Работа по созданию проекта
Познакомить с причинами глазных болезней и их профилактикой, разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний
Исследовательская работа в области здоровьесбережения
Октябрь
Воспитатель
3.
Детские забавы (спортивно – развлекательный час)
Развивать спортивные способности у детей
Ноябрь
Воспитатель
4.
На вкус и цвет товарищей нет.
Семь С (спортивные состязания)
Профилактика зимнего травматизма
Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и т.д.
Декабрь
Воспитатель
5.
Что надо есть, если хочешь стать сильнее
Растения и человек (интегрированный классный час)
Познакомить с понятием «кожа» и ее функциями, с правилами ухода за кожей с помощью лечебных растений
Январь
Воспитатель
6.
Кулинарное путешествие по Простоквашино (инсценировка сказки)
Рассказать о пользе каши для здоровья, познакомить с традициями блюд русской кухни
Февраль
Воспитатель
7.
Поешь рыбки – будут ноги прытки (игра-конкурс)
Формировать представления о полезных свойствах рыбных блюд
Март
Воспитатель
8.
Представление проект
Где найти витамины весной?
Кулинарные традиции моей семьи (разработка проектов)
Исследовательская работа в области здоровьесбережения
Формировать навыки сбора данных и оформления проектов
Апрель
Апрель-май
Воспитатель
Используется учебно-методический комплект I части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 5-8 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Разговор о правильном питании»,М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г.
10 класс
Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.
Воспитательные часы по программе здоровьесбережения
1.
Основы здорового образа жизни
Из чего состоит наша пища.
Цена ломтика (беседа)
Расширить знания о пользе, ценности полезной пищи, хлеба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу
Сентябрь
Воспитатель
2.
Правила поведения в столовой (занятие – практикум)
Работа по созданию проекта
Добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой, проработать правила хорошего тона за столом
Исследовательская работа в области здоровьесбережения
Октябрь
Воспитатель
3.
Что нужно есть в разное время года
Это удивительное молоко (занятие-исследование)
Расширить знания пользе продуктов, о пользе молока в разное время года
Ноябрь
Воспитатель
4.
Как правильно питаться, если занимаешься спортом
Необычное путешествие в Страну чипсов и сухариков (игра)
Правильное питание во время занятия спортом
Расширить знания о вреде данных продуктов
Декабрь
Воспитатель
5.
Где и как готовят пищу(театрализованный классный час)
Расширить знания о кухнях мира
Январь
Воспитатель
6.
Что надо есть, если хочешь стать сильнее (беседа)
Формировать представление о связи рациона питания и здорового образа жизни
Февраль
Воспитатель
7.
Где найти витамины весной (игра-путешествие по станциям)
Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека
Март
Воспитатель
8.
Вредные привычкиПредставление проекта
Закрепить полученные знания о ЗОЖ
Исследовательская работа в области здоровьесбережения
Апрель
Воспитатель
9.
Как правильно накрыть на стол (круглый стол)
Формировать представление о сортировке стола
Май
Воспитатель
Используется учебно-методический комплект I части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 5-8 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Две недели в лагере здоровья». М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г.
11 класс
Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Категория слушателей:обучающиеся 11 классов
Срок обучения: 1 год
Режим занятий:1 час в неделю
№
Мероприятие, форма
Цель
Срок
Ответственный
Воспитательные часы
1.
Естественно-научные основы здорового образа жизни
Учись быть здоровым (игра)
Способствовать осознанию необходимости бережного отношения к своему организму
Сентябрь
Воспитатель
2.
Здоровяк предупреждает (игра – КВН)
Работа по созданию проекта
Формировать у учащихся представления о том, что здоровье – главная ценность в жизни
Исследовательская работа в области здоровьесбережения
Октябрь
Воспитатель
3.
Какую пищу можно найти в лесу.
Кулинарные обычаи (игра – путешествие)
Закрепить знания о пище в форс-мажорных условиях
Ноябрь
Воспитатель
4.
Что и как можно приготовить из рыбы.
Дары моря.(кулинарный практикум)
Воспитывать культуру питания
Декабрь
Воспитатель
5.
Спортивно – массовое мероприятие «Физкультура и спорт в жизни человека»
«Нет болезням!»
Формировать стремление к здоровому образу жизни
Профилактика инфекционных заболеваний
Январь
Воспитатель
6.
Что такое «Колосок» (занятие – беседа)
Закрепить знания учащихся о значимости хлеба в рационе питания, прививать бережное отношение к хлебу
Февраль
Воспитатель
7.
«Кулинарное путешествие» по России.
