kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальная стратификация и мобильность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Социальная стратификация и мобильность»

 

Класс: 10

 

Тип урока: комбинированный

 

Цели урока:

 

- показать учащимся особенности социального расслоения общества;

- закрепить умения анализировать социально-экономический статус человека;

- показать особенности социальной мобильности;

- закрепить потребности социально-активного поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальная стратификация и мобильность»

Тема урока: «Социальная стратификация и мобильность»



Класс: 10



Тип урока: комбинированный



Цели урока:



- показать учащимся особенности социального расслоения общества;

- закрепить умения анализировать социально-экономический статус человека;

- показать особенности социальной мобильности;

- закрепить потребности социально-активного поведения.



Основные понятия:



Социальная стратификация (дифференциация), социальный статус, социальный институт, социальный лифт, маргиналы, люмпены, неравенство.

Оборудование: мультимедийная презентация



Ход урока:



  1. Оргмомент (разъяснение целей урока)

  2. Опрос по домашнему заданию:

Вопрос учащимся «Что такое социальный институт?»

Вопрос учащимся «Назовите основные функции социальных институтов»

Вопрос учащимся «Почему семья является социальным институтом?»

  1. Изучение нового материала:

- Беседа с учащимися по вопросу «Почему в обществе появляется стратификация, т.е. социальное расслоение?»

- Вопрос «От чего зависит положение человека в обществе?»

- Разъяснение учащимся критериев социальной стратификации с записью их в тетрадь:

*власть;

*доход;

*образование;

*престиж.

- Дать определение социальной мобильности и записать в тетрадь

Социальная стратификация – это иерархически ранжированное социальное неравенство

- Разъяснение учащимся понятия «неравенство» и запись определения

Неравенство – это неравномерное распределение дефицитных ресурсов и благ общества (деньги, власть, образование, престиж), это неодинаковый доступ к благам между различными стратами и слоями общества.



Стратификация бывает:



Вертикальная

Горизонтальная

Общество делится на разные уровни

Перемещение на своем уровне из одной группы в другую



Исторические типы стратификации:

Рабство

Касты

Сословия

Классы

- Провести дискуссию с учащимися по проблемным вопросам:

«Может ли человек, обладающий высоким уровнем образования, оказаться на низших ступеньках социальной лестницы?»

«Чем отличаются люди, принадлежащие разным стратам (из личного опыта учащихся)?»

«К какому типу относится современное российское общество – закрытому или открытому и почему?»

- Разъяснить учащимся сущность понятия «социальная мобильность» с записью в тетради.

Социальная мобильность – это изменение места занимаемого человеком или группой лиц в социальной структуре.

Чем выше социальная мобильность, тем общество более открыто.

Рассмотреть виды Социальной мобильности:



Вертикальная

Связана с переходом из одного слоя в другой и с изменением статуса. Бывает восходящая и нисходящая

Горизонтальная

Связана с перемещением внутри одного слоя, статус не меняется

Индивидуальная


Групповая


Межпоколенная

Изменение статуса детей по сравнению со статусом родителей

Внутрипоколенная

Изменение статуса внутри одного поколения

Организованная

Осуществляется под руководством государства



- Разъяснить понятия «маргиналы» и «люмпены»

Маргиналы – индивиды, утратившие свой прежний социальный статус и находящиеся на границах социальных слоев.

Люмпены – это люди, опустившиеся на социальное дно.

- Разъяснить понятие «социальные лифты»

«Социальные лифты» - это каналы социальной мобильности – факторы, с помощью которых осуществляется перемещение.

Социальные лифты по Питириму Сорокину (автору термина):

*школа

*армия

*церковь

- В беседе с учащимися выявить дополнительные каналы социальной мобильности:

*социальный статус семьи

*СМИ

*накопление богатства

*брак с представителем высшего класса

*физические и умственные способности, а также внешние данные человека

*партийная и общественная деятельность

4. Закрепление изученного материала:

- Вопрос учащимся «Как различаются общества с точки зрения вертикальной мобильности?»

- Предложить учащимся смоделировать ситуации, демонстрирующие горизонтальную и вертикальную мобильность.

5. Выставление оценок учащимся за работу на уроке, подведение итогов.

6. Домашнее задание: параграф №34, вопросы и задания после параграфа.

Слайды к презентации:










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социальная стратификация и мобильность

Автор: Кириченко Татьяна Григорьевна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Тест " Социальная стратификация. Мобильность "10-11 класс."
    ["seo_title"] => string(57) "tiest_sotsial_naia_stratifikatsiia_mobil_nost_10_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "462974"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1521737065"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Социальная мобильность "
    ["seo_title"] => string(23) "sotsial-naia-mobil-nost"
    ["file_id"] => string(6) "140350"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417944915"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Тест "Социальные отношения". Профильный уровень "
    ["seo_title"] => string(50) "tiest-sotsial-nyie-otnoshieniia-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "165045"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422731307"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Тест по теме "Социальные отношения". Профильный уровень "
    ["seo_title"] => string(60) "tiest-po-tiemie-sotsial-nyie-otnoshieniia-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "165042"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422731047"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок обществознания в 11-м классе на тему "Социальная структура общества» "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-obshchiestvoznaniia-v-11-m-klassie-na-tiemu-sotsial-naia-struktura-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "143615"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418564308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства