kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Совесть – внутренний самоконтроль человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка предназначена для проведения уроков обществознания, УГДД и классных часов в 6-8 классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Совесть – внутренний самоконтроль человека»

Тема «Совесть – внутренний самоконтроль человека»

Цели:

- сформировать преставление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека;

- побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;

- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

- способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков.

Формы и методы урока: индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа, элементы модели «Перевёрнутый класс», проблемно - поисковые методы, «Открытый микрофон», « ассоциативный куст», «ситуации выбора», ролевая игра, рефлексия.


Оборудование: раздаточный материал (полоски белой бумаги), словарь

С.И Ожегова и В.Н. Даля, проектор, презентация к уроку, социальный видеоролик о совести


Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Приветствие

-Здравствуйте, уважаемые ученики. Я рада вас видеть.

II. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой 

ТРИ мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

« Что главное, скажите в человеке?»

 - Конечно, разум, - первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)

С ним каждый путь и правилен и светел. 

- Благодарю, что просветил меня. 

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: «Воля на пути, (прикрепляю карточку) 

Который нужно с гордостью пройти, 

Чтобы достойно подойти к концу».

Я поклонилась в пояс мудрецу. 

Да нет, не то, заволновался третий 

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… 

Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Работа в паре. «Главное в человеке - …»

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть. А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

- Итак, посмотрите на экран проектора и прочтите тему урока.

Слайд 1

Запишем тему урока. (Повесить на доску карточку со словом СОВЕСТЬ)

- Прочитайте эпиграф урока.

Слайд 2

«Самое главное украшение человека – чистая совесть».

Цицерон

- Какой вопрос возникает?

Совесть украшает человека?

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

Что такое совесть?

Нужна ли она человеку?

Что значит поступать по совести?

Какая совесть бывает чиста?

(Карточки с вопросами вывешиваем под дерево?)

- Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.

III. Мотивация

- Прочитайте притчу и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи?»

Совесть без муки

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Беседа по притче. «Открытый микрофон»

- Как поступит герой притчи?

-Почему он вернет кошелек хозяину?

-Что помогает человеку отличить добро от зла?

Конечно же, это совесть.

- В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

IV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний

  1. Работа с определениями.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Составить ассоциативный куст

Б) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Афоризмы:

«Законживущий в нас, называется совестью» Кант И.

«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких». Суворов А. В.

«Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце». Пушкин А. С.

«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит». Антуан де Сент-Экзюпери

«Совесть – это правильный суд доброго человека». Аристотель

Слайд 3

Ребята работают в паре. Выполняют задание, на доске возникает следующая запись: Совесть-это

В) Работа со словарем (работают 2 пары детей)

Слайд 4

1.Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть - внутрен­нее сознание добра и зла, тай­ник души, в котором отзывает­ся одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступ­ка, чувство, побуждающее к истине и добру».

2. Обратимся к словарю С.И.Ожегова «Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Антуан де Сент-Экзюпери, Аристотель

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными

Слайд 5

2. Игра «Найди пару» ( Слайд 6)

- Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить

  1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

  2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

  3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

  4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
    совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
    спокойна».

  5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

3.Подведение мини-итогов. Рассуждение о том, что же делает советь?

- А сейчас предлагаю вам просмотреть следующий слайд и подвести итоги, что же делает совесть? (слайд 7)

4. Ситуации выбора. «Голос совести».

- Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

 - Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?

Ситуация первая

Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?

Ситуация вторая

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

Ситуация третья

На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.  А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг.  Как можно в этой ситуации поступить по совести?

5. Ролевая игра «Сам себе режиссёр»

- И так как вы уже поняли совесть – это внутренний самоконтроль. Я предлагаю вам на конкретных примерах доказать, что мы ответственны за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше не видел вас. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий :

1 группа : ваш спутник дома расскажет : «Ехал я с обаятельными людьми. Приятно было познакомиться !»

2 группа : ваш спутник дома расскажет : «Ну и люди мне попались в купе – совсем совести нет !»

( уч-ся готовятся 2 – 3 мин. и разыгрывают предложенные ситуации)

- Спасибо. Вы наглядно показали, что руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль даёт человеку сигнал, что он поступил правильно, честно, благородно, значит, он не совершил ничего предосудительного. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести, что тогда ждёт его? (всем известны выражения «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть» или же «спокойная совесть»).

V. Заключительная часть урока

1.Просмотр социального видеоролика о совести

  1. Рефлексия

Дать ответ на вопрос: «А у Вас есть совесть»

- Сегодняшний урок я хочу завершить словами Булата Окуджавы:

Совесть. Благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь.

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может и не станешь победителем,

Но ты будешь жить как человек.

Домашнее задание:

1. изучить самостоятельно мат-л учебника стр. 85-89;

2. просмотреть видеоурок «Школа Лобачевского. Долг. Обязанность»;

3.подготовить вопросы по новой теме;

3. выполнить проверочную работу на ЯКлассе







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Совесть – внутренний самоконтроль человека

Автор: КУШНЕРИК НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Дата: 13.03.2021

Номер свидетельства: 575337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация "Совесть– внутренний самоконтроль человека""
    ["seo_title"] => string(53) "prezentatsiia_sovest_vnutrennii_samokontrol_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "575338"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1615630822"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Час общения «Честь и совесть»"
    ["seo_title"] => string(34) "chas_obshchieniia_chiest_i_soviest"
    ["file_id"] => string(6) "354435"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478066129"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "долг и совесть"
    ["seo_title"] => string(15) "dolgh-i-soviest"
    ["file_id"] => string(6) "252210"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447343685"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Классный час на тему "Что такое совесть?""
    ["seo_title"] => string(42) "klassnyi-chas-na-tiemu-chto-takoie-soviest"
    ["file_id"] => string(6) "338539"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1470224199"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Разработка урока по ОРКСЭ "Заповеди""
    ["seo_title"] => string(35) "razrabotka-uroka-po-orkse-zapoviedi"
    ["file_id"] => string(6) "275230"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452531680"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства