Цель: познакомить с источниками доходов населения, причинами неравенства людей в получаемых ими доходах; характеризовать экономическую политику государства по поддержке малоимущих граждан.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Распределение доходов»
Урок 28.
Тема: Распределение доходов
Цель: познакомить с источниками доходов населения, причинами неравенства людей в получаемых ими доходах; характеризовать экономическую политику государства по поддержке малоимущих граждан.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий прожиточный минимум, потребительская корзина; раскрывать причины неравенства доходов населения; называть источники доходов граждан; объяснять необходимость перераспределения доходов; приводить примеры социальной политики государства; называть экономические меры социальной поддержки населения в современной России; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений других людей; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества; развитие навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования, творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник,
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
Тест. Проверка выполнения задания.
III. Введение в новый материал
Среди социологов XIX в. бытовала точка зрения, что бедность не только зло, но и благо. Это необходимый элемент укрепления социального порядка, поскольку очищает общество от наименее приспособленных граждан. Справедлива ли данная позиция? Почему возникает неравенство доходов? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Тема урока «Распределение доходов».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
IV. Работа по теме урока
1. Доходы граждан и прожиточный минимум
— Что такое доход?
(Ответы учеников.)
Действительно, доход — это денежные средства, полученные за определенный период времени.
— Работая с п. 1 § 24 учебника, определите источники доходов граждан.
(В ходе выполнения задания составляется схема.)
— Работая с п. 1 § 24 учебника , определите состав потребительской корзины.
(Проверка выполнения задания.)
Между бедными и богатыми находится средний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.
Запись в тетради
Уровень жизни — это количество материальных благ, характеризующее степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей.
Основные компоненты стандарта уровня жизни населения:
1) состояние здоровья;2) уровень дохода;3) жилищные условия;4) домашнее имущество;5) культурный уровень;6) условия труда и отдыха;7) платные услуги;8) социальные гарантии.
— Какой из компонентов вы считаете наиболее важными? Почему?
(Ответы учеников.)
— Предположите, какие факторы могут привести человека к бедности.
(В ходе выполнения задания составляется перечень.)
• потеря трудоспособности и инвалидность;• низкий уровень образования и квалификации;• высокая нагрузка иждивенцев в семье;• молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда;
3) политические:
• политический кризис и распад страны;• военные конфликты;• вынужденная миграция.
(Проверка выполнения задания.)
Традиционно уязвимые группы населения:
• родители-одиночки (главным образом одинокие матери), воспитывающие несовершеннолетних детей;
• молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения;
• безработные (особенно лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени);
Почему в государстве есть богатые и бедные? Почему доходы граждан не равны?
3. Перераспределение доходов
— Как вы думаете, почему проблема бедности должна беспокоить все страны?
(Ответы учеников.)
— Работая с п. 3 § 24 учебника, определите, как работает государственный механизм регулирования неравенства доходов.
(Проверка выполнения задания.)
Вопросы для дискуссии
— Не приведут ли такие меры к потребительскому отношению со стороны неимущих?
— Снижают ли государственные выплаты стремление людей работать?
— Бедность — это состояние, в которое люди впадают добровольно (например, ленятся усердно работать) или когда люди оказываются за чертой бедности помимо своих желаний (например, в период экономического кризиса)?
(Проводится мини-дискуссия.)
4. Экономические меры социальной поддержки населения
Мы рассмотрели, как действует государственный механизм регулирования неравенства доходов. Этот механизм включает и меры по социальной поддержке населения.
- Работая с п. 4 § 24 учебника и интернет-ресурсами, определите основные меры по социальной поддержке населения.
(В ходе выполнения задания составляется перечень.)
Экономические меры социальной поддержки:
1) регулирование доходов населения:
• установление гарантированного минимума заработной платы;• налоговое регулирование (взимание налогов с производителей, с личных доходов граждан);• различные индексации — увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен;
2) перераспределение доходов через государственный бюджет:
• аккумуляция денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;• предоставление социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и т. п.;• финансирование системы социальной защиты.
(Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов урока
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
— Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 207 учебника.
(Проверка выполнения заданий.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 24 учебника.
2. Выполнить одно из заданий рубрики «В классе и дома» на с. 207 учебника (на выбор).