Методическая разработка открытого урока по обществознанию для студентов колледжа. Разработка содержит информацию о: основных принципах демократических выборов, типах избирательных систем, этапах проведения выборов. Урок направел на формирование правовой культуры студентов, развитие их гражданской позиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выборы в Российской Федерации »
Методическая разработка урока обществознания
по теме: «Демократические выборы».
Липецк 2015
Разработал: Зайцева Юлия Николаевна – преподаватель истории и обществознания.
Дисциплина – обществознание
Согласовано
Председатель ЦМК - Зубарева Валентина Александровна
Дата _____________Подпись_______________
Место проведения – Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства.
Участники: Студенты Гр.25-13.
Тема: «Демократические выборы».
Урок (45 мин.)
Вид урока: Лекция с элементами беседы.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Технологии обучения: Информационно-коммуникативные технологии. (Словестные методы обучения, применение наглядности, беседа по актуальным вопросам).
Цели урока:
1.Обучающие. Сформировать у учеников представление о демократических выборах в Российской федерации, как основной форме волеизъявления граждан. Изучить типы избирательных систем. Изучить этапы и способы проведения предвыборной компании.
2. Развивающие. Продолжить развивать навыки работы с текстом учебника, выделять главную информацию. Формировать навыки решения правовых задач, включающие анализ информации и формирование собственного мнения.
3. Воспитывающие. Воспитывать чувство гражданской ответственности студентов, побуждающие занимать активную позицию, по поводу осуществления властных полномочий в стране. Сформировать готовность в перспективе выполнять роль избирателя.
- Учебно-методическое обеспечение: Учебник Боголюбова по обществознанию 11 класс. Конституция Российской Федерации. Презентация, раздаточный материал с текстом задач и вопросами кроссворда.
Учитель. На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему про партийные системы. Основным понятие прошлой темы было определение – политическая партия. Давайте вспомним, что означает выражение политическая партия и каковы цели данной организации?
Ученики. Политическая партия - организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении.
Учитель: Верно, ребята, а как вы думаете, какой способ является основным, при стремлении политической партии к власти? Слайд 2.
Ученики: Участие в выборах.
Изучение нового материала.
Учитель: Верно, именно выборы и будут темой нашего занятия. Запишите в тетради тему урока «Демократические выборы» и план нашего занятия.
План:
Выборы – понятие и принципы;
Избирательная система, избирательное право;
Типы избирательных систем;
Избирательная компания.
Ученики: Записывают тему и план.
Учитель: Что же такое выборы и почему нам с вами как гражданам так важно принимать в них участие? Согласно конституции РФ выборы – есть прямое волеизъявление народа, с помощью которого возможно участвовать в управлении делами государства. Поэтому крайне важно заявлять о своей гражданской позиции. Обратите внимание на высказывание британского премьер-министра У. Черчиля «Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы». Согласны вы или нет с высказыванием? Ответ поясните? Слайд 4.
Ученики. Да, мы согласны, т.к. если человека не устраивает власть, он должен отстаивать другого кандидата, а если он на выборы не пошел, то, значит дела государства и страны не сильно его интересуют.
Учитель: Давайте рассмотрим с вами что такое выборы? Слайд 6.
Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностных лиц посредством волеизъявления граждан. Т.К. согласно конституции Россия является правовым, федеративным, государством, это означает, что и процедура выборов должна соответствовать демократическому режиму, т.е. быть основанным на демократических принципах:
Всеобщие. Не могут голосовать лица отбывающие наказание и признанные недееспособными (по суду);
Прямое – избиратель голосует «за», или «против» кандидата, или списка непосредственно;
Тайное – исключается контроль за изъявлением воли граждан.
Участие в выборах свободное и добровольное;
Открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий.
Ученики: Переписывают понятие выборы и демократические принципы.
Учитель. Процедура выборов основана на избирательной системе.. Которая, включает в себя избирательное право и избирательный процесс. Слайд 7.
Избирательное право– право граждан избирать и быть избранными в представительные и законодательные органы государственной власти. Право может быть активным и пассивным. Слайд 8.
Данное право граждан закреплено в ст.32 конституции России. «1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».
Ученики. Записывают информацию со слайдов.
Учитель: Про избирательнуюсистему поговорим чуть позже, а сейчас давайте разберемся в типах избирательных систем. Всего их 3.
1 тип – Мажоритарная система. система выборов высших должностных лиц и органов представительной власти. Слайд 9.
Принципы:
Для проведения выборов территория страны разбивается на избирательные округа. От каждого округа избирается чаще всего один депутат.
Избиратели голосуют за личность кандидата;
Избранным считается тот кандидат, который набрал по данному округу большинство голосов.
Может быть предусмотрен второй тур выборов.
Типы мажоритарной системы:
Система абсолютного большинства ( побеждает тот кто набрал 50%+1 голос)
Система относительного большинства ( побеждает тот, кто набрал большинство голосов).
Ученики: переписывают информацию в тетрадь.
Учитель: На основе такой системы проходили выборы президента России 2012 года. Кто победил? посмотрите на Слайд № 10.
Ученики: Победил В.В. Путин.
Учитель: У этой системы есть как плюсы так и минусы давайте их рассмотрим.
