Вопрос учащимся «Назовите основные функции социальных институтов»
Вопрос учащимся «Почему семья является социальным институтом?»
Изучение нового материала:
- Беседа с учащимися по вопросу «Почему в обществе появляется стратификация, т.е. социальное расслоение?»
- Вопрос «От чего зависит положение человека в обществе?»
- Разъяснение учащимся критериев социальной стратификации с записью их в тетрадь:
*власть;
*доход;
*образование;
*престиж.
- Дать определение социальной мобильности и записать в тетрадь
Социальная стратификация – это иерархически ранжированное социальное неравенство
- Разъяснение учащимся понятия «неравенство» и запись определения
Неравенство – это неравномерное распределение дефицитных ресурсов и благ общества (деньги, власть, образование, престиж), это неодинаковый доступ к благам между различными стратами и слоями общества.
Стратификация бывает:
Вертикальная
Горизонтальная
Общество делится на разные уровни
Перемещение на своем уровне из одной группы в другую
Исторические типы стратификации:
Рабство
Касты
Сословия
Классы
- Провести дискуссию с учащимися по проблемным вопросам:
«Может ли человек, обладающий высоким уровнем образования, оказаться на низших ступеньках социальной лестницы?»
«Чем отличаются люди, принадлежащие разным стратам (из личного опыта учащихся)?»
«К какому типу относится современное российское общество – закрытому или открытому и почему?»
- Разъяснить учащимся сущность понятия «социальная мобильность» с записью в тетради.
Социальная мобильность – это изменение места занимаемого человеком или группой лиц в социальной структуре.
Чем выше социальная мобильность, тем общество более открыто.
Рассмотреть виды Социальной мобильности:
Вертикальная
Связана с переходом из одного слоя в другой и с изменением статуса. Бывает восходящая и нисходящая
Горизонтальная
Связана с перемещением внутри одного слоя, статус не меняется
Индивидуальная
Групповая
Межпоколенная
Изменение статуса детей по сравнению со статусом родителей
Внутрипоколенная
Изменение статуса внутри одного поколения
Организованная
Осуществляется под руководством государства
- Разъяснить понятия «маргиналы» и «люмпены»
Маргиналы – индивиды, утратившие свой прежний социальный статус и находящиеся на границах социальных слоев.
Люмпены – это люди, опустившиеся на социальное дно.
- Разъяснить понятие «социальные лифты»
«Социальные лифты» - это каналы социальной мобильности – факторы, с помощью которых осуществляется перемещение.
Социальные лифты по Питириму Сорокину (автору термина):
*школа
*армия
*церковь
- В беседе с учащимися выявить дополнительные каналы социальной мобильности:
*социальный статус семьи
*СМИ
*накопление богатства
*брак с представителем высшего класса
*физические и умственные способности, а также внешние данные человека
*партийная и общественная деятельность
4. Закрепление изученного материала:
- Вопрос учащимся «Как различаются общества с точки зрения вертикальной мобильности?»
- Предложить учащимся смоделировать ситуации, демонстрирующие горизонтальную и вертикальную мобильность.
5. Выставление оценок учащимся за работу на уроке, подведение итогов.
6. Домашнее задание: параграф №34, вопросы и задания после параграфа.