Правильное питание - залог здоровья младших школьников
Правильное питание - залог здоровья младших школьников
Исследовательская работа на тему " Правильное питание - залог здоровья младших школьников" является актуальной, потому что многие дети предпочитаютвысококалорийную "пустую" еду, пренебрегая свежими овощами и фруктами. Собранный материал имеет практическое значение, может использоваться на уроках самопознания, познания мира, на внеклассных мероприятиях по здоровому образу жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правильное питание - залог здоровья младших школьников »
Введение
Наша работа посвящена организации правильного, сбалансированного питания младших школьников в школе и дома. Интерес к данному вопросу у меня возник в процессе наблюдения за питанием детей в школьной столовой. Тему считаю актуальной, потому что многие дети предпочитают высококалорийную «пустую» еду, пренебрегая свежими овощами и фруктами. А любимым лакомством детей служат чипсы, сухарики и газированные напитки. В своем исследовании я изучила свойства отдельных продуктов и их влияние на развитие, и укрепление здоровья.
Тема исследования: « Правильное питание - залог здоровья младших школьников».
Цель: Исследование способов правильного питания для поддержания и укрепления здоровья младших школьников.
Задачи:
Узнать о продуктах питания, выяснить их значений для детей.
Исследовать свойства отдельных продуктов и объяснить их действие на организм детей.
Определить, какие продукты вредят нашему здоровью, а какие помогают нам.
Гипотеза: Если правильно определить рацион качественного питания, то можно значительно повысить интеллектуальный потенциал человека, т.к. сбалансированное питание правильно воздействует на организм ребенка в его развитии.
Структура работы состоит из введения, 2 частей, заключения, приложения.
Работа имеет практическое значение, так как может быть использована на уроках самопознания, познания мира, при проведении внеклассных мероприятий по данной теме.
Теоретическая часть
.1 Важность правильного питания.
Как известно, на состояние здоровья организма влияют климат, образ жизни, характер работы, набор пищевых продуктов. Зная об этом, человек может поддерживать в равновесии регулирующие системы организма соответственно своей природной конституции, возрасту, сезонам года. Конституцию, возраст и погоду изменить невозможно, но все остальное при необходимости изменить можно, и именно с помощью этих действий можно либо оставаться здоровым, либо привести к норме организм, пораженный каким-либо заболеванием.
Пищу необходимо принимать не менее трех раз в день, а лучше, 5-6 раз в день небольшими порциями. Важнейшее значение в ежедневном меню имеет завтрак, поскольку в результате утреннего приёма пищи активизируется обмен веществ в организме, который был замедлен в ночные часы. Обычная для всех нехватка времени с утра пораньше не может стать причиной отказа от завтрака. Если мы не успеваем поесть дома, необходимо поесть чуть позже, чтобы избежать постоянных перекусов до обеда.
Важность правильного питания невозможно переоценить. Для того чтобы сохранять здоровье и активность, человеческому организму необходима сбалансированная диета с обилием фруктов и овощей. Растительная пища чрезвычайно полезна, поскольку содержит витамины, минеральные вещества и фитонутриенты, составляющие основу оптимального рациона. Однако в повседневной жизни иногда сложно поддерживать такое разнообразие продуктов питания, которое обеспечило бы организм всем перечнем необходимых питательных веществ, в который входит более сорока компонентов.
Витамины и минеральные вещества содержатся в продуктах питания в небольших количествах, однако значение их огромно – они поистине незаменимы для человеческого организма. Они поддерживают иммунитет, способствуют нормальному росту и развитию всех клеток организма, обеспечивают нормальное функционирование всех органов. Именно поэтому наше ежедневное меню должно включать не менее пяти порций овощей и фруктов. Однако придерживаться правильной диеты получается не всегда, и в рационе жителей мегаполисов значительное место отводится полуфабрикатам. Алкоголь, кофеин и никотин также вносят свою негативную лепту, «вымывая» из организма полученные витамины и минеральные вещества. Это означает, что дефицит питательных веществ еще больше усугубляется, и нам необходимо восполнять эти потери.
1.2 Основа жизни: витамины.
Витамины играют важную роль в поддержании здоровья, участвуют в обменных процессах питательных веществ (белков, жиров, углеводов и минералов) и способствуют образованию клеток крови, гормонов, генетического материала и химических веществ в нервной системе. Витамины подразделяются на водорастворимые и жирорастворимые, в зависимости от их химических свойств. Водорастворимые витамины включают витамин С и все витамины группы В, на рис.1 можно увидеть в каких продуктах в большем количестве есть витамины С и В.
Рисунок 1. Продукты, в которых находятся водорастворимые витамины
К жирорастворимым витаминам относятся витамины A, D, Е и К (рис. 2).
Рисунок 2. Продукты, в которых находятся жирорастворимые продкуты.
Эффективные помощники: минеральные вещества
Минералы играют важную роль в общих химических процессах, происходящих в организме. Они выполняют строительную и восстановительную функцию в тканях организма, а также играют роль во многих обменных процессах. Минералы бывают двух категорий: микроэлементы и ультромикроэлементы. Микроэлементы требуются организму в сравнительно больших количествах. К ним относятся кальций, фосфор, магний, калий, натрий, сера и хлор. В свою очередь ультромикроэлементы требуются в очень малых дозах. Среди них – железо, медь, цинк, йод, фтор, хром, селен, марганец и другие.
Рисунок 3. Минералы.
Минералы — это группа химических элементов, которые содержаться в организме человека и животных в очень малых количествах. Из 92 встречающихся в природе элементов 81 элемент обнаружен в организме человека. Несмотря на то, что удельный вес микроэлементов в организме человека составляет доли процента, роль, которую они выполняют, очень огромна. Причем, она может быть как положительно сказывающейся на здоровье и долголетии.
Рисунок 4. Минеральные элементы
Минеральные элементы к нам в организм поступают при поступлении продуктов питания, фруктов и овощей, молока и воды, мяса и рыбы. На рисунке 5 мы видим продукты, содержащие большее количество микроэлементов. Медь содержится в бобовых, в листовой зелени – шпинате, петрушке. Есть она и в кефире и простокваше.
Калий содержится в таких продуктах, как абрикосы, курага, бананы, изюм, овощи, особенно оранжевого цвета. Основной продукт, содержащий цинк - это свекла. Цинк есть и в яблоках, апельсинах, лимонах, инжире, грейпфрутах, зеленых овощах, в минеральной воде, меде, малине, черной смородине, финиках, в большинстве морских рыб, в постной говядине, молоке, очищенном рисе, спарже, сельдерее, помидорах, картофеле.
Рисунок 5. Продукты, содержащие микроэлементы
Таким образом, витамины и минералы, присутствующие в пищевых продуктах, необходимы организму для нормального функционирования, а достаточное содержание химических элементов способствует оптимальной жизнедеятельности человека и человечества и повышению качества жизни.
Природная защита: антиоксиданты
Рисунок 6. Продукты, содержащие антиоксиданты.
Антиоксиданты выполняют защитную функцию, нейтрализуя разрушительное действие свободных радикалов и замедляя тем самым процессы старения организма. К антиоксидантам относятся витамины С, Е и другие витаминные составы, такие как каротиноиды (альфа-и бета-каротин, ликопен, лютеин и зеаксантин).
Чудо природы: фитонутриенты
Ученые сходятся во мнении, что свежие фрукты и овощи должны быть основополагающей частью рациона питания, поскольку являются источниками множества полезных биологически активных веществ. Эти вещества, именуемые фитонутриентами, обеспечивают естественную защиту организма, помогая витаминам и минералам раскрыть их потенциал и дополняя их эффективность.
Большинство из нас питается однообразно – изо дня в день мы привыкли, есть одно и то же. Так не пора ли расширить свой рацион и начать питаться вкусными и здоровыми продуктами, наполненными силой фитонутриентов?
На сегодня известны около 2000 фитонутриентов. Они найдены во фруктах, в овощах, зелени, специях, орехах и семенах. Один фрукт или овощ может содержать более чем 100 различных типов целительных фитонутриентов, которые в основном представляют иммунную систему растения. Съеденные фитонутриенты распространяют свои невероятные целительные свойства внутри вашего организма. Эти природные укрепляющие здоровье вещества придают некоторым фруктам оттенки цвета от фиолетового до красноватого, можно увидеть на рисунке 7.
Рисунок 7. Цветовая гамма здоровья.
Но, к сожалению, мы часто употребляем овощи и фрукты в недостаточном количестве. Не пора ли расширить свою «палитру» и питаться вкусными и здоровыми продуктами, наполненными силой фитонутриентов? Так какое же влияние оказывает цвет овощей и фруктов на здоровье человека?
Они обладают многими полезными для здоровья свойствами, но, к сожалению, мы часто потребляем их в недостаточном количестве. Для достижения оптимального здоровья нужно потреблять 400-600 граммов разноцветных овощей и фруктов в день, которые обеспечат организм необходимым количеством ценных фитонутриентов. Именно они отвечают за окраску овощей и фруктов в разные цвета и активируют антиоксидантную защиту организма.
Рыба – полноценный источник белка
А вот что полезно кушать младшим школьникам, я выяснил, прочитав журналы «Здоровье школьника» №№ 5 и 9 за 2010 г. неизвестно, как бы пошло развитие человечества, если бы не рыба – источник полноценного белка, ценнейших жиров, фосфора и других веществ, необходимых для работы мозга. Ученые не перестают повторять, что современному школьнику, испытывающему огромные интеллектуальные нагрузки и стрессы не обойтись без этого продукта. Научные исследования подтвердили, что дети, которые едят много рыбы, отличаются хорошим физическим и психическим здоровьем и у них редко возникают проблемы с учебой и поведением.
В чем же секрет этого полезного продукта? Рыба входит в состав так называемой энергетической диеты. Она особенно полезна тем школьникам, которые в течение дня переживают постоянные перепады настроения, легко утомляются, а к вечеру остаются совсем без сил. Быстро восстановить силы помогают блюда из лососевых рыб и скумбрии.
Рыба – богатый источник фосфора (важный компонент костной ткани, обеспечивающий ее прочность). Им особенно богаты: кета, окунь, форель. Также рыба богата витамином Д, который заставляет «работать» фосфор. Рыба является практически единственным источником витамина Д, им особенно богаты сельдь, лосось, сардины.
Рисунок 8. Продукты, богатый витамином Д.
В меню школьника полезно включить жирную соленую рыбу, так как без термической обработки в ней хорошо сохраняется витамин Д . Рыба повышает иммунитет. Дети, которые постоянно кушают морскую рыбу, реже болеют простудными заболеваниями.
Рыбу можно отнести к пище для ума, так как она содержит холин, вещество, которое называют носителем памяти. Так же он помогает вывести из организма токсичные вещества, снижает агрессию, раздражительность, беспокойство, обладает успокаивающим действием, улучшает усвоение и запоминание новой информации. Рыба – источник Омега-3 жирных кислот, которые улучшают внимание, память, зрение. В икре рыб много полезного лецитина. В книге Усова «Здоровый ребенок» я прочитала о том, что наш мозг на 30% состоит из этого вещества. Проанализировав весь прочитанный материал, я сделала вывод о том, что меню современного школьника обязательно должно включать разнообразные блюда из рыбы.
Рациональное питание школьников
При построении рациона питания детей необходимо следить за правильным распределением продуктов в течение суток. Богатые белком продукты, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке и требуют для переваривания значительно большего количества пищеварительных соков. Кроме того, мясные продукты богаты экстрактивными азотистыми веществами, которые возбуждают центральную нервную систему и такой ужин может приводить к беспокойному сну ребенка, или вообще, к бессоннице. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц надо использовать в первую половину дня, а молочно-растительные блюда, которые перевариваются значительно легче, – на ужин, так как ночью во время сна процессы пищеварения замедляются.
Предлагаю вашему вниманию правильно составленный рацион питания младших школьников на один день, с помощью которого можно правильно распределить переваривание, не будут возбуждать нервную систему, и у детей будет спокойный крепкий сон.
Рисунок 9. Примерное питание младших школьников
1-й завтрак:каша (овощное блюдо); кофе (чай, молоко).
2-й завтрак:яичное (творожное) блюдо; кофе (чай, молоко).
Обед:салат; первое блюдо; блюдо из мяса (птицы, рыбы); гарнир; напиток.
(в качестве первого блюда ребенку-школьнику можно приготовить бульоны (куриный, мясной, рыбный); супы на этих бульонах, заправленные овощами, крупами, клецками, галушками; вегетарианские супы; супы молочные, фруктовые. Вторым блюдом могут быть котлеты, биточки, тефтели, различные тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей, всевозможные запеканки, запеченная рыба, птица, тушеное мясо, азу, гуляш, бефстроганов.
Полдник:кефир (молоко); печенье или хлебцы из цельных злаков; свежие фрукты.
Ужин:овощное (творожное) блюдо или каша; молоко (кефир).
Исследовательская часть
Исследовательскую деятельность мы начали в 4 «Б» классе, методом наблюдения я заметила, что после обеда в нашем классе снижается активность работы учащихся на уроке, затем наблюдала за учащимся других классов, беседовала со своими друзьями из параллельных классов. Решили провести анкетирование, по состоянию самочувствия и активности учащихся, составили анкету со своим руководителем и провели письменный опрос.
До обеда
После обеда
Спустя 1 урок после обеда
Самочувствие
57,3
55,6
57,96
Активность
49,5
49,1
51,63
Настроение
57,45
56,1
57,89
По результатам, проведенного, анкетирования мы выявили следующее, что после приема пищи у большинства учащихся снижается активность, настроение самочувствие, а спустя 1 урок эмоциональное состояние улучшается, результаты анкетирования видны в таблице 1. Это можно объяснить тем, что после приема пищи активизируются процессы по перевариванию пищи, в то время как ученикам необходимо продолжать обучение.
Таблица 1. Результаты анкеты (активность, настроение, самочувствие)
В связи с тем, что показатели в среднем по классу снизились после обеда, возник вопрос о том, кто же в большей степени подвержен мальчики
или девочки.
Самочувствие
Активность
Настроение
Мальчики
До обеда
56,79
49,86
57,14
После обеда
53,64
50,28
55,36
Спустя 1 урок после обеда
57,98
51,86
57,98
Девочки
До обеда
55,87
48,87
58,0
После обеда
55,83
47,88
56,88
Спустя 1 урок после обеда
56,88
49,88
57,58
Таблица 2. Сравнительная таблица самочувствия девочек и мальчиков.
Представленные результаты в таблицы 2 наглядно показывают, что в большей степени выражено снижение самочувствия и настроения у мальчиков, чем у девочек. Изначально девочки оценивают свое самочувствие и активность ниже в сравнении с мальчиками. Однако, через урок после обеда все показатели изучаемых параметров восстанавливаются и становятся не значительно, но выше,
Для того, чтобы выяснить, что могло привести к снижению самочувствия, активности, настроения после обеда, была проведена анкета «Оценка школьного питания», где выяснилось, какую еду предпочитают дети в школьной столовой и дома: горячие завтраки и обеды или буфетную продукцию.
Какой из видов питания ты предпочитаешь?
Устраивает ли тебя школьное меню?
Какие блюда и изделия из меню нашей столовой ты не любишь?
