kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. 1.7

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей и обучающихся.

Предлагаю краткий конспект по обществознанию. Содержание соответствует «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения  ЕГЭ по обществознанию». Здесь изложен материал, который будет полезен для обучающихся  в подготовке к урокам и к сдаче ЕГЭ по обществознанию, даны краткие ответы на все вопросы, которые могут встретиться на ЕГЭ. «Человек и общество» является одним из базовых блоков курса обществознания, и занимает одно из ведущих мест в экзаменационных работах. Материал максимально удобен для ознакомления и изучения данного элемента кодификатора: сначала даётся краткое содержание темы, а затем более подробное изложение по материалам сайта sosnovo-school. Это позволяет более продуктивно использовать время при подготовке и к экзаменам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Свобода и необходимость в человеческой деятельности. 1.7 »

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Богбаз10, §7, 72-73; Богпроф10, §16, 157-159.  

Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью.

Детерминизм (от лат. determino – определяю) – философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия (Августин, Шопенгауэр); 2) деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц. Абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.

Фатализм (от лат. fatalis – роковой, fatum – рок, судьба) – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама). Рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения исключающего свободный выбор.

Марксизм дистанцировался и как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование), философия существования, философия свободы – направление современной философии, возникшее в начале 20 в. в России (Бердяев, Шестов), после 1-й мировой войны в Германии (Ясперс, Хайдеггер), в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Камю). 

Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование); основные проявления человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире.

Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь, права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Свобода есть осознанная необходимость (Божественная воля, природные и социальные законы). 

Мартин Лютер

«… ничего мы не совершаем по своей воле, а всё происходит по необходимости». «… Бог в одно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы». 

Фридрих Энгельс

«Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов…».



Свобода человека во всех ее проявлениях — основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях.



ПОДРОБНО

 Свобода выбора, свобода воли. Представление о причинной обусловленности человеческих намерений и поступков называется детерминизмом. Крайнее проявление детерминизма – фатализм (Кальвин, Лаплас) – представление о жёсткой предопределённости (судьбой, Божественной волей, цепью естественных причин) человеческих поступков. Волюнтаризм провозглашает безусловность воли.

«Буриданов осёл» – сравнение, употребленное для объяснения свободы воли и имевшееся, по сути дела, уже у Аристотеля и Данте: осел, стоявший между двумя совершенно одинаковыми, находящимися на равном от него расстоянии охапками сена, должен был голодать, ибо – при наличии равных мотивов – он никак не мог решить, какую охапку съесть сначала. Это сравнение приписывается французскому философу 14 в. Жану Буридану.

Детерминизм (от лат. determino – определяю) – философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

Фатализм (от лат. fatalis – роковой, fatum – рок, судьба) – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама).

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия (Августин, Шопенгауэр); 2) деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

9.1.2. Свобода есть познанная необходимость (Божественная воля, природные и социальные законы). 

Мартин Лютер

«… ничего мы не совершаем по своей воле, а всё происходит по необходимости». «… Бог в одно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы». 

Фридрих Энгельс

«Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов…». 

9.1.3. Экзистенциализм

Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование), философия существования, философия свободы – направление современной философии, возникшее в начале 20 в. в России (Бердяев, Шестов), после 1-й мировой войны в Германии (Ясперс, Хайдеггер), в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Камю). 

Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование); основные проявления человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. 

Нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода. Свобода человека ограничена невозможностью отказаться от свободы и ответственности.

Жан Поль Сартр. «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946): 

«Достоевский писал: "Если Бога не существует, всё дозволено"… Действительно, всё дозволено, если Бога не существует, стало быть человек заброшен, ибо он не находит ни в себе, ни вне себя возможной опоры. Прежде всего он не находит оправданий. В самом деле, если существование предшествует сущности, то ничего нельзя объяснить ссылкой на изначально данную и неизменную человеческую природу. Другими словами, нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода».

9.2В чём состоит различие между детерминизмом (причинностью) и судьбой

Идея «детерминизма» применяется прежде всего к явлениям природы и обозначает причинность, которая связывает одно явление с другим; эту причинность и стремится отыскать учёный, устанавливая законы. Эта идея совместима с идеей свободы человека. В отличие от детерминизма, который обозначает познаваемую необходимость, судьба (предназначение, фатум, рок) обозначает слепой закон, который не поддаётся познанию. 

Герой греческой трагедии Эдип исполняет своё предназначение, установленное заранее, которое ему неизвестно. Ссылаться на судьбу или фатум – значит утверждать, что человек не является хозяином своей жизни. 

Лев Толстой. «Война и мир»: 

«… ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться. Должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных, точно так же, как несколько веков тому назад с Востока на Запад шли толпы людей, убивая себе подобных… Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем)… 

Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределённость и неизбежность каждого его поступка. "Сердце царёво в руце божьей”. Царь – есть раб истории…

В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием… Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно».

9.3Свобода и православие.

Секулярное сознание главное ударение ставит на свободе индивидуального выбора, принципиально не интересуясь содержанием этого выбора – мировоззренческим, этическим, эстетическим и т.д. Церковь же не может игнорировать содержание свободного нравственного выбора. Для нее нравственность связана с вечным спасением человека. Отсюда серьезная обеспокоенность Церкви отсутствием морального консенсуса (согласия) в современных обществах.

Секуляризация – процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии (от лат. saeculum – срок жизни, характеристика преходящего, временного бытия в противоположность божественному, вечному; начиная с Августина «секулярный» - это мирской, светский).

Секулярный – свободный от церковного влияния; светский.

Русская православная церковь использует в своей правозащитной концепции понятия о !!!двух свободах – свободе выбора и свободе от зла (свободе в добре). Подлинно свободен тот, кто идет путем праведной жизни. Напротив, злоупотребление свободой, выбор ложного, безнравственного образа жизни в конце концов разрушает саму свободу выбора, так как ведет волю к порабощению грехом. Признавая ценность свободы выбора, Церковь утверждает, что таковая неизбежно исчезает, когда выбор делается в пользу зла.

Митрополит Вениамин (Федченков). «О вере, неверии и сомнении»: 

«… свободны не своевольники, а послушные. Свободны святые, а не грешники; у нас же идёт непрерывная борьба за эту истинную свободу – чрез послушание Богу! И собственно здесь разрешается вечный вопрос: свободен ли человек или нет? Да, мы, грешные, не можем быть свободными, ибо страсти господствуют над нами. И только по мере освобождения нас от них – растёт и свобода наша. Послушные несравненно свободнее самовольных. А святые – уж совсем свободны, сколь возможно человеку. А вполне свободен только один Бог. Короче и проще сказать: смирение даёт свободу. Это – очевидный факт опыта! Гордый же – раб себя самого, хотя воображает, что он-то и есть свободный. И смирение – угодно Господу. И нас оно делает свободным».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. 1.7

Автор: Копылов Юрий Геннадьевич

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "КСП   на тему: "Свобода, необходимость и ответственность в человеческой деятельности" "
    ["seo_title"] => string(90) "ksp-na-tiemu-svoboda-nieobkhodimost-i-otvietstviennost-v-chieloviechieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "135943"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417008635"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок обществознания "Свобода в детятельности человека" (10 класс, профильный уровень) "
    ["seo_title"] => string(91) "urok-obshchiestvoznaniia-svoboda-v-dietiatiel-nosti-chielovieka-10-klass-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "215118"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432575639"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "«Развитие творческой  личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-tvorchieskoi-lichnosti-na-urokakh-muzyki-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "243067"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445615714"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Теоретические основы формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(80) "teoreticheskie_osnovy_formirovaniia_produktivnoi_deiatelnosti_na_urokakh_literat"
    ["file_id"] => string(6) "529069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574876791"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Теория. Рыночная экономика: сущность, функции, механизм. "
    ["seo_title"] => string(60) "tieoriia-rynochnaia-ekonomika-sushchnost-funktsii-miekhanizm"
    ["file_id"] => string(6) "210034"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431356768"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства