kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: 8класс обществознание

На уроке рассматривается та часть экономической жизни общества, которая связана с отношениями собственности. Необходимость регулирования этих отношений  породила систему правовых норм, регулирующих имущественные  и связанные с ними личные неимущественные отношения между людьми. Усвоение материала особенно значимо для изучения  тем о рыночной экономике.

Ключевые слова: Имущественные  отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности,  правомочия собственника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»»

Палатова Ирина Николаевна

п. Быстрогорский

Быстрогорская муниципальная

общеобразовательная средняя школа

учитель обществознания


номинация «Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»

Аннотация: 8класс обществознание

На уроке рассматривается та часть экономической жизни общества, которая связана с отношениями собственности. Необходимость регулирования этих отношений породила систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между людьми. Усвоение материала особенно значимо для изучения тем о рыночной экономике.

Ключевые слова: Имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности,  правомочия собственника.































Тема урока: Собственность.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся представления о собственности. Способствовать самораскрытию и саморазвитию учащихся(связь темы урока с социальным опытом учащихся, осознание актуальности темы).

Задачи: планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные - сформировать у учащихся представление о собственности и ее формах; - раскрыть роль собственности в обществе; - овладение учащимися знаниями и навыками, обеспечивающих наиболее полное понимание информации; - повышение уровня правовой культуры учащихся; - получение учащимися навыков самоанализа своей деятельности.

УУД Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные

- находить информацию в различных источниках;

- владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы

- обобщать и систематизировать полученную информацию


- планировать и ставить цели деятельности;

- оценивать степень достижения результатов

- понимать позицию другого;

- излагать свое мнение, уметь его корректировать;

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,


- аргументированно оценивать свое и чужое поведение;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека.

Тип занятия: занятие по изучению нового учебного материала 

Вид занятия: урок-исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ)

Технологии: педагогика сотрудничества (уважение личности ребенка, субъектный подход)

Формы обучения: индивидуальная и фронтальная.

Методы обучения: метод проблемного обучения, самостоятельная работа с текстом, мозговой штурм, эвристическая беседа, опрос, устная форма рефлексии.

Основные термины и понятия:

Имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности, физические лица, юридические лица, правомочия собственника: владение, пользование, распоряжение.

Организационная структура урока

1 Организационный этап. Подготовка учащихся к работе на уроке. 2 Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Вхождение в тему урока. Работа с понятиями, беседа учителя, мозговой штурм, создание проблемной ситуации 3 Целеполагание. Постановка проблемы 4 Этап открытия нового знания. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. 5 Практическое изучение нового материала с использованием различных информационных источников. Первичное закрепление. 6 Этап проверки понимания учащимися нового материала. Обобщение полученных знаний с использованием материалов презентации, дискуссия по поставленному вопросу. Объяснение учителя, групповаяработа с текстом.

7 Этап закрепления нового материала. Проверка и коррекция полученных результатов. Закрепление у учащихся знаний и УУД, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. (выполнение заданий формата ОГЭ)

8 Этап инструктажа по выполнению домашнего задания Сообщение учащимся домашнего задания. Разъяснение методики его выполнения, требований к результатам.

9 Подведение итогов урока. Рефлексия (обсуждение высказывания Аристиппа, Диогена)

Оценки за урок

Ход урока

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, рада вас видеть, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы продолжим говорить об экономических явлениях. И рассмотрим один из ключевых экономических институтов. Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность. Актуализация опорных знаний ( загадки, пословицы ) О чем будет идти речь вы можете догадаться.

-Коль трудился круглый год, будет кругленьким…?(Доход)

-Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся ..?(Залог)

-Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги)


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О СОБСТВЕННОСТИ

-Всяк хочет взять, а никто не хочет дать.

-Своя шапка: как захочу, так и надену.

-Не бери чужого - не бойся никого.

-На чужой каравай глаз не порывай, а о своем заботься.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

«Собственность»

Целеполагание

Сформулировать тему урока. Поставить цель урока.

Самый главный вопрос, связанный с обладанием собственностью поставил еще древнегреческий философ Аристипп. Его друг и извечный оппонент Диоген утверждал, что человек свободен лишь настолько, насколько он самодостаточен и независим от материальных благ. В стремлении достичь максимальной свободы этот мудрец раздал свое имущество и поселился в большой глиняной бочке - пифосе. Однако Аристипп не разделял всеобщего преклонения перед Диогеном.

Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими, это дает свободу.

Выскажите ваше мнение по данному вопросу.

