Цель:
-определение места России в глобальном мире;
-развитие умения аргументировать свою точку зрения;
-воспитывать уважение к истории и ценностям России;
Средства:
-презентация «Российская цивилизация»;
-диск «Гибель империи», фильм;
-несколько ноутбуков, если занятие не проводится в компьютерном классе;
-мультимедийный проектор;
Субъектный опыт учащихся:
-знания по теме «Цивилизации»: цивилизация, черты цивилизации, первичная цивилизация, вторичная цивилизация, периферийная цивилизация, западники, славянофилы, теория локальных цивилизаций,
Ход урока:
- В современном мире отношение к России очень противоречиво. Сегодня мы будем обсуждать важную для всех нас тему «Российская цивилизация»
- повторим: что такое «цивилизация», первичная, вторичная, периферийная.
- 1 слайд. Определите цель нашего занятия:
Каково место России в мире? (2 слайд)
В глобальном мире необходима самоидентификация, чтобы не раствориться, не потерять себя, сохранить, а не попасть в сети глобализации.
Сегодня мы не будем выяснять Россия – это Запад или Восток, проигнорируем спор западников и славянофилов. Мы пойдем другим путем, попытаемся выявить место России в мире, выделяя особенности нашей цивилизации.
Следующий этап работы в группах. Деятельность по инструкции (3 слайд)
-Обсудить черты российской цивилизации
-Выделить особенности российской цивилизации
-Каждой группе приготовить электронный список-отчет «Особенности российской цивилизации» в программе Word.
-Сохранить отчет на электронном носителе
-Передать электронный носитель на центральный компьютер.
После окончания работы: каждая группа следит за представлением отчетов, выявляем действительно особенные черты, одинаковые подчеркиваем. Выступающие повторяют уже названные черты кратко, объясняют отличные от других.(все фиксируется на 4 слайде)
5 слайд. Сравним черты, предложенные вами, с особенностями, которые выделяют ученые. Выделяем сходные черты.
Какие же черты определяют самобытность цивилизации?
Сейчас мы послушаем сообщение о русской идее и продолжим искать ответ на главный вопрос: каково место России в мире.
Подготовленное выступление ученика с презентацией (Приложение 2).
Что же главное в российской цивилизации. Поищем подсказку у философов-историков, которые создавали и развивали теории локальных цивилизаций. В верхнем правом углу экрана документ Word. «Теория локальных цивилизаций» (Приложение 1). Что же является главным в самобытности цивилизации, культурно-историческом типе – религиозные ценности.
Россия – православная цивилизация (6 слайд), ее считают периферийной по отношению к Византии. Какое же наследство получили наши предки? (просмотр отрывка из фильма «Византийский урок» 1.30-4.23)
Уникальность России в православии. Это, в первую очередь нашло отражение в культуре, в частности, в литературе. Назовите русских писателей, известных во всем мире. Почему их произведения читают? Они поднимают и раскрывают самые важные вечные вопросы. Один из самых известных Ф.М. Достоевский. Вот что написал о нем философ-богослов, причисленный к лику святых, преподобный Иустин (7 слайд):
«Достоевский – для всех всечеловек, и всем он родной: родной сербам, родной болгарам, родной грекам, родной французам, родной он всем людям на всех континентах.
…Достоевский сумел увидеть тайну Европы, пророчески возвестив закат ее культуры…
Россия сумеет спасти современный мир от духовной катастрофы и тупика…»
Какое же место занимает Россия в мире? В чем ее особенность? Каково ее предназначение? Для чего она существует?(8 слайд) (Ответы учащихся)
Выполнена ли цель урока?
Домашнее задание: Напишите страничку для детского журнала о российской цивилизации.