Урок обобщения знаний в форме деловой игры "Я - гражданин"
Урок обобщения знаний в форме деловой игры "Я - гражданин"
Урок направлен на формирование важнейших компетентностей современного человека: гражданской, коммуникативной. Содержание темы и форма проведения даёт возможность использования в работе классного руководителя 6- 9 кл.,помогая решать задачу формирования активной гражданской позиции и правового сознания, способствует развитию гражданской инициативы и гражданской ответственности; развивает умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли. Через игру ученик овладевает гражданской компетентностью для выполнения социальной роли гражданина страны
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения знаний в форме деловой игры "Я - гражданин" »
Урок обобщения знаний в 7 классе в форме деловой игры «Я - гражданин»
Цели: - формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся;
- формирование активной гражданской позиции и правового сознания; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;
- развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Класс делится на 3 группы – команды. Формирование групп – по желанию ребят.
Форма проведения: игра проходит в форме конкурсов. В каждом конкурсе три этапа. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Оформление: презентация; репродукция памятника Минину и Пожарскому; выставка лучших сочинений «Достойные граждане Отечества – это…»
Вступительное слово: Изучая историю, мы видим, какой долгой, мучительно-трудной, но в то же время и прекрасной была история человечества! Что же нас ждет в будущем? Мы – россияне. Нас не может не волновать судьба России. О ней рассуждают философы, поэты, политики, чиновники, ваши родители и вы сами. Будут ли люди умножать силы зла или создавать добро? Многое зависит от того, какой выбор сделает каждый из вас - будет ли он в жизни обывателем или будет любить, переживать, действовать, протестовать, потому что не может быть равнодушным, он – Гражданин. Эпиграфом к нашей игре пусть будут слова Байрона «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может»
Игра проходит по этапам. К каждому этапу на экране демонстрируются слайды. Учитель объявляет задания и отведенное время на его выполнение (2 – 3 минуты на каждый этап, последний конкурс 5-7 мин).
Конкурс «Наша Родина»
Распростёрлись в дымке синей
Величавые края -
Это ты, моя Россия
Свет мой, Родина моя!
Если же враги посмеют
К нам прийти из-за морей,
Только брови потемнеют
У твоих богатырей.
Равной нет тебе по силе,
У тебя везде друзья, -
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!
1.Официальное название.
Задача командам: из представленного перечня выбрать официальное название нашей страны
2.Территория.
Задача командам: выбрать из предложенного набора страны, граничащие с Россией и указать, где именно они граничат.
Дополнительно можно назвать столицы этих стран, имена их руководителей.
Австралия - Канберра
Япония - Токио
Великобритания - Лондон
Германия - Берлин
Китай - Пекин
Финляндия - Хельсинки
Казахстан - Астана
Индия - Дели
Монголия - Улан- Батор
Белоруссия - Минск
3.Население.
На экране перечень народов, проживающих в России
Задача командам: назвать те из них, которые имеют свою государственность в составе Российской Федерации (республики). Дополнительно можно назвать столицы этих республик. Татарстан – Казань, Башкортостан – Уфа, Якутия – Якутск, Чувашия – Чебоксары, Чеченская – Грозный, Калмыкия – Элиста.
Конкурс «Овеянные славой герб наш и флаг»
Учитель: Во всем мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны. Происходит это, потому что эти символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами наша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знаменами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит и они выстоят. И душа наполняется гордостью за своё Отечество. Человек гордится Родиной, значит, готов помогать ей, защищать её.
На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть разными. Но исторически сложилось так, что государство имеет 3 основных символа: Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.
Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Но важно не только знать, как они выглядят, но и понимать их символику.
1.Государственный флаг.
На экране флаги
Задача командам: определить принадлежность флагов.
Дополнительно: что означают цвета флага
2.Государственный гимн
Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по одной строчки всех трёх куплетов гимна РФ.
Задача командам: так сложить эти строчки, чтобы получился текст гимна. Дополнительно: назвать авторов гимна
3.Государственный герб
России герб, в суровый год рожденный,
Ты – символ жизни. Мира и труда.
Лучами солнца ярко озаренный,
Герб нашей Родины, ты дорог нам всегда.
Как символ вечности Руси - орёл.
