Социальный проект «Вахта памяти» направлен на вовлечение учащихся, родителей, общественность в активную деятельность по патриотическому воспитанию школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальный проект «Вахта памяти»»
Социальный проект «Вахта памяти»
Руководитель проекта Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова г.Усть-Лабинска Краснодарского края
Целевая аудитория: учащиеся5-х классов и 11-го класса МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова. При этом учащиеся 5-го класса выступают в роли активных участников проекта и основной целевой аудиторией, а ученики 10 – 11 классов действуют как организаторы мероприятий и наставники младших товарищей.
Кроме этого выгоду получат педагоги школы: администрация, классные руководители, руководители спортивных секций, учителя-предметники, а также родители учащихся. Сроки реализации проекта: 2015 - 2016 учебный год.
Аннотация проекта
Социальный проект «Вахта памяти» направлен на вовлечение учащихся, родителей, общественность в активную деятельность по патриотическому воспитанию школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.
Социальный проект «Вахта памяти» является настоящей школой жизни, так как участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. Это действенная проверка собственных способностей и возможность скорректировать жизненные установки. Таким образом, решается одна из целей воспитательной системы школы: формирование человека гуманного, творческого, толерантного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности общества; использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью. Эта цель достигается через проведение благотворительных акций, классных часов, школьных, районных, краевых мероприятий, в которых активно участвуют учащиеся, родители и педагоги.
Результатами вовлечения детей в реализацию проекта: учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
В процесс реализации проекта вовлечены педагоги МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, старшеклассники школы, МБУК «Музей» г.Усть-Лабинска.
Ресурсы проекта:
Программа духовно-нравственного развития школьников.
Программа военно-патриотического воспитания школьников.
Медиатека с собранием дисков по истории и культуре России и Кубани.
Районный музей.
Школьная и районная библиотека.
Актуальность проекта
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Патриотическое становление школьников является важнейшей задачей государственной политики, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни. Изменение социально-экономической и политической системы государства оказало неоднозначное воздействие на сознание и поведение учащихся. В настоящий период, с одной стороны, в различных сферах общественной жизни наблюдаются демократические процессы, идет строительство гражданского общества, предоставляются широкие возможности выдвижения личности, проявления инициативы и творчества, предпринимательской деятельности. Россия включается в мировое сообщество, участвует в диалоге культур. С другой стороны, с процессом деидеологизации общества, попытками переписать историю произошла переоценка базовых ценностей, а вместе с ней социальное расслоение и криминализация общества, правовая незащищенность граждан, в средствах массовой информации идет пропаганда насилия, религиозного экстремизма и национализма. Результаты этих противоречий проявились в бездуховности и безответственности, росте подростковой преступности, беспризорности и наркомании, социальной апатии молодежи. Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения и от сохранения исторической памяти своего народа. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления учащихся. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления данная проблема становится особенно актуальной.
Цель проекта: вовлечение учащихся, родителей, общественность в активную деятельность по патриотическому воспитанию школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции; воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции.
Задачи проекта:
— обеспечить учащихся историческими знаниями (с учетом их возрастных особенностей); — приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу;
— формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей; — воспитание чувства гордости к малой родине.
Описание проекта Наша школа является самым старым общеобразовательным учреждением в районе, ей более 100 лет, поэтому имеет свою героическую и самобытную историю, что является благодатной почвой для патриотического воспитания школьников.
Настоящий проект основан на использовании местного материала, в т. ч. экспонатов и экспозиций районного краеведческого музея, школьных архивов, семейных архивов. Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы и включает следующие направления:
— гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; — историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков; — героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
— духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни. Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов по истории России, малой родины, общение с участниками исторических событий, работа с историческими источниками, хранящимися в библиотеках и музеях.
Формы работы: — Изучение истории и культуры родного города и края — Уроки мужества — Классные часы — Праздники и утренники — Участие в конкурсах разного уровня — Экскурсии в музей — Встречи с ветеранами — Сочинения и диспуты — Уроки гражданственности — Презентации Этапы реализации проекта 1. Организационный: сентябрь - октябрь 2015 г. — Вовлечение заинтересованных лиц в работу по гражданско-патриотическому воспитанию школьников (учителя, родители, общественность, УДО), — Подготовка нормативно – правовой базы. — Диагностика уровня сформированности у школьников гражданско — патриотических качеств.
- Сбор информации, составление плана, сроков реализации, ответственных. 2. Основной: ноябрь 2015 г. – май 2016 г. — Реализация плана работы по гражданско – патриотическому воспитанию школьников. — Внедрение новых форм работы.