Плюсы:
Мажоритарная система универсальна. Она применяется как при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), так и при выборах коллегиальных органов власти (парламент, Дума).
Избиратель имеет возможность учитывать не только предвыборную программу или партийную принадлежность, но и личные качества кандидата – репутацию, профессиональность, жизненные убеждения.
Минусы:
Голоса избирателей, отданные за проигравших кандидатов, пропадают, а победитель имеет поддержку иногда явного меньшинства.
(Кандидаты: А – 20; Б – 23; В – 27; Г – 30) . Победит Г, несмотря на то, что 70% голосов не за него) Слайд 11.
2. Тип – пропорциональная избирательная система Слайд 12. Пропорциональная избирательная система – используется при выборе нижних палат парламента, в том числе при формировании Гос. Думы в России. Принципы:
- Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом;
Политические партии выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков;
Места в парламенте распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.
Почти во всех странах есть заградительный барьер – необходимый процент голосов для прохода в орган гос. власти. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на последних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году будет составлять 5%.
Рассмотрим с вами итоги выборов в Гос. Думу 2011. У этой системы тоже есть ряд плюсов и минусов. Слайд 13.
Плюсы:
Пропорциональная избирательная система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей;
Голоса избирателей не пропадают. Кроме, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер;
Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.
Минусы:
Главным недостатком пропорциональной избирательной системы считается утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами.
Избиратель голосует за абстрактного кандидата.
Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей. Слайд 14.
Ученики. Согласно результатам в думу прошли 4 партии: ЕР, КПРФ,СР, ЛДПР, которые получили соответствующие количество мандатов в ГД.
Учитель: Верно, 3 тип избирательной системы – смешанная. Слайд 15.
Смешанная избирательная система - основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.
При смешанной часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.
С 17 февраля 2014 года в РФ принята смешанная система выборов в Государственную Думу 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе.
Ученики: Записывают определение.
Учитель: Таким образом, мы рассмотрели типы избирательных систем. Нам необходимо знать и помнить, что участие в выборах это не обязанность граждан, а его право. Иногда избиратели могут этим правом пренебрегать. Ситуация, когда граждане осознанно байкотируют выборы называется – Абсентизм. Слайд 16.
Ученики: Записывают определение.
Учитель: Теперь давайте рассмотрим с вами этапы предвыборной компании. Избирательная компания – деятельность по подготовке и проведению выборов. Откройте ваши учебники на стр. 254 – 258. Найдите, какие этапы существуют в предвыборной компании. Слайд 17
Ученики:
Этапы предвыборной компании: - Назначение даты выборов; - Организационный момент; - Выдвижение и регистрация кандидатов ( от политической партии и в порядке самовыдвижения); - Предвыборная агитация; - День тишины; -Подведение итогов.
Этап закрепления. Решение задач и кроссворда:
Верны ли утверждения? - Избирать Президента Российской Федерации, участвовать в различных избирательных действиях может гражданин Российской Федерации, достигший надень голосования возраста 18 лет;
Ученики: Нет, могут только граждане РФ, достигшие 35 лет, и проживающие минимум 10 лет в России - Обязательным атрибутом вступления Президента Российской Федерации в должность, установленным Конституцией, является его присяга;
Ученики: Да, верно. -Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации;
Ученики: Да, верно. - Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования;
Ученики: Верно, т.к. объявляется день тишины. - Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные (районные, городские) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии;
Ученики: Да, верно. - Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не обязан собирать в свою поддержку подписи избирателей;
Ученики: Нет, не верно. Кандидат самовыдвиженец должен набрать 300 тысяч подписей, или 100 тысяч если он является членом партии, которая не представлена в Гос.думе.
Ученики. Объясняют ситуации, представленные в задачах, и отвечают на вопросы кроссворда.
Кроссворд с вопросами представляется в виде раздаточного материала.
При решение кроссворда по горизонтали, во вертикали должно получиться слово гражданин – главный участник правоотношений.
1
А
Г
И
Т
А
Ц
И
Я
2
П
Р
Е
З
И
Д
Е
Н
Т
3
П
А
Р
Т
И
Я
4
И
М
И
Д
Ж
5
Ф
Е
Д
Е
Р
А
Ц
И
Я
6
У
Р
Н
А
7
З
А
К
О
Н
8
А
Б
С
Е
Н
Т
И
З
М
9
М
А
Н
Д
А
Т
Вопросы:
Дайте верные ответы на все вопросы и отгадайте слово по вертикали.
1. Деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов
избирательных объединений, избирательных блоков, общественных
объединений, имеющая целью побудить или побуждающая
избирателей к участию в выборах.
2. Глава государства.
3. Политическая организация общественного слоя, выражающая и
защищающая его интересы, руководящая им для достижения
определенных целей и имеющая свою программу.
4. Образ поведения, мышления и действий человека.
5. Форма государственного устройства.
6. Ящик на избирательном участке с отверстием для бюллетеней.
7. Общее обязательное правило, которое должны исполнять все граждане
государства.
8. Уклонения граждан от участия в выборах.
9. Депутатские полномочия, а также подтверждающий их документ.
Учитель: Что вам понравилось и что нового вы узнали на уроке?
Подведение итогов. Итак, сегодня мы узнали, почему выборы так важны. Выставление оценок. Запись домашнего задания параграф 23 задание 1 и 4.