kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обществознания по теме "Экономика семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок помогает ответить на вопрос: зачем необходим бюджет?

Учит соотнести свои доходы и потребности,  понять, что для семьи первостепенно в данное время, быть бережливыми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания по теме "Экономика семьи"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»











Урок по теме:

«Экономика семьи»





7 класс





Учитель истории и обществознания



Артемьева Светлана Николаевна









Экономика семьи

Цели:

- подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи

- познакомить с новыми понятиями: обязательные и произвольные расходы, фиксированные и переменные доходы, бюджет.

- продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, выдержки из Трудового кодекса РФ, раздаточный материал.

1. Актуализация знаний.

На прошлом уроке изучали тему функции денег. Давайте вспомним:

1) Что такое деньги? (Деньги - это товар, выполняющий на рынке роль всеобщего товарного эквивалента)

2) Как раньше назывались бумажные деньги? (Ассигнации)

3) Назовите функции денег и приведите пример? (Мера стоимости - например, цена чего-либо; средство обращения - деньги пришли на смену бартеру; средства платежа - например, выплата заработной платы; средство накопления - сбережения в банке).

2. Изучение нового материала.

В начале изучения нового материала хочу познакомить вас с ситуацией, которая произошла в семье Петровых.

Вечером семья Петровых собралась за столом. Старший сын первым взял слово и потребовал от родителей купить новый планшет, обещанный ему ещё в начале месяца. «Нет, - возразила дочь, - завтра мы с папой идём покупать мне велосипед». Родители в замешательстве переглянулись: «А мы новую теплицу на дачу заказали». Вечер был безнадёжно испорчен.

Как избежать подобной ситуации? Ответ на этот вопрос нам поможет найти сегодняшний урок по теме «Экономика семьи».

У любой семьи есть своё хозяйство. Его элементами являются имущество и денежные средства. Для приобретения имущества и накопления денежных средств семья должна иметь стабильный доход. Запишем определение понятия доход.

Доход – это все денежные средства, получаемые семьёй из разных источников.

Задание классу: работая с материалом пункта 1 § 14, составьте схему «Источники доходов семьи»:

Заработная плата

Прибыль предприятия

Личное подсобное хозяйство

Процент по банковским вкладам

Социальные выплаты государства

Средства от сдачи внаём



Доход семьи бывает (записать в тетради):

Фиксированный -

установленный, не зависящий от качества труда


Переменный

доход, который увеличивается или уменьшается в зависимости от изменения количества и качества труда


Задание классу: определите, какой доход (фиксированный или переменный) составляют доходы семьи в составленной схеме:

Заработная плата

ф

Прибыль предприятия

п

Личное подсобное хозяйство

п

Процент по банковским вкладам

п

Социальные выплаты государства

ф

Средства от сдачи внаём

п



Задание классу: просчитайте фиксированные и переменные доходы семьи:

Зарплата папы

30000

Премия мамы

15000

Кредит на покупку туристической путёвки

50000

Пенсия бабушки

10000

Зарплата мамы

25000

Выигрыш в лотерею

1000

Прибыль от продажи клубники с дачного участка

7000

Стипендия брата

3000



Учащиеся определяют, какие доходы являются фиксированными, а какие переменными и считают (фиксированные доходы – 68 000 р, переменные – 73000 р)

Некоторые подростки хотят помочь своим родителям и заработать дополнительные средства для семьи. Устраиваясь на работу, нужно знать условия труда несовершеннолетних по Трудовому кодексу РФ.

Задание классу: работая в парах, изучить условия труда несовершеннолетних, используя дополнительный материал (выдержки из Трудового кодекса РФ) и найти ошибки в тексте.

Выдержки из Трудового кодекса:

  1. С 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время подросток может трудиться по договору, выполняя лёгкую работу.

  2. Продолжительность трудовой смены для 14-16-летних подростков, совмещающих труд с учёбой, не более 2,5 часов в день; для 16-18-летних – 3,5 часа.

  3. Ночной труд и сверхурочные работы запрещены.

  4. Оплачиваемый отпуск несовершеннолетним предоставляется до истечения шести месяцев в любое удобное время. Продолжительность отпуска удлиненная – 31 календарный день.

  5. Запрещается устанавливать подросткам испытательный срок.

Текст.

14-летнюю Золушку мачеха отправила на работу в супермаркет. Девочка должна была работать продавцом в торговом зале, а также помогать грузчикам на складе – переносить тяжёлые вещи. Отец Золушки ничего об этом не знал, так как дочь не хотела его расстраивать.

При приёме девочка устно обговорила условия своей работы с директором и приступила к исполнению обязанностей. Работала она с 6.00 до 21.00 5 дней в неделю – с понедельника по пятницу. Во время испытательного срока (в течение трёх месяцев) она должна была проявить себя, после чего хозяйка должна была принять решение: оставить Золушку на работе или уволить.

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал. Королевский повар придёт покупать продукты в выходные, поэтому тебе необходимо поработать дополнительно в субботу и воскресенье». Девочка не только проработала все выходные, но и осталась в ночную смену, чтобы выполнить задание хозяйки.

Золушка проработала в супермаркете год, и надеялась, что сможет получить оплачиваемый отпуск. Однако директор уехала отдыхать в тридесятое царство, а Золушку в отпуск не отпустила. Она сказала, что даст ей 2 недели, но только тогда, когда наймёт нового человека.

Ответы

  1. Закон допускает принятие на работу лиц, достигших 14-15 лет, только с согласия родителей (опекунов, законных представителей). Отец золушки должен был дать своё согласие, в ином случае это незаконно.

  2. Работа, на которую устраивается несовершеннолетний, не должна причинять вреда его здоровью.

  3. При приёме на работу между работником и работодателем составляется трудовой договор в письменной форме (в 2 экземплярах).

  4. Время работы несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет на должно превышать 4 часов в день.

  5. Несовершеннолетним испытательный срок не устанавливается.

  6. Запрещается применение труда несовершеннолетних ночное время и выходные дни.

  7. Ежегодный отпуск несовершеннолетних равен 31 календарному дню и предоставляется в удобное для несовершеннолетнего время.


Итак, у подростка есть возможность внести свой вклад в семейный бюджет. Что же такое бюджет семьи?

Понятие «бюджет» в переводе с английского «денежная сумка, кошелёк». В Англии бюджетом называли сумку, в которой министр финансов носил деньги и отчёты. Со временем словом бюджет стали называть отчёт министра финансов перед Парламентом.

А мы с вами запишем современное значение данного понятия:

Семейный бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и расходов семьи на некоторый период времени (месяц, квартал, год).

Задание классу: превратите определение понятия семейный бюджет в определение понятий: государственный бюджет, личный бюджет, бюджет предприятия.

Итак, семейный бюджет – это роспись предполагаемых доходов и планируемых расходов. Рассмотрим бюджет семьи Ивановых на декабрь месяц:

Доходы

Расходы

Зарплата родителей – 58.000

Продукты – 22.000

Пенсия деда – 9.000

Лекарства - 5.000

Стипендия сына – 3.000

Оплата жилья и коммунальных услуг – 7.000

Пенсия бабушки – 7.000

Транспорт – 4.000


Зимние сапоги маме – 10.000


Зимняя куртка деду – 6.000


Посудомоечная машина – 25.000


Билеты на концерт – 3.000


Телефон сыну – 20.000



Учащиеся считают доходы семьи - 77000 рублей и расходы 102000 рублей.

Какой вывод можно сделать? (Предполагаемые расходы больше, чем возможные доходы).

Что делать семье Ивановых в этой ситуации?

Ответ: 1. Увеличить доходы или 2. Уменьшить расходы, отказаться от части расходов.

От каких расходов семье можно отказаться? (От посудомоечной машины, билетов на концерт, от телефона).

Вы абсолютно правильно определили те расходы, от которых семья может отказаться, т. к. расходы бывают обязательные и произвольные. Читаем о них с 116.

Вернёмся к ситуации в семье Петровых. Как избежать ситуации, с которой столкнулась эта семья? (Необходимо составлять бюджет семьи).

Зачем необходим бюджет?

- чтобы соотнести свои доходы и потребности;

- чтобы понять, что для семьи первостепенно в данное время;

- чтобы сэкономить средства семьи;

- научиться быть бережливыми;

- чтобы договориться друг с другом о расходах.

Домашнее задание § 14.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок обществознания по теме "Экономика семьи"

Автор: Артемьева Светлана Николаевна

Дата: 12.06.2020

Номер свидетельства: 553181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Методическа разработка урочного занятия по теме: "Экономика семьи""
    ["seo_title"] => string(66) "metodicheska_razrabotka_urochnogo_zaniatiia_po_teme_ekonomika_semi"
    ["file_id"] => string(6) "655594"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1724945850"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Методические указания по выполнению самостоятельной работы по теме: "Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи". "
    ["seo_title"] => string(155) "mietodichieskiie-ukazaniia-po-vypolnieniiu-samostoiatiel-noi-raboty-po-tiemie-ekonomika-i-ekonomichieskaia-nauka-ekonomichieskiie-sistiemy-ekonomika-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "127083"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415269873"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект повторительно-обобщающего урока по обществознанию по теме "Экономическая сфера" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-povtoritiel-no-obobshchaiushchiegho-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-ekonomichieskaia-sfiera"
    ["file_id"] => string(6) "243692"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445786336"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "календарно-тематическое планирование обществознания 7 кл "
    ["seo_title"] => string(67) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-obshchiestvoznaniia-7-kl"
    ["file_id"] => string(6) "119413"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413400091"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Календарно-тематическое планирование  обществознания 7 кл"
    ["seo_title"] => string(62) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniieobshchiestvoznaniia7kl"
    ["file_id"] => string(6) "323229"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1461780351"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства