kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Духовный мир личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать представление учащихся о духовном    мире личности как важнейшей ценности.

Основные понятия: духовный мир, духовность, интеллигентность.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с понятием духовного мира личности, показать его связь с    формированием пирамиды ценностей.

2. Воспитывать гуманизм, уважение к  общечеловеческим ценностям, способствовать формированию активной жизненной позиции.

3. Развивать умение выполнять тесты, анализировать  статистический материал, вести дискуссию, аргументировать собственную позицию. Готовить  учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проверочный тест к уроку»

Проверочный тест


А1. Уровень научного познания, на котором из наблюдений и эксперимента выявляются факты:

1) теоретический 2) религиозный

3) эмпирический 4) мифологический


А2. Культуру, включающую в себя широко распространенные произведения анонимных творцов, называют:

1) народной 2) контркультурой

3) субкультурой 4) элитарной


А3. К христианству относится религиозное направление:

1) конфуцианство 2) иудаизм

3) суннизм 4) протестантизм


А4. Процесс усвоения индивидом социальных норм общества называется:

1) образованием 2) социализацией

3) приспособлением 4) адаптацией


А5. Религия выполняет функции

1) политическую 2) мировоззренческую

3) коммуникативную 4) терапевтическую

5) релаксации


А6 Элемент культуры, являющийся как системой объективных знаний, так и непосредственной производительной силой общества:

1) образование 2) наука

3) техника 4) искусство


А7. Ранняя форма религии, связанная с верой в возможность воздействия на объекты путем заклинания:

1) магия 2) тотемизм

3) анимизм 4) знахарство


А8. Обобщенные представления о природе, обществе, человеке, отражающие целостное восприятие мира, составляют суть понятия:

1) самосознание 2) рефлексия

3) мировоззрение 4) мышление


A9. Искусство отражает мир через:

1) теории 2) гипотезы

3) символы 4) понятия

5) образы

А10. Наиболее полное воплощение социального начала в человеке обозначается понятием:

1) индивид 2) индивидуальность

3) личность 4) уникальность


А11. Формула «искусство для искусства» характеризует специфику:

1) экранной культуры 2) субкультуры

3) элитарной культуры 4) массовой культуры


А12. Любая религия основана на:

1) практике общественной жизни 2) вере в единого бога

3) идее о конце света 4) вере в сверхъестественное


А13. Образование в современном обществе характеризуется

1) непрерывностью образования

2) обязательностью получения высшего образования

3) контролем государства за содержанием образования

4) обязательным запоминанием большого объема информации


А14. Культура, присущая только определенной социальной группе, проявляющаяся в особых чертах поведения и сознания, называется:

1) обычаем 2) народной культурой

3) традицией 4) субкультурой


А15. Любой церковной организации свойственно:

1) участие в политической жизни общества

2) активное участие в экономической жизни общества

3) моральное влияние на общество

4) активное участие в школьном образовании


Просмотр содержимого документа
«к уроку»

Тело-корабль,

а душа - его кормчий.


Платон.

Душа человека

– первый двигатель тела.


Аристотель.

Дух – целостность

мышления,

деятельности, чувства.


К.Ясперс.


Духовное это все умственные и нравственные силы человека, ум, воля, совесть, т. е. то, что является сугубо личным достоянием человека.


В.Даль.

Каковы веки, таковы и человеки.

пословица.


Душа, в которой отсутствует мудрость – мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.


Абу-Аль-Фарадж.

Просмотр содержимого документа
«план урока»

Ханты-мансийский автономный округ-Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ваховская общеобразовательная средняя школа»

















Урок обществознания

11 класс

Тема «Духовный мир личности»











Учитель: Нигматулина Г.В.












Ваховск

2014 год

Урок обществознания

11 класс

Тема: Духовный мир личности





Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать представление учащихся о духовном

мире личности как важнейшей ценности.

Основные понятия: духовный мир, духовность, интеллигентность.

Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с понятием духовного

мира личности, показать его связь с

формированием пирамиды ценностей.

2. Воспитывать гуманизм, уважение к

общечеловеческим ценностям, способствовать

формированию активной жизненной позиции.

3. Развивать умение выполнять тесты, анализировать

статистический материал, вести дискуссию,

аргументировать собственную позицию. Готовить

учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.


Методическое оснащение урока: высказывания о духовном мире личности, презентация «Духовный мир личности», проверочные тесты, учебник обществознания для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова, раздаточный материал «Пирамида ценностей»;

Эпиграф: «Духовность – это визитная карточка человека достойного во всех отношениях. Ее отсутствие - это катастрофа для личности и общества в целом»;

Физминутка: 1. Где живет душа? - Здесь.

2. Куда она стремится? - Ввысь.

3. Крылья у нее есть? - Есть.

4. Ценность для нее? – Жизнь.


Структура урока:

  1. Организационный момент (мотивация).

  2. Проверка знаний по пройденной теме (тестирование)

  3. Актуализация знаний и целеполагание.

  4. Изучение нового материала.

  5. Первичное закрепление.

  6. Систематизация и обобщение новых знаний, подведение итогов.

  7. Организация домашнего задания.

  8. Рефлексия.


Ход урока:


Этап урока

№ п\п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


ИКТ

1.

Организационный момент.

Вступительная беседа: - Сегодня мы будем вести разговор на серьезную тему. Для начала вспомните: Какую сферу жизни общества вы изучали на последних уроках? (духовную)

- Что включает в себя духовная сфера жизни общества? (науку, образование, религию. искусство).- С какими пройденными темами связана эта сфера? В этом году вам предстоит сдать экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ. Проверку д\з мы проведем в форме тестирования.

Цель: актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа.


2.

Проверка знаний по пройденной теме.

Тестирование из ЕГЭ части А (15 вопросов). Проверка и коррекция знаний, выставление оценок. (ограничить время)

Цель: научиться выполнять тесты с вариантами ответов.

Выполнение тестов, проверка.

Слайд 1. Ключ

к тесту.

3.

Актуализация знаний и

целеполагание.

Определение темы урока через беседу. Чтобы определить тему урока отгадайте загадку: «Что у человека в сердце, а у зайца в пятках» (душа) - Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? Записать тему в тетрадь.

– А что такое душа? Душой часто называют внутренний мир личности. А тема нашего урока: Духовный мир личности (.Работа с эпиграфом урок)

-Что значит быть достойным человеком?

Проблема: почему бездуховность – катастрофа для личности и общества?

Цель: определить цели и тему урока.



Работа с загадкой.




Фронтальная беседа.



Анализ эпиграфа урока.







Слайд 2. Тема урока и эпиграф.

4.

Изучение нового материала.

Видный русский философ Г.Федотов писал: «дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура- венец и цель мироздания» - Что означает термин социализация?

.(повторить термин социализация). В юности происходит процесс «человеческого самостроительства», объект которого «духовный мир человека»

- А что составляет ДМЛ? (потребности, знания, чувства, интеллект, способности и пр). ДМЛ - целостная индивидуальная характеристика человека, совокупность его темперамента, интересов, способностей, интеллекта. (в тетрадь) Духовность – способность жить идеалами, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Духовность связана с личностью, а она с обществом. О чем гласит пословица: «Каковы веки – таковы и человеки».

На ДМЛ накладывают отпечаток: традиции, духовные ценности общества, особенности 21 века.

Микроитог: Как связаны ДМЛ и общество? (физминутка)

Человек творит себя сам. Фундамент ДЖЛ – познание, на основе познания формируется интеллект, знания окрашивают эмоции и чувства, духовными маяками являются ценности. А совокупность лучших, благородных личностных качеств индивида – интеллигентность.(в тетрадь). Работа с учебником по термину интеллигентность. Очень важен нравственный облик личности. (критерии духовной культуры) Дискуссия: «Хорошо ли это?» (с.367,2)

Микроитог: Что же главное в ДМЛ? (ценностные ориентации)

Цель: формирование

понятий по новой теме.




Работа в тетради.




















Анализ пословицы.

Физминутка.




Работа в тетради.


Работа с учебником стр.367 зачитать 1 абзац. (анализ прочитанного)

Дискуссия: «Хорошо ли это?» (с.367,2)











































Слайд 3.

Критерии

духовной культуры личности

5.

Первичное закрепление

Именно ценностные жизненные ориентации – это то, что вы выносите из школы в своей душе. Работа в группах: составить на доске пирамиду ценностей, объяснить порядок расположения. (сравнить с пирамидой ценностей учителя).

- А кого из современных выдающихся деятелей культуры или науки, политики можно соотнести с этой пирамидой?

- А можете ли вы соотнести себя с этой пирамидой? Чего еще вам нужно достичь, чтобы ей соответствовать? (работа со статистическим материалом)

Микроитог:

От чего зависит формирование духовного мира человека?

(от ценностей общества, особенностей времени, образования, семьи, ценностных ориентаций)



Цель: составить пирамиду ценностей и объяснить порядок расположения в ней.


Работа в группах: составление на доске пирамиды ценностей



Цель: научиться анализировать статистический материал.

Анализ задания С-7 из ЕГЭ.









Слайд 4.

Пирамида ценностей







Слайд 5.

Задание С-7


6.

Систематизация и обобщение знаний, подведение итогов урока.

Высшее в человеке – нравственность интеллекта. Соединение морали, высокого и действенного интеллекта, достижений культуры и есть основа выбора духовных ценностей. Важную роль в развитии духовного мира личности играет ее готовность к самоотдаче и саморазвитию. Какой из этого следует вывод? Человек – кузнец своей судьбы, а судьба в огромной степени зависит от духовного богатства личности. - Почему же бездуховность – катастрофа для человека и общества? Человек без души, без морали, без ценностей не человек.

Цель: решить проблемное задание, подвести итоги урока.









Дискуссия:

. - Почему же бездуховность – катастрофа для человека и общества?
















Слайд 6.

Евтушенко о личности.

7.

Организация домашнего задания. Написать эссе на тему: «Много есть чудес на свете, человек – их всех чудесней» (Софокл)

Индивидуальные темы: В шар земной упираясь ногами, солнца шар над головой несу. Я как мост меж землею и солнцем.

Запись домашнего эссе в тетрадь.

Слайд 7.

Домашнее эссе.

8.

Рефлексия.

- Оцените урок, прошел ли он с пользой для вас?

- Над чем он заставил вас задуматься?

- Что бы вам хотелось изменить в себе?

- Что больше затронула тема урока: ум или душу?

Всех благодарю за урок.

Цель: дать оценку уроку.


Реализация на уроке требований к уровню подготовки выпускника средней школы по обществознанию:

  1. Понимание социальной сущности человека, основанной на соотношении норм и ценностей общества.

  2. Знание основ духовной жизни человека.

  3. Умение оценивать действия личности с точки зрения норм и ценностей общества.

  4. Применение гуманитарных знаний в решении заданий ЕГЭ.

Просмотр содержимого презентации
«Духовный мир личности»

Ключ к тесту А1- 3 А9- 3,5 критерии оценки: А2- 1 А10- 3 «5» - 15 А3- 4 А11- 3 «4» - 14-12 А4- 2 А12- 4 «3» - 11-8 А5- 2,3,4 А13- 1 «2» - 7 и меньше А6- 2 А14- 4 А7- 1 А15- 3 А8- 3

Ключ к тесту

А1- 3 А9- 3,5 критерии оценки:

А2- 1 А10- 3 «5» - 15

А3- 4 А11- 3 «4» - 14-12

А4- 2 А12- 4 «3» - 11-8

А5- 2,3,4 А13- 1 «2» - 7 и меньше

А6- 2 А14- 4

А7- 1 А15- 3

А8- 3

Духовный мир личности Духовность – визитная карточка человека достойного во всех отношениях. Ее отсутствие – катастрофа для личности и общества в целом.

Духовный мир личности

Духовность – визитная карточка человека достойного во всех отношениях. Ее отсутствие – катастрофа для личности и общества в целом.

Критерии духовной культуры личности

Критерии духовной культуры личности

  • Активное творческое отношение к жизни.
  • Готовность к самоотдаче и саморазвитию.
  • Постоянное обогащение своего духовного мира.
  • Система ценностных ориентаций.
Пирамида ценностей человек жизнь достоинство свобода знания семья патриотизм Земля труд мир

Пирамида ценностей

человек

жизнь достоинство свобода

знания семья патриотизм

Земля труд мир

С7 В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам предлагалось ответить  на вопрос: «Что важнее всего в молодости?».  Полученные результаты представлены в таблице (в %).  Какие приоритеты молодого возраста указало большинство респондентов? Как принадлежность к различным социальным группам влияет на их приоритеты? Сформулируйте две таких зависимости.   Вариант ответа Пожить в свое удовольствие мужчины 16 Сделать карьеру, получить хорошую работу женщины лица с высшим образованием Создать семью и родить детей 46 15 13 38 лица со средним образованием 36 лица, имеющие образование ниже среднего 12 49 49 38 16 42 Все опрошенные 46 31 13 53 41 46

С7 В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты представлены в таблице (в %). Какие приоритеты молодого возраста указало большинство респондентов? Как принадлежность к различным социальным группам влияет на их приоритеты? Сформулируйте две таких зависимости.

Вариант ответа

Пожить в свое удовольствие

мужчины

16

Сделать карьеру,

получить хорошую

работу

женщины

лица с

высшим

образованием

Создать семью и родить детей

46

15

13

38

лица со

средним

образованием

36

лица, имеющие образование ниже среднего

12

49

49

38

16

42

Все опрошенные

46

31

13

53

41

46

Людей неинтересных в мире нет
  • Людей неинтересных в мире нет

Их судьбы – как история планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Е.Евтушенко

Домашнее эссе Много есть чудес на свете, Человек - их всех чудесней.  Софокл.

Домашнее эссе

Много есть чудес на свете,

Человек - их всех чудесней.

Софокл.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок "Духовный мир личности"

Автор: Нигматулина Галина Владимировна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135261

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Презентация на тему "Духовный мир личности""
    ["seo_title"] => string(45) "prezentatsiia_na_temu_dukhovnyi_mir_lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "505116"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1553783896"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по обществознанию на тему "Духовный мир личности.""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_po_obshchestvoznaniiu_na_temu_dukhovnyi_mir_lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "581216"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1621679325"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок окружающего мира  "Посмотри в свое "зеркало"" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-posmotri-v-svoie-zierkalo"
    ["file_id"] => string(6) "178683"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424870461"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки" (тема по самообразованию учителя)"
    ["seo_title"] => string(97) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhmuzykitiemaposamoobrazovaniiuuchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "267670"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450436449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства