Тип уроков:урок общеметодологической направленности.
Цели урока:
Образовательная: показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры.
Развивающие: развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.
Воспитательные: способствовать формированию у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности молодого поколения.
Ресурсы: схемы, раздаточный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Молодежь в современном обществе»
Учитель: Цирихова В.Д.
Предмет: обществознание
Класс: 11
Дата: 30.04.2021г.
Тема: «Молодежь в современном обществе».
Тип уроков:урок общеметодологической направленности.
Цели урока:
Образовательная: показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры.
Развивающие: развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.
Воспитательные: способствовать формированию у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности молодого поколения.
Ресурсы: схемы, раздаточный материал.
Ход уроков
I. Организационный момент
Подростки сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим. Они спорят с родителями, вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание.
Это сказал древнегреческий философ Сократ (470-399 гг. до н. э.).
Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.
Тема урока: «Молодежь в современном обществе».
План уроков
1. Молодежь как социальная группа.
2. Процесс социализации молодежи.
3. Молодежная субкультура.
II. Изучение нового материала
1. Молодежь как социальная группа
В самом общем виде молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе:
При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и деятельности.
-Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития? Найдите ответ на этот вопрос на с. 125 учебника.
Примерный ответ.
1. Углубление труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями.
2.Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже.
3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.
Молодежь как специфическая социально-демографическая группа имеет свою социальную структуру. Рассмотрим схему:
Социальная структура молодежи
-Предположите, какие основные психологические особенности имеет молодежь.
Примерный ответ.
1.Заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи.
2.Происходит осознание своего Я.
3.Происходит осмысление своего места в жизни, родителей, друзей, окружающего социума.
4.Наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.
5.Подростки осознают свою неповторимость и уникальность.
6.Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.
2. Процесс социализации молодежи
Как же идет процесс социализации, взросления? С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?
Разделитесь на три группы и, работая с учебником, охарактеризуйте и проанализируйте процесс социализации молодежи; определите проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодежи.
Первая группа - гражданское совершеннолетие (пункт 2 § 13).
Вторая группа - образование и профессиональная подготовка (пункт 3 § 13).
Третья группа - начало трудовой деятельности (пункт 4 § 13).
Вопросы для первой группы
1.С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
2. Какие права и свободы получает молодой человек?
3.С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?
4. Что означает полная правоспособность?
5. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?
6.Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?
Вопросы для второй группы
1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
2. На каких принципах строится образование в нашем обществе? Считаете ли вы их справедливыми?
3. Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?
4. Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.
Вопросы для третьей группы
1.В каком возрасте молодой человек может заключать трудовой договор?
2. Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?
3. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
3. Молодежная субкультура
Легко ли быть молодым?
Итак, не так уж легко быть молодыми… Трудности социализации связаны с тремя главными обстоятельствами:
•несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;
•несовпадением старого стиля руководства «родительства», ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаются ребенком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизическим взрослением;
•противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.
Молодежная субкультура обладает:
• своим языком;
• особой модой;
• искусством и стилем поведения.
Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.
Попробуем нарисовать основные черты молодежной субкультуры.
III. Итог урока.
Разделитесь на группы. Участники групп получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:
• «Яйца курицу не учат» («Родители»);
• «Молодо-зелено» («Старшее поколение»);
• «Молодым везде у нас дорога!» («Молодежь»).
Домашнее задание.
Выучите § 13, написать ЭССЕ на тему «Современная молодежь - какая она?».