Урок по обществознанию проведен в 9 классе. Цель урока:познакомить учащихся с социальными правами человека в правовом социальном государстве-достигнута. Учащиеся выявляли социальные права при работе с Конституцией РФ.Срставили определение "Социальное государство" из признаков и черт. На этапе рефлексии учащиеся составили синквейн .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе "Социальные права человека" »
Конспект урока «Социальные права человека»
Цели урока:
1,Повторить определения права.
2,Дать характеристику социальным правам человека: на жилище, на охрану здоровья, на социальное обеспечение.
3,Работа с терминологией: право, социальное государство, декларация, конвенция,
4,Конституция – основной закон государства.
5,Воспитывать правовую культуру.
Тип урока:
Комбинированный урок(с использованием беседы лекции,конспектирования, работы в парах).
Оборудование урока:
Конституция Российской Федерации
учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова
презентация «Социальные права человека»
План:
1. Введение.
2. Социальное государство: определение, черты и задачи
3. Направления социальной политики государства
4. Система источников социального обеспечения
5 РФ – социальное государство
6 Социальная политика государства (работа в парах по Конституции РФ).
7Социальные права человека
8. Синквейн «Соц. права»
9. Задание на дом
Ход урока
1. Работа учителя.
Слово «право» ( лат justitia (правда, справедливость), ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает разрешить конфликты, устанавливая чёткие правила поведения.
Итак: право – система общеобязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определённых нормах (запись в тетрадь)
Назовите известные вам основные документы по правам человека
1 Всеобщая декларация прав человека. (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10. 12. 1948.)
ДЕКЛАРАЦИЯ – рекомендация, международный договор, не имеющий обязательной силы. Конвенция о правах ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.)
КОНВЕНЦИЯ – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
Конституция РФ – основной закон государства. (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Почему????
ВЫПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ
понятие, черты «социальное государство»: Государство, которое проводит активную социальною политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения, защиту социальных прав и свобод, на предотвращение и успешное разрешение общественных конфликтов называется СОЦИАЛЬНЫМ.
Источники права
РФ – соц. государство
За последнее десятилетие в нашей стране принимались законы и постановления конкретизирующие конституционные нормы, законодательно установлен минимум оплаты труда, выплачиваются пенсии, пособия, повсеместно созданы службы занятости, при которых открываются различные курсы профессиональной переподготовки.
4. Работа с содержанием Конституции РФ.
Статья 7,40,41, 39
7. Выступления обучающихся.
Право на жилище (статья 40) Наличие жилья – необходимое условие нормальной жизни любого человека. 1. никто не может быть произвольно лишён жилища.-что никакие органы или высокие чины по своему усмотрению, чем бы они ни оправдывали свои намерения, не могут лишить человека жилья. Это возможно лишь в строго ограниченных случаях предусмотренных Законом.
2 регулируется участие органов государства в жилищном строительстве. «Поощряют» – значит, помогают выдачей льготных кредитов и другими мерами тем, кто взялся своими силами улучшать или строить своё жильё. Сегодня предоставлена возможность приватизировать квартиру, которая в своё время была получена от государства, то есть превратить её в частную собственность. Став полноправным собственником своего жилья, человек получает возможность его продать, обменять, завещать, сдать в наем и т. д.. Постепенно в нашей стране складывается рынок жилья ИПОТЕКА
Здоровье под охраной закона. (статья 41, 42) Здоровье людей – одна из высших ценностей общества. Каждый человек, прежде всего, сам должен заботится о своём здоровье. В законодательстве многих стран предусмотрено право на охрану здоровья. В статье 41 Конституции РФ сказано следующее (обучающиеся зачитывают ст.41,42)
Право на социальное обеспечение. (статья 39) В нормально развивающемся обществе большинство людей сами могут и должны разрешать свои проблемы. Но есть категории людей, которые нуждаются в общественной поддержке и защите -это инвалиды и пожилые граждане, многодетные семьи, неполные семьи, потерявшие кормильца. Особое право на попечение и помощь имеют материнство и младенчество. Этим категориям людей согласно Конституции выплачиваются пенсии и социальные пособия.
Среди групп населения по отношению к которым гарантируются особые меры охраны и помощи, выделяются дети и подростки. В международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах говорится о том, что дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону.
Во Всеобщей декларации прав человека (статья 25) говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для подержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости».
Наше государство пока не может гарантировать каждому такой жизненный уровень. Прежде всего гарантированные государством выплаты очень скудны. Нынешняя пенсия по старости не может обеспечить не только достойного уровня жизни пожилым людям, но в большинстве случаев даже прожиточного минимума. А ведь многие из этих людей, трудом которых ещё в недавнем прошлом создавались общественные блага, не в состоянии сегодня обеспечить себе дополнительный доход. В тяжёлом положении оказались многодетные и неполные (с одним родителем) семьи, инвалиды. Да и работающие на государственных предприятиях и в учреждениях также испытывают немалые трудности: заработки более чем скромные, да и выплачиваются с задержками. Конечно, причины такого положения кроются в первую очередь в наших экономических трудностях. Откуда государство берёт средства для социальных выплат? Их основным источником являются налоговые поступления от предприятий и работающих граждан. Но много ли может выплатить предприятие, у которого одни убытки, или человек получающий маленькую зарплату? Не секрет, что в ряде случаев предприятия, как впрочем, и отдельные граждане скрывают свои истинные доходы от государства, а, следовательно существенно занижают сумму обязательных налоговых выплат.
Вывод:
Необходимыми условиями выполнения социальных задач являются: оздоровление экономики, подъём производства, совершенствование налоговой системы, реформы пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и других областей социальной сферы.Однако проведение таких преобразований требует всесторонней продуманности и тщательного анализа всех возможных последствий, поскольку затрагиваются интересы значительной части населения.