Аннотация к уроку.
В современном российском обществе в настоящее время сильно ощущается недостаток правовой культуры граждан, низкая активность в избирательных процессах. Таким образом, актуальность изучения Конституции, вопросов избирательного права состоит в том, что это помогает целенаправленному формированию правового сознания подростков, воспитанию у них гражданской позиции, знанию Конституции и законов, умению ориентироваться в современной политической ситуации, ведению дискуссии по актуальным вопросам современности, развитию исследовательских навыков.
Успешное проведение демократических выборов в Российской Федерации, прежде всего, зависит от активности избирателя, его гражданской позиции, уровня правовой культуры, политической грамотности. Активная гражданская позиция зарождается в пору юности — пору выбора. В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства.
Таким образом, необходимость изучения Конституции и избирательного права доказывает сама жизнь.
Ведь в условиях развития демократического государства важность в подготовке молодого поколения к сознательному выбору системы ценностей возрастает. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социопространстве. Подобные компетенции можно развить на уроках правоведения, обществознания и истории, а также на различных внеклассных мероприятиях и классных часах.
На таких занятиях учащиеся приобретают:
умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
приобретают опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности и при подготовке к ГИА и ЕГЭ;
соотносят свои действия и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
приобретают опыт совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;
приобретают навыки осуществления рефлексивной деятельности, адекватной самооценки и многое другое.
Предлагаемый урок «Выборы: моя гражданская позиция» рассчитан на тех, кому сегодня 14 - 16 лет, т.е. учащихся 9 – 11 классов и посвящен конкретизации знаний учащихся по вопросам избирательного права.
Многие граждане не умеют или не хотят воспользоваться своим правом избирать и быть избранными.
Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Что будет, если выборы не состоятся? Что на самих выборах и после них зависит от избирателей? — это главные вопросы урока.
Кроме этого, предлагаемый урок способствует выработке универсальных учебных действий, так как, предусматривает не только использование метапредметных связей, но и формирование ключевых компетенций, способствующих социализации личности ученика и гражданина.
На уроке используются активные и интерактивные формы и методы обучения, способствующие не только усвоению материала, но и включению учеников в активную мыслительную, поисковую, творческую, аналитическую работы. Именно это и является основой мотивации к учебной деятельности.
Методическая разработка содержит интерактивную презентацию, видеоролики и методические рекомендации по изучению предложенной темы урока.
Тема урока: «Выборы: моя гражданская позиция».
(урок обществознания (права) – 11 класс)
Общая дидактическая цель:
формирование у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для создания учебного мини-проекта.
Образовательный аспект:
Сформировать представления об основах избирательного права; показать значение Конституции и Федеральных законов о выборах как документов, определяющих принципы устройства общества, принципы демократических выборов.
Знать значения терминов: Конституция, выборы, референдум, права и обязанности, избиратель, государство, полномочия органов власти…
Знать этапы создания учебного мини-проекта.
Развивающий аспект:
Уметь применять правовые нормы на практике; развивать творческое отношение к изученному материалу; обеспечить умения ставить цель и планировать свою познавательную деятельность.
Уметь работать с разными источниками информации, выделять главное в тексте и переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
Владеть основными приёмами устной речи: монолог, диалог, давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы, взаимодействовать в группе.
Воспитательный аспект:
способствовать развитию правовой культуры, осознанному уважению к Конституции РФ и законам государства, значимости формирования активной гражданской позиции в реализации избирательного права для успешной модернизации страны и ответственности граждан за последствия участия или неучастия в выборах в органы власти.
Основные понятия урока: Конституция, выборы, референдум, избиратель, права и обязанности, государство, полномочия органов власти, позиция и роль.
Форма и тип урока: урок - практикум, создание учебного проекта (2 часа)
Формы организации познавательной деятельности:
Методы обучения, используемые на уроке:
В зависимости от источника получения знаний:
Словесные (вводное слово учителя, фронтальная беседа, выступления групп)
Наглядные (схемы, иллюстрации, видеоролики, компьютерная презентация)
Практические (работа с документами, словарём, создание учебного мини-проекта)
В зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся:
Проблемного изложения
Частично-поисковый
Репродуктивный
Ожидаемые результаты:
После проведения занятия учащиеся смогут:
пояснять цель и принципы выборов;
преимущества и недостатки современных выборов, описать, как проходят выборы;
анализировать конкретные ситуации избирательной кампании;
выражать свое отношение по вопросу значимости выборов как демократического института;
вести дискуссию, аргументировано излагать свою позицию.
Оборудование:
Конституция РФ.
Карточки с документами для работы в группах.
Словари.
Мультимедийная презентация и видеоролики;
ТСО: компьютер и мультимедийный проектор.
Ход урока.
Мотивация.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок немного необычен, так как на нем мы поговорим о том, что затрагивает интересы каждого из нас и во многом вам уже известно.
А начать урок я хочу с ребуса: отгадайте его (слайд).
Ответы учащихся: власть народа, речь пойдет о демократии, народовластии, о выборах (слайд).
(при необходимости учитель тему урока конкретизирует)
2. Обсуждение целей и задач урока.
Учитель:
Итак, тема нашего урока «Выборы: моя гражданская позиция» (слайд).
Ответы учащихся:
(при затруднении учитель уточняет цели и задачи)
Учитель:
Вы правильно определили задачи для себя, но кроме этого мы попытаемся еще создать учебный мини-проект по теме нашего урока.
А решать все эти задачи мы будем с помощью умения находить необходимую информацию в разных источниках, применять имеющиеся знания при рассмотрении различных ситуаций, возникающих в ходе выборов, отстаивать и аргументировано обосновывать свою позицию.
Актуализация знаний.
Учитель:
Так что же такое выборы? Об этом рассуждают все, и даже, маленькие дети (видеоролик).
(Варианты ответа: борьба за власть; способ выявления политических интересов населения, принятия решений на основе равноправного волеизъявления граждан) (слайд)
Учитель:
Верно, ребята. Я также считаю, что выборы – это важнейший институт демократического государства. На мой взгляд, участие в выборах – это проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома, а потом критикует все и вся.
«Представительный образ правления - это организованная справедливость, живой разум, вооруженная мораль» (Ройе-Коллар П.П.)
«Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует» (Питер Л.)
«Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь» (Р. Арон)
«Выборы - единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (Питер Л.)
«Избирательный бюллетень сильнее пули» (Линкольн А.)
«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (Нейтан Д.)
«Свобода возможна только при демократии, т.е. при доступном для всех участии в волеизъявлении» (К. Ясперс)
(Ставятся вопросы)
(Варианты ответа: излагаются основные принципы демократических выборов; участие в выборах оказывает влияние на проводимую в государстве политику в интересах общества; выборы считают величайшим изобретением человечества)
Работа в малых группах
часть 1 (работа с документами)
Учитель:
Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и соответствующими законами: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; «О выборах Президента Российской федерации»; «О выборах депутатов Государственной Думы» и рядом других.
Теперь я предлагаю вам поработать в группах непосредственно с документами.
Ваша задача – проанализировать положения Конституции (ст. 3, 32, 81); положения ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 3 – 7, преамбула) и ответить на вопросы.
(после обсуждения в группах, ученики отвечают на вопросы)
Вопросы первой группе:
В чем суть избирательных прав граждан?
Кто не имеет права избирать и быть избранным?
На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах?
Как осуществляется голосование избирателей?
(В ходе работы с документами учащиеся раскрывают сущность всеобщего, равного, прямого избирательного права)
Вопросы второй группе:
С1. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.
С2. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?
С3. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.
Примерные ответы второй группы:
С1. Могут быть указаны следующие позиции, отражающие значение всеобщих выборов: основная форма участия в политике; выборы показывают расстановку политических сил; определяют степень доверия к партии, ее лидерам; помогают избирателям сделать выбор той или иной программы развития общества.
С2. В ответе должны быть названы следующие принципы: обеспечение равенства возможностей для всех кандидатов и партий; недопущение в дискуссиях фальсификаций и оскорблений оппонентов; невмешательство государственного аппарата в ход избирательной кампании.
С3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: ответ на первый вопрос, например: государство берет на себя финансирование избирательной кампаний; указание о том, как СМИ обеспечивают равенство, например: всем партиям и кандидатам предоставляется равное время, в первую очередь, на государственном радио и телевидении; пример формы: прямое обращение к избирателям лидера партии; рекламный ролик партии; «круглый стол» с участием нескольких кандидатов.
Задания третьей группе:
Избиратели Ирина и Владимир – молодая семья. Получив избирательные бюллетени, молодые люди прошли в одну кабину для голосования и стали обмениваться мнениями о кандидатах. Член участковой избирательной комиссии сделал им замечание, указав, что их действия нарушают тайну голосования, и предложил одному из избирателей покинуть кабину, пока второй не определится со своим выбором. Правильно ли действовал член комиссии?