- Выступления на мероприятиях разного уровня: школьного, муниципального, регионального и т.д. 3. Заключительный (аналитический): июнь 2016 г. — Анализ деятельности по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся в рамках проекта. — Презентация «Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников». — Создание банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Содержание проекта
— «Я – гражданин России» — «Моя малая родина» — «Моя родословная»
Практическая реализация проблемы
№
п/п
мероприятия
ответственные
сроки исполнения
I
Я – гражданин России
1
Урок гражданственности «Символы России»
Учащиеся 11 класса
сентябрь
2
Акция «Человек славен добрыми делами»
Учащиеся 11 класса
октябрь
3
«Отцовской славе верность посвятим!» Первый районный Слет Жуковского движения
РДК
октябрь
4
Общешкольное мероприятие «Ученый, поэт, просветитель, великий сын великой России М.В.Ломоносов»
Учащиеся 11 класса, учителя-предметники
5
Классный час ко Дню рождения А.В.Суворова «Слуга стране, отец солдатам»
Классный руководитель
ноябрь
6
Светлый праздник Рождества. Конкурс поделок
Учащиеся 11 класса
декабрь
7
Я люблю тебя, Россия. Конкурс рисунков
Учащиеся 11 класса
декабрь
8
Районное мероприятие «День Героев Отечества»
РДК
9
«Защитники Отечества!» Военизированная эстафета
Учитель ОБЖ
февраль
10
Виртуальная экскурсия «Подвиг без срока давности»
МБУК Музей
февраль
11
«Бескозырка белая» Битва хоров
Завуч по воспитательной работе
февраль
12
Акция «Подарок моряку, солдату»
Учащиеся 11 класса
февраль
13
Музейный урок «Блокадный Ленинград»
МБУК Музей
февраль
14
Урок мужества «Подвиг героя бессмертен»
Классный руководитель
февраль
15
Информационный блок «Время, события, люди»
Учащиеся 11 класса
март
16
Урок Гагарина
МБУК Музей
апрель
17
Конкурс чтецов «Память, которой не будет конца!»
Учащиеся 11 класса
май
18
Классный час «Дети войны»
Классный руководитель
май
19
Классный час «Афганистан, ты боль моей души!»
Классный руководитель
20
Участие в конкурсах, викторинах, конференциях разного уровня
Учащиеся 5-11-х классов
в течение года
21
Участие во Всероссийских, региональных и школьных олимпиадах по истории России и обществознанию
Учащиеся 5-11-х классов
в течение года
II
«Моя малая Родина»
1
Велопробег в рамках кинофестиваля «Земля отцов – моя земля!».
Учащиеся 5-11-х классов
сентябрь
2
Конкурс рисунков «Усть-Лабинск – мой город!»
Учащиеся 11 класса
сентябрь
3
Урок-выставка «Наш край. За веру, Кубань и Отечество»
МБУК Музей
октябрь
4
Акция «Человек славен добрыми делами»
Учащиеся 11 класса
ноябрь
5
Конкурс поделок «Пасха в кубанской семье»
Учащиеся 11 класса
6
«Мой город в суровые годы войны» Экскурсия в районный краеведческий музей
Классный руководитель
февраль
7
Экскурсионная поездка в Крым
Классный руководитель
апрель
8
«Гордимся, помним, чтим!» Урок мужества у Вечного огня
МБУК Музей
май
9
Акция «Открытка ветерану»
Учащиеся 11 класса
май
10
Акция «Бессмертный полк»
Учащиеся 11 класса
май
11
Участие в краеведческих конференциях, конкурсах и проектах разного уровня «Моя малая Родина!», «Страницы земли Усть-Лабинской»
Учащиеся 5-11-х классов
в течение года
12
Обновление школьного музейного уголка «Малая Атамань» Совместное мероприятие учащихся и родителей
Учитель кубановедения
май
III
«Моя родословная»
1
Беседа «Моя семья – мое богатство»
Классный руководитель
сентябрь
2
Конкурс «Генеалогическое дерево моей семьи»
Учащиеся 11 класса
октябрь
3
Праздник «Самая милая, славная…»
Классный руководитель
ноябрь
4
Акция «Подарок маме»
Учащиеся 11 класса
ноябрь
5
Конкурс сочинений «Семья в жизни человека»
Учителя русского языка и литературы
декабрь
6
Классный час «Семья и Отечество в моей жизни»
Классный руководитель
февраль
7
Родительское собрание «Как стать хорошими родителями»
Классный руководитель
апрель
8
Школьная конференция «Семья, династия, род в истории Кубани, России!»
Завуч по воспитательной работе
май
9
Презентация «Мы все такие разные, но этим и прекрасны мы!»
Учащиеся 11 класса
май
Ожидаемые результаты проекта: В результате реализации проекта ожидается: — вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности; — обогащение содержания гражданско – патриотического воспитания; — привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины — развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности; — формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения; — формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил правового государства; — формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах.
Отчет о реализации социального проекта «Вахта памяти»:
Данный проект был реализован группой учащихся 10-11 класса МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова. Координатор проекта учитель истории и обществознания Таранюкова Н.В.
В ходе проекта учащиеся 5-б класса, родители были вовлечены в активную деятельность по патриотическому воспитанию. Обучающиеся во время различных мероприятий проявили гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию. Особое внимание уделялось формированию чувства гордости за свой народ, его историю, традиции. Результаты проекты можно определить в следующем:
1. Успешное участие учащихся 5-б класса в мероприятиях не только школьного уровня, но и районного, таких как
- Велопробег в рамках кинофестиваля «Земля отцов – моя земля!», Кушнарев Виталий завоевал 2 место.
- «Отцовской славе верность посвятим!» Первый районный Слет Жуковского движения, на котором учащиеся класса завоевали кубок;
- Общешкольное мероприятие «Ученый, поэт, просветитель, великий сын великой России М.В.Ломоносов», 1 место среди 5-8 классов;
- Районное мероприятие «День Героев Отечества»;
- Общешкольное мероприятие Битва хоров, 1 место среди 5-8 классов;
- Школьная конференция «Семья, династия, род в истории Кубани, России!», Курносова Диана представила свою исследовательскую работу;
- Районная конференция «Семья, династия, род в истории Кубани, России!», ученица 11 класса Подолян Анастасия;
- Районный конкурс «Страницы земли Усть-Лабинской», ученица 11 класса Подолян Анастасия, грамота 1 место;
- Краевая конференция «Эврика», на которой выступила ученица 11 класса Подолян Анастасия с работой «Афганистан, ты боль моей души!». Эту работу далее Настя представляла на классных часах у младших школьников.
2. Активное участие в социальных акциях, например «Цветик - семицветик», «Посылка моряку, солдату», «Открытка ветерану», «Подарок маме», «Человек славен добрыми делами», в патриотических акциях «Мы идем снова там, где гремела война», «Бессмертный полк». Причем в акции «Бессмертный полк» учащиеся принимали участие не только с портретами своих воевавших родственников, но и изготовили портреты учащихся своей школы, которые погибли во время войны.
3. Большое количество грамот разного уровня учащиеся получили за участие в различных конкурсах, например конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия»; «Усть-Лабинск – мой город!»; конкурс чтецов «Память, которой не будет конца!»; конкурс поделок «Светлый праздник Рождества»; «Пасха в кубанской семье»; ко Дню матери, ко Дню Защитника Отечества; конкурс сочинений «Семья в жизни человека»; конкурс «Генеалогическое дерево моей семьи» и другие.
4. Проведено огромное количество классных часов, встреч, бесед, соревнований, на которых использовались новые формы работы. Например,
- Урок гражданственности «Символы России»;
- Классный час ко Дню рождения А.В.Суворова «Слуга стране, отец солдатам»;
- Виртуальная экскурсия «Подвиг без срока давности»;
- Викторина для мальчиков «Защитники Отечества!»;
- Музейный урок «Блокадный Ленинград»;
- Урок мужества «Подвиг героя бессмертен»;
- Урок Гагарина;
- Классный час «Афганистан, ты боль моей души!»;
- Классный час «Дети войны»;
- Экскурсия в районный краеведческий музей «Мой город в суровые годы войны»;
- Урок мужества у Вечного огня «Гордимся, помним, чтим!»;
- Урок-выставка «Наш край. За веру, Кубань и Отечество»; - Беседа на основе анкетирования «Моя семья – мое богатство»;
- Праздник «Самая милая, славная…»;
- Классный час «Семья и Отечество в моей жизни».
5. Участие во Всероссийских, региональных и школьных олимпиадах по истории России и обществознанию, таких как «Страна талантов», «Молодежный предметный чемпионат», «Инфоурок». Призовые места заняли Маврищук Е, Курносова Д., Гаврина С., Завершинский В., Николаев Д. и др.
7. Таранюковой Н.В., координатору проекта, объявлена благодарность по итогам проведения Линейки памяти «Поклонимся великим тем годам»; награждена грамотами разного уровня за подготовку победителей и призеров различных олимпиад и викторин по истории; награждена грамотой МБУК «Музей» за плодотворную поисковую деятельность и личный вклад в дело патриотического воспитания молодежи; грамотой за активную творческую работу с учащимися, организацию и проведение конкурсов в рамках «Ломоносовской декады науки».
8. Анализ деятельности по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся в рамках проекта представлен был Таранюковой Н.В. на педагогическом совете с темой «Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников». Так же создан банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, которые можно использовать учителям школы во внеурочной деятельности.
9. Итоги деятельности учащихся по патриотическому направлению представлены на родительском собрании в виде презентации «Мы все такие разные, но этим и прекрасны мы!».
10. Итоги исследовательской работы опубликованы в районной газете «Сельская новь» и в сборнике «Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани»
Вывод:
Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.