kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по обществознанию в 11 классе «Экология и право»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок расширяет знания учащихся в области права, правовой экологии, о видах экологических правонарушений и ответственности за них. Разработка сдеелана с учетом требований ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию в 11 классе «Экология и право»»

МБОУ « СОШ имени Карла Маркса»

Урок по обществознанию в 11 классе

Ольховая Л.С.,

учитель первой квалификационной категории 


                         Тема урока: «Экология и право»

Чтобы сделать из людей хороших граждан,

им следует дать возможность проявить свои права

граждан и исполнять свои обязанности граждан.



С. Смайлс, английский писатель.

Тип урока: урок открытия нового знания с применением современных технологий.
Вид урока: урок формирования способности к новому способу деятельности и расширения понятийной базы
Технология: личностно – ориентированная, критического мышления                                                                     
    Методы и формы обучения: метод - частично – поисковый, формы - беседа, выполнение
дифференцированных заданий, работа в парах и группе, решение познавательных задач.

Цели:

Обучающая: Расширение знаний учащихся о особенностях экологии, экологическом праве, экологическом правонарушении и видах ответственности за него, предусмотренных законодательством. На этапе актуализации знаний осуществить межпредметные связи: литература, биология, география, история.

Развивающая: Развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и
самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умения вести грамотный
диалог с преподавателем, анализировать события и давать им оценку, анализировать законы по теме , их качество.

Воспитательная:

Способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить учащихся с различными способами защиты экологических прав в социуме.

Решение нравственной задачи – воспитывать у учащихся уважительное отношение к природе, позитивное отношение к соблюдению законодательства об охране окружающей природы;

Развивать навыки коммуникативного общения при работе в группах.

Формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию

отношений между человеком и окружающей средой.

Задачи:        
Показать специфику нарушения экологического баланса в природе;


Помочь уяснить специфику экологических отношений;     
Ознакомить учащихся с различными способами защиты экологических прав;        
Подчеркнуть роль экологических обязанностей каждого гражданина в обеспечении экологических прав;        
Раскрыть суть экологических правонарушений и основных мер эколого - правовой ответственности 

Развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и
самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умения вести грамотный
диалог с преподавателем, анализировать события и давать им оценку, анализировать законы по теме , их качество.

Воспитательная:

Способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить учащихся с различными способами защиты экологических прав в социуме.

Решение нравственной задачи – воспитывать у учащихся уважительное отношение к природе, позитивное отношение к соблюдению законодательства об охране окружающей природы;

Развивать навыки коммуникативного общения при работе в группах.

Формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию

отношений между человеком и окружающей средой.

  Оборудование:

Компьютер

Проектор, экран. 

Файлы с демонстрационным материалом. 

Файлы с тестами и практическими заданиями. 

Карточки с заданиями для практической работы. Маршрутный лист урока. Ведомость достижений учащихся, таблица «Экологическое право», презентации на тему: «Живи, Земля!» Конституция РФ, задачи, тесты

Планируемые
образовательные результаты:

Научиться осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты;

Формировать собственную точку зрения, выделять главное;

Объяснять, каковы составные части окружающей среды;

Характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ;

Называть основные способы защиты экологических прав граждан

Ход урока

№ п\п

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

Дополнительный материал

1

Организационный момент

Здравствуйте! 11 класс. Я рада видеть вниманье ваших глаз.

Я знаю, каждый

здесь сидящий - гений, но без

труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений! Мы начинаем наш урок.

Рефлексия


2

Стадия «Вызов»

Мотивация к деятельности (фон- щебетания птиц)


Свою принадлежность к определённой цивилизации люди ощущают через огромные пространства исторического времени. Вы хотите попробовать это прочувствовать?

Мы уже в пути.

Чувствуете, свою принадлежность к России?


Слушают звукозапись, выражают эмоции радости, патриотизм

1.Маленькая улочка небольшого городка в северной Европе. Узкие тротуары Дома, тесно прижатые один к другому. Моросит мелкий дождик. В лавчонку зашла домохозяйка в белом переднике с большой корзиной. На двери тренькнул колокольчик. Стук дождя сливается с боем часов на городской ратуше (Европейский город)

2Шумный арабский базар. Громко кричат торговцы ,хватают за полы одежды.

Воздух наполнен запахом пряностей. Слышна арабская музыка. С минарета раздаётся гортанный крик, призывающий мусульман на молитву. (Восточный город)

3Равнина с берёзовыми перелесками. Прохладный воздух, пахнет прелым сеном, прокукарекали петухи. Соседка зовёт подруг в поле.

Позвякивают медные колокольчики на шее у коров,

на пригорке деревянная избушка. (Российская деревня)




3

Стадия актуализации знаний


.Узнаем из СМИ, как планета живёт сегодня. Составим рейтинг событий по значимости за неделю Предлагаю вам записать 6 самых значимых новостей, на ваш взгляд, в порядке убывания и оформить в виде рейтинга событий. ( 2-3 учащимся задание было дано на дом)

Классу - поработать с текстом на экологическую тему по обществознанию


Экспертная группа анализирует информацию из СМИ. Подводит итог.

Итог: ( 1-е – политика, 2- рост цен, 3- пенсионный возраст, 4-я- здоровье, 5-е- терроризм.

