kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выборы в Российской Федерации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по обществознанию для студентов колледжа. Разработка содержит информацию о: основных принципах демократических выборов, типах избирательных систем, этапах проведения выборов. Урок направел на формирование правовой культуры студентов, развитие их гражданской позиции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выборы в Российской Федерации »



Методическая разработка урока обществознания

по теме: «Демократические выборы».













Липецк 2015

Разработал: Зайцева Юлия Николаевна – преподаватель истории и обществознания.

Дисциплина – обществознание

Согласовано

Председатель ЦМК - Зубарева Валентина Александровна

Дата _____________Подпись_______________

Место проведения – Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства.

Участники: Студенты Гр.25-13.













































Тема: «Демократические выборы».

Урок (45 мин.)



Вид урока: Лекция с элементами беседы.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Технологии обучения: Информационно-коммуникативные технологии. (Словестные методы обучения, применение наглядности, беседа по актуальным вопросам).

Цели урока:

1.Обучающие. Сформировать у учеников представление о демократических выборах в Российской федерации, как основной форме волеизъявления граждан. Изучить типы избирательных систем. Изучить этапы и способы проведения предвыборной компании.

2. Развивающие. Продолжить развивать навыки работы с текстом учебника, выделять главную информацию. Формировать навыки решения правовых задач, включающие анализ информации и формирование собственного мнения.

3. Воспитывающие. Воспитывать чувство гражданской ответственности студентов, побуждающие занимать активную позицию, по поводу осуществления властных полномочий в стране. Сформировать готовность в перспективе выполнять роль избирателя.

Словарь: Выборы, избирательное право, избирательный процесс, избирательная система, абсентизм.

Метапредметные связи: История, политология.

Обеспечение урока:

- Технические средства: мультимедийное оборудование; персональный компьютер.

- Учебно-методическое обеспечение: Учебник Боголюбова по обществознанию 11 класс. Конституция Российской Федерации. Презентация, раздаточный материал с текстом задач и вопросами кроссворда.

Ход урока:



  1. Организационный момент. Учитель приветствует учеников. Отмечает отсутствующих.

  2. Актуализация знаний.

Учитель. На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему про партийные системы. Основным понятие прошлой темы было определение – политическая партия. Давайте вспомним, что означает выражение политическая партия и каковы цели данной организации?

Ученики. Политическая партия - организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении.

Учитель: Верно, ребята, а как вы думаете, какой способ является основным, при стремлении политической партии к власти? Слайд 2.

Ученики: Участие в выборах.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Верно, именно выборы и будут темой нашего занятия. Запишите в тетради тему урока «Демократические выборы» и план нашего занятия.

План:

  • Выборы – понятие и принципы;

  • Избирательная система, избирательное право;

  • Типы избирательных систем;

  • Избирательная компания.

Ученики: Записывают тему и план.

Учитель: Что же такое выборы и почему нам с вами как гражданам так важно принимать в них участие? Согласно конституции РФ выборы – есть прямое волеизъявление народа, с помощью которого возможно участвовать в управлении делами государства. Поэтому крайне важно заявлять о своей гражданской позиции. Обратите внимание на высказывание британского премьер-министра У. Черчиля «Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы». Согласны вы или нет с высказыванием? Ответ поясните? Слайд 4.

Ученики. Да, мы согласны, т.к. если человека не устраивает власть, он должен отстаивать другого кандидата, а если он на выборы не пошел, то, значит дела государства и страны не сильно его интересуют.

Учитель: Давайте рассмотрим с вами что такое выборы? Слайд 6.

Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностных лиц посредством волеизъявления граждан. Т.К. согласно конституции Россия является правовым, федеративным, государством, это означает, что и процедура выборов должна соответствовать демократическому режиму, т.е. быть основанным на демократических принципах:

  • Всеобщие. Не могут голосовать лица отбывающие наказание и признанные недееспособными (по суду);

  • Прямое – избиратель голосует «за», или «против» кандидата, или списка непосредственно;

  • Тайное – исключается контроль за изъявлением воли граждан.

  • Участие в выборах свободное и добровольное;

  • Открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий.

Ученики: Переписывают понятие выборы и демократические принципы.

Учитель. Процедура выборов основана на избирательной системе.. Которая, включает в себя избирательное право и избирательный процесс. Слайд 7.

Избирательное право – право граждан избирать и быть избранными в представительные и законодательные органы государственной власти. Право может быть активным и пассивным. Слайд 8.

Данное право граждан закреплено в ст.32 конституции России. «1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Ученики. Записывают информацию со слайдов.

Учитель: Про избирательную систему поговорим чуть позже, а сейчас давайте разберемся в типах избирательных систем. Всего их 3.

1 тип – Мажоритарная система. система выборов высших должностных лиц и органов представительной власти. Слайд 9.

Принципы:

  • Для проведения выборов территория страны разбивается на избирательные округа. От каждого округа избирается чаще всего один депутат.

  • Избиратели голосуют за личность кандидата;

  • Избранным считается тот кандидат, который набрал по данному округу большинство голосов.

  • Может быть предусмотрен второй тур выборов.

Типы мажоритарной системы:

  • Система абсолютного большинства ( побеждает тот кто набрал 50%+1 голос)

  • Система относительного большинства ( побеждает тот, кто набрал большинство голосов).

Ученики: переписывают информацию в тетрадь.

Учитель: На основе такой системы проходили выборы президента России 2012 года. Кто победил? посмотрите на Слайд № 10.

Ученики: Победил В.В. Путин.

Учитель: У этой системы есть как плюсы так и минусы давайте их рассмотрим.

Плюсы:

  • Мажоритарная система универсальна. Она применяется как при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), так и при выборах коллегиальных органов власти (парламент, Дума).

  • Избиратель имеет возможность учитывать не только предвыборную программу или партийную принадлежность, но и личные качества кандидата – репутацию, профессиональность, жизненные убеждения.

  • Минусы:

  • Голоса избирателей, отданные за проигравших кандидатов, пропадают, а победитель имеет поддержку иногда явного меньшинства.

(Кандидаты: А – 20; Б – 23; В – 27; Г – 30) . Победит Г, несмотря на то, что 70% голосов не за него) Слайд 11.

2. Тип – пропорциональная избирательная система Слайд 12. Пропорциональная избирательная система – используется при выборе нижних палат парламента, в том числе при формировании Гос. Думы в России. Принципы:

- Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом;

  • Политические партии выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков;

  • Места в парламенте распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

  • Почти во всех странах есть заградительный барьер – необходимый процент голосов для прохода в орган гос. власти. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на последних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году будет составлять 5%.

Рассмотрим с вами итоги выборов в Гос. Думу 2011. У этой системы тоже есть ряд плюсов и минусов. Слайд 13.

  • Плюсы:

  • Пропорциональная избирательная система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей;

  • Голоса избирателей не пропадают. Кроме, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер;

  • Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.

  • Минусы:

  • Главным недостатком пропорциональной избирательной системы считается утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами.

  • Избиратель голосует за абстрактного кандидата.

  • Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей. Слайд 14.

Ученики. Согласно результатам в думу прошли 4 партии: ЕР, КПРФ,СР, ЛДПР, которые получили соответствующие количество мандатов в ГД.

Учитель: Верно, 3 тип избирательной системы – смешанная. Слайд 15.

Смешанная избирательная система - основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.

  • При смешанной часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

  • С 17 февраля 2014 года в РФ принята смешанная система выборов в Государственную Думу 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе.

Ученики: Записывают определение.

Учитель: Таким образом, мы рассмотрели типы избирательных систем. Нам необходимо знать и помнить, что участие в выборах это не обязанность граждан, а его право. Иногда избиратели могут этим правом пренебрегать. Ситуация, когда граждане осознанно байкотируют выборы называется – Абсентизм. Слайд 16.

Ученики: Записывают определение.

Учитель: Теперь давайте рассмотрим с вами этапы предвыборной компании. Избирательная компания – деятельность по подготовке и проведению выборов. Откройте ваши учебники на стр. 254 – 258. Найдите, какие этапы существуют в предвыборной компании. Слайд 17

Ученики:

Этапы предвыборной компании:
- Назначение даты выборов;
- Организационный момент;
- Выдвижение и регистрация кандидатов ( от политической партии и в порядке самовыдвижения);
- Предвыборная агитация;
- День тишины;
-Подведение итогов.

  1. Этап закрепления. Решение задач и кроссворда:

Верны ли утверждения? 
- Избирать Президента Российской Федерации, участвовать в различных избирательных действиях может гражданин Российской Федерации, достигший надень голосования возраста 18 лет;

Ученики: Нет, могут только граждане РФ, достигшие 35 лет, и проживающие минимум 10 лет в России
- Обязательным атрибутом вступления Президента Российской Федерации в должность, установленным Конституцией, является его присяга;

Ученики: Да, верно.
-Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации;

Ученики: Да, верно.
- Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования;

Ученики: Верно, т.к. объявляется день тишины.
- Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные (районные, городские) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии;

Ученики: Да, верно.
- Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не обязан собирать в свою поддержку подписи избирателей;

Ученики: Нет, не верно. Кандидат самовыдвиженец должен набрать 300 тысяч подписей, или 100 тысяч если он является членом партии, которая не представлена в Гос.думе.

Ученики. Объясняют ситуации, представленные в задачах, и отвечают на вопросы кроссворда.

Кроссворд с вопросами представляется в виде раздаточного материала.

При решение кроссворда по горизонтали, во вертикали должно получиться слово гражданин – главный участник правоотношений.






1

А

Г

И

Т

А

Ц

И

Я







2

П

Р

Е

З

И

Д

Е

Н

Т






3

П

А

Р

Т

И

Я






4

И

М

И

Д

Ж












5

Ф

Е

Д

Е

Р

А

Ц

И

Я





6

У

Р

Н

А










7

З

А

К

О

Н








8

А

Б

С

Е

Н

Т

И

З

М










9

М

А

Н

Д

А

Т







Вопросы:

Дайте верные ответы на все вопросы и отгадайте слово по вертикали.

1. Деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов

избирательных объединений, избирательных блоков, общественных

объединений, имеющая целью побудить или побуждающая

избирателей к участию в выборах.

2. Глава государства.

3. Политическая организация общественного слоя, выражающая и

защищающая его интересы, руководящая им для достижения

определенных целей и имеющая свою программу.

4. Образ поведения, мышления и действий человека.

5. Форма государственного устройства.

6. Ящик на избирательном участке с отверстием для бюллетеней.

7. Общее обязательное правило, которое должны исполнять все граждане

государства.

8. Уклонения граждан от участия в выборах.

9. Депутатские полномочия, а также подтверждающий их документ.

Учитель: Что вам понравилось и что нового вы узнали на уроке?

  1. Подведение итогов. Итак, сегодня мы узнали, почему выборы так важны. Выставление оценок. Запись домашнего задания параграф 23 задание 1 и 4.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Выборы в Российской Федерации

Автор: Зайцева Юлия Николаевна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236792

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Классный час на тему "Конституция Российской Федерации" "
    ["seo_title"] => string(60) "klassnyi-chas-na-tiemu-konstitutsiia-rossiiskoi-fiedieratsii"
    ["file_id"] => string(6) "101799"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402452148"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Элективный курс "Конституция Российской Федерации в вопросах и ответах" "
    ["seo_title"] => string(78) "eliektivnyi-kurs-konstitutsiia-rossiiskoi-fiedieratsii-v-voprosakh-i-otvietakh"
    ["file_id"] => string(6) "239043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444699442"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Кодификатора ЕГЭ по Обществознанию Законодательство Российской Федерации о выборах"
    ["seo_title"] => string(91) "tiema55kodifikatoraiegepoobshchiestvoznaniiuzakonodatielstvorossiiskoifiedieratsiiovyborakh"
    ["file_id"] => string(6) "281077"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453464983"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Деловая игра. "Выборы президента""
    ["seo_title"] => string(31) "delovaia_igra_vybory_prezidenta"
    ["file_id"] => string(6) "476285"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1535101653"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочая программа курса по выбору  "Вокруг тебя - мир" "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-kursa-po-vyboru-vokrugh-tiebia-mir"
    ["file_id"] => string(6) "163336"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422465041"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства