Урок обществознания "Свобода в детятельности человека" (10 класс, профильный уровень)
Урок обществознания "Свобода в детятельности человека" (10 класс, профильный уровень)
Урок обществознания "Свобода в деятельности человека" разработан для учащихся 10 класса, изучающих предмет на профильном уровне. Урок построен с учетом требований к новым образовательным стандартам, с использованием технологии РКМ (развитие критического мышления). Особенность урока является создание проектного продукта - справочника "Свобода в деятельности человека".
Цель: создать условия для дальнейшего формирования навыков проектной деятельности.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение планировать дальнейшую деятельность, работать в группе, умение систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: урок-исследование с использованием технологии РКМ (развитие критического мышления).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания "Свобода в детятельности человека" (10 класс, профильный уровень) »
ФБ-08-2015
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №107»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока обществознания
по теме «Свобода в деятельности человека»
10 класс (профильный уровень)
Разработала:
Ворожейкина О.В.,
учитель истории и
обществознания
МБОУ «СОШ №107»
Новокузнецк 2015
Цель: создать условия для дальнейшего формирования навыков проектной деятельности.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение планировать дальнейшую деятельность, работать в группе, умение систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: урок-исследование с использованием технологии РКМ (развитие критического мышления).
Методическое обеспечение урока:
Учебник «Обществознание 10 класс профильный уровень. Авторский коллектив под руководством Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой.- М, «Просвещение», 2010 г.
Раздаточный материал.
Презентация к уроку.
Стадия «Вызов».
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте пригласить вас в творческую лабораторию и, вооружившись приемами технологии РКМ, совершить путешествие в мир социально – гуманитарных наук.
- Мы с вами побываем в прошлом, окунемся в настоящее и заглянем в будущее, как говорил В.Г. Белинский «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее».
(слайд 1 «Высказывание В.Г. Белинского)
- А какие социально – гуманитарные науки вам известны?
- Предлагаю вам проверить прочность своих знаний о классификации социально – гуманитарных наук.
- Исключите лишние науки из предложенного списка. Обоснуйте свой выбор.
(слайд 2)
Социология
Демография
Бухгалтерский учет
Археология
Всеобщая история
Общая психология
Общая педагогика
Лишние науки: генетика, общая педиатрия, топология.
- Из оставшихся слов составьте ключевое слово, используя только первые буквы.
- Какое слово получится? (свобода)
- Какие ассоциации возникают у вас, когда произносят слово «свобода»?
- А как звучит слово «свобода»? Как оно выглядит? Какого цвета свобода?
- Обратите внимание, свобода – это свободный полет, свободное плавание, свобода от препятствий и неудач.
(слайд 3)
- Как понятие «свобода» осмысливали художники и скульпторы?
(слайд 4)
- Итак, мы открыли тему нашего дальнейшего исследования «Свобода в деятельности человека».
Историческая справка:
- Первооткрывателем в борьбе за права и свободы человека считается Англия, такт как еще в средние века, в 1215 г. Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей и признал право справедливого суда дл всех сословий.
- в 18 в. в США была принята Декларация независимости (1776 г.), которая стала первой в истории декларацией прав человека.
- В эпоху Великой Французской революции была создана «Декларация прав человека и гражданина» (1789 г.), в которой нашли сове воплощение идеи о свободе и равенстве.
- В 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была подписана Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря стал международным днем прав человека.
- Обратимся к высказываниям философов:
(слайд 5)
(слайд 6)
(слайд 7)
- Задумаемся! Каковы границы свободы в деятельности человека, чем они определяются? Обладает ли человек свободой воли?
(слайд 8)
- Чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими людьми.
- Полная свобода одного ведет к полному произволу в отношении другого.
- «Буриданов осел» (слайд 9)
Стадия «Осмысление, целеполагание и планирование».
- Вы сегодня попали в творческую лабораторию, а это значит, что без исследования нам не обойтись.
- Предлагаю вам с позиций представителей разных социально – гуманитарных наук рассмотреть тему «Свобода в деятельности человека».
- Сегодня в нашей творческой лаборатории встретились языковеды, философы, социологи, журналисты, правоведы, историки, чтобы разрешить проблемный вопрос: что же такое свобода?
- Как вы думаете, будет ли одинаковое понимание свободы у представителей разных социальных наук? (высказываются предположения)
- Итак, точки зрения о свободе у представителей разных социальных наук не совпадают.
- Вам предоставлена уникальная возможность их не только изучить, но и собрать воедино.
- Подумайте, каков будет план нашей работы? (целеполагание)
- Что нам необходимо сделать, чтобы получить практически полезный результат? (планирование этапов деятельности)
- Какие возможны варианты оформления продукта нашей совместной деятельности? (справочник, словарь, буклет и др.)
- Какое название будет более точно соответствовать результату нашей работы? («Что такое свобода?», «Всё о свободе и не только…» и др.)
Работа по группам (время на работу - 15 минут)
(слайд 10)
(слайд 11)
(слад 12)
(слайд 13)
(слайд 14)
(слайд 15)
Стадия «Рефлексия»
- Скажите, какое понятие будет противопоставлено «свободе»? (несвобода, неволя)
- Предлагаю, полученные сегодня знания интерпретировать в необычной стихотворной форме – диаманте:
(слайд 16)
(слайд 17)
(слайд 18)
Подведем итоги:
- Мы почерпнули только толику знаний о свободе, а это значит, что наше исследование будет продолжено, так как «Наука никогда не решит вопроса, не поставив при этом десятка новых.