Класс работает с текстом из КИМОВ (ч.2) и делают вывод: обществоведы отдельные склонны считать, что будущего у планеты нет. Причина - активная хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение наших потребностей Учащиеся разрабатывают план действий





4

Стадия постановки проблемы урока

Учитель зачитывает отрывок из первоисточника «Мнение экологов планеты»


Делают вывод:

Учёные разошлись во взглядах по поводу прогресса. Есть мнение, что наше общество вступило на путь регресса, обострились глобальные проблемы. Экологи планеты ставят проблему существования человечества в будущем.

Обществоведы отдельные склонны считать. Что будущего у планеты нет Причина-активная хоз деятельность. Направленная на удовлетворение наших потребностей Учащиеся разрабатывают план действий.

Мнение экологов планеты:

«Мы склонны полагать, что глобальный замысел Создателя заключался в том, чтобы населить совершенный мир под названием Земля существами, которые в перерывах между войнами занимаются уничтожением полезных ископаемых и экологической системы планеты, стараясь как можно быстрее привести ее в негодность».

5

Стадия углубления и систематизации знаний и постановки проблемы урока

Предлагает просмотр видеоролика «Живи, Земля!» о губительном воздействии человека на природу. Ставит вопросы « Кому нравится жить на свалке?», Предлагает назвать проблемы экологии, поднятые в мультике

Перечисляют экологические проблемы. Вывод: люди захламили планету мусором, уничтожили многих животных, загрязнили реки…


Проводит экологический аукцион.

Пора действовать. Оптимизм нам поможет.


Делают вывод о бесконтрольном использовании человеком природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Отсюда основной принцип
природопользования – принцип рационального (экологически обоснованного)
использования ресурсов».  Нарушается.

Вывод: надо быть юридически грамотными гражданами



6

Получение новых знаний, выявление затруднений, определение способа выхода из затруднений.

Работа с учебником Л. Боголюбова


Теперь нужно добыть информацию у правоведов . чтобы найти баланс между экологией и правом Сформулируйте тему урока Вопрос урока: можно ли защитить окружающую среду, не нарушая прав человека?


Работая с П, уточняют тему урока, составляют план по теме

1 Специфика отношения по использованию и охране окружащей среды

2 окружающая среда –совокупность компонентов окружающей среды

3 Право человека на благоприятную окружающую среду.

4.Экологические правонарушения и способы защиты экологических прав.

3 источники экологического права: Закон об охране окружающей среды (нормы)


По юридической силе источники экологического права делятся на конституции,
законы и подзаконные акты. В основу построения, иерархической лестницы положен
принцип юридической силы нормативного акта. Сила юридического акта зависит от
того, какой государственный орган его принял.


Учитель предлагает учащимся выбрать из общего количества проблем подобные и конкретизировать, затем предложить конкретные
меры для решения

Работают в группах.

Заполняют таблицу «Проблемы» и «Меры»
по предложениям от каждой группы.



Составьте схему «Иерархия
источников экологического права»:

а) на уровне
Федерации; б) на уровне субъектов Федерации.



. В ходе обсуждения учащимся предлагается, опираясь на текст ст. 1
Федерального закона «Об охране окружающей среды», назвать компоненты природной
среды, а также объяснить понятия «природный объект», «природно-антропогенный
объект», «антропогенный объект».      

    Составляют схему « Иерархия источников экологического права»

Работают с извлечениями из первоисточников «Экологической доктриной Российской Федерации

( одобренной правительством в 2002 году), Федеральный закон «Об охране
окружающей среды» определяет окружающую среду как совокупность ряда
компонентов: природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а
также антропогенных объектов

Иерархия источников экологического права.

По юридической силе источники экологического права делятся на конституции,
законы и подзаконные акты. В основу построения, иерархической лестницы положен
принцип юридической силы нормативного акта.

Сила юридического акта зависит от
того, какой государственный орган его принял.



Обменяемся знаниями в парах. Что скажете о законодательной базе?

Участвуют в мини-дискуссии, выражают свое мнение.

Выводы:

Задание выполнено правильно, необходимо отметить, что учащиеся затронули
почти все проблемы и выбрали основные меры, направленные на устранение
нарушения.

Как показывает опыт, в 50% отмечаются меры, связанные с запретом,
основанным на законных мерах, принимаемых к нарушителю природоохранного
законодательства.

7

Работа с материалами из кейса учителя

А что же рядовые граждане? Граждане? Совершают ли они экологические правонарушения ? Приобретём навыки анализа конкретных деяний человека


Разбирают экологические ситуации. Делают вывод: граждане имеют права и обязанности, но регулярно нарушают Закон, засоряют среду обитания, нарушают правила охоты, рыболовства) Заполняют таблицу.

Делают вывод:  к числу субъективных

факторов, влияющих на состояние
окружающей среды, следует добавить еще два – экологическое невежество и
экологический нигилизм. Невежество проявляется 
в незнании законов взаимодействия человека и среды, а нигилизм – в
нежелании руководствоваться этими законами, как в экономической деятельности,
так и в быту.


8

Итог урока



Подведём итог. Продолжи мысль: « Тогда суди сам себя, сказал король. - Если умеешь, значит ты мудр ( добавляют учащиеся).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по обществознанию в 11 классе «Экология и право»

Автор: Ольховая Лидия Сергеевна

Дата: 08.12.2017

Номер свидетельства: 443040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Модифицированная программа по экологии 8 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "modifitsirovannaia-proghramma-po-ekologhii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "103733"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402613376"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Модифицированная программа по экологии "
    ["seo_title"] => string(42) "modifitsirovannaia-proghramma-po-ekologhii"
    ["file_id"] => string(6) "103734"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402613531"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства