проведённый в рамках единых уроков ко дню пожарной охраны
Цель:
- Закрепить у обучающихся знания правил пожарной безопасности и умение применять полученные ранее знания в практической деятельности.
Задачи:
- Закрепить знания детей об возможных опасных ситуациях, о причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.
- Способствовать развитию у детей связной речи, умению высказывать свою точку зрения.
- Воспитывать у детей уважение к людям опасной профессии (пожарным), чувство дружбы и товарищества.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация
- Набор карточек с изображением огнеопасных предметов
- Набор карточек с изображением предметов, необходимых при тушении пожара.
- Набор для опыта с огнём : металлический поднос, свечи, ёмкости с водой, землёй, стеклянная колба.
- Свидетельство юных пожарных на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
- Цикл бесед на тему «Огонь наш друг или враг»
- Рассматривание плакатов и пособий по пожарной безопасности.
- Беседа о профессии «пожарный»
- Чтение детской художественной литературы: «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого; «Пожар», «В дыму» Б. Житкова; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака.
- Оформление классного уголка по теме «Пожарная безопасность»
Профессия – это труд, которому человек посвятил свою жизнь.
Игра «Добавь слово».
Сейчас я буду называть профессию, а вы отвечаете, что делает представитель этой профессии:
Учитель: Ответы детей:
- Врач - лечит
- Повар - готовит (варит)
- Пилот - летает (водит самолёт)
- Художник - рисует картины
- Пожарный - тушит пожар
- Сегодня мы поговорим о профессии: Пожарный
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек такой профессии, как пожарный?
- Почему работу пожарных можно назвать опасной?
- Как вы думаете, а любой человек мог бы стать пожарным?
- Ребята, а вы хотели бы стать пожарными?
- Чтобы стать пожарными, необходимо пройти специальную подготовку.
- Мы сейчас мы с вами отправимся в школу пожарных. Как вы думаете, чему же учат в школе пожарных?
Ответы детей.
- В школе пожарных, как и в обычной школе, проходят уроки, только вот уроки необычные.
Урок первый:
Дети делятся на две команды: (на столе наборы карточек с изображением огнеопасных предметов и средств тушения огня)
- Ребята, мы знаем, что пожар – это очень опасно.
- Сейчас одна команда выбирает карточки с изображением огнеопасных предметов, а другая команда – карточки с изображением тех предметов, которые нужны при тушении пожара.
- Когда все карточки разобраны, учитель предлагает составить по ним описательный рассказ - (Что это? Для чего нужен предмет? Какой вред или пользу может принести?) По мере ответов детей учитель предлагает дополнить или уточнить ответ отвечающего на вопрос ребёнка.
Урок окончен – перемена:
- Поиграем? Я задаю вопросы, а вы, если согласны, то хлопаете в ладоши, а если не согласны, то топаете ногами. Только будьте внимательными!
- Детям можно играть со спичками и зажигалками - топают
- Если в квартире много дыма, то надо выходить из неё ползком или на четвереньках - хлопают
- Во время пожара можно пользоваться лифтом - топают
- При пожаре надо звонить 01 или 112 - хлопают
- Во время пожара надо прятаться в шкаф или под кровать - топают
- Во время пожара необходимо слушать и выполнять все
указания пожарного - хлопают
- Тушить пожар можно водой - хлопают
- Тушить пожар можно блинами - топают
- Тушить пожар можно песком - хлопают
- Тушить пожар можно пирогами - топают
- Тушить пожар можно содержимым огнетушителя - хлопают
Молодцы, ребята. Перемена закончилась.
Урок второй:
Отправляемся в экспериментальную лабораторию.
Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких животных. Но стоило оставить огонь без присмотра, как добрый огонь превращался в злой. Пожары и сейчас происходят очень часто. И чаще всего пожары происходят там, где с огнём обращаются небрежно или неосторожно. По неосторожности с огнём люди получают ожоги, отравления и даже задыхаются и погибают.
А сейчас проведём опыты с огнём. (Если условия не позволяют, можно заранее записать на видео и продемонстрировать.)
Опыт первый:
На металлическом подносе зажигается свеча.
- Огонёк свечи яркий и красивый, так и хочется потрогать его рукой.
- А можно к нему прикасаться?
- Нет! Это опасно! (можно обжечься, уронить, и тогда будет беда)
- Да! Огонь – это красиво, но очень опасно!
Опыт второй:
На металлическом подносе зажигается свеча.
- Если огонь становится опасным, то человек может с ним справиться.
- Чего боится огонь? (воды, песка, земли)
- На горящую свечу льют немного воды, свеча гаснет.
- Значит огонь боится воды.
Опыт третий:
На металлическом подносе зажигается свеча.
Проводиться как с водой, только вместо воды берут песок.
Опыт четвёртый:
На металлическом подносе зажигается свеча.
Проводиться как с водой, только вместо воды берут землю.
Опыт пятый:
На металлическом подносе зажигается свеча.
- Горящую свечу накрывают стеклянной колбой. Что происходит?
Свеча гаснет, но не сразу. Почему?
- Потому, что в колбе был воздух, а он помогает огню гореть, но когда доступ воздуха прекратился, свеча погасла.
Учитель:
- Сегодня мы с вами зажигали свечу. Можно ли детям самим брать свечи, спички, зажигать их и проводить опыты?
Дети:
- Нет, это очень опасно!!!
Учитель:
- Чем же это опасно? (Ответы детей)
- Да, когда свеча горит, плавится воск, а он горячий, можно обжечься. Свеча может упасть и произойдёт пожар. Нельзя наклоняться к свече, могут загореться волосы, можно обжечь лицо. Очень часто пожар возникает по вине людей.
Урок окончен – перемена:
Дети встают в круг, передают мяч друг другу, в это время ведущий читает стихотворение без последнего слова. Тот ребёнок, у которого сейчас мяч, должен закончить стихотворение одним словом.
- Где с огнём играют люди,
Там всегда грозить нам будет
Злой …. (пожар)
- Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил … (утюг)
- Красный отблеск побежал
Кто со спичками … (играл)
- Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над … (газом)
- Раз, два, три, четыре,
У кого пожар … (в квартире)
- Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жёг … (траву)
- Дым, пожар, горит – не стой,
Заливай скорей … (водой)
- Дым увидел - не зевай,
И пожарных … (вызывай)
- Помни каждый гражданин
Этот номер … (01) или (112)
Молодцы, ребята. Перемена закончилась.
Урок третий:
- Ребята, сейчас мы повторим правила поведения при пожаре.
(на экране три ситуации на пожаре)
- Мальчик прячется под кровать.
- Девочка заливает горящий телевизор водой.
- Мальчик при пожаре пользуется лифтом.
Дети объясняют, почему нельзя так поступать, что может произойти.
Рефлексия:
Учитель:
- Интересно было в школе юных пожарных?
- Какой урок вам понравился больше, почему?
- Что нового для себя вы узнали?
- Все молодцы, всем спасибо за участие.
Учитель:
Поздравляю вас, сегодня вы прошли школу «Юный пожарный», а по окончании школы полагается диплом.