Как правильно вести себя за столом
Познакомить детей о Русской народной кухни
Воспитывать этикет и культуру питания
Март
Воспитатель
8.
Кафе «Здоровье» (разработка проектов)
Исследовательская работа в области здоровьесбережения Формировать у детей привычку правильно питаться
Используется учебно-методический комплект II части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 5-8 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Две недели в лагере здоровья». М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г.
Родительские собрания по программе здоровьесбережения в начальной школе
Класс
Название
Форма, содержание
8 класс
Встреча взрослого и ребенка
Круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода
9 класс
Трудности обучения
Ослабленные дети, нервные дети, заикание у детей, леворукий ребенок, дети с временной задержкой психического развития
контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2. Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение
дополнительных уроков физической культуры;
динамические паузы;
индивидуальные занятия;
организация спортивных перемен;
дни здоровья;
физкультминутка для учащихся;
3. Урочная и внеурочная работа:
открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-
оздоровительной направленности;
спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая
атлетика, туризм.
Перечень методов диагностики
Беседа с ребенком (опросник)
Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склонности и интересы
С кем ты живешь?
Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше или младше тебя? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Где они живут?
Какие игрушки есть у тебя дома, где они лежат?
С кем ты ходишь гулять, с кем играешь? Кто покупает тебе игрушки, книги, гостинцы?
Как ты ведешь себя дома – хорошо или плохо? Когда ты плохо себя ведешь, что ты делаешь?
Что тебе не разрешает дома делать папа? Если ты плохо что-то делаешь, что тебе говорит папа или как тебя наказывает? А мама?
Кого ты дома больше всех слушаешься, а с кем чаще капризничаешь?
Кому ты больше всех жалуешься, если тебя обидят?
Кому больше всех рассказываешь о своих делах?
Помогаешь ли ты дома маме, папе, младшему брату или сестре и т.д. Чем ты помогаешь?
Есть ли у тебя дома цветы? Кто их поливает?
Есть ли у вас дома какие-нибудь животные? Кто за ними ухаживает?
Ходишь ли ты в кино, театр, зоопарк, музеи? Как часто и с кем?
Есть ли у вас дома компьютер, телевизор? Какие ты смотришь передачи? В какие игры играешь?
Какие у тебя дома любимые игрушки и книжки?
Чем ты любишь заниматься дома: рисовать, петь, танцевать, строить, лепить, рассказывать истории, придумывать интересные игры?
Есть ли у тебя друзья во дворе? Как давно ты с ними дружишь? Почему ты с ними дружишь? Что вы вместе делаете?
Тесты для обследования детей 11-18 лет (индивидуальная психодиагностика)
повод для обращения
тестовые методики
Плохо учится. Проблемы в учебе.
ШТУР Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет) ПТО (отношение к учебным предметам, отношение к учителям) Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)
Проблемы поведения дома. Проблемы в отношениях с родителями.
ПТО (отношение к значимым людям) Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY) Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)
Проблемы поведения в школе. Проблемы в отношениях с учителями.
Цветовая проективная социометрия Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет) ПТО (отношение к учителям, к учебным предметам) Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)
Проблемы в отношениях со сверстниками.
Цветовая проективная социометрия Проективный тест школьной тревожности Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)
Вопросы для тестовой беседы при оценке
готовности ребенка к школе
Выделяют три аспекта готовности к школе: анатомо-физиологический, психологический и социальный. Для оценки готовности используются следующие критерии
Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа).
Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по методу Керна – Йирасека.
Уровень умственной работоспоcобности по корректурным пробам (тест корректурной пробы).
Вопросы для тестовой беседы.
Назови свою фамилию, имя, отчество
Назови ФИО мамы, папы
Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?
У тебя есть сестра, брат? Кто старше?
Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Через два?
Сейчас день или утро?
Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?
Где ты живешь? Назови свой домашний адрес
Кем работает твой отец, мать?
Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)
Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
Когда можно кататься на коньках - зимой ил летом?
Почему снег бывает зимой, а не летом?
Что делает почтальон, врач, учитель?
Звонок и парта в школе нужны зачем?
Ты сам(а)хочешь пойти в школу?
Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны, уши?
Каких животных ты знаешь?
Каких ты знаешь птиц?
Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: У собаки или у петуха?
Что больше: 8 или 5? 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.
Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
1. За правильный ответ на все подвопросы одного вопроса ребенок получает один балл (за исключением контрольных)
2. Ребенок может получить по 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу. "Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха." Неверными считаются ответы:" Мама Таня. Папа работает на работе."
4. К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются так: 5 - сколько лет - 1 балл, года с учетом месяцев - 3 балла. 8 - полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный 1 балл. 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл. 22 - за правильный ответ - 2 балла.