(Нужно правильно распоряжаться своим имуществом. Об этом )

Цель урока Сформировать представление о собственности как экономической и юридической категории .

Сегодня на уроке мы обсудим

Имущественные отношения. Разберемся в том, что такое собственность, каковы ее формы. Узнаем, каким образом мы можем защитить свое право собственности.

Работать мы будем с текстом учебника и документами.

По ходу урока вы заполните рабочие листы, составите кластер «Собственность». Подпишите, пожалуйста, рабочий лист. Высказывают свое понимание мысли Аристиппа и Диогена. Отвечают на вопрос учителя.

Открытие нового знания

Развивать умение учащихся работать с понятиями

из словарей, учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы

1 Имущественные отношения работа с текстом стр. 161 Подумайте:

1.Каждый ли человек владеет имуществом? 2. Каким имуществом вы владеете?

Обобщая ответы учащихся, делаем вывод  Имущество –это совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту

Владея каким либо имуществом, мы вступаем в имущественные отношения. Но они разнообразны, ведь мы пользуемся не только тем, что принадлежит лично нам.

Пример:

транспорт - принадлежит субъекту, мы покупаем билет и нас везут, т.е. мы заключаем договор с владельцем транспорта и вступаем в договорные отношения – это вид имущественных отношений.

Совершая покупку в магазине, мы заключаем договор купли-продажи (чек) – это тоже имущественные отношения

Вопрос: Так, что же такое имущественные отношения?

Имущественные отношения –это отношения между людьми, в основе которых лежит право на собственность.

2 Собственность. работа с текстом стр. 162-163 Подумайте: Что такое собственность? 

с точки зрения психологии– собственность — это проявление биологической природы человека: чувство собственности заложено в человеке от рождения.

Так ребенок, в возрасте 1,5-2х лет начинает осознавать себя самостоятельным человеком и у него появляется, по словам психологов, «естественное желание собственника».

Но мы будем говорить о собственности с точки зрения экономики и права. 

Большинство современных ученых трактуют понятие собственность в 2-х аспектах: экономическом и юридическом.

Экономическая категория – принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам.

Юридическая категория – это право владения, пользования, распоряжения объектом собственности.

Работа с документом Конституция Российской Федерации (ст.35)

Собственность –это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам, а также право на их обладание.

Возьмите, пожалуйста, ваши рабочие листы, запишите определение собственности.

Какие исторические типы форм собственности вы знаете?

( Опережающее задание. Как проходила эволюция форм собственности нам расскажет …...............................)

Эволюция форм собственности. 

Отношения собствен­ности прошли длительный путь развития, на котором происходила неоднократная смена форм собственности. Каждая исторически сложившаяся форма собственности соответствует уровню развития производительных сил и сложившейся системе экономических отношений.

Исторически первой была общинная собственность, а так как господствующей отраслью было сель­ское хозяйство, главенствующая роль принадле­жала земельной собственности.

Дальнейшее развитие производительных сил, специализация труда, рост производительности труда привели к производству большого количества излишек. Они присваивались отдельными людьми. Возникло имущественное неравенство. На смену общинной форме собственности пришла рабовладельческая.

Эта форма собственности основывалась на присвоении труда рабов, которые являлись объектами собственности рабовла­дельцев.

Феодальная земельная собственность преоблада­ла в средние века. Она базировалась на эксплуатации труда крепостных крестьян.

Развитие товарно-денежных отношений, первоначальное накопление капи­тала, внедрение машинного производства привели к разорению мелкотоварного произ­водства. Возникла частная капиталистическая собствен­ность периода так называемого чистого капитализма. Эта собственность основывалась на наемном труде работников и равенстве частных лиц как субъ­ектов собственности.

Таким образом, развитие форм собственности и их смена определяются развитием производства и производи­тельных сил. Вместе с изменением содержания производства меняется и его общественная форма — собственность.

Спасибо …….., присаживайтесь.

Сейчас вы узнали, что эволюция форм собственности напрямую связана с развитием производства и производительных сил, что, в свою очередь лежит в основе любой экономической системы.

Выполняя домашнее задание, вы сравнивали различные виды экономических систем. Предлагаю выполнить задание на эту тему. Откройте, пожалуйста, учебник стр. 160, задание 3.

Нужно  распределить перечисленные признаки по соответствующим графам, отвечаете по очереди, называя по одному признаку:

1 ряд — рыночная экономика 2 ряд — командная 3 ряд — традиционная

(1 минута выделить, потом проверка)

А ребята получают индивидуальное задание, работа по карточкам.

