Каждый из нас понимает, насколько важна задача формирования культуры здоровья у детей и подростков. Ведь от того, научатся сегодняшние мальчики и девочки ответственно относиться к своему здоровью, будут ли рассматривать его как ценный ресурс, который в дальнейшем позволит им реализовывать свои цели, совершенствоваться самим и совершенствовать мир вокруг себя, во многом зависит будущее нашего общества.
В рабочую программу по основам безопасности жизнедеятельности включены часы «Основы здорового образа жизни» - Культура питания. Здоровое питание. Они представляют: понятие «Здоровое питание и влияние питания на здоровье», с целью использования приобретенных знаний в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровое питание. »
Работаем по новым стандартам.
Внеурочная деятельность
Формирование культуры здоровья 10-11 классы.
Здоровое питание.
Учитель ОБЖ МБОУ «СОШ № 52 г.Владивостока»
Разумная Марина Павловна
Пояснительная записка.
Каждый из нас понимает, насколько важна задача формирования культуры здоровья у детей и подростков. Ведь от того, научатся сегодняшние мальчики и девочки ответственно относиться к своему здоровью, будут ли рассматривать его как ценный ресурс, который в дальнейшем позволит им реализовывать свои цели, совершенствоваться самим и совершенствовать мир вокруг себя, во многом зависит будущее нашего общества. Решение этой воспитательной работы задачи – одно из важных направлений в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Однако для того, чтобы решить задачу воспитания культуры здорового образа жизни, недостаточно просто обозначить актуальность и значимость такой задачи.
Необходима большая серьёзная работа, связанная с разработкой методологии и методики направления форм и моделей воспитания, способов их интеграции в повседневную жизнь образовательного учреждения, определением критериев эффективности работы. Нужно определить самое главное: какая концепция здоровья будет положена в основу воспитания? Какое понимание здоровья мы будем формировать у подростков? Здоровье как состояние, когда «ничего не болит», или здоровье как условие, для того чтобы стать счастливыми и сделать счастливыми других? Здоровье как цель или здоровье, как ресурс для достижения своих целей?
В работе использованы материалы :
1.Основы безопасности жизнедеятельности:10 класс учеб.для общеобразовательных учреждений М.П.Фролов, под редакцией Ю.Л.Воробьева -М.АСТ : Астрель 2010.
2.Раздаточные материалы.
Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья.10-11 классы-Просвещение 2014 г.
3.Тематическое планирование «Основы безопасности жизнедеятельности по учебникам под редакцией Ю.Л.Воробьева . Автор-составитель Т.А.Мелихова
В рабочую программу по основам безопасности жизнедеятельности включены часы «Основы здорового образа жизни» - Культура питания. Здоровое питание. Они представляют: понятие «Здоровое питание и влияние питания на здоровье», с целью использования приобретенных знаний в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.
Для меня было большим открытием пособие А.Г.Макеевой Формирование культуры здоровья.
Даная работа очень заинтересовала учащихся 8-10 классов нашей школы. Учащиеся активно работали над модулем. Результатом работы стали творческие работы учащихся 8-10 классов.
Модуль «Питание»
Игровой проект « Шведский стол»
Задачи:
-развитие представления об основных правилах рационального питания;
-расширение знаний об основных принципах составления ежедневного меню;
-формирование умения оценивать собственный рацион питания с точки зрения его полезности для организма.
Форма реализации: внеклассное мероприятие.
Необходимо подготовить: подносы для каждого учащегося; карточки с надписью «завтрак», «обед», «ужин» по числу учащихся в классе; таблички с названиями блюд; справочные таблицы по содержанию калорий в различных продуктах и блюдах.
Основные этапы реализации
1.Игра «Собираем поднос»
Педагог предлагает учащимся представить ,что они оказались в кафе, где каждый из посетителей может самостоятельно, проходя мимо стойки с едой, составить свою комбинацию блюд.
Каждый из учащихся получает карточку, на которой написано «завтрак», «обед» или «ужин».
Затем учащиеся должны «наполнить» свои подносы, собрав на них те блюда, которые они хотели бы съесть во время того приёма пищи, который обозначен у них на карточке.
Роль стойки выполняют несколько составленных вместе столов (парт). В качестве блюд используют таблички с названиями (см. приложение№ 1). Каждое из блюд должно быть в нескольких экземпляров(4-5).
После того как подносы собраны, учитель предлагает учащимся объединиться в несколько групп в зависимости от того, какой прием пищи им достался. В группе 3-4 человека. Таким образом, в классе оказывается несколько групп с завтраками, обедами, ужинами.
2.Обсуждение в группе:
Участники группы обсуждают комбинацию блюд, которую они подобрали. Каждый из участников подсчитывает количество калорий, посвященной определенному приему пищи(см. приложение № 2).
Затем учащиеся знакомятся с информацией определенному приёму пищи..
На основании полученных сведений и данных о калорийности группа выбирает правильный поднос с завтраком, обедом или ужином.
Если выяснилось, что ни у кого из учащихся не оказалось правильного подноса, группа может составить его после обсуждения, используя те блюда, которые были выбраны на стойке.
3.Презентация «Правильный завтрак, обед, ужин»
Группы собиравшие блюда для одного и того же приёма пищи, поочередно рассказывают о правилах составления меню, демонстрируя несколько вариантов меню « завтрака, обеда или ужина», объясняют почему именно такие блюда рекомендуются.
4.Подведение итогов.
Результатом работы стала творческая работа учащихся 8-10 классов.
Приложение № 1.
КАРТОЧКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В НЕСКОЛЬКИХ ЭКЗЕМПЛЯРАХ (4-5).
-------------------------------------
БОРЩ СО СМЕТАНОЙ
-------------------------------------ЩИ СО СВЕЖЕЙ КАПУСТОЙ
--------------------------------------СУП РИСОВЫЙ С МЯСОМ
---------------------------------------СУП С ФРИКАДЕЛЬКАМИ
В старшем подростковом возрасте увеличивается уровень нагрузки на организм, что связано с интенсивной учебой, подготовкой к экзаменам, возникающим стрессам и т.д. Правильное питание – одно из важнейших условий сохранения здоровья – в этом возрасте приобретает большое значение. Режим питания старшеклассника должен включать 4-5 приемов пищи в сутки, через каждые 4 часа; более частые приемы пищи приводят к снижению аппетита, редкие – к большим объемам пищи и растяжению желудка.
Питание в школе желательно сочетать с домашним питанием, чтобы рацион не был однообразным или недостаточным. В первую половину дня лучше съесть продукты ,богатые животным белком ,а на ужин молочно-растительные блюда. Рекомендуется следующее распределение калорийности питания в течение суток : завтрак-25%,школьный завтрак(полдник)-10-15 %,обед-35-40%,ужин-25 %.Соотношение в рационе белков ,жиров и углеводов в подростковом возрасте должно составлять 1:1:4.
Средняя потребность организма подростка в белке составляет около 100 г. в сутки. При этом предпочтительно питаться белками животного происхождения, которые содержатся в мясе, птице, рыбе. Удельный вес животного белка в рационе детей и подростков школьного возраста должен не менее 60% от общего количества белка . Вегетарианство растущему молодому человеку противопоказано-это может привести к железодефицитной анемии.
Подросток должен получать и около 100 г. жиров в день. При этом насыщенных жиров лучше избегать. Примерно 30 % жиров должны составлять растительные, а остальные лучше получать из молочных продуктов, например сливочного масла и сметаны.
Подростку нужно около 400 г углеводов в сутки. Если углеводов больше, чем необходимо организму, то из них образуются жиры , таким образом появляются жировые отложения в организме. Легкоусвояемые углеводы (сахара) должны составлять около 20-30 % от общего количество углеводов. Рацион должен содержать достаточное количество пищевых волокон-не менее 15-20 г/ сут. Основная потребность в углеводах удовлетворяется за счёт продуктов ,богатых клетчаткой: зерновых ,овощей и фруктов.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюд, горячего напитка.
В качестве закуски на завтрак подаются сыр, салат, порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные изделия
(в небольшом количестве) и т.п.
Можно рекомендовать следующие варианты блюд для подростков на завтрак: различные виды каш (они обеспечивают организм энергией, создавая ощущение сытости, служат источником углеводов, необходимых для активной умственной деятельности), яичница, омлет, блюда из творога -сырники со сметаной или вареньем, ленивые вареники, а также овсяные хлопья с молоком, йогуртом, соком и фруктами.
Обед ,как правило состоит из закуски, первого, второго и третьего iблюда(напитка). В обед обязательно горячее первое блюдо (суп), на второе мясное или рыбное блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным), на третье напиток(соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов)свежие фрукты.
Полдник обычно включает молоко или кисломолочный продукт и булочку.
На ужин предпочтительно есть овощно-крупяные блюда, запеканки сырники, вареники.
Подростку необходимо около двух литров воды в сутки: литр-полтора с питьем и литр с пищей.
i2 А.Г. Макеева «Формирование культуры здоровья 10-11 классы. Москва «Просвещение» 2014