kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая педагогика,история педагогики о образования. Теория и методика обучения.

 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии"»

ДУХОВНАЯ СФЕРА наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей © С.К. Свечников, 2006-2007  svechnikov-sk@mail.ru

ДУХОВНАЯ СФЕРА

наука, нравственность, религия,

философия, искусство,

научные учреждения,

учреждения культуры,

религиозные организации и

соответствующая деятельность людей

© С.К. Свечников, 2006-2007 [email protected]

лат. cultura – возделывание, обрабатывание Узкое понимание Широкое понимание Духовная жизнь общества Все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты («вторая природа») Характеристики определенных исторических эпох Характеристики определенных видов деятельности

лат. cultura – возделывание, обрабатывание

Узкое понимание

Широкое понимание

Духовная жизнь общества

Все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты («вторая природа»)

Характеристики определенных исторических эпох

Характеристики определенных видов деятельности

Материальная и духовная культура Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д. результат – вещи (артефакты) результат – символы

Материальная и духовная культура

  • Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками
  • Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д.

результат – вещи (артефакты)

результат – символы

Познавательная Образовательно-воспитательная Интегрирующая Регулирующая Социализирующая
  • Познавательная
  • Образовательно-воспитательная
  • Интегрирующая
  • Регулирующая
  • Социализирующая
Первоначальное понятие культуры означало: все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты совокупность знаний, верований, искусства, морали и права возделывание земли все, что создано человеком К функциям духовной культуры не относится:

Первоначальное понятие культуры означало:

  • все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты
  • совокупность знаний, верований, искусства, морали и права
  • возделывание земли
  • все, что создано человеком

К функциям духовной культуры не относится:

  • образовательно-воспитательная
  • интегрирующая
  • регулирующая
  • материально-производственная
К элементам духовной культуры не относится:

К элементам духовной культуры не относится:

  • религия
  • наука
  • средства производства
  • мораль
Формы культуры

Формы культуры

  • Народная
  • Элитарная
  • Массовая
Народная культура (фольклор)

Народная культура (фольклор)

    фр. elite – лучшее, избранное

    фр. elite – лучшее, избранное

    • Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.
    • Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
    • Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя
    Возникла в середине ХХ века = поп-культура, китч, развлекательное искусство

    Возникла в середине ХХ века

    = поп-культура, китч, развлекательное искусство

      Разновидности массовой культуры часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе

      Разновидности массовой культуры

      часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе

      • Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя.
      • Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.
      Современная отечественная культура внутренние изменения исторические факторы западная массовая культура Положительные последствия Отрицательные последствия

      Современная отечественная культура

      внутренние

      изменения

      исторические

      факторы

      западная массовая

      культура

      Положительные последствия

      Отрицательные последствия

      • Раскрепощение сознания народа
      • Расширение художественного творчества
      • Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции
      • Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип»)
      • Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры
      • Ориентация на запросы массового зрителя  культ насилия, примитивизм…
      • Засилье западной кинопродукции
      Какое суждение верно?: А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ

      Какое суждение верно?:

      А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу

      Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ

      • верно только А
      • верно только Б
      • верно и А, и Б
      • оба положения неверны
      высший уровень мастерства форма практико-духовного освоения действительности Искусство отражает мир с помощью художественных образов ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА

      высший уровень мастерства

      форма практико-духовного освоения действительности

      Искусство отражает мир с помощью художественных образов

      ИСТИНА

      ДОБРО

      КРАСОТА

      Общественные функции искусства

      Общественные функции искусства

      • Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты)
      • Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения)
      • Воспитательная (духовно-нравственное становление личности)
      • Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)
      Отражение мира с помощью художественных образов Наглядный характер Субъективное восприятие действительности
      • Отражение мира с помощью художественных образов
      • Наглядный характер
      • Субъективное восприятие действительности
      Архитектура Живопись Скульптура Литература Декоративно-прикладное искусство Театр Цирк Балет Кино Эстрада

      Архитектура

      Живопись

      Скульптура

      Литература

      Декоративно-прикладное искусство

      Театр

      Цирк

      Балет

      Кино

      Эстрада

      Современное искусство: постмодернизм

      Современное искусство: постмодернизм

      • Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства.
      • Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.
      • Одна из главных форм – колллаж
      Наука – система знаний о мире и его законах Основные элементы: особая система знаний о природе, обществе, человеке особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний система специальных организаций и учреждений
      • Наука – система знаний о мире и его законах
      • Основные элементы:
      • особая система знаний о природе, обществе, человеке
      • особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний
      • система специальных организаций и учреждений
      Познавательная Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека) Прогностическая Непосредственная производительная сила
      • Познавательная
      • Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека)
      • Прогностическая
      • Непосредственная производительная сила
      Моральные (этические) нормы современного ученого

