Сформировать представления учащихся о нормах-принципах, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Показать роль международного права в регулировании отношений между народами и его влияние на национальное законодательство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема:" Всеобщая декларация прав человека."»
Метод мозгового штурма
9 класс
Тема урока: Всеобщая декларация прав человека.
Цели урока:
Сформировать представления учащихся о нормах-принципах, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Показать роль международного права в регулировании отношений между народами и его влияние на национальное законодательство.
Развивать аналитическое мышление, умения характеризовать содержание статей Всеобщей декларации прав человека; доказывать, в чем особенно сильно проявилась гуманистическая направленность Всеобщей декларации прав человека; объяснять смысл основных понятий; высказывать свою точку зрения. Развивать коммуникативные компетенции - умения работать в группах, учиться прислушиваться к мнению других, участвовать в дискуссии. Информационные компетенции – умения выбирать нужную информацию из различных источников, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, определять главные особенности, работать с документами и анализировать их, сопоставлять и сравнивать разные данные.
Воспитывать у учащихся активную гражданскую позицию, интерес к обществознанию.
Ход урока: Сегодня мы с вами будем использовать метод мозгового штурма, который позволит нам найти решение проблемного вопроса, касающегося соблюдения прав человека в современном обществе. Проблема прав человека сопутствует всей истории человечества. Права человека всегда связывались мыслителями с взаимоотношениями личности и власти.
В наши дни для большинства стран права человека являются высшей ценностью, признанной мировым сообществом.
В 1945г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН), для поддержания мира и безопасности, предотвращения угрозы миру и подавления агрессивных устремлений. В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включает около 50 международных договоров и деклараций. Особое место среди них занимают документы, получившие название «Хартия прав человека» или «Билль о правах человека». Эти документы имеют различную юридическую силу. Так положения декларации являются нормами рекомендациями, положения же пакта обязательны для исполнения государствами, которые ратифицировали данное соглашение. 10 декабря 1948г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Всеобщая декларация прав человека содержит широкий перечень прав человека и выступает в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы, все государства.
План.
Общечеловеческие правовые документы.
Всеобщая декларация прав человека.
Классификация прав человека.
Класс делится на четыре группы. Каждая группа рассматривает, анализирует определенную группу прав в Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека и выполняет задания карточки. (8-10 минут)
1 группа - гражданские права.
2 группа – политические права.
3 группа – экономические права.
4 группа – социальные права.
Выступление групп, (три-четыре минуты) анализ и оценка позиций.
Обобщающий вывод: Всеобщая декларация прав человека-это общечеловеческий идеал права, к которому должны стремиться все народы и все государства. Всеобщая декларация прав человека имеет огромное значение еще и потому, что:
Она используется как стандарт поведения и берется за основу при составлении обращений к правительствам с требованием соблюдать права человека;
Она получила статус закона в соответствии с рядом международных и региональных соглашений и договоров;
Со времени создания она оказала огромное влияние на конституции, законы и решения судов во многих странах и на работу международных организаций.
Мозговой штурм: из класса выбирается секретарь, группа аналитиков из числа учащихся. Секретарь должен фиксировать все идеи на доске, а аналитики обсуждают и отбирают идеи. Количество аналитиков может быть разным, на усмотрение учителя, от 2-х, 3-х до 10-15 учеников. На мой взгляд, лучше небольшое количество группы аналитиков – примерно 2-4 ученика, так легче будет проходить обсуждение и отбор идей. Остальные учащиеся высказывают свои идеи, по очереди. Учителю необходимо объяснить, что при высказывании учащимся своей идеи, остальные ученики не должны оценивать, критиковать или перебивать его. Также важно отметить, что все идеи, даже если они кажутся абсурдными на первый взгляд, должны фиксироваться на доске.После того, как все предложения будут записаны на доске, начинается отбор наиболее удачных идей. Отбор предложений можно провести несколькими способами: 1) голосованием – поднятием рук; 2) команда аналитиков - заранее выбранные из учеников класса (три-четыре ученика);
При голосовании за каждое предложение, важно очень быстро подсчитывать голоса. Таким образом, идеи, набравшие наибольшее количество голосов – остаются. Но здесь есть существенный недостаток – много уходит времени на подсчет и оценивание идей.
Второй способ отбора идей наиболее оптимальный, так как заранее отобранные аналитики имеют достаточно времени обсудить и отобрать наилучшие идеи. Количество отобранных идей может быть не более пяти-семи. Важно, чтобы при отборе идей аналитики и учащиеся знали критерии.
По нашему мнению, использование метода «мозгового штурма» в силу его простоты, позволяет привлечь в работу, заинтересовать, всех учащихся и в том числе, очень слабых учеников. Данный метод способствует развитию умений анализировать, сравнивать, систематизировать информацию, решать проблемные задания. Таким образом, формируются коммуникативные, проблемные, личностные компетенции.
Проблемный вопрос мозгового штурма: как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы не нарушались права человека?
1. Повысить правовую культуру граждан, через СМИ.
2. увеличить количество часов по праву в школах.
3. Создать бесплатные юридические консультации.
4. Увеличить количество образовательных программ по праву на телевидении.
5. Создать в каждой школе правовую комиссию из учеников.
6. Проекты по праву.
7. Создание сайта для школьников.
Закрепление изученного материала.
1.Существует утверждение: «Твои права кончаются там, где начинаются права другого человека»
Как вы это понимаете? Согласны ли вы с этим суждением?
2.Немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) писал: «Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть».
Согласны ли вы с этим утверждением? Ответ аргументируйте.
3.Вольтер писал: «Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказать».
Какое право защищал французский философ?
Домашнее задание: 1)написать письмо уполномоченному по правам ребенка в РФ П. Астахову, с описанием конкретных нарушений в своем муниципалитете.2) создать групповой проект по защите прав ребенка.
Методическая рекомендация: это коллективный метод решения задач, дает возможность развивать идеи. Данный метод развивает у учащихся творческое, абстрактное, критическое мышление, позволяет добиться раскрепощения сознания учащихся. Таким образом, данный метод способствует развитию проблемной, коммуникативной компетенций, т.к. формирует умения решать проблемные задачи, находить разнообразные способы решения, учит учащихся не бояться высказывать свои мысли, снимает страх перед критикой и возможностью ошибиться; метод развивает умения высказывать свою точку зрения, выслушивать и уважать мнения одноклассников.