Просмотр содержимого документа
«: Защита прав потребителей – основная цель программы «Качество» »
Тема урока: Защита прав потребителей – основная цель
программы «Качество»
Цель урока:ознакомить учащихся с содержанием Закона РФ «О защите
прав потребителей», подвести к пониманию основных статей
его; показать, что главная цель программы «Качество» на Куба-
ни - всемерно защищать потребителей от некачественной
продукции; закрепить знание основных понятий и терминов по
потребительским знаниям.
Оборудование урока:Закон «О защите прав потребителей»;
система «VERDICT», пульты;
Основные понятия и термины: потребитель, продавец, исполнитель,
изготовитель, права потребителя.
Тип урока: урок - анализ
Ход урока
Организационный момент. ( 3 мин.)
Качество – символ нашей эпохи. Это понятие объектов рыночных отношений охватывает
все: от продуктов питания до качества жизни. Специалисты в области качества дают разные
определения этому термину: «соответствие требованиям», «пригодность использования» (низ-
кая, средняя, высокая). В таком толковании этот термин можно отнести как к продукции, так
и к природной среде, в которой мы живем. В связи с этим, проблема качества охватывает гло-
бальные вопросы международной конкуренции, экологической и социальной политики, а
также непосредственно затрагивает интересы каждого человека.
Наша страна вышла из затяжного кризиса 90-х гг, после 2000 года наступил период эконо-
мического роста. Уже нет недостатка в товарах и услугах и на первый план выдвинулась
проблема обеспечения их качества, создание цивилизованного потребительского рынка. Еще
будучи Президентом, нынешний премьер-министр В.В.Путин поставил перед правительством России задачу: повысить качество жизни населения.
В Краснодарском крае с 2002 года реализуется целевая программа «Качество», утвержденная постановлением Законодательного собрания Краснодарского края от 30 января 2002 г. №1332-П.
Что же нужно знать нам, потребителям товаров и услуг, чтобы добиться желаемой цели?
Каким должно быть рациональное поведение потребителя при выборе качественного то-
вара или услуги?
Как мы можем защитить свои потребительские права?
Давайте исследуем эти вопросы.
Итак, тема урока: «Защита прав потребителей – основная цель программы «Качество».
Мы рассмотрим следующие вопросы:
Цель потребителя.
Рациональное поведение потребителя.
Закон «О защите прав потребителя»
II. Изучение нового материала. (28 мин.)
1. Как вы думаете, какова цель потребителей?
(Цель потребителя – извлечь максимальную полезность от потребления товаров и услуг, т.е. получить товары и услуги высокого качества )
Какие ограничения стоят перед потребителями на пути к этой цели?
( Семейный бюджет, цены, ассортимент товаров и услуг и, к сожалению,зачастую, их невысокое качество).
Конечно же, любой человек заинтересован в удовлетворении своих потребностей с наименьшими затратами ограниченных средств.
На что потратить свои доходы?
Как выбрать товар и услугу желаемого качества и при этом соответствующие его покупательским возможностям?
Как недопустить финансовых потерь или сократить их?
Попробуем поэтапно ответить на эти вопросы, но предварительно посмотрим небольшой
видеофрагмент «Права потребителя» (см. мультимедиа-курс «Экономика и право», урок
«Потребительский выбор». Сюжет с комментриями юриста и экономиста).
Каким должно быть рациональное поведение потребителя при выборе качественного товара или услуги? ( Ответы учащихся)
(Осознание необходимости покупки, поиск информации об интересующем товаре или услуге, где можно приобрести качественный товар или услугу, оценить возможные варианты покупки, принятие решение о покупке)
Итак, предположим, вы хотите купить компьютер. С чего начать? Наверное, с получе-
ния полной информации. Какую информацию вы хотели бы получить при покупке компь-
ютера? Составьте письменно план своих действий. (Дать 5 минут на выполнение этой
части работы)
( Где и по какой цене его можно приобрести? Какой ассортимент этого вида товара?
Каковы условия гарантийного обслуживания?
Узнаем из рекламы в СМИ, от знакомых, друзей, квалифицированных специалистов ма-
газинов.
Выбираем специализированный магазин, где получаем сведения о качестве и свойствах
желаемого товара: мощность, цвет, размер монитора, комплектующие и т.п.)
Анализ всех факторов поможет осуществить рациональный выбор. (Выслушать вариан-
ты действий учащихся).
Мы сделали выбор. Всегда ли можем при этом купить желаемое? ( Нет)
Увы, часто наталкиваемся на такой ограничитель возможностей, как уровень доходов.
Но, предположим, что в данный момент мы можем позволить себе сделать дорогую покуп-
ку. Что должен знать потребитель при покупке товаров или заключении договоров на оказание услуг?
3. Обратимся к Закону «О защите прав потребителей».
( Работа по группам. Разделить класс на 3-4 группы, каждая из которых имеет
текст статей Закона.
1 группа анализирует статью 4 «Качество товара (работы, услуги)» и статью 6
«Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического
обслуживания товара».
2 группа анализирует статью 7 «Право потребителя на безопасность товара, рабо-
ты, услуги» и статью 8 «Право потребителя на информацию об изготовителе (ис-
полнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)».
3 группа – статью 10 «Информация о товарах (работах, услугах)» и статью 15
«Компенсация морального вреда».
4 группа – статью 19 «Сроки предъявления потребителем требований в отношении
недостатков товара» и статью 25 «Право потребителя на обмен товара надлежа-
щего качества») (7-10 минут на подготовку, затем обсуждение статей Закона)
Вопросы для обсуждения:
1. Почему необходимо защищать права потребителя?
2. Как Закон защищает права потребителя?
3. Почему можно утверждать, что потребитель диктует законы?
III. Закрепление изученного материала. (7 минут)
Электронное тестирование с использованием системы «Вердикт»
(Вопросы для тестирования:
1. Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между:
1) государством, изготовителями (исполнителями, продавцами) и гражданами-
-потребителями;
2) гражданами и хозяйствующими субъектами, выполнявшими функции изгото-
вителей (исполнителей, продавцов);
3) потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами).
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на получение информации о...
1) товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
2) о свойствах товара (работ, услуг) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
3) о качестве товара (работ, услуг) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах).
3. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет
право на...
1) гарантированный уровень потребления;
2) предоставление льгот и преимуществ, если таковые предусмотрены законодатель-
ством;
3) просвещение.
4. При продаже товаров по образцам гарантийный срок исчисляется...
1) со дня доставки товара потребителю;
2) со дня оплаты товара;
3) по соглашению сторон.
5. Требование о возмещении вреда, причиненного недостатаком товара, может быть
предъявлено...
1) потребителем данного товара;
2) любым пострадавшим, независимо от того, состоял ли он в договорных отноше-
ниях с причинителем вреда;
3) потребителем или от его имени членами его семьи.
6. В случае нарушения сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель упла-
чивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) неустойку
(пеню) в размере...
1) 1% цены выполнения работы (оказания услуги) если более высокий размер не
установлен договором;
2) 3% цены выполнения работы (оказания услуги) если более высокий размер не
установлен договором;
3) 50% минимального размера оплаты труда, если более высокий размер не уста-
новлен договором.
7. Сумма взыскиваемой потребителем неустойки в случае нарушения сроков выполне-
ния работы...
1) не ограничивается предельным размером;
2) не может превышать цену выполнения работы;
3) определяется договором о выполнении работ между потребителем и исполни-
телем.
8. Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая...
1) размещается в доступном для потребителей месте;
2) предоставляется покупателю по его требованию;
3) продавец не обязан иметь книгу отзывов и предложений.
9. Информация о товарах (работах, услугах) должна предоставляться на...
1) языке субъекта Российской Федерации;
2) русском языке;
3) русском языке и, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на языке
субъекта Российской Федерации.
10. Размер компенсации морального вреда за нарушение прав потребителей опреде-
ляется...
1) потребителем;
2) судом;
3) продавцом (изготовителем, исполнителем)
11. Иски в защиту прав потребителей предъявляются в суд по месту...
1) нахождения ответчика;
2) причинения вреда;
3) жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причине-
ния вреда.)
IV. Подведение итогов тестирования. Просмотр и анализ ответов через «исторический
отчет», сохраненный в памяти компьютера. (2 мин.)
V. Домашнее задание: подготовка к практическому занятию по теме.