5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в п.15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на п.16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе( общая сумма баллов д.быть не менее 4 )
Оценка результатов беседы:
24-29: ребенок считается школьно-зрелым
20-24: средняя зрелось
15-20: низкий уровень психосоциального развития
Ориентировочный тест зрелости Я. Йирасикаявляется модификацией теста А.Керна. Он состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Я. Йирасикввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов.)
Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни
Вопрос
Ответ
Балл
Суммарный балл
Интерпретация
Знание правил пользования средствами гигиены
1
Мыло
Зубная щетка
Мочалка
Зубная паста
Шампунь
Тапочки
Полотенце для тела
0
2
2
0
0
2
2
6-8 баллов – достаточная осведомленность;
4 балла – недостаточная осведомленность;
0-2 балла – незнание правил пользования средствами гигиены
Осведомленность о правилах организации режима питания
2
Первое расписание
Второе расписание
4
0
4 балла – ребенок осведомлен о правилах организации режима питания;
0 баллов – не осведомлен
Осведомленность о правилах гигиены
3
По вечерам
Утром и вечером
По утрам
0
4
0
16-18 баллов – высокий уровень осведомленности;
12-14 баллов – удовлетворительный уровень;
0-10 баллов – недостаточный уровень
4
Перед чтением книги
Перед посещением туалета
После посещения туалета
Когда заправил постель
Перед едой
Перед прогулкой
После игры в баскетбол
После игры с кошкой
0
2
2
0
2
0
2
2
5
Каждый день
Два-три раза в неделю
Один раз в неделю
4
2
0
Осведомленность о правилах оказания первой помощи
6
Положить палец в рот
Подставить палец под кран с холодной водой
Помазать ранку йодом
Помазать вокруг ранки
0
0
4
6
4-6 баллов – ребенок осведомлен о правилах оказания первой помощи;
0 баллов – не осведомлен
Личностная ценность здоровья
7
Иметь много денег
Много знать и уметь
быть здоровым
Быть самостоятельным
Иметь интересных друзей
Быть красивым и привлекательным
Иметь любимую работу
Жить в счастливой семье
0
1
2
2
0
0
1
2
6-7 баллов – высокая личностная значимость здоровья;
4-5 баллов – недостаточная;
1-3 балла – низкая
Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья
8
Регулярные занятия спортом
Хороший отдых
Знания о здоровье
Хорошая экология
Хороший врач
Средства для питания
Выполнение правил ЗОЖ
2
0
2
0
0
0
2
6 баллов – понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;
4 балла – недостаточное понимание;
0-2 балла – отсутствие понимания
Соответствие распорядка дня учащегося требованиям здорового образа жизни
9
Утренняя зарядка, пробежка
Завтрак
Обед
Ужин
Прогулка на свежем воздухе
Сон не менее 8 часов
Занятия спортом
Душ, ванна
За каждый ответ «1» - 2 балла;
«2» - 1 балл;
«3» - 0 баллов
14-16 баллов – полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ;
9-13 баллов – неполное соответствие;
0-8 баллов – несоответствие
Оценка учащимися личностной значимости мероприятий, проводимых в школе для формирования здорового образа жизни
10
Уроки, обучающие здоровью
Классные часы о здоровье
Показ фильмов
Спортивные соревнования
Викторины, конкурсы, игры
Праздники
За каждый ответ «1» - 2 балла;
«2» - 1 балл;
«3» - 0 баллов
10-12 баллов – высокая значимость мероприятий, проводимых в школе;
6-9 баллов – недостаточная значимость;
0-5 баллов - низкая значимость
65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни.
46-64 балла: средний уровень знаний.
21-45 баллов: низкий уровень знаний.
Вариант №2
1. Как перейти проезжую часть дороги, если рядом нет пешеходного перехода?
1. Пропустить транспорт, движущийся слева, дойти до середины; затем закончить переход, при отсутствии транспорта справа.
2. Оценить расстояние до приближающегося транспорта, видимости и состояния проезжей части;
3. Переходить можно только при отсутствии транспорта или достаточного удаления его от места перехода.
2. Расставь знаки по своим местам.
3. Выбери один из знаков, который подходит к картинке.
4. Можно ли переходить дорогу?
1. Можно;
2. Нельзя.
5. Можно ли переходить дорогу?
1. Можно, убедившись, что транспортное средство уступает дорогу (остановилось);
2. Нельзя.
6. Сколько человек может ехать на велосипеде?
1. Один;
2. Два;
3. Сколько поместится;
4. Один или два при наличии специального детского сиденья.
7. Кто из велосипедистов не нарушает посадки?
8. Как правильно обходить автобус?
1. Машины, автобусы или троллейбусы нужно обходить сзади;
2. Подождать, когда транспорт отъедет от остановки, тогда дорога будет хорошо видна в обе стороны, после этого переходить дорогу.
9. О чем информирует этот знак?
1. Обозначает место для детских игр
2. Разрешает пешеходам ходить по проезжей части, жилая зона
3. Указывает место для стоянки машин.
10. Как называется этот знак?
1. Железнодорожный переезд со шлагбаумом.
2. Железнодорожный переезд без шлагбаума.
3. Пешеходный переход.
11. Что обозначает данный знак?
1. Движение запрещено;
2. Въезд запрещён, движение только для пешеходов;
3. Велосипедная дорожка.
12. Какой знак запрещает движение для пешеходов?
1 2 3
13. Какой из знаков устанавливается непосредственно у пешеходного перехода?
1 2 3 4
14. Разрешается ли пешеходу пересекать проезжую часть в данном случае?
1) Запрещается, так как пешеходный переход находиться в другом месте.
2) Разрешается, так как знак не запрещает детям переходить здесь улицу.
3) Разрешается только под прямым углом, когда дорога хорошо просматривается, обе стороны и в зоне видимости нет пешеходных переходов или перекрестка.
15. Какой из знаков разрешает пешеходный переход проезжей части именно в том месте, где он установлен?
1 2 3 4
16. Какой знак называется «Пешеходная дорожка»?
1 2 3 4
17. Какая из указанных табличек показывает зону действия данного знака?
18. Какой из знаков является предупреждающим?
1 2 3 4
19. Какой из знаков должен стоять на месте знака вопроса на картинке?
20. Как называется этот знак?
1. Пешеходный переход.
2. Пешеходная дорожка.
3. Движение пешеходов запрещено.
Литература:
• ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,
Москва, 2009.
• ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. –
«Просвещение», Москва. 2009.
• Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.
• DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
• DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
• «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
• «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
• «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.
• «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
Айрапетов С. Г. Здоровье, эмоции, красота. 3-е изд., испр. и доп. М.: Молодая гвардия, 1977. 96с.
Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1979. 191с.
Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп. М.: Медицина, 1982. 176с.
Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонением в развитии. М.: Педагогика, 1973, 175с.
Воронкова В. В. Готовность старших умственно-отсталых дошкольников к обучению грамоте//Дефектология. 1995, №1, с. 66-71.
Дмитриев А. А., Веневцев С. И. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ 8-го вида//Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. с. 30 - 44.
Дмитриев А. А., Жуковин И. Ю. Некоторые концептуальные положения валеологической работы во вспомогательной школе//Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. 1999. с. 190 - 193.
Дмитриев А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск, 1987. 151с.
Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. М.: Советский спорт, 1991. 32с.
Дульнев Г. М. Учебно - воспитательная работа во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1981. 165с.
Науменко Ю.В. «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Глобус», 2009. (Управление школой).
Л.Б. Дыхан «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Библиотека учителя).
Т.И. Агишева «Здоровье современных подростков и здоровьесберегающие технологии в школе».
Федеральный закон № 3266-1 от 10.06.92 “Об образовании” (в ред. ФЗ от 13.01.96 №12- ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ) статья 51
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования]
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993; [Режим доступа: http://base.garant.ru/12183577/
СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ» [Режим доступа:http://base.garant.ru/12183577/]
СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования» [Режим доступа: http://base.garant.ru/12183577/]
Литература (печатная):
Евланова В. «Спасём детей, спасём Россию», Медицинская газета №12 от 17.02.2006г, с. 4.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, М. «Владос» 1996г.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 150 с. – (Семейная библиотека).
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2008. –272 с.
ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г №181-ФЗ.
Н.В. Васильева « Как вырастить ребёнка здоровым и ловким»,Издательство Москва Айрис пресс 2003 г.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.– 285 с.
Литература (электронная):
Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие.[Режим доступа: http://dobryankaschool4.edusite.ru/dokument/dokument_baza/uchebno-metodich/metodich_kaleydoskop/sovremennie_tehnologii_uroka.pdf]
«Тематические педсоветы» серии «Здоровьесберегающие технологии учебного процесса», издательство «Учитель» . [Режим доступа: http://www.knigonosha.net/nauka/obrazovanie/58735-zdorovesberegayushhie-texnologii-uchebnogo.html]
Интернет-ресурсы:
Психология здоровья(учебно-методический портал для студентов и преподавателей) . [Режим доступа: http://psyhealth.jimdo.com/ ]