Какие блюда и изделия тебе нравятся из предлагаемого меню?
Нравится лапша с сосиской (жареной колбасой, котлетой, курицей) – 42,31% обучающимся, свекольник и др. супы – 26,92%, каши и плов – 11,54%. Всего 7,69% ответили, что им нравится молочный суп.
Чтобы ты хотел добавить в меню?
Хотели бы добавить чипсы, пиццу, жареный картофель, творог, голубцы.
Полученные данные свидетельствуют, что большинство детей выбирают такой вид питания как завтрак (53,85%), т. е. ученики в большинстве своем готовы к принятию пищу именно в тот временной промежуток, который отводится для завтрака.
Все, вышеуказанные данные, полученные в результате анкетирования, позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся в большей степени выбирают такой вид питания как завтрак. Выявлено снижение после школьного обеда таких показателей эмоционального состояния как самочувствие и настроение. Однако спустя 1 час после изучаемые параметры возвращаются к исходным средним значениям. Здесь можно предположить, что снижение уровня самочувствия и настроения после принятия пищи обуславливается необходимостью отдохнуть, а учебная ситуация требует проявления активности и сосредоточенности.
Заключение
На основании изученного материала можно сделать вывод, что, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась, только при условии правильного качественного питания возможно улучшение здоровья младших школьников и повышение их интеллектуального потенциала.
Правильное питание активизирует обмен веществ в организме, сохраняет здоровье и активность, повышает иммунную систему организма.
Витамины и минералы, присутствующие в пищевых продуктах, необходимы организму для нормального функционирования. Свежие фрукты и овощи должны быть основополагающей частью рациона питания, поскольку являются источниками множества полезных биологически активных веществ.
Включать в меню блюда из рыбы, т.к. рыба повышает иммунитет, дети реже болеют простудными заболеваниями.
При построении рациона питания детей необходимо следить за правильным распределением продуктов в течение суток.
В результате исследовательской работы были разработвны рекомендации для учащихся, педагогов и родителей.
Советы по правильному здоровому питанию
Пейте много воды. Поставьте целью выпивать 8 стаканов воды каждый день. Фрукты и овощи содержат воду и могут пополнить Вашу дневную потребность.
Завтракайте каждый день. Люди, которые завтракают, имеют меньшую вероятность переедать днем. Завтрак также дает вам энергию и помогает думать и учиться.
Выбирайте цельно зерновые продукты. Попробуйте цельно зерновой хлеб и макароны, овсянку или коричневый рис.
Выбирайте цветные овощи каждый день. Овощи разного цвета дают разные питательные вещества. Выбирайте темную, листовую зелень такую как капуста и салаты, и красные и оранжевые, такие как морковь, сладкий картофель, красный перец и помидоры.
Выбирайте свежие или нарезанные фрукты чаще, чем фруктовый сок. В фруктовом соке содержится мало, либо совсем не содержится пищевых волокон.
Осторожно используйте жиры и масла. Оливковое и арахисовое масла, авокадо, орехи и ореховое масло, оливки и рыба предоставляют жиры, полезные для сердечно-сосудистой системы, а также витамины и минералы.
Осторожно потребляйте сладости. Ограничьте еду и напитки, содержащие много сахара.
Имейте маложирные и несладкие закуски под рукой дома, на работе или в дороге с тем чтобы утолить голод и не вызывать переедании.
Питайтесь три раза в день вместо пропускания приема пищи или употребление закусок вместо еды.
И в заключение своего выступления мне хочется вам пожелать: кушайте полезные продукты, приятного вам аппетита, будьте здоровы.
Список литературы.
Журнал Здоровье школьника. – 2010. – №№ 5, 9.
Макарова З. С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей.
Постушников Л. В. Лекарственные растения.
Спок Б. Ребенок и уход за ним.
Усов И. Н. Здоровый ребенок. Справочник педиатра. – 1994.