В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?
Гражданин П., работая по трудовому договору, с согласия родителей признан судом полностью дееспособным ровно в 17 лет. Через три месяца после вступления в силу решения суда о его эмансипации было объявлено о проведении выборов в Государственную Думу. Может ли гражданин П. принять участие в выборах?
часть 2
дискуссионный этап урока: «Нужно ли идти на выборы?»
(выполнение упражнения «Займем позицию»)
Учитель:
Знание избирательных процедур, способность проанализировать предвыборные программы различных кандидатов, избирательных объединений, умение защитить свои избирательные права – все это необходимо вам - будущим участникам выборов.
Но все ли согласны с тем, что выборы необходимы, что на них нужно ходить? А может быть, сделать это обязанностью граждан?
Точки зрения по этим проблемам разные (слайд).
Я предлагаю вам аргументированно ответить на поставленные проблемы.
(Возможный вариант: одна группа приводит аргументы в пользу выборов, другая – против выборов).
(Таким образом можно подвести итог, отметив роль выборов в нашей жизни, проверить, насколько знания переросли в убеждения, и есть ли «объективные» аргументы против выборов (см. приложение))
Работа по реализации мини-проекта (слайд)
Учитель:
Правильно, ребята. Ведь вы - будущее страны, а это значит, что знания, полученные сейчас, вам пригодятся.
А как вы лучше запоминаете: когда вам просто рассказывают или когда вы добываете знания в совместном поиске, а потом их анализируете? (Конечно, в совместном поиске)
Совместный поиск можно организовать, работая над созданием проекта, и сейчас на уроке мы постараемся реализовать мини-проект: «Памятка избирателю», в ходе которого получим определенный продукт нашей совместной деятельности.
(варианты предложений: нужно ходить на выборы! Если мы голосуем, мы участвуем в управлении своей страной. Иметь свое мнение. Голосовать разумом…)
Учитель: обобщив ответы, я включил ваши предложения в текст памятки на слайд. Все согласны с ними? Может быть, будут уточнения? (слайд)
Рефлексия.
Учитель:
Ребята, назовите тему нашего урока. Сейчас вам предстоит определить уровень полученных на уроке знаний.
Основной закон государства (Конституция РФ).
Исполнительная власть в РФ принадлежит (Правительству РФ).
Всенародное голосование по вопросам государственного значения (Референдум).
Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).
Как называется Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ).
Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ (Президент).
Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).
Выборы депутатов Президента проходят каждые…, а Государственной Думы… (6лет,5 лет).
Активным избирательным правом гражданин обладает, когда ему исполнится… (18 лет).
Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее… (10 лет).
Для себя я сделал следующий вывод, который хочу озвучить словами Сэмюэля Смайлса – шотландского писателя и политика:
«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнить обязанности граждан».
Вспомните, ребята, в начале занятия я сказал, что наш сегодняшний урок немного необычен. На нем мы говорили о том процессе, который действительно затрагивает интересы каждого из нас. И те знания, которые вы сегодня получили, станут основой для получения знаний новых, применения их не только на уроках обществознания или при сдаче ЕГЭ, но и самое главное, они необходимы нам в жизни.
Наш урок подошел к концу, я предлагаю вам выбрать лучшего Знатока избирательного права.
Приложение
Группа 1
Выдержки из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума
1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации.
5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.
7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме
1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 5. Равное избирательное право и право на участие в референдуме
1. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
Статья 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме
Граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.
Статья 7. Тайное голосование
Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Группа 2
Прочитайте текст и выполните задания:
В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они дозволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.
В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.
В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.
В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. 3а ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это - штраф.
По кн. К.С. Гаджиева «Политология». М., 2002. С.245 - 247
С1. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.
С2. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?
С3. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.
Группа 3
Правовые задачи-ситуации
Избиратели Ирина и Владимир – молодая семья. Получив избирательные бюллетени, молодые люди прошли в одну кабину для голосования и стали обмениваться мнениями о кандидатах. Член участковой избирательной комиссии сделал им замечание, указав, что их действия нарушают тайну голосования, и предложил одному из избирателей покинуть кабину, пока второй не определится со своим выбором. Правильно ли действовал член комиссии?
В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?
Гражданин П., работая по трудовому договору, с согласия родителей признан судом полностью дееспособным ровно в 17 лет. Через три месяца после вступления в силу решения суда о его эмансипации было объявлено о проведении выборов в Государственную Думу. Может ли гражданин П. принять участие в выборах?