Урок для 9 класса «Религиозные объединения в России» дает возможность учащимся познакомиться с историей возникновения и развития религии, а также с особенностями распространения в России православия, ислама, буддизма. Так что же такое религия? Даже в научном мире сложилось более 70 различных определений понятия «религия». У каждого в душе свое мироощущение, свое понимание, свое отношение, т.к. каждый из нас индивидуален. Тип урока-комбинированный с элементами игры. Форма организации урока-групповая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Религиозные объединения в России »
Урок по теме: Религиозные объединения в России
Класс: 9
Форма организации урока: групповая.
Тип урока - комбинированный (изучение нового материала с элементами игры). Методы и приёмы обучения по признаку источника получения учащимися знаний:
частично поисковый (самостоятельная поисковая деятельность, работа с научно - познавательной литературой);
проблемный метод (учитель ставит познавательную задачу и при активном участии учащихся решает её).
Методы и приёмы организации практической работы:
метод демонстрации;
метод мозговой атаки;
метод формирования и закрепления знаний.
Межпредметные связи:
география - работа с контурной картой, картой;
история - история возникновения религий;
литература — чтение стихов.
обществознание, история до формирования понятий: религия; религиозное верование; атеизм.
Оснащение урока:
карта «Религии народов России»;
контурные карты;
компьютер, проектор;
научно-познавательная литература: История мировых религий/ Рук. авт. кол. Н.В. Шабуров. М., 1996; Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996; Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1996, др.
-раздаточный материал.
Цели и задачи урока:
Общие:
Образовательные:
а) систематизировать знания о видах религии;
б) развивать самостоятельную поисковую работу с научно — познавательной литературой;
г) укреплять межпредметные связи.
Познавательные:
а) познакомить учащихся с историей возникновения и развития религии;
б) с особенностями распространения в России православия, ислама, буддизма.
Учащиеся заранее поделены на три группы: «Атеисты», «Философы», «Теологи».
Учитель: Здравствуйте ребята. Садитесь по удобнее. Наш урок cсегодня будет не совсем обычным. А в чем именно его необычность вы ответите мне в конце урока.
Предлагаю начать наш урок с выступления (имя).
Стихотворение читает ученик.
Звон волшебный льётся над землёю,
Благодать накрыла всю станицу
И народ спешит к воротам храма,
Чтоб Святой Матроне поклонится.
К ней идут и с радостью, и с горем,
К ней идут с последнею надеждой,
С просьбой сокровенной и слезами –
Пусть Господь всех нас услышит грешных.
А над куполами отблеск солнца,
Голуби гуляют по дорожкам,
Помоги Блаженная просящим,
Дай им облегченья хоть немножко.
Я же попрошу здоровья близким,
Дай им Дорогая жизни долгой,
Для меня они всего дороже,
Просьбу лишь одну мою исполни.
Свечи перед образом мерцают,
Ладанка у батюшки дымится,
Я прошу заступницу Матрону
Там за нас на небе помолиться...
Вечереет, птицы умолкают,
Солнце за деревьями садится,
У ворот открытых храма денно
Молится уставшая станица.
И так, вы прослушали замечательное стихотворение, в котором кроется тема нашего сегодняшнего урока! Пусть каждый постарается озвучить свои мысли (ответы учеников).
А теперь, открываем тетради, записываем число и тему урока «Религии народов России» (записать в тетрадь).
2.Актуализация знаний и введение новых понятий:
Учитель:
- Сейчас, я предлагаю вам высказать свое мнение по ряду вопросов, проведем небольшой тест:
Считаете ли вы себя верующим человеком?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Связываете ли вы происходящие в настоящее время негативные процессы в обществе с разрушением религиозных традиций?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Связываете ли вы ухудшение состояния окружающей среды с разрушением религиозных традиций?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Поможет ли религиозное образование повлиять на оздоровление окружающей общества и среды?
А) да
Б) нет
В) Не знаю
Учитель:
Вашему вниманию предлагаются результаты социологического опроса, представленные на карточках. В 2006 году верили в Бога 95% жителей Африки, 97% Латинской Америки, 91% США, 89% Азии, 88% Западной Европы, 42,9% россиян.
Учитель: Давайте вместе проанализируем эти данные. Какой вывод мы можем сделать?
Какова духовная культура народов, населяющих территорию.
В трудные минуты своей жизни человек всегда обращался к Богу. А бывают ли моменты в вашей жизни, когда вы вспоминаете о нем?
Учитель: Начиная со второй половины 80-х годов XX века, после 70-летнего преследования и забвения, религия открыто входит в нашу жизнь. Каким образом? Приведите примеры, (ответы учеников).
Учитель: Вы много привели примеров, но означает ли это все, что религия, открыто войдя в нашу жизнь, также вошла и в наше сознание? Всегда ли действия, поступки и поведение людей в современной жизни являются следствием их внутренних убеждений? Не отдают ли многие сегодня просто дань своеобразной моде на религию?
Учитель: А как вы считаете, что происходит в нашем обществе? (Ответы учащихся)
Порой следование этой «моде» бывает слепым, безрассудным и происходит часто просто от незнания каких-то религиозных норм, правил, идей. И, может быть, просто кто-то носит нательный крестик поверх платья или джемпера не из-за собственного тщеславия, а просто потому, что ему никто не объяснил, что крестик носят на теле...» А может быть, не хватает людям знаний о религии?
Учитель: Так что же такое религия? Даже в научном мире сложилось более 70 различных определений понятия «религия». У каждого в душе свое мироощущение, свое понимание, свое отношение, т.к. каждый из нас индивидуален. Ребята дома я вас просила найти ответы, как понимают религию атеисты, философы, теологи; что думают о ней ученые. (Ответы учащихся).
Ученик: атеисты (а - частичка отрицания, theos (греч.) — бог) религию считают иллюзией и фантастикой и отвергают любую религию.
Ученик: Философы дают определение религии как мировоззрение и мироощущение, которые основываются на вере в богов и «священного» начала, которое находится за чертой «естественного», недоступного понимания человека, т. е. скорее отрицают наличие высших сил.
Учитель: - А как вы понимаете слово «фантастическое»? Какие предметы обихода нашей жизни показались бы фантастическими человеку, живущему 100, 150 лет назад? (Ответы учащихся).
Учитель: Ну а, что нам скажут теологи?
Ученик: Теологи (theos (греч.) - Бог, logos - наука), т.е. богословы религию часто называют просто верой.
Ученик: Итак, мы выделили три главных направления в определении понятия «религия», а какое определение ближе вам? На мой взгляд, очень важно отметить, как к религии относится ученый мир. Общеизвестны факты, что Кеплер, Ньютон, Пастер, Павлов и др. не видели противоречий между религией и естествознанием.
Учитель: Давайте запишем определение религии в тетрадь. (запись в тетрадь)
Учитель: Какие религии традиционно исповедуются народами России? (ответы учащихся)
Учитель: А какие из них являются мировыми? (ответы учащихся).
Учитель: Какая из них самая древняя? (ответы учащихся).
Учитель: Ребята на доске начерчена таблица перечертите ее в тетради и заполните с помощью дополнительной литературы.
1 группа - Христианство
2 группа - Ислам
3 группа - Буддизм
Записав в тетради после обсуждений особенности каждого типа религии, представитель группы выходит к доске и кратко записывает их в таблице и поясняет свои записи.
Задание:
Заполните таблицу.
Мировые
религии
Время
возникновен
ИЯ
Основатель
Записи,
книга
Храм
Основные районы распространения
Христианство
Ислам
Буддизм
Учитель: Ребята, у вас на парте есть справочный материал посмотрите, и ответьте, как распределилось население по количеству верующих в Росси? (ответы учащихся)
Учитель: Как вы думаете, почему данные религии названы мировыми? А кроме мировых, какие ещё вы знаете религии? (ответы учащихся).
Учитель: А теперь рассмотрим карту «Религии народов России» рис. 231 и, к каким религиям относятся народы России, (работа с картой)
Учитель: У вас на столе есть контурные карты, отметьте на картах районы распространения основных религий в России, (работа с контурными картами).
Учитель: Давайте познакомимся с вами с основными этапами формирования религий в России. На уроке у нас с вами работают журналисты. Предлагаем им слово.
А вы в это время составляете кластер (набор ключевых слов по теме) по каждому докладу.
а/. Заслушиваются сообщения «Краткая история православия в нашей стране»
б/. Заслушивается сообщение «Другие христианские конфессии»,
в/. Заслушивается сообщение «Ислам в России».
г/. Заслушивается сообщение «Буддизм на территории РФ»,
д/. Заслушивается сообщение «Иудаизм в России»
е/. Другие традиционные и нетрадиционные верования в России.
Первичное повторение и введение новых понятий в систему уже изученного.
Учитель: Поблагодарим наших журналистов за проделанную работу! Идля того, чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю составить синквейн. Давайте вспомним, что такое синквейн.
Итак, синквейн - это 5 (строк записать в тетрадь):
Название, ключевое слово;
Два прилагательных, относящихся к определяемому слову;
Три глагола;
Фраза или предложение, имеющая(щее) термин первой строки;
Синоним первой строки.
Учитель: Пусть каждый из вас составит синквейн к слову религия или к одному из видов религии.
Подведение итогов урока и задание на дом.
Рефлексия: Учащиеся самостоятельно заполняют опросные листы.
Я узнал(а)....
Я понял(а)...
Я удивлён(а)...
Домашнее задание: Мозговой штурм: Ребята я вам раздам карточки с домашним заданием, вам будет нужно ответить письменно на поставленный вопрос.
«Кораблекрушение. В живых осталось только три человека, разного вероисповедания: мусульманин, женщина - христианка и мужчина буддийской веры. Прошёл некоторый период относительно спокойной жизни, но время от времени стали возникать конфликтные ситуации на религиозной почве, причём они стали регулярными и вести к самоуничтожению».
Что делать? Как найти выход из сложившейся ситуации, учитывая интересы трёх вероисповеданий и придерживаясь общепринятых человеческих норм?