Урок по обществознанию в 11 классе «Экология и право»
Урок по обществознанию в 11 классе «Экология и право»
Урок расширяет знания учащихся в области права, правовой экологии, о видах экологических правонарушений и ответственности за них. Разработка сдеелана с учетом требований ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию в 11 классе «Экология и право»»
МБОУ « СОШ имени Карла Маркса»
Урок по обществознанию в 11 классе
Ольховая Л.С.,
учитель первой квалификационной категории
Тема урока: «Экология и право»
Чтобы сделать из людей хороших граждан,
им следует дать возможность проявить свои права
граждан и исполнять свои обязанности граждан.
С. Смайлс, английский писатель.
Тип урока: урок открытия нового знания с применением современных технологий. Вид урока: урок формирования способности к новому способу деятельности и расширения понятийной базы Технология: личностно – ориентированная, критического мышления Методы и формы обучения: метод - частично – поисковый, формы - беседа, выполнение дифференцированных заданий, работа в парах и группе, решение познавательных задач.
Цели:
Обучающая: Расширение знаний учащихся о особенностях экологии, экологическом праве, экологическом правонарушении и видах ответственности за него, предусмотренных законодательством. На этапе актуализации знаний осуществить межпредметные связи: литература, биология, география, история.
Развивающая: Развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умения вести грамотный диалог с преподавателем, анализировать события и давать им оценку, анализировать законы по теме , их качество.
Воспитательная:
Способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить учащихся с различными способами защиты экологических прав в социуме.
Решение нравственной задачи – воспитывать у учащихся уважительное отношение к природе, позитивное отношение к соблюдению законодательства об охране окружающей природы;
Развивать навыки коммуникативного общения при работе в группах.
Формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию
отношений между человеком и окружающей средой.
Задачи: Показать специфику нарушения экологического баланса в природе;
Помочь уяснить специфику экологических отношений; Ознакомить учащихся с различными способами защиты экологических прав; Подчеркнуть роль экологических обязанностей каждого гражданина в обеспечении экологических прав; Раскрыть суть экологических правонарушений и основных мер эколого - правовой ответственности
Развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умения вести грамотный диалог с преподавателем, анализировать события и давать им оценку, анализировать законы по теме , их качество.
Воспитательная:
Способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить учащихся с различными способами защиты экологических прав в социуме.
Решение нравственной задачи – воспитывать у учащихся уважительное отношение к природе, позитивное отношение к соблюдению законодательства об охране окружающей природы;
Развивать навыки коммуникативного общения при работе в группах.
Формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию
отношений между человеком и окружающей средой.
Оборудование:
Компьютер
Проектор, экран.
Файлы с демонстрационным материалом.
Файлы с тестами и практическими заданиями.
Карточки с заданиями для практической работы. Маршрутный лист урока. Ведомость достижений учащихся, таблица «Экологическое право», презентации на тему: «Живи, Земля!» Конституция РФ, задачи, тесты
Планируемые образовательные результаты:
Научиться осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты;
Формировать собственную точку зрения, выделять главное;
Объяснять, каковы составные части окружающей среды;
Характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ;
Называть основные способы защиты экологических прав граждан
Ход урока
№ п\п
Этап урока
Действия учителя
Действия ученика
Дополнительный материал
1
Организационный момент
Здравствуйте! 11 класс. Я рада видеть вниманье ваших глаз.
Я знаю, каждый
здесь сидящий - гений, но без
труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений! Мы начинаем наш урок.
Рефлексия
2
Стадия «Вызов»
Мотивация к деятельности (фон- щебетания птиц)
Свою принадлежность к определённой цивилизации люди ощущают через огромные пространства исторического времени. Вы хотите попробовать это прочувствовать?
1.Маленькая улочка небольшого городка в северной Европе. Узкие тротуары Дома, тесно прижатые один к другому. Моросит мелкий дождик. В лавчонку зашла домохозяйка в белом переднике с большой корзиной. На двери тренькнул колокольчик. Стук дождя сливается с боем часов на городской ратуше (Европейский город)
2Шумный арабский базар. Громко кричат торговцы ,хватают за полы одежды.
Воздух наполнен запахом пряностей. Слышна арабская музыка. С минарета раздаётся гортанный крик, призывающий мусульман на молитву. (Восточный город)
3Равнина с берёзовыми перелесками. Прохладный воздух, пахнет прелым сеном, прокукарекали петухи. Соседка зовёт подруг в поле.
Позвякивают медные колокольчики на шее у коров,
на пригорке деревянная избушка. (Российская деревня)
3
Стадия актуализации знаний
.Узнаем из СМИ, как планета живёт сегодня. Составим рейтинг событий по значимости за неделю Предлагаю вам записать 6 самых значимых новостей, на ваш взгляд, в порядке убывания и оформить в виде рейтинга событий. ( 2-3 учащимся задание было дано на дом)
Классу - поработать с текстом на экологическую тему по обществознанию
Экспертная группа анализирует информацию из СМИ. Подводит итог.
