представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по темам «Правоотношение», «Правонарушение» помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по праву. Материалы урока можно использовать и во внеклассной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Викторина "Знатоки права"»
ЧОУ «Курская православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского»
Сценарий урока по обществознанию для недели гуманитарного цикла 07. 12. 2021
Выполнила:
Учитель истории и обществознания
Токарева Татьяна Леонидовна
Курск, 2021
Методическая разработка открытого мероприятия по обществознанию – «Знатоки права»
Автор: Токарева Татьяна Леонидовна
Образовательное учреждение: ЧОУ «Курская православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского»
Аннотация к уроку:представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по темам «Правоотношение», «Правонарушение» помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по праву. Материалы урока можно использовать и во внеклассной деятельности.
Класс: 9
Тема: Викторина «Знатоки права»
Тип урока:обобщение пройденногоматериала.
Цель:
Образовательные: способность расширению обществоведческой эрудиции обучающихся; развитию интереса к предмету, выявитьуровень усвоения материала по теме «Право» и умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
способствовать развитию умения оперировать обществоведческими знаниями и применять их в нестандартных ситуациях;
развивать логическое мышление и речь обучающихся;
развивать умение аргументировать свою точку зрения;
анализировать исторический текст;
работать в группе и индивидуально;
способствовать индивидуальному творчеству.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому нашей Родины;
способствовать формированию чувства гордости за народы России; способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к Родине.
Проектная деятельность:
понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении обществознания;
развитие компетенции общения.
Задачи занятия:
1. Способствовать формированию уважения к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка.
2. Формировать личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством.
3. Повысить интерес к предмету, творческому восприятию изученного материала.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему,
определять цель учебной деятельности, а также потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
сформировать умение сверять свои действия с эталоном и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно;
умение выделять и осознавать те знания, что уже усвоены и те, что предстоит усвоить;
развитие навыков самооценки и самоанализа своей работы на уроке; оценивать для себя значение полученной информации.
Познавательные УУД:
сформировать умение анализировать и систематизировать полученную информацию;
умения высказать, аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные УУД:
способствовать развитию умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
обмениваться информацией с одноклассниками;
сформировать умение вести диалог, дискуссию;
умение слушать учителя и одноклассников.
Предметные УУД:
расширение уровня усвоения материала по теме «Право» и умения применять полученные знания на практике
Время реализации занятия– 45 минут
Метод обучения:словесный, практический, использование приемов технологии развития критического мышления.
Необходимое оборудование и материалы для занятия –компьютер, проектор.
Ход урока
Добрый день! Я рада вас видеть. Мы начинаем викторину «Знатоки права». Сегодня в нашей игре принимают участие две команды. Идет представление команд (команды заранее придумывают названия и девиз).
Командам предстоит пройти шесть конкурсов:
1. «Блиц-опрос».
2. «Лото понятий».
3. «Исторические деятели».
4. «В поисках истины».
5. «Обстоятельства совершения преступления».
6. «В шутку о серьезном».
7. «Снежный ком».
Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов. А оценивать выступления команд будет компетентное жюри. Идет представление жюри.
1 конкурс «Блиц-опрос».
Сейчас мы проверим, умеют ли наши команды работать сплоченно. Итак, уважаемые игроки, каждая команда должна ответить на десять вопросов в отведенные на конкурс три минуты. Если вы не знаете ответ на какой-либо вопрос, можно сказать «пас» и перейти к следующему вопросу. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Вопросы I команде:
1. Кто является главой Российской Федерации? (Президент)
2. Устойчивая связь гражданина с государством, влекущая за собой равные права и обязанности. (Гражданство)
3. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо)
4. Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерацией)
5. Выраженное в законах и в других государственных актах, охраняемое государством общеобразовательное правило поведения. (Норма права)
6. Всеобщее голосование по какому-либо вопросу, решения которого имеют обязательную силу. (Референдум)
7. Выборное лицо, участвующее в судебном разбирательстве и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель)
8. Когда отмечается День прав человека? (10 декабря)
9. Прибор сотрудников ГИБДД для определения скорости автомашины? (Радар)
10. Акт о нарушении общественного порядка. Документ с записью допроса (Протокол)
Вопросы II команде:
1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция РФ)
2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (Человек до 18 лет)
3. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)
4. Тайное хищение имущества. (Кража)
5. Из перечисленных ниже субъектов РФ свои конституции могут принимать: области, края, республики, автономные округа. (Республики)
6. Независимость и самостоятельность государства во внутренней и внешней политике. (Суверенитет)
7. Терпимость по отношению к другому мнению, поступку, позиции. (Толерантность)
8. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. (Эмансипация)
9. Человек, совершивший преступление? (Преступник.)
10. Самое распространённое административное наказание. (Штраф.)
2 конкурс «Лото понятий». (1 балл за каждое понятие в зависимости от полноты ответа)
Объясните смысл.
1 команда
Презумпция невиновности - один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Основной принцип презумпции невиновности гласит: «Обвиняемый не виновен, пока не доказано обратное». Рецидив - совершение лицом нового преступления после осуждения за предыдущее деяние в случае, если судимость не снята и не погашена в установленном законом порядке
Конституция – основной закон государства
Преступление – общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
2 команда
Аффект - сильное душевное волнение, выражающееся в кратковременной, но бурно протекающей психической реакции (ярость, ужас, гнев и др.), во время которой сознание и способность мыслить сужаются.
Апатрид - лицо без гражданства
Правоспособность – способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности.
Право – система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
Продолжаем викторину, переходим к III конкурсу.
3 Конкурс «Исторические деятели».
Перед вами портреты знаменитых исторических деятелей: Наполеон Бонапарт, Фома Аквинский, Монтескье, Александр II. Вы должны выбрать по очереди двух исторических деятелей и ответить на их вопрос в течение одной минуты. Правильный ответ оценивается в три балла.
Наполеон Бонапарт
«Размышляя в конце жизни о том, в чем действительно заключается моя слава, я пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных мною сражений. Настоящую славу, считаю я, мне принес один юридический документ. Как он назывался?» (Гражданский кодекс)
Фома Аквинский
«В своей книге я написал: «Право может быть двояким: либо оно вытекает из соглашения и называется положительным, либо из самой природы вещей». Как называется право, вытекающее из самой природы?» (Естественное право)
Монтескье
« Свобода есть делать все, что дозволено... Чем дозволено?» (Законом)
Александр II
«Когда российскому императору предложили избрать местом ссылки особо опасных преступников область между реками Печерой и Воркутой, то он, зная о климатических условиях этого края, ответил: «И провинившийся человек остается человеком, нельзя заставлять людей жить в условиях, невозможных для существования». О каком императоре идет речь?» (Николай I)
4 конкурс «В поисках истины». Исправьте ошибки. (по 1 баллу за каждую ошибку, всего 2 б)
1 команда.
Права и обязанности. Исправьте ошибки:
Права
Обязанности
П латить налоги
Быть свободным
Избирать Президента
Защищать Родину
С охранять историческое и культурное наследие
Получать среднее полное образование
Охранять природу
Трудиться
Соблюдать законы
Получать бесплатную медицинскую помощь
2 команда
Проступок или преступление.
Проступок
Преступление
О ставление в опасности
Нецензурная брань
В ымогательство
Превышение скорости движения
В андализм
Убийство
Распитие спиртных напитков в общественных местах
• Появление в нетрезвом виде
Похищение человека
Опоздание на работу
5 конкурс «Обстоятельства совершения преступления»
Команды получают листы с двумя пустыми графами: обстоятельства, смягчающие наказание, обстоятельства, отягчающие наказание. Также командам дается текст, описывающий с подробностями преступление. Задание: определить, что в данной ситуации будет отягчающим обстоятельством, а что – смягчающим. За каждый правильный ответ – 1 балл, время – 3 минуты.
Текст:
«Несовершеннолетние Андрей и Дмитрий по наущению взрослого Александра, вышедшего недавно из колонии, зашли в магазин и, воспользовавшись отлучкой продавца, украли с прилавка товар. Один из подростков позже испугался и принес в полицию свою долю добычи».
Смягчающие:
1. Несовершеннолетие Андрея и Дмитрия.
2. Преступление совершено впервые.
3. Явка с повинной.
Отягчающие:
1. Совершение преступления группой.
2. Привлечение к преступлению несовершеннолетних.
Командам предстоит вспомнить знаменитые советские кинокартины и узнать некоторых главных героев. Задания даются по очереди, при отсутствии ответа задание переходит к другой команде или к зрителям. За каждый правильный ответ – 4 балл (использование подсказки – 2 балла)
Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. Назовите фильм и имя главного героя. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»)
Как звали капитана МУРа (Московский уголовный розыск), поймавшего в трамвае Кирпича? (Глеб Жеглов)
В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» Назовите фильм.(«Кавказская пленница», Трус (Георгий Вицин))
Как звали английского сыщика-консультанта, использовавшего в своей работе «дедуктивный метод». Он не являлся музыкантом, но утверждал, что музыка помогает ему в работе. (Шерлок Холмс)
В конкурсе участвуют по 2 человека от каждой команды. Задание: назвать слова, ранее изученные по дисциплине «Право», участник не правильно назвавший слово – выбывает.
Подведение итогов.
- благодарю всех присутствующих за участие в викторине и предоставляю слово жюри для награждения. (Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и объявляет победителя. Оно может отметить отдельных игроков, особо проявивших себя в игре).
Таблица подведения итогов конкурсов
№
п/п
конкурс
Команда 1
баллы
Команда 2
баллы
1. 1
«Блиц-опрос».
2. 2
«Лото понятий».
3.
«Исторические деятели».
4.
«В поисках истины».
5.
«Обстоятельства совершения преступления».
6.
«В шутку о серьезном».
7.
«Снежный ком».
Итого:
«Размышляя в конце жизни о том, в чем действительно заключается моя слава, я пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных мною сражений. Настоящую славу, считаю я, мне принес один юридический документ. Как он назывался?»
«В своей книге я написал: «Право может быть двояким: либо оно вытекает из соглашения и называется положительным, либо из самой природы вещей». Как называется право, вытекающее из самой природы?»
« Свобода есть делать все, что дозволено... Чем дозволено?»
«Когда российскому императору предложили избрать местом ссылки особо опасных преступников область между реками Печерой и Воркутой, то он, зная о климатических условиях этого края, ответил: «И провинившийся человек остается человеком, нельзя заставлять людей жить в условиях, невозможных для существования». О каком императоре идет речь?»