      Моральные (этические) нормы современного ученого

        Особенности современной науки

        Особенности современной науки

        • постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет)
        • охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)
        • растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)
        • наука превратилась в особую профессию
        Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого  выбор сюжета  выдвижение гипотезы  выстраивание композиции  теоретическое осмысление фактов создание художественных образов экспериментальная проверка
        • Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого
        • выбор сюжета
        • выдвижение гипотезы
        • выстраивание композиции
        • теоретическое осмысление фактов
        • создание художественных образов
        • экспериментальная проверка
          Основные направления развития современного образования

          Основные направления развития современного образования

          • Демократизация
          • Гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин)
          • Гуманизация (усиление внимания к личности)
          • Фундаментальность (выявление и изучение главного)
          • Компьютеризация
          • Интеграция (интернационализация)
          Социальная функция образования заключается в том, что оно: А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности

          Социальная функция образования заключается в том, что оно:

          А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире

          Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности

          • верно только А
          • верно только Б
          • верно и А, и Б
          • оба положения неверны
          Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность Главный признак религии – вера в сверхъестественное
          • Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность
          • Главный признак религии – вера в сверхъестественное
          мифы , легенды, сказания, Библия, Коран… любовь к Богу, страх перед злыми духами… молитва, проповедь, таинство… церковь, секта, монастырь…

          мифы , легенды, сказания, Библия, Коран…

            любовь к Богу, страх перед злыми духами…

            молитва, проповедь, таинство…

            церковь, секта, монастырь…

              Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями) Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов) Анимизм (вера в существование духов и душ) Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т . д.)
              • Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями)
              • Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов)
              • Анимизм (вера в существование духов и душ)
              • Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т . д.)
              Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.) возникли в период разложения родового строя и возникновения классового поклонение богам – покровителям своего народа сложная обрядность с элементами национальной культуры оформился особый слой служителей культа (жрецы)
              • Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.)
              • возникли в период разложения родового строя и возникновения классового
              • поклонение богам – покровителям своего народа
              • сложная обрядность с элементами национальной культуры
              • оформился особый слой служителей культа (жрецы)
              домашнее задание

              домашнее задание

              • Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)
              • огромное число последователей
              • космпополитизм (выход за пределы народов, государств)
              • эгалитаризм (проповедь равенства всех людей)
              • прозелитизм (стремление обратить в свою веру других)
              Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…) основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение) возглавляются харизматическими лидерами обещают достижения счастья в земной жизни тяготеют к синкретизму (смешению)
              • Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…)
              • основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение)
              • возглавляются харизматическими лидерами
              • обещают достижения счастья в земной жизни
              • тяготеют к синкретизму (смешению)

                свобода совести?

                Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это:  культ  клир  религиозные представления  религиозные организации
                • Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это:
                • культ
                • клир
                • религиозные представления
                • религиозные организации
                К функциям религии не относится:  мировоззренческая  утешительно-компенсаторная  регулирующая  гедоническая
                • К функциям религии не относится:
                • мировоззренческая
                • утешительно-компенсаторная
                • регулирующая
                • гедоническая
                Национальной религией является:  христианство  конфуцианство  ислам  буддизм
                • Национальной религией является:
                • христианство
                • конфуцианство
                • ислам
                • буддизм
                Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения Этика – учение о морали Три уровня: нравственная практика (нравы, поступки, типичные ситуации) моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо») нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)
                • Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения
                • Этика – учение о морали
                • Три уровня:
                • нравственная практика (нравы, поступки, типичные ситуации)
                • моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо»)
                • нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)
                Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами) Аксиологическая (оценка: нравственно / ненравственно) Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения) Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения) Коммуникативная (взаимопонимание, общение)
                • Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами)
                • Аксиологическая (оценка: нравственно / ненравственно)
                • Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения)
                • Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения)
                • Коммуникативная (взаимопонимание, общение)
                  Мораль Право Ориентирует людей на идеальные нормы Поддерживает порядок, исходя из реальности Смысл конкретной жизненной ситуации уникален Основывается на типичном, стандартном Исключает прямое принуждение Поддерживается принудительной силой государства Пронизывает все стороны жизни, в т. ч. дружбу, любовь Регулируют только существенные отношения Главные категории – добро и зло, совесть, счастье, смысл жизни… Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное

                  Мораль

                  Право

                  Ориентирует людей на идеальные нормы

                  Поддерживает порядок, исходя из реальности

                  Смысл конкретной жизненной ситуации уникален

                  Основывается на типичном, стандартном

                  Исключает прямое принуждение

                  Поддерживается принудительной силой государства

                  Пронизывает все стороны жизни, в т. ч. дружбу, любовь

                  Регулируют только существенные отношения

                  Главные категории – добро и зло, совесть, счастье, смысл жизни…

                  Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное

                  Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется:  регулирующей  аксиологической  воспитательной  коммуникативной
                  • Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется:
                  • регулирующей
                  • аксиологической
                  • воспитательной
                  • коммуникативной
                  Общественная психология и идеология

                  Общественная психология и идеология

                  • Общественная психология
                  • Общественная идеология
                  Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам
                  • Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам

                  целенаправленно

                  стихийно

                  формирование

                  плюралистическое

                  по структуре

                  монистическое

                  передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов Средства массовой коммуникации СМК Средства массовой информации: печать радио ТВ Интернет Средства массового воздействия: литература кино театр цирк мюзиклы Технические средства коммуникации: телефон телетайп эл. почта

                  передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов

                  Средства массовой коммуникации

                  СМК

                  Средства

                  массовой

                  информации:

                  печать

                  радио

                  ТВ

                  Интернет

                  Средства

                  массового

                  воздействия:

                  литература

                  кино

                  театр

                  цирк

                  мюзиклы

                  Технические

                  средства

                  коммуникации:

                  телефон

                  телетайп

                  эл. почта

                    Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации:  газета «Аргументы и факты»  журнал «Вопросы философии»  радиостанция «Европа+»  детектив Д. Донцовой  театр «Сатирикон»  киностудия «Мосфильм»
                    • Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации:
                    • газета «Аргументы и факты»
                    • журнал «Вопросы философии»
                    • радиостанция «Европа+»
                    • детектив Д. Донцовой
                    • театр «Сатирикон»
                    • киностудия «Мосфильм»


                    Получите в подарок сайт учителя

                    Предмет: Обществознание

                    Категория: Уроки

                    Целевая аудитория: 11 класс

                    Скачать
                    Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии"

                    Автор: Фёдорова Наталья Викторовна

                    Дата: 14.05.2017

                    Номер свидетельства: 415291

                    Похожие файлы

                    object(ArrayObject)#851 (1) {
                      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                        ["title"] => string(175) ""Создании условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея""
                        ["seo_title"] => string(80) "sozdanii_uslovii_dlia_razvitiia_lichnosti_putiom_vkliucheniia_eio_v_mnogoobraznu"
                        ["file_id"] => string(6) "616849"
                        ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
                        ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
                        ["date"] => string(10) "1667812043"
                      }
                    }
                    
                    object(ArrayObject)#873 (1) {
                      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                        ["title"] => string(141) "Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития "
                        ["seo_title"] => string(89) "sotsial-no-piedaghoghichieskaia-rabota-s-diet-mi-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
                        ["file_id"] => string(6) "128578"
                        ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
                        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
                        ["date"] => string(10) "1415537813"
                      }
                    }
                    
                    object(ArrayObject)#851 (1) {
                      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                        ["title"] => string(258) "Развитие познавательных процессов учащихся младших классов   на занятиях курса   «Юные умники и умницы» в рамках работы с одаренными детьми. "
                        ["seo_title"] => string(155) "razvitiie-poznavatiel-nykh-protsiessov-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-zaniatiiakh-kursa-iunyie-umniki-i-umnitsy-v-ramkakh-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
                        ["file_id"] => string(6) "179662"
                        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
                        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
                        ["date"] => string(10) "1425048806"
                      }
                    }
                    
                    object(ArrayObject)#873 (1) {
                      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                        ["title"] => string(171) "Консультация « Психологическое сопровождение одаренных детей. Виды деятельности психолога»"
                        ["seo_title"] => string(105) "konsul-tatsiia-psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-odariennykh-dietiei-vidy-dieiatiel-nosti-psikhologha"
                        ["file_id"] => string(6) "267471"
                        ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
                        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
                        ["date"] => string(10) "1450375168"
                      }
                    }
                    
                    object(ArrayObject)#851 (1) {
                      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                        ["title"] => string(185) "Рабочая программа по охране здоровья и физическому развитию для 6 класса коррекционной школы VIII вида"
                        ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_okhranie_zdorov_ia_i_fizichieskomu_razvitiiu_dlia_6_klas"
                        ["file_id"] => string(6) "425945"
                        ["category_seo"] => string(6) "corect"
                        ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
                        ["date"] => string(10) "1503415889"
                      }
                    }
                    


                    Получите в подарок сайт учителя

                    Видеоуроки для учителей

                    Курсы для учителей

                    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

                    Добавить свою работу

                    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

                    Удобный поиск материалов для учителей

                    Ваш личный кабинет
                    Проверка свидетельства