Он виден издалёка
Гордись гербом своим. Народ.
Стране великой жить в веках!
На экране изображение герба РФ с недостающими деталями.
Задача командам: необходимо найти ошибки, допущенные в изображении.
Дополнительно: что означают элементы герба.
Конкурс «Преступление и наказание»
Учитель: « От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Это суровое предостережение пришло в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Осознание того, что «это…» может быть необратимо, трагично, непоправимо, приходит потом, когда оказываешься в местах не столь отдаленных.
Учитель зачитывает фрагмент письма подростка из исправительной колонии: «Вокруг все смеялись. У меня, конечно, тоже было много памятных и весёлых дней. Но только я начинаю о них вспоминать, как перед глазами появляется тот самый «отоваренный» нами мужик, который лежал в луже крови. Но как же жить с этим…»
К сожалению, такое раскаянье бывает запоздалым, когда уже приходится отбывать наказание, отвечать за свои поступки. Французский писатель Оноре де Бальзак сказал: «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать – закон». Давайте посмотрим, как мы знаем законы.
1.Уголовное наказание.
На экране перечислены формы наказаний. Необходимо выбрать те наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации: лишение свободы, ссылка, высылка, предание публичному позору, штраф, четвертование, избиение плетьми, смертная казнь, бессрочная каторга, конфискация имущества.
Правильный ответ (на экране): лишение свободы, штраф, смертная казнь, конфискация имущества.
2.Возраст
Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные возрастные категории: 12 лет, 14 лет, 16 лет, 18 лет
Учитель перечисляет преступления. Командам поднимать карточку с возрастом, с которого начинается уголовная ответственность за названное преступление
Преступления: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кража, грабёж, вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, незаконный оборот наркотиков, хулиганство, угон автомобиля, умышленное уничтожение или повреждение имущества, хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения ( с 14 лет),
бандитизм, получение взятки (с 16 лет)
3. Обстоятельства
Команды получают карточки:
А) отягчающее обстоятельство
Б) смягчающее обстоятельство
В) освобождает от ответственности
Г) никак не учитывается
Задача команд: во время перечисления различных обстоятельств совершения преступления поднимать соответствующие карточки
Обстоятельства:
-совершение преступления в группе (отягчающее обстоятельство)
-явка с повинной (смягчающее)
-несовершеннолетие виновного (смягчающее)
-необходимая оборона ( освобождает)
-совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее)
-наличие заболевания у обвиняемого (никак не учитывается)
-совершение преступления в состоянии нервного и психического расстройства (аффекта) (смягчающее)
-отказ от преступления (освобождает от ответственности)
Конкурс «Гражданин – Отечества достойный сын»
Учитель: Человек рождается, чтобы жить. И главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья, любимые книги, природа - такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой постоянной любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. «А что такое гражданин?» - спрашивает русский поэт Некрасов. И отвечает: «Отечества достойный сын!» Как вы думаете, можно ли назвать гражданином Отечества только того, кто защищал Родину с оружием в руках? Или гражданин – это только выдающаяся личность?
( ребята рассказывают о том, кого считают достойными гражданами; учитель зачитывает фрагменты сочинений «Достойные граждане Отечества – это…»)
Учитель: Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Родины, на благо своего народа.
Кто, служа великим целям век.
Жизнь свою всецело отдаёт
На борьбу за брата-человека,-
Только тот себя переживёт. (Некрасов)
1. Права и свободы гражданина
Представьте, что вам предложили создать законы для нового государства. Перечислите 5 прав, которые, по вашему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в стране.
( ответы участников команд)
2.Обязанности гражданина
На экране перечень обязанностей.
Задача командам: назвать те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны.
Обязанности: соблюдать законы; платить налоги; состоять в рядах какой-либо политической партии; быть членом профсоюза; работать на предприятии, защищать Отечество; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к памятникам истории и культуры; учиться, получать образование.
3. Я - гражданин « Мой сегодняшний вклад в развитие России»
Мы к будущему готовимся.
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!
Мы видим себя входящими
В грядущие времена.
Как клятву произносящими:
«Я твой гражданин, страна!»
Задание командам: Разработать программу деятельности для своих сверстников: « Мой сегодняшний вклад в развитие России»