Урок обществознания 5 класс.
Учебник О.Б. Соболева, О.В. Иванов.
ТЕМА: «Твои классные друзья»
ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать представление учащихся о дружбе.
Задачи.
Предметные:
- сформировать вводное представление об обществе;
- знание основных нравственных понятий, правил;
- показать учащимся возможность и необходимость правильного выбора друзей;
Метапредметные:
-способность сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную;
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
Выполнять в повседневной жизни этические нормы.
Личностные:
- научить определять для себя значимые личностные ценности;
- формировать умение сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Учебник, мультимедиа, пословицы и поговорки о дружбе.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Новая тема:
Эпиграф: « Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника».
А.П. Чехов.
- Ребята, о каких отношениях между людьми идет речь в словах Антона Павловича Чехова?
- Конечно, Чехов писал о дружеских отношениях, построенных на взаимной поддержке и уважении.
Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность и преданность. Нет народа, у которого не было бы легенд, притч и пословиц о дружбе.
(Притча)
А вот, что же такое дружба, чем она отличается от других человеческих отношений и привязанностей, какими качествами должен обладать настоящий друг, все это мы и должны выяснить на нашем сегодняшнем уроке.
-Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Дружба - это привязанность между людьми, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорят «Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты»
- Вы согласны с этим? (обсуждение)
- Ребята, а у кого из вас есть друзья? Давайте попробуем с вами составить словесный портрет друга.
(составление словесного портрета)
- А теперь мы познакомимся с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина и ответим на такие вопросы:
- Для чего человеку нужен друг?
- Почему рельсы всегда рядом?
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
Ф. Кривин (ответы на вопросы с обсуждением)
- Итак, ребята мы выяснили, что практически у каждого из вас есть друзья, вы узнали мнение писателя Феликса Кривина, а теперь выполните задание.
На доске записаны определения понятия друг. Выберите одно, с которым вы согласны, второе, которое на ваш взгляд, является неточным или неверным. Докажите свою точку зрения. А можете также дать свое определение друга.
- Друг - это тот, кого нам вечно не хватает.
- Друг - это тот, кто встанет вместо меня.
- Друг - это тот, вместо кого встану я.
- Друг- это тот, с кем можно помолчать.
- Друг - это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.
(ответы и дополнения учащихся)
- Дружба учит, бескорыстной заботе о благе другого, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.
Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
Физминутка (дети выполняют в парах).
Немного отдохнём.
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).
-Ребята, вы знаете, что в нашей стране все имеют право на получение бесплатного образования, независимо от своего места проживания, материального положения или состояния здоровья. Среди учащихся российских школ немало детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие нарушения в физическом или психическом развитии, которые не могут самостоятельно жить в обществе, учиться в обычных классах. Но таким людям характерна готовность максимально использовать имеющиеся у них способности. Среди них много таких, кто добился успехов в творчестве, труде и даже в спорте.
-Давайте вместе прочитаем стихотворение Скороходовой Оли, которая в детстве в результате болезни потеряла зрение, слух, забыла речь. А самоотверженный труд сотворил чудо – она снова научилась говорить, познавать мир и, даже стала преподавателем. (стр.39 учеб).
- Как Оле удавалось иметь связь с миром?
- Нам с вами следует помнить, что только постоянное внимание, поддержка и взаимопомощь помогут людям с особыми потребностями чувствовать себя полноценными и здоровыми людьми.
- - Потрогайте руки друг друга.
- Что можно о них сказать?
- - Пожмите дружески руки друг другу.
- Что вы чувствуете?
- - Ребята, ученики Павлышской школы (на Украине), где директором работал выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский, выработали «Законы дружбы».
- Мне бы хотелось, чтобы вы познакомились с ними и возможно это поможет кому -то найти друга или сохранить уже имеющуюся дружбу.
- Ребята, вы знаете, что в нашей стране живут люди разных национальностей и культур. Даже школа и ваш класс, тоже состоят из людей самых разных национальностей. И в течении многих столетий народы России жили в мире и согласии. На следующем уроке я вам предлагаю провести фестиваль культур народов России. Вам надо подготовить рассказ и рисунки, посвященные культуре одного из народов России. Обратитесь за помощью к вашим родителям.
- Оцените свою работу и всего класса на уроке (оценочные листы лежат на партах)
Характерные черты
Я
Класс
Добросовестно
Аккуратно
Кое-как
Старательно
Небрежно
Без интереса
Увлеченно
Спустя рукава
С любовью
По приказу
IV.Подведение итогов: Что вы узнали о дружбе и друзьях на сегодняшнем уроке?
V.Домашнее задание:
1.Пар.6, вопросы и задания стр. 42
2.Составить свод правил для тех, кто стремится стать хорошим другом.