Для каких целей, по-вашему, они незаменимы? Строительство кораблей и самолетов, изготовление станков и т.д.
II. Объяснение новой темы.
Правильно, но металлы появились не сразу. Давайте послушаем, когда это произошло.
Сообщения детей. 1.Бронзовый век — учебник, стр. 30. 2. Железо. Слово “железо” обозначает металл, руда. На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда и охоты. В мире разведено около 800 млрд. тонн железных руд. Первым орудием труда древнего человека был камень, привязанный к палке. Но как-то раз в костер попали кусочки окисленной руды, с виду — обыкновенного камня — и расплавились. Так было положено начало металлургии.
Как вы думаете металлы встречаются в природе в чистом виде?
Задание: как называются горные породы, из которых выплавляются металлы?
На доске вы видите зашифрованное слово: Д Ы Р У.
А подсказкой будет загадка:
Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи. (Руда).
Правильно, руды — это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.
Рассмотрите рисунки руд,которые изображены у вас в учебнике?стр99
работа помощников- рассказ о рудах кратко.как из руд выплавляют металлы.
Вывод: Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов — разновидностей металлов.
Кто и где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках).слайд
Правильно. Чтобы получить из руды металл, её очень сильно нагревают в специальной печи.
Как называется эта печь? Посмотрите, как она устроена на стр. 99
Металл расплавляется и стекает вниз, а остальные вещества руды — шлаки — остаются наверху в виде твердой пены.
У меня и у вас есть образцы металлов Отметьте галочками те свойства,которыми вы считаете обладают металлы. Можете их потрогать. понюхать ,попробовать согнуть.
Предположите,какими свойствами могут обладать металлы?
-Твердость
- Цвет
-Пластичность
-Расширение металлов при нагревании
-Теплопроводность (Из чего делают батареи отопления? Из чугуна, дюралевые с добавлением алюминия, стальные)
-Электропороводность
-Примагничивание
-Блеск
Начинаем исследовательскую работу.
Демонстрация опытов.
1.Определение твердости металлов .
Металлы обладают твердостью
чугун ( согнуть,продавите)
2.У кого дома есть сковорода? В природе существует сковорода? Как ее изготовили?
Расплавили руду. придали ей форму. О каком свойстве металла идет речь?Вывод: металл Пластичный
3.Опыт на теплопроводность.
В выходной день захотели родителей порадовать кулинарными способностями пожарить мясо в сковороде. Почему мы можем пожарить мясо на сковороде ведь у нас между огнем и мясом возникает преграда слой металла. Что должно произойти со сковородой чтоб у вас получилось вкусное хрустящее мясо. В данном случае о каком свойстве металла может идти речь?
Металлы обладают теплопроводностью( в руках подержать металл)
4.Расширение металлов при нагревании.
Обратимся к учебнику с 101 Рассмотрите иллюстрации
Как вы думаете из чего изготавливают провода?
Какое время года изображено на первой иллюстрации?Что происходит с проводами? По какой причине провисли? Жарко Они как будто увеличились в размере. На второй иллюстрации что произошло с проводами? Натянулись как струны По какой причине холод.
Так что же происходит с проводами при нагревании?расширяются увеличиваются
Почему существует правило безопасности с электроприборами, что нельзя в розетку вставлять металлические предметы говорят убьет током. Гвоздь металлический,а все металлические предметы прекрасные проводники электрического тока. электропроводимый ток прошел по нему человека ударит током . Выяснили еще одно свойство металла.
испытывает металлы на примагничивание (магнит)
испытывает металлы на блеск
как вы считаете золото и серебро это металлы?Почему женщинам нравятся они т.к имеют блесе.
- Итак, давайте перечислим свойства, которыми обладают металлы.
Работа по тетради с 38 з 2.3.4. взаимопроверка..
III. Обобщение знаний.
Где же используются металлы и сплавы? (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)
Правильно. Что было бы, если бы люди не открыли металлы?
Где используются металлы вы узнаете, если прочитаете о свойствах металлов на стр.32–33.
Дети читают самостоятельно.
IV. Итог.
Металлы — основа многих видов производства деятельности человека.
V. Организация домашнего задания.
Дома выполните упражнение в р.т 5.6 на странице 38.