Отличительной чертой разработки является формирование у учащихся функциональной грамотности, а именно финансовой, компьютерной, математической, грамотности в вопросах семейной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Создание проекта «Бюджет семьи»»»
Описание методической разработки:
Название методической разработки: «Создание проекта «Бюджет семьи»»
Педагогическая проблема, на решение которой направлена методическая разработка:
В настоящее время всё актуальней становятся экономические задачи на расчёт и приумножение бюджетных средств. В своей работе мы решили разобрать возможности сохранения и увеличения семейного бюджета. Мы поставили перед собой задачу рассчитать на конкретном примере ежемесячные расходы и потребности семь из 4 человек, учитывая их интересы. И возможность увеличить семейный бюджет используя различные возможности.Эта тема является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и практикой.Особый интерес у учащихся вызывает связь информатики с другими предметами, потому данный Проект мы начали с урока интеграции знаний между информатикой и обществознанием. Важно подчеркнуть, что реализация межпредметных связей - это не только применимость информатики, ее методов и средств к решению различных задач из других областей знания, но и обратная сторона, так как для освоения информатики требуется соответствующая подготовка по другим дисциплинам (в частности по обществознанию). Поэтому для I этапа создания Проекта мы выбрали интегрирований урок информатика + обществознание, тем более что темы программы 7 класса по информатике "Создание мультимедийных презентаций" и по обществознанию "Экономика семьи" перекликались, а тема Проекта перекликается с темами уроков и имеет связь с практической жизнью. При реализации межпредметных связей эффективной формой стала мини исследовательская работа, объединенная одной темой "Бюджет семьи". Во время работы над программой проектов прослеживается межпредметная интеграция, а дети проявляют самостоятельность исследования и реализовывают свои самые разные творческие способности: организаторские, математические, литературные, публицистические, дизайнерские. Результатом этой деятельности является III этап Проекта -это публичная презентация исследовательских работ с использованием ИКТ.
Возраст обучающихся:
7 класс
Цель методической разработки:
Отличительной чертой Проекта является формирование у учащихся функциональной грамотности, а именно финансовой, компьютерной, математической, грамотности в вопросах семейной жизни.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
1. Профессиональная компетентность учителя, использование методического приёма "кластёр"
2. Системно- деятельностный подход
3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке
4. Межпредметная интеграция
5. Исследовательские и проблемные стратегии
6. Практико- ориентированные задания, решение ситуативной задачи.
Задачи методической разработки:
1. Показать использование информационно-коммуникационной технологии, технологии исследовательской деятельности, методический приём "кластер".
3. Показать применение технологий мониторинга, проектной деятельность
2. Показать интеграцию между информатикой и обществознанием
Формы и методы вовлечения родителей и обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность:
Самостоятельная работа дома при изучении бюджета семьи (анализ доходов и потребностей всех членов семьи)
Планируемые результаты реализации методической разработки педагога.
Подготовка лучших проектов учащихся на школьную научно- практическую конференцию "Первые шаги".
Используемые технические средства для вовлечения обучающихся в проектную или исследовательскую деятельность.
компьютер для создания презентации
Новизна.
Важно изучать и учится планировать семейный бюджет и экономить еще в школьном возрасте.
Информационная карта проекта или исследования:
Полное название проекта или исследования:
«Создание проекта «Бюджет семьи»»
Автор проекта или исследования:
Сергеева Елена Александровна, учитель математики и информатики
Ширяева Юлия Александровна, учитель истории и обществознания
Продолжительность проекта или исследования: 10 дней
Цель проекта или исследования:
создать модель расчета ежемесячных расходов семь, рассмотреть варианты использования для приумножения семейного бюджета, чтобы удовлетворить потребности всех членов семьи
Задачи проекта или исследования:
Изучить из чего состоит семейный бюджет.
Изучить потребности всех членов семьи.
Разработать ежемесячные расходы.
Создание модели для увеличения семейного бюджета с учетом ежемесячных расходов и потребностей, используя формулу Уоррена.
Ожидаемые результаты реализации проекта или гипотеза исследования:
Гипотеза: можно ли используя формулу Уоррена сэкономить денежные средства в бюджете семьи.
Ожидаемые результаты: увеличение семейного бюджета за счёт рационального использования денежных средств, рассчитав бюджет семьи по формуле Уоррена.
План исследования или этапы реализации проекта.
I этап: Мотивация и постановка цели.
Интегрированный урок информатика и обществознания (1 день)
II этап: Самостоятельная разработка Проекта. Изучение бюджета семьи (7 дней)
III этап: Заключительный (2 дня)
Защита проектов «Создание бюджета семьи», отбор лучших работ.
План исследования:
сбор и изучение информации;
изучение доходов и расходов семейного бюджета;
сравнение доходов и расходов;
советы и рекомендации;
заключение
Технологическая карта реализации проектной или исследовательской деятельности, отражающая этапы сопровождения педагогом проектной или исследовательской деятельности учащихся:
Период
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
18 апреля 2022г.
Урок "Создание презентации "Бюджет семьи"
Мотивационный
Открытие знаний
- актуализация знаний по теме «Экономика семьи»
- объяснение темы урока
" Мультимедийные презентации"
- вопросы по ходу урока
- объяснения формулы Уоррена
- разбор практико- ориентированных заданий
- проверка практической работы "Создание презентации "Бюджет семьи Ивановых (Петровых)"
- решают ситуативные задачи
- включаются в беседу
- высказывают свою точку зрения
- отвечают на вопросы
- формируют "продуктовую корзину"
- выполняют практическую работу "Создание презентации "Бюджет семьи Ивановых (Петровых)"
19 апреля-
26 апреля 2022г.
Самостоятельная разработка Проекта. Изучение бюджета семьи
Проводит консультации по:
- изучению доходов и расходов семейного бюджета;
- сравнению доходов и расходов;
- оформлению Проектов
Советы и рекомендации
Изучение доходов и расходов семейного бюджета;
сравнение доходов и расходов, используя формулу Уоррена
27 апреля- 28 апреля 2022г.
Защита проектов
Организация оценки знаний и достижений. Подведение итогов работы.
Презентация Проектов "Бюджет семьи", выявление недостатков в составлении бюджета и коррекция его в соответствии с формулой Уоррена
Конспект урока
по созданию Проекта "Бюджет семьи"
с использованием информационно- коммуникационных технологий (ИКТ)
Технологии: информационно-коммуникационная технология, технология исследовательской деятельности, методический приём "кластер"
Аннотация:
Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по информатике. Данный урок ориентирован на учащихся 7-го общеобразовательного класса, работающих по учебнику «Информатика 7», авторы: Босова Людмила Леонидовна, Босова Анна Юрьевна. Это 3 урок в разделе "Мультимедийные презентации". В курсе обществознания 7 класса (учебник «Обществознание. 7 класс, авторы Л.Г. Боголюбов, Л.Ф. Иванова) взята тема «Экономика семьи».
Планируемые результаты:
регулятивные УУД:
- умение выявлять проблему;
- умение определять границу «знания-незнания»;
- умение определять цель, задачи урока;
- умение выбирать действия по достижению цели;
- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
познавательные УУД
- умения использовать научные методы познания (наблюдение);
- умение сравнивать, делать выводы;
- умение строить диаграммы в программе PowerPoint ;
- умение решать ситуативные задачи.
коммуникативные УУД:
-умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать других.
Мотивационный материал
Целью представления этого материала было раскрытие его значимости изучения, привлечение внимание учащихся, пробуждение их интереса, желания узнать, понять, применить. Частичное использование метода диалогических сочетаний позволило представить материал в доступной форме и организовать работу в форме диалога, в котором учащиеся дополняли друг друга, тем самым, реализовывая образовательную задачу урока.
Цель урока:
создать условия для прочного овладения учащимися системой знаний и умений по информатике и обществознанию, необходимых для решения ситуативных задач; формировать умение строить диаграммы в программе PowerPoint; развивать познавательный интерес к информатике и обществознанию. Целепологание на создание проекта "Бюджет семьи"
Задачи:
- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) научить учащихся строить диаграммы в программе PowerPoint.
- развивающие: (формирование регулятивных УУД) развиватьумение пользоваться полученной информацией; формировать коммуникативную компетенцию учащихся, а также контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) формировать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать ответственность и аккуратность; участвовать в коллективном обсуждении при этом учиться умению осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, компьютеры для каждого учащегося.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие и проверка готовности класса к проведению урока.
2.Актуализация темы и мотивация.
1) Информатика
- Какую тему мы начали с вами изучать?
- Что такое презентация?
-А компьютерная презентация?
- Где применяются мультемидийные презентации?
Цель урока: сегодня мы продолжаем изучать тему "Создание презентаций" и должны научиться строить диаграммы )текс, картинки, фотографии мы уже умеем создавать)
- А центром нашего исследования станет... посмотрите на слайд и сформулируйте тему презентации. ("Семёйный бюджет")
- На каких ещё уроках вы встречались с данным понятием? (обществознание)
- Сегодня необычный урок, его ведут 2 учителя, и вы увидите как знания по предмету обществознание помогут нам в изучении темы по информатике.
2) Обществознание
Цель урока: сегодня у нас с вами задача повторить и систематизировать знания, полученные вами по теме «Экономика семьи»
- Одним из ключевых понятий изученной нами темы является семейный бюджет. Давайте вспомним, что это такое? (перечень доходов и расходов всех членов семьи за определенный период)
-Исходя из данного вами определения, скажите, из каких двух составляющих формируется бюджет? (доходы и расходы)
- А теперь вам предстоит вспомнить, что мы относим к доходам, а что к расходам.
-I группа из предложенного списка выбирает доходы семьи.II группа из предложенного списка выбирает расходы семьи (работа по группам с раздаточным материалом).
Комментарии.
- Но составление семейного бюджета не такой уж простой процесс. Тут есть свои тонкости и правила.
- Как же распределить расходы семьи, чтобы не оказаться в ситуации "пустой карман" (слайд "человек с пустыми карманами")
3.Практико- ориентированные задания.
1) Информатика
- Существует правило Уоррена. (слайд диаграммы) Прокомментируйте...
-Какой вид диаграммы, что показывают категории 1,2,3
- Правило
2) Обществознание
- Предлагаю вам вспомнить, что мы относим к обязательным расходам. Перед вами фото расходов. Выберите лишь те из них, которые можно отнести к обязательным и подпишите их названия.
Комментарии.
4.Создание мини- проектов (технология исследовательской деятельности)
1) Информатика
- Раз объектом нашего исследования сегодня будет "семейный бюджет", я предлагаю вам на время стать семьёй
1 группа Семья Ивановых
2 группа Семья Петровых
- Для каждой из групп ситуативная задача. Вам надо рассчитать доход семьи и используя формулу Уоррена заполнить таблицу расходов.
Комментарии.
2) Обществознание
- Как вы думаете, на что больше всего в обязательных расходах будет тратить ваша семья? (на продукты питания)
-Ваше следующее задание выбрать основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из предложенных на имеющиеся у вас 25000 рублей. Комментарии.
Вывод: Сегодня мы закрепили ваши знания по теме «Экономика семьи», попробовали применить их на практике. Ведь необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет, а каждый человек знал основы домашней бухгалтерии и был финансово грамотным.
Закончить эту часть урока мне хочется словами немецкого философа Бертольда Авербаха: «Нажить много денег- храбрость, сохранить их-мудрость, а умело расходовать- искусство»
5.Практическая работа "Создание презентации "Семейный бюджет".
- Теперь каждый из вас должен создать свой мини- проект, а именно презентацию "Семейный бюджет", в которой будет слайды с диаграммами.
- Какая программа отвечает за создание презентаций? Выберите значок на слайде.
- В какой программе вы уже строили диаграммы?
Итак, в практической работе вы должны будете построить 2 диаграммы (столбчатую и круговую), за построение диаграмм отвечает 2 слайд в конструкторе слайдов. Техника построения диаграмм такая же как в текстовом редакторе Word.
Выполнение практической работы. Оценивание работ.
- Оцените свою работу на уроке, и поднимите руку те у кого собственная оценка совпала с оценкой, поставленной на уроке.
Итог урока: Сегодня на уроке мы научились с вами строить диаграммы в такой программе как PowerPoint и увидели прикладное значение информатики, как полученные знания по другим предметам ( а сегодня это было обществознание) помогают нам в понимании окружающего мира. А мультимедийные технологии давно стали привычным средством представления результатов исследования.
Работа над проектом продолжается, и теперь вы сами вместе с родителями в течении недели изучите бюджет вашей семьи, проверите по формуле Уоррена соответствие доходов и расходов, сделаете выводы и создадите презентацию в программе PowerPoint. Итоговый урок по защите ваших проектов будет 27 апреля- 28 апреля.
Список информационных источников,
использованных при подготовке и во время реализации проекта (в том числе ссылки на электронные образовательные ресурсы).
Учебник «Информатика 7», авторы: Босова Людмила Леонидовна, Босова Анна Юрьевна. Это 3 урок в разделе "Мультимедийные презентации".
Учебник «Обществознание. 7 класс, авторы Л.Г. Боголюбов, Л.Ф. Иванова.