1 ряд Рыночная: эк. самостоятельность производителей, равные права для всех форм собственности,

Какие особенности рыночной экономики вы можете еще назвать?

свободное ценообразование,

конкуренция,

факторы производства находятся преимущественно в частных руках.

2 ряд Командная: контроль за распределением благ со стороны государства,

преобладание государственной собственности, принятие государственных планов, обязательных для производителей;

поддержка государством стабильного уровня цен; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов.

3 ряд Традиционная: господство натурального хозяйства,

«простой труд» как основа хозяйства,

производство продукции преимущественно для собственного потребления,

замкнутость хозяйства,

использование производственных ресурсов на основе обычаев.

Дополнить могут ребята, которые работали по карточкам. Проверяем карточки. Встаньте, пожалуйста, зачитайте задание.

Вопрос: Из каких нормативно-правовых актов мы можем узнать о правах собственника?

Конституция РФ,ГК РФ (запишите)

Наряду с Конституцией РФ и ГК РФ, право собственности граждан и юридических лиц корреспондируется в ряде иных Федеральных законов. Так, например, в Земельном кодексе РФ закрепляется право собственности на землю граждан и юридических лиц.

Практическое изучение нового материала.

Полученную информацию применить на практике.

Физминутка (приложение)

3.Формы собственности.

В Конституции и Гражданском Кодексе зафиксированы формы собственности. Откройте учебник на стр. 164. Работа с таблицей Назовите какие формы собственности есть в РФ.

Формы собственности -частная, государственная(федеральная и собственность субъектов федерации), муниципальная (органы местного самоуправления),собственность общественных организаций(собственность юридических лиц-здания), коллективная собственность(совместная собственность трудового коллектива ОАО),общественная собственность(принадлежит обществу СССР -социалистическая собственность)

Теперь давайте разберемся, что, согласно закону, мы можем делать со своей собственностью? т. е., рассмотрим собственность как юридическую категорию (стр. 162-163)

Юридическое содержание собственности (правомочия собственника) раскрывается через владение, пользование и распоряжение,

Право владения – фактическое обладание вещью

Право пользования  извлечение из имущества полезных свойств

Право распоряжения – возможность изменения его принадлежности, состояния, включая полную или частичную передачу прав.

Продемонстрируйте на принадлежащей вам вещи свое право собственника

Я читаю задание, дети отвечают. Задание (владеть, распоряжаться, пользоваться, владеть, распоряжаться.)

Кто может быть собственником?

Субъекты права собственности

1.Граждане (физические лица) человек как носитель прав и обязанностей.

2.Юридические лица( которые выступают как носители прав и обязанностей(предприятия, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или управлении имущество)

3.Государство РФ(субъекты федерации)

4.Органы местного самоуправления.

Занесите эти данные в кластер

 личные вещи принадлежат физическим лицам,

юр. Лицо Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа владеет имуществом на праве оперативного управления, а собственник муниципальное образование (т.е органы местного самоуправления),

работа с источником ГК РФ Что может быть объектом собственности?

Объекты права собственности:

Ст.128. Объекты гражданских прав

-вещи(наличные деньги и ценные бумаги), иное имущество(безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права), результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), нематериальные блага(принадлежащие человеку от рождения или в силу закона, как жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь, доброе имя)

Любое ли имущество может находиться в собственности граждан? (стр. 163)

Нет,

- Объектом права собственности граждан и юридических лиц не могут быть некоторые виды вооружений, памятников истории и культуры, недра, континентальный шельф,

- а также отдельные виды имущества владение которыми ограничено в целях нравственности и здоровья.

Итак, мы узнали, что такое собственность, что включает в себя право собственности, рассмотрели субъекты и объекты собственности, но каким образом приобретается право собственности?

4.Защита права собственности.

Проблемное задание. Каким образом человек становится собственником?

Основания приобретения права собственности ст.218 ГК (уч. стр.165)

1.Изготовление (сам изготовил вещь)

2.Собственник продукции, доходов полученных в результате использования имущества

3. По наследству

4.В результате купли-продажи, обмена, дарения и др. сделок.

5.Приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника.

6.Выплатив пай как член потребительского кооператива.

Приведите примеры, иллюстрирующие возникновение права собственности.

А вот в такой ситуации у вас есть основания приобретения права собственника?

Задание про найденный телефон:

Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

Этап проверки понимания учащимися нового материала.

 Итак, предлагаю вернуться к вопросу, который у нас появился в самом начале уроке:



Как видим, основания приобретения права собственности могут быть различными.

Все они строго оговорены законом.

Но бывают случаи когда люди стремятся присвоить чужую собственность.

Вы видите, что большая часть преступлений совершается именно против собственности. Так каким образом можно защитить свое имущество?

 Наше право собственности защищает закон. Какие именно нормативно-правовые акты стоят на стражи нашего права собственника

Право собственности защищает Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, а так же

Уголовный кодекс РФ

Обобщить полученные знания.

Но, ребята, согласитесь, что большую роль в защите права собственности играет государство. Прочитайте приведенное высказывание,  раскрыть смысл данного высказывания: «Правительство не имеет никакой другой цели, кроме обеспечения прав собственности». Д.Локк

Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Защита права собственности. Работа с текстом на стр.165 Решение проблемного вопроса. Каким образом человек становится собственником? Самостоятельная работа и проверка задания.

Итак, результатом нашей работы является создание кластера, который отражает собственность как экономическую и юридическую категорию.

Этот кластер поможет вам при подготовке домашнего задания. Осмысливают полученную информацию



Домашнее задание

Закрепить знания, полученные на уроке,  1) Подготовить пересказ параграфа с опорой на план.

2) Сообщение «Преступления против собственности» (главой 21 УК РФ)

3. дифференцированное индивидуальное задание по заготовленным карточкам.(работа со слабоуспевающими учащимися) Приложение

Рефлексия.

Соотнесение цели урока и результата

Давайте вернемся к проблеме, обозначенной древнегреческим философом Аристиппом и Диогеном.«Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими».

Что нового вы сегодня узнали о собственности и о своих правах на собственность?

Выставление оценок за урок. Выборочно собрать рабочие листы (у тех, кто не отвечал на уроке)

Выражение благодарности за плодотворное сотрудничество.

Анализируют свою деятельность по достижению цели.







Приложение



Карточка № 1

Правительство страны Z провело реформы, в результате которых был осуществлен переход от командной экономики к рыночной. Сравните два типа экономических систем, упомянутых в условии задания. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

  • 1) конкуренция товаропроизводителей

  • 2) господство государственной собственности

  • 3) решение проблемы ограниченности ресурсов

  • 4) производство товаров и услуг

ЧЕРТЫ СХОДСТВА: ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ:



Карточка № 2

Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ А) государство определяет количество производимой продукции

Б) многообразие форм собственности

В) директивное распределение производственных ресурсов

Г) цены определяются соотношением спроса и предложения

Д) производитель свободен в принятии решений

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1) рыночная

2) командная (плановая)

Карточка № 3

Установите соответствие между признаками и типами экономических систем, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А) свободная конкуренция

Б) цены на товары определяют спрос и предложение

В) государство директивно руководит экономикой

Г) преобладает натуральное хозяйство

Д) решение основных вопросов экономики с помощью обычаев, хозяйственного опыта предков

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1) рыночная

2) традиционная

3) плановая



Приложение. Физминутка.

Если собственник – хозяин (разводим руки в сторону),

 Эта мысль отличная (сгибаем руки в локтях к груди).

 Собственность есть муниципальная (наклон с вытянутыми руками в одну сторону),

 И бывает личная (наклон в другую сторону).

 

Если общество – хозяин (разводим руки по кругу),

 Может быть общественной. (наклон вперёд)

и  ведь  каждый гражданин ( маршируем)

за неё ответственный. (маршируем).

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»

Автор: Палатова Ирина Николаевна

Дата: 04.05.2017

Номер свидетельства: 413213

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по обществознанию "Познание" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-poznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "144457"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418730369"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Методические указания по выполнению самостоятельной работы по теме: "Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи". "
    ["seo_title"] => string(155) "mietodichieskiie-ukazaniia-po-vypolnieniiu-samostoiatiel-noi-raboty-po-tiemie-ekonomika-i-ekonomichieskaia-nauka-ekonomichieskiie-sistiemy-ekonomika-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "127083"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415269873"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Выступление: Мотивация обучающихся на уроках обществознания через творческие работы "
    ["seo_title"] => string(105) "vystuplieniie-motivatsiia-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-obshchiestvoznaniia-chieriez-tvorchieskiie-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246229"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446313555"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок в 6 классе по обществознанию "Общение" (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-v-6-klassie-po-obshchiestvoznaniiu-obshchieniie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "121432"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413974842"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Правовое воспитание на уроках обществознания"
    ["seo_title"] => string(49) "pravovoe_vospitanie_na_urokakh_obshchestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "647910"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1711362932"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства