Просмотр содержимого документа
«Совесть – внутренний самоконтроль человека»
Тема «Совесть – внутренний самоконтроль человека»
Цели:
- сформировать преставление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека;
- побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;
- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
- способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков.
Формы и методы урока: индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа, элементы модели «Перевёрнутый класс», проблемно - поисковые методы, «Открытый микрофон», « ассоциативный куст», «ситуации выбора», ролевая игра, рефлексия.
Оборудование: раздаточный материал (полоски белой бумаги), словарь
С.И Ожегова и В.Н. Даля, проектор, презентация к уроку, социальный видеоролик о совести
Ход урока
Организационный момент
Приветствие
-Здравствуйте, уважаемые ученики. Я рада вас видеть.
II.Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.
Учитель читает стихотворение.
Однажды предрассветною порой
ТРИ мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
« Что главное, скажите в человеке?»
- Конечно, разум, - первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)
С ним каждый путь и правилен и светел.
- Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: «Воля на пути, (прикрепляю карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу».
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? Работа в паре. «Главное в человеке - …»
Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))
- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть. А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?
- Итак, посмотрите на экран проектора и прочтите тему урока.
Слайд 1
Запишем тему урока. (Повесить на доску карточку со словом СОВЕСТЬ)
- Прочитайте эпиграф урока.
Слайд 2
«Самое главное украшение человека – чистая совесть».
Цицерон
- Какой вопрос возникает?
Совесть украшает человека?
- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?
Что такое совесть?
Нужна ли она человеку?
Что значит поступать по совести?
Какая совесть бывает чиста?
(Карточки с вопросами вывешиваем под дерево?)
- Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.
III. Мотивация
- Прочитайте притчу и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи?»
Совесть без муки
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Беседа по притче. «Открытый микрофон»
- Как поступит герой притчи?
-Почему он вернет кошелек хозяину?
-Что помогает человеку отличить добро от зла?
Конечно же, это совесть.
- В чем смысл притчи?
- Чему она нас учит?
IV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний
Работа с определениями.
Что такое совесть? Попробуйте дать определение.
А) Составить ассоциативный куст
Б) Моделирование понятия “совесть”.
Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.
Афоризмы:
«Закон, живущий в нас, называется совестью» Кант И.
«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких». Суворов А. В.
«Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце». Пушкин А. С.
«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит». Антуан де Сент-Экзюпери
«Совесть – это правильный суд доброго человека». Аристотель
Слайд 3
Ребята работают в паре. Выполняют задание, на доске возникает следующая запись: Совесть-это
В) Работа со словарем (работают 2 пары детей)
Слайд 4
1.Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
2. Обратимся к словарю С.И.Ожегова «Совесть -чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».
– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Антуан де Сент-Экзюпери, Аристотель
С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными
Слайд 5
2. Игра «Найди пару» ( Слайд 6)
- Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить
Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна».
Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
3.Подведение мини-итогов. Рассуждение о том, что же делает советь?
- А сейчас предлагаю вам просмотреть следующий слайд и подвести итоги, что же делает совесть? (слайд 7)
4.Ситуации выбора. «Голос совести».
- Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
- Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?
Ситуация первая
Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?
Ситуация вторая
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?
Ситуация третья
На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?
5. Ролевая игра «Сам себе режиссёр»
- И так как вы уже поняли совесть – это внутренний самоконтроль. Я предлагаю вам на конкретных примерах доказать, что мы ответственны за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше не видел вас. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий :
1 группа : ваш спутник дома расскажет : «Ехал я с обаятельными людьми. Приятно было познакомиться !»
2 группа : ваш спутник дома расскажет : «Ну и люди мне попались в купе – совсем совести нет !»
- Спасибо. Вы наглядно показали, что руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль даёт человеку сигнал, что он поступил правильно, честно, благородно, значит, он не совершил ничего предосудительного. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести, что тогда ждёт его? (всем известны выражения «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть» или же «спокойная совесть»).
V. Заключительная часть урока
1.Просмотр социального видеоролика о совести
Рефлексия
Дать ответ на вопрос: «А у Вас есть совесть»
- Сегодняшний урок я хочу завершить словами Булата Окуджавы:
Совесть. Благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но ты будешь жить как человек.
Домашнее задание:
1. изучить самостоятельно мат-л учебника стр. 85-89;