Урок – практикум с элементами технологии развития критического мышления
Тема урока: «Человек и его деятельность».
I Организационный этап
Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности.
Вызов –мозговой штурм, составление кластера «Что отличает человека от животных?» работа в парах
Зачем человек рождается?
3. Актуализация знаний
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
Что объединяет поговорки?
“Делом спеши, да людей не смеши”
“Кончил дело – гуляй смело”
“Веселись, играй, да дело знай”
“Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого”
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Высказывают свое мнение.
Выделяют слово дело, деятельность
Тема урока «Человек и его деятельность»
Записывают тему урока в листы разного цвета ПРО ЛИСТЫ!!!!
Высказывают свои варианты. Формулируют вопросы.
-Что такое деятельность?
-Какую роль играет деятельность в жизни человека?
4. Изучение нового материала
Что такое деятельность.
Посмотрите по сторонам. Нас окружают различные предметы, вещи.
- Кто создал все эти вещи?
Совершенно верно. Человек создает все, чего нет в природе. В течение всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой - либо деятельностью. А все, что сделано человеком, является результатом его деятельности.
- Что такое деятельность? Попробуем сформулировать определение.
- Назовите ассоциации (синонимы) связанные со словом деятельность.
Деятельность – преобразовательная активность человека. Назовите признаки этого понятия?
Приведите пример Д. Докажите, что это деятельность.
2.Отличие деятельности человека от поведения животных
Распределите картинки на слайдах в 2 столбика. Названия столбикам придумайте сами.
К деятельности относится | Поведение животных (к деятельности не относится) |
2347 | 156 |
Что лежит в основе поведения животных? Чем их активность отличается от трудовой деятельности человека?
3.Структура деятельности человека. Виды деятельности (практическая работа) Выполнить индивидуальные задания на листах разного цвета. Можно совещаться с соседом по парте.
4.Осмысление –инсерт (проверка результатов работы в группах). Выступление по 1 человеку.
5. Рефлексия. Возвращение к кластеру:
- Главные отличия человека от животных?
-Главное отличие деятельности человека от животных? (сознательная цель)
Сценка отрывок из сказки Л.Кэролла «Алиса в стране чудес». Эпизод встречи Алисы и Чеширского кота.
(деятельность человека начинается с постановки сознательной цели)
Приведите пример личностей, которые ставили цели и добивались их, несмотря на препятствия?
-Выполнение теста. Проверка теста. Самопроверка
6. Рефлексия- Оцени себя. Усвоил тему? Что помогло? Что мешало? Какая связь между нашим уроком и этой темой?
Составление синквейна
7. Домашнее задание- разноуровневое
Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек. А. Гельб
Тема урока________________________________________________________
1) Заполни таблицу (выпиши цифры в два столбика)
Деятельность человека | Поведение животного |
| |
За каждый правильный ответ- 1 балл
2)Прочитай параграф 3, страница 28-31 и заполни таблицу
Виды деятельности
Вид деятельности | Что дает личности человека? |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
3)Письменно выполнить - Стр. 31 Проверим себя- вопрос 2, 3
Тема урока________________________________________________________
1) Заполни таблицу. Придумай названия колонок таблицы и выпиши цифры в два столбика
За каждый правильный ответ- 1 балл
2)Прочитай параграф 3, страница 27-28 и заполни таблицу.
Прочитай диалог Алисы и Чеширского кота. С чего начинается деятельность человека? Запиши ответ в первую строчку таблицы. Продолжи работу самостоятельно
Структура деятельности
Компонент структуры деятельности | Приведи пример на примере деятельности ученика на уроке обществознания | |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
1)Всегда ли цель деятельности и результат совпадают? Почему? Приведи пример?
2) М.Е. Салтыков-Щедрин в известной сказке помещает на необитаемый остров двух генералов, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить…»
О какой деятельности идет речь в приведенном отрывке? Дайте характеристику её с точки зрения структуры деятельности. Оказались ли генералы способны к такой деятельности?
Выполни задания теста
В школе была организована акция «Управляй своим домом». Участники провели выборы в органы местного самоуправления, разработали и представили программы кандидатов, организовали их публичную защиту. Это пример деятельности:
Производственной 2)изобретательской
3)трудовой 4)игровой
2 )Учитель физкультуры в школе считает, что у Кирилла хорошие физические данные для занятия спортивной гимнастикой. Однако Кирилл не хочет заниматься спортом. Какое понятие характеризует способности Кирилла?
1) авторитет 2) талант 3)призвание 4)задатки
3)Верны ли суждения?
А. Деятельность человека имеет по преимуществу инстинктивный характер
Б. В процессе деятельности человек изменяет окружающий мир
1) верноА 2) Верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4) Установите соответствие: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Ответ запишите в таблицу
Примеры: виды деятельности
А) уборка квартиры 1) учение
Б) обучение на курсах иностранного языка 2) труд
В) приготовление обеда
Г) выполнение домашнего задания по мат-ке
Д) наблюдение за поведением птиц
Выполни задания теста
1)В школе была организована акция «Управляй своим домом». Участники провели выборы в органы местного самоуправления, разработали и представили программы кандидатов, организовали их публичную защиту. Это пример деятельности:
Производственной 2)изобретательской
3)трудовой 4)игровой
2 )Учитель физкультуры в школе считает, что у Кирилла хорошие физические данные для занятия спортивной гимнастикой. Однако Кирилл не хочет заниматься спортом. Какое понятие характеризует способности Кирилла?
1) авторитет 2) талант 3)призвание 4)задатки
3)Верны ли суждения?
А. Деятельность человека имеет по преимуществу инстинктивный характер
Б. В процессе деятельности человек изменяет окружающий мир
1) верноА 2) Верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4) Установите соответствие: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Ответ запишите в таблицу
Примеры: виды деятельности
А) уборка квартиры 1) учение
Б) обучение на курсах иностранного языка 2) труд
В) приготовление обеда
Г) выполнение домашнего задания по мат-ке
Д) наблюдение за поведением птиц