Класс работает с текстом из КИМОВ (ч.2) и делают вывод: обществоведы отдельные склонны считать, что будущего у планеты нет. Причина - активная хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение наших потребностей Учащиеся разрабатывают план действий
4
Стадия постановки проблемы урока
Учитель зачитывает отрывок из первоисточника «Мнение экологов планеты»
Делают вывод:
Учёные разошлись во взглядах по поводу прогресса. Есть мнение, что наше общество вступило на путь регресса, обострились глобальные проблемы. Экологи планеты ставят проблему существования человечества в будущем.
Обществоведы отдельные склонны считать. Что будущего у планеты нет Причина-активная хоз деятельность. Направленная на удовлетворение наших потребностей Учащиеся разрабатывают план действий.
Мнение экологов планеты:
«Мы склонны полагать, что глобальный замысел Создателя заключался в том, чтобы населить совершенный мир под названием Земля существами, которые в перерывах между войнами занимаются уничтожением полезных ископаемых и экологической системы планеты, стараясь как можно быстрее привести ее в негодность».
5
Стадия углубления и систематизации знаний и постановки проблемы урока
Предлагает просмотр видеоролика «Живи, Земля!» о губительном воздействии человека на природу. Ставит вопросы « Кому нравится жить на свалке?», Предлагает назвать проблемы экологии, поднятые в мультике
Перечисляют экологические проблемы. Вывод: люди захламили планету мусором, уничтожили многих животных, загрязнили реки…
Проводит экологический аукцион.
Пора действовать. Оптимизм нам поможет.
Делают вывод о бесконтрольном использовании человеком природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Отсюда основной принцип природопользования – принцип рационального (экологически обоснованного) использования ресурсов». Нарушается.
Вывод: надо быть юридически грамотными гражданами
6
Получение новых знаний, выявление затруднений, определение способа выхода из затруднений.
Работа с учебником Л. Боголюбова
Теперь нужно добыть информацию у правоведов . чтобы найти баланс между экологией и правом Сформулируйте тему урока Вопрос урока: можно ли защитить окружающую среду, не нарушая прав человека?
Работая с П, уточняют тему урока, составляют план по теме
1 Специфика отношения по использованию и охране окружащей среды
2 окружающая среда –совокупность компонентов окружающей среды
3 Право человека на благоприятную окружающую среду.
4.Экологические правонарушения и способы защиты экологических прав.
3 источники экологического права: Закон об охране окружающей среды (нормы)
По юридической силе источники экологического права делятся на конституции, законы и подзаконные акты. В основу построения, иерархической лестницы положен принцип юридической силы нормативного акта. Сила юридического акта зависит от того, какой государственный орган его принял.
Учитель предлагает учащимся выбрать из общего количества проблем подобные и конкретизировать, затем предложить конкретные меры для решения
Работают в группах.
Заполняют таблицу «Проблемы» и «Меры» по предложениям от каждой группы.
. Составьте схему «Иерархия источников экологического права»:
а) на уровне Федерации; б) на уровне субъектов Федерации.
. В ходе обсуждения учащимся предлагается, опираясь на текст ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», назвать компоненты природной среды, а также объяснить понятия «природный объект», «природно-антропогенный объект», «антропогенный объект».
Составляют схему «Иерархия источников экологического права»
Работают с извлечениями из первоисточников «Экологической доктриной Российской Федерации
( одобренной правительством в 2002 году), Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет окружающую среду как совокупность ряда компонентов: природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов
Иерархия источников экологического права.
По юридической силе источники экологического права делятся на конституции, законы и подзаконные акты. В основу построения, иерархической лестницы положен принцип юридической силы нормативного акта.
Сила юридического акта зависит от того, какой государственный орган его принял.
Обменяемся знаниями в парах. Что скажете о законодательной базе?
Участвуют в мини-дискуссии, выражают свое мнение.
Выводы:
Задание выполнено правильно, необходимо отметить, что учащиеся затронули почти все проблемы и выбрали основные меры, направленные на устранение нарушения.
Как показывает опыт, в 50% отмечаются меры, связанные с запретом, основанным на законных мерах, принимаемых к нарушителю природоохранного законодательства.
7
Работа с материалами из кейса учителя
А что же рядовые граждане? Граждане? Совершают ли они экологические правонарушения ? Приобретём навыки анализа конкретных деяний человека
Разбирают экологические ситуации. Делают вывод: граждане имеют права и обязанности, но регулярно нарушают Закон, засоряют среду обитания, нарушают правила охоты, рыболовства) Заполняют таблицу.
Делают вывод: к числу субъективных
факторов, влияющих на состояние окружающей среды, следует добавить еще два – экологическое невежество и экологический нигилизм. Невежество проявляется в незнании законов взаимодействия человека и среды, а нигилизм – в нежелании руководствоваться этими законами, как в экономической деятельности, так и в быту.
8
Итог урока
Подведём итог. Продолжи мысль: « Тогда суди сам себя, сказал король. - Если умеешь, значит ты мудр ( добавляют учащиеся).