ЦЕЛЬ: Уточнить и углубить знания учащихся о здоровье и факторах на него влияющих.
ЗАДАЧИ: 1.Дать понятие о здоровье и компонентах его составляющих.
2.Расширить знания учащихся о способах поддерживания здоровья
3.Развивать связную речь, память, пополнять и активизировать
словарный запас учеников.
4.Демонстрировать способы закаливания и оздоровления организма, пропагандировать здоровый образ жизни.
ОБОРУДОВАНИЕ: Презентация, индивидуальные сообщения учащихся, салфетки, продукты: лимон, апельсин, орехи, сливочное масло, рыба, дрожжи, шиповник, фасоль, яйцо, морковь, атрибуты сказки «Репка».
ХОД УРОКА.
1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.
Учитель: Ребята, сегодня мы проведем эрудит- час. Эрудитом называют человека, имеющего глубокие познания в какой- либо области. Сегодня вы будете эрудитами, а тема, над которой будем работать, называется
« ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ.» слайд № 1
ДЕВИЗ УРОКА:
На уроке не болтать,
Время даром не терять,
Надо многому учиться,
Это в жизни пригодиться.
УЧИТЕЛЬ: слайд 2
-Что же такое здоровье? Как вы понимаете смысл этого слова? слайд №3
Выберите слова для характеристики здорового человека.
Здоровье- это правильная, нормальная деятельность организма.
Одно из главных компонентов здоровья- СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ
Давайте поиграем. Дедуктивная игра «Режим дня» слайд № 4
Ребята, назовите какие режимные моменты вы видите? В какое время вы выполняете?
А теперь послушайте как правильно нужно выполнять режим дня.
Это правильное чередование во времени сна, питания, игр, прогулок, занятий. Школьники должны вставать в 7 часов, следующие 50 минут уходят на утреннюю гимнастику, обтирание, умывание, туалет, завтрак. Затем дорога в школу, уроки. После уроков обед, отдых, прогулка, игры на воздухе. В 5 часов вечера ученик должен приступить к выполнению уроков, домашних заданий. Откладывать это никак нельзя, т.к. работоспособность к вечеру падает. Оставшееся время можно посвятить помощи по дому, любимым занятиям. Ужин не позднее 1 часа до сна, желательна прогулка перед сном.
. Еще одним элементом здоровья является соблюдение ГИГИЕНЫ.
Что такое гигиена? слайд №5
Рассказ учителя.
У древних греков был бог врачевания Асклепий ( по- римски- Эскулап). Было у него две дочери- Панакея (ПАНАЦЕЯ) и Гигия (ГИГИЕНА). Обе владели даром целительства, но между собой постоянно спорили. Панацея считала себя всемогущей, всеисцеляющей и гордо заявляла, что может подарить одно лекарство от всех болезней сразу. А Гигиена удерживала сестру и говорила, что на все случаи жизни одного единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает законов жизни. Мы должны научить его этим законам. Панацея не хотела слушать сестру. Так и разошлись дочери Эскулапа: Панацея- лечит людей различными порошками, микстурами, таблетками и до сих пор ищет одно- единственное средство от всех болезней сразу. А Гигиена- просвещает людей, проповедует среди них ЗАКОНЫ ЖИЗНИ. Она верит, что, овладев ими, люди со временем станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь на земле- прекрасной. Так родилась наука «ГИГИЕНА».
-Как вы следите за гигиеной тела, волос, рук, зубов? Что делаете для этого? Чтобы соблюдать гигиену, нам необходимы различные средства.
Загадки о средствах гигиены.
1.Ускользнуло, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне (мыло)
2.Костяная спинка,
Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит
Нам усердно служит (зубная щетка)
3.Щетинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка чистенькою стала (губка)
4.Зубов у ней не сосчитать-
Десятка два иль даже пять,
Но вовсе не кусается,
Пригладить всех старается (расческа)
Учитель: Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?
НУЖНО ЗАКАЛЯТЬСЯ слайд №6
Крепким стать нельзя мгновенно,
Надо закаляться постепенно.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Кто так не делает- болеет.
Еще полезно вам всем знать,
Что летом нужно загорать.
Солнце лучами кожу ласкает,
Кожа от солнца у вас загорает,
И под влиянием солнца лучей
Д- витамин образуется в ней.
Одним из наиболее эффективных способов укрепления здоровья является ЗАКАЛИВАНИЕ.
Индивидуальное сообщение учащегося.
С ранних лет надо закаливать свой организм. Прогулки на свежем воздухе укрепляют здоровье, приспосабливают организм к изменениям температуры, тогда меньше болеют простудой. Есть специальные закаливающие процедуры: воздушные, солнечные ванны, обливание, обтирание. Закаливание должно быть постепенным: температура воды постепенно снижается, продолжительность увеличивается. Обтирание проводится утром смоченной в воде рукавичкой, в воду можно добавить соль. Мытье ног перед сном- тоже закаливающая процедура. Затем надо тщательно растереться сухим полотенцем. Летом хорошо купаться в реке. Одеваться надо по сезону, не перегружать теплой одеждой.
Физминутка:
Учитель: Для закаливания дыхательных путей проведем специальную гимнастику. Вот ее элементы. Встаньте свободно, опустите руки. Глубоко вдохните через нос, поднять плечи, втянуть живот. Опустить голову вниз, выдох через рот(5-6 раз) Много важных точек находится на кистях рук. Для снятия утомляемости и самомассажа рекомендуются такие упражнения:
1)Резко сожмите каждую руку в кулак, разожмите.
2)Вращательные движения кистями рук внутрь и наружу.
3)Сложите пальцы рук в замок, крепко сжимайте и разжимайте их.
4)Круговые движения большими пальцами рук в обоих направлениях.
Еще один фактор, влияющий на здоровье- это ОТКАЗ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК. Какие привычки называются вредными?
Ответы учащихся.
Послушайте сообщения учащихся:
Первое знакомство с сигаретой чаще всего происходит в школьные годы. При этом ребята думают, что совершают взрослый поступок. Однако, выкуривая в день 10-15 сигарет, они постепенно разрушают свое здоровье. Особенно плохо курение сказывается на растущем детском организме. Такие ребята хуже развиты физически, отстают в мышечной силе, не могут бегать и прыгать наравне со своими сверстниками. У них ухудшается память, часты болезни желудка, горла, особенно легких. Например, рак легких у курящих встречается в 10 раз чаще, чем у некурящих, общая смертность в 2 раза выше.
Алкоголь наносит еще больший вред организму, т.к. разрушает и нравственный облик. У больных алкоголизмом поражается печень, сердце, быстро стареет тело. Такой человек становится плохим отцом или матерью, плохим работником, совершает преступления.
Еще одна пагубная вредная привычка это наркомания. Чаще всего подросток становится жертвой из-за любопытства. Многие школьники начинают употреблять наркотики не потому, что это нужно для настроения, а потому, что есть мода на них. А освободиться от наркотической зависимости очень тяжело. Какой мы с вами сделаем вывод относительно вредных привычек?
Ответы учащихся.
Работа над пословицами. слайд № 7
1.Хмель шумит- ум молчит.
2.Болезнь человека не красит.
3.Здоровье дороже денег.
4.В здоровом теле здоровый дух.
Очень важно для здоровья соблюдать РЕЖИМ ПИТАНИЯ.
Органы пищеварения нуждаются в смене состояния покоя и работы, поэтому пища должна поступать регулярно, в одно и то же время. Завтрак содержит 25% рациона, обед 40%, полдник 15%, ужин20%. Пища покрывает расходуемую энергию и обеспечивает рост и развитие всех органов и систем организма. В пище должны содержаться белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. Белки содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, муке, крупах, овощах. Это основной материал построения тканей. Углеводы- в сахаре, хлебе, картофеле. Фрукты обеспечивают организм энергией. Кроме того, растущий организм ребенка нуждается в минеральных веществах. Кальций имеется в твороге, фасоли, горохе, кураге, урюке, капусте, овсе, сыре, молоке, он укрепляет кости. Обязательны в питании витамины, они способствуют обмену веществ, повышают устойчивость организма к болезням. Правильный режим питания укрепляют нервную систему, повышает аппетит.
На столах лежат продукты содержащие витамины.
Учитель рассказывает о витаминах. слайд № 8.
На столах лежат продукты, содержащие витамины А, В, Д,
Витамин А- способствует росту, помогает сохранить здоровую кожу, зрение (рыбий жир, сливочное масло, морковь, абрикос, яичный желток)
Витамин В- участвует в обмене веществ, кроветворении (бобовые, дрожжи, орехи, печень, картофель, капуста)
Витамин Д- укрепляет иммунитет, нервную систему, стенку кровеносных сосудов (шиповник, черная смородина, лимон, апельсин, петрушка)
Задание для учащихся. слайд № 9.
Выберите те продукты, которые полезны вашему организму. Докажите.
рыба «пепси»
кефир чипсы
«геркулес» жевательная резинка
жирное мясо подсолнечное масло
торты морковь
шоколадные лук
конфеты
А вот о пользе ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА лучше всего нам расскажет сказка Ю. Кушак «Репка»
Закрепление Работа по таблице слайд №10
Сделать вывод: Если хочешь быть здоров, то...
Учитель раздает учащимся памятки «Если хочешь быть здоров»
Заключительные слова слайд № 11
Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,
Но добиться результата невозможно без труда
Постарайтесь не лениться- каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам
И, конечно, закаляйтесь- это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите по возможности всегда
На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить
Выполняйте все советы, и легко вам будет жить
Домашнее задание: стр 118-120 прочитать